Чьи размышления любить ближних любить врагов своих. Кто такой враг? Любить врага? Но зачем

22. Мерило совершенства (Матфей 5:43-48)

Вы слышали, что сказано:
“люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”.

А Я говорю вам:
Любите врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящих вас
и молитесь за обижающих вас
и гонящих вас,
да будете сынами Отца вашего Небесного.

Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить
над злыми и добрыми
и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо, если вы будете любить любящих вас,
какая вам награда?
Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших,
что особенного делаете?
Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны,
как совершенен Отец ваш Небесный.

Кем сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”? Первая часть этого высказывания, так часто произносимая Иисусом, – это цитата из Левита 19:18: “Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь”. Более замечательного выражения понятия добрососедства, чем в этой главе, трудно найти, ведь оно включает великодушие, верность, честность и справедливость, отсутствие злобы и мстительности и искренние усилия к взаимопониманию . Не раз в этой книге мы уже обращались к этой теме .
Вторая часть высказывания Иисуса не может быть нигде в законе найдена; в то время как понятие “ближний” в процитированном стихе ограничивается израильтянами, в той же главе говорится: “Когда поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его. Пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш” . Следовательно, этот закон любви относится к чужестранцам в той же степени, как и к близким людям.
Более того, одно из самых выразительных положений закона направлено на предотвращение ненависти к тому народу, от которого Израиль пострадал больше всего: “Не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его” . Израильтянам завещалось “истребить” и “полностью разрушить” завоеванные народы, чтобы спастись от разложения языческой аморальностью . Одно место в завете кажется исключением: “когда Господь, Бог твой, успокоит тебя от всех врагов твоих... изгладь память Амалика из поднебесной” , – но выполнить это входит в полномочия Божественного суда. Никакого оправдания не может быть найдено духу человеческого мщения.
Слова Господа, поэтому, должны интерпретировать скорее распространенную точку зрения, а не положение Закона. Евреи обладали незавидной репутацией “человеконенавистников”. Диодорус Сикулус говорит о Моисее как о человеке, который “вводил среди евреев их мизантропические и беззаконные традиции”; Иосифу Флавию пришлось тоже столкнуться с подобными обвинениями от ряда писателей. Соединение таких настроений с именем Моисея является явным искажением истины и частью оскорбительных легенд о еврейских началах, пересказываемых этими авторами; это, однако, – общепринятая точка зрения на отношение евреев к не-евреям. Шурер говорит: “Перечень всех греческих и римских авторов, которые с начала 2 века после Рождества Христова враждебно высказывались по отношению к евреям, мог бы стать списком известных имен. Почти все авторы, которым приходилось говорить о евреях, делали это с неприязнью” .
Насколько эти обвинения оправданы? Особенность еврейского Закона вызывала негодование, что дало Аману шанс сыграть на предубеждении против них , точно так же люди выступали и против ранних христиан, относясь к ним как к “злодеям”, потому что их вера требовала отделиться от жизни языческого общества . Страдали ли евреи от обвинения в верности Закону Божьему? Без сомнения – да, но не только этим объясняется их дурная слава. К сепаратизму, превратившемуся, под влиянием неправильного толкования Закона, в высокомерную уверенность в своей правоте, они добавили горькое возмущение чужеземным надзором; Павел же смог верно охарактеризовать их как “всем человекам противящихся”, имеющих противоположную всему человечеству цель .
Еврейское мышление совершило две ошибки. Оно, во-первых, стремилось сузить понятие “ближний”, любить которого предписывалось законом. Примером может служить тот законник, который, “желая оправдать себя”, спросил: “А кто мой ближний?” На его вопрос Иисус ответил другим: “Кто... был ближним попавшемуся разбойникам?... Иди, и ты поступай так же” . Во-вторых, они предоставили себе свободу ненавидеть тех, кого, как они полагали, им не завещано было любить.
Иисус внушал не сентиментальность в отношениях с врагами, а такой стиль жизни, при котором принимаются и друзья, и враги. Большая трудность в понимании этого завета происходит из эмоциональной близости слов, означающих любовь и расположение. Чувство, испытываемое нами к тем, кто проявляет красоту личности, можно описать так: без него жизнь была бы серой и ужасной. Однако существует любовь как постоянное состояние сознания, не знающее пределов, как реакция на неисчерпаемые человеческие нужды. Человек беден? Ему может понадобиться наша материальная помощь. Он богат? Ему может понадобиться наша духовная поддержка. Он упрям и деспотичен? Может быть он хочет пойти на все, чтобы ранить нас, несмотря на свою собственную боль? (Что также означает действовать “назло”). Или он является противником Истины, желающим принести страдания тем, кто ее исповедует? (Везде есть и такие, кто хочет этого и поступает так). В таком случае он гораздо больше нуждается в нашем примере ответа добром на зло и в нашей молитве о том, чтобы он смог открыть глаза на то, чем он рискует. Мы не можем решить, что он недостоин спасения и поступать в осуждение ему. Бог – судья, Ему и принадлежит возмездие. Чем же занят Сам Бог?
Свет и вода – первое, что необходимо для физической жизни. Но Иисус, как поэт, не называет их в принятой всеми форме: он использует образы – солнце и дождь. Таково свойство поэзии – означать больше, чем сказано; и смысл слов Иисуса состоит в том, что людское существование зависит не от беспристрастности или даже терпимости Бога, а от Его действенной любви. Эти слова настолько просты в своей красоте, что, не моргнув глазом прочитывая их, весь смысл мы открываем лишь в контексте. Потому, единственная цель Нагорной Проповеди – показать, что Бог приводит “многих сынов в славу”, следовательно, они не могут быть Его сыновьями, не уподобившись Отцу: они не получат полного и окончательного усыновления, являющегося искуплением Тела, если не придут к отражению Бога, как Он им открылся в Своем Сыне, Возлюбленном и Единородном.
Божественная любовь, открывшаяся в Нагорной Проповеди, является, потому, различной по подходу и избирательной, подобно нашей любви к друзьям, когда нас “тянет” к ним из-за их добрых качеств. Если сказано о “нищих духом”, что “их есть Царство Небесное”, то это потому, что Отец их “благоволил” дать им (а не другим) приготовленное для них Царство. Слова о том, что “кроткие... наследуют землю”, имеют тройной смысл: 1) Суд должен проявиться в отборе тех, кто кроток; 2) определенно, что они (и никто другой) достойны наследовать землю; 3) чтобы изгнать гордых и привести к владению кротких, должно состояться Божественное вмешательство. Суд, как выбор, так и как результат этого выбора, по сути своей сопутствует Божественной любви; любовь же между Отцом и Его сыновьями – отзывчива и обоюдна.
Но в то время как “Господь праведен, – любит правду”, люди не могут стать способными к любви, пока Бог не возлюбил их. Иисус показывает, что действие Божьей любви проявляется в создании таких условий жизни, без которых люди не могли бы Его познать. Этот акт любви выпадает на долю людей, независимо от того, кто они и кем они могут стать. Он свободен, ничем не ограничен и вызван не личными качествами тех, на кого он направлен; большинство слов Иисуса свидетельствует об этом. Мы можем увидеть причину этого: ни одного человека нельзя заставить любить и сделать так, чтобы он стал сыном Божиим, – эта идея содержит внутреннее противоречие. Только та любовь ценна для Бога, которую люди проявляют сами: это должен быть отказ от себя и свободная воля. Однако, будучи слабыми плотскими существами и завися в жизни от “Его духа и Его дыхания”, люди не могут сами даже отказаться от Его помощи; они не могут свободно любить, пока не будут свободно любимы. Любовь, давшая им жизнь, должна дать им и свободу – свободу ответить или отвергнуть проявленную по отношению к ним любовь.
Решение проблемы не может быть сведено к словам, что Бог дарит Свою любовь тем, в ком предвидит желание возлюбить Его, остальным же людям помогает от случая к случаю. Несомненно, солнце и дождь – это то, что “любящим Бога... содействуют ко благу”. Ясно также, что Он “предузнает” этих людей, и они “предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его...” Однако сказать, что эта истина – славная сама по себе – контролирует или обуславливает имеющий Божественное начало дар любви человека к человеку, значит лишить смысла слова Христа. Иисус говорит, что Бог делает так, что солнце восходит и дождь проливается на злых и добрых, справедливых и несправедливых; Его обдуманные действия направлены на то, чтобы и те, и другие получили Его дары. Такая деятельность Бога – образец и урок любви к врагам. Однако, если Бог посылает солнце и дождь Иванову, который сейчас грешен, зная, что тот раскается, то Его действия по отношению к Иванову качественно отличаются от таковых по отношению к Сидорову, который, как знает Бог, не раскается. Любое различие в причине и качестве всеобщих даров Бога исключено, что подтверждается словами Иисуса; иначе и не могло быть, если любовь человека к Богу является его личным ответом на любовь Бога к нему. Ограничивать эту любовь, как любовь к тем, кто ответит на нее, как предвидел Бог, было бы отречением от самой природы любви и сведением на нет ее истинной цели.
Это заключение может повести чуть дальше. Иногда доказывают, что, когда Иоанн пишет: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного...”, – мир, о котором говорится, – будущий, а не существующий сегодня. Достаточно ответить, что слово “космос” (греческое слово, переведенное как “мир”) в Евангелии от Иоанна не имеет такого смысла: оно всегда относится к существующему порядку и обычно противопоставляет тьму мира свету, который излучает Христос. Однако следующий ответ состоит в том, что Бог отдал Своего Сына, “дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную “: мир, который любит Бог, – это, таким образом, мир гибнущих, мир, враждебный по отношению к Нему из-за греха; следовательно, абсолютно прав был доктор Томас, когда в книге “Элпис Израел” объединил отрывки из Иоанна 3:16 и из Матфея 5:44 в одну мысль, полную глубокого значения.
Два отрывка, на которые ссылается д-р Джон Томас, говоря о спасительной любви, являются фундаментом его рассуждений и легли в основу истинной доктрины искупления. Первый – в 1 части книги, главе 4, где автор описывает “мир” Адама, который был учрежден на вынесенном приговоре и законе, данном при изгнании людей из Эдема. Он пишет, что, хотя человеческая деятельность отмечена одним грехопадением за другим, “Бог так возлюбил мир...”, что определил: мир не должен погибнуть, но должен спастись от зла. В другом месте (часть 1, глава 5) д-р Томас показывает, что движение к примирению неизбежно должно исходить от Бога. Он пишет: “Бог не нуждается в успокоении со стороны человека, и любая система, основанная на представлениях о том, что это необходимо, не только противоречит писанию, но и по существу неверна. Он уже примирился с миром, который всегда любил, хотя этот мир действует, как враг Бога...”
Этот отрывок, который необходимо изучить в полном контексте, чтобы охватить всю глубину мысли д-ра Томаса, безошибочно отражает истину. Бог любит Своих врагов: Его воля – спасение всех людей . Следовательно, ни индивидуально, ни коллективно людям не предопределено умереть, любовь Бога направлена к миру и его нуждам. Эта Божья любовь, проявляемая в беспристрастно удовлетворяемых нуждах физической жизни, находит свое полное выражение в даре вечной жизни. “Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” . Еще раз вспоминая слова Иисуса, Павел говорит: “...будучи врагами, мы примирились с Богом смертию сына Его” . И в своей смерти Христос сознательно отождествляет себя с любовью своего Отца, отдающего его жизнь в качестве искупления многих.
В простоте сказанного в Матфее 5:45, следовательно, содержатся две мудрые и связанные между собой мысли: о Божией любви и о свободе человека. Из-за этой любви, говорит Иисус, Отец Небесный “совершенен”. Каков Он, таковыми должны быть и они. Их любовь, подобно солнцу, должна светить злым и добрым, справедливым и несправедливым и должна оставаться неизменной, чистой и безмерной. “Такая любовь к другим должна быть выражением внутренней природы, которая инстинктивно рождается великодушной жизнью, впитавшей дух щедрого Бога в содружестве с Христом, и стремящейся действовать в своей собственной малой сфере так, как Отец ведет Себя по отношению ко всем” .
Те, кто любит только в расчете получить ответное чувство, – это торговцы любовью, ростовщики в любви. Те же, чья любовь ограничена кругом родственников, стоят не выше животных: такие люди слишком страстно любят собственную плоть. Чтобы представить себе эти два типа любви, не способных искупить человеческую природу, Иисус берет, к примеру, группу людей, состоящую из сборщиков налогов и пошлин, ценивших деньги настолько выше религии или патриотизма, что они не гнушались идти на службу чужеземным властям. Они могли бы любить, будь они любимы в ответ. Но о каком воздаянии может идти речь, если они тратили только с расчетом получить возмещение?
Если ученики Христовы проявляют в жизни любовь к своим врагам, они могут стать (слово, более точное, чем “быть”) сыновьями своего Отца. Поступая так, они станут “совершенны”, как совершенен Он – очевидная перекличка с часто повторяющимся предписанием Израилю: “Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш” . Что значит быть совершенным? Если говорить о людях, вспоминается выражение: “Сердце его было (или не было) вполне (т. е. совершенно) предано Господу Богу его” . Такое совершенное сердце – полное, чистое, единое в своей целостности; именно таков Бог. Нет ничего несовершенного в Боге, нет никакого раскола, а потому – нет и непостоянства. Он – таков же вчера, сегодня, вечно; одинаков для всех людей.
Еврейское слово, означающее совершенство, – “шалом”, или то же, что и “мир”; совершенство – это единство внутри самого себя, мир – единство с другими. Ближе всего к пониманию этой проблемы подошел Иаков в главе 3:2: “Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело”. В других частях Нового Завета это слово обычно имеет смысл “зрелый”, “полностью развитый”, как мы видим это в посланиях к Ефесянам 4:13, Филиппийцам 3:15, Колоссянам 1:28. Но Иаков, кажется, приближается ближе к тому оттенку значения, с которым использует это слово Иисус: “Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка” . Молодому человеку Иисус говорит: “Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое...” Еще только один раз произносит Иисус это слово (хотя он говорит “совершенно” в Луке 13:32 и Иоанне 17:23); и довольно странно, что в синоптических Евангелиях, где так много сказано о любви ко всем людям, этот случай описан только у Марка так: “Иисус, взглянув на него, полюбил его” .
Замечательный уровень этого учения, рассматриваемый, как высокая отметка уровня христианской этики, наметился еще в Ветхом Завете, и особенно, – в Притчах. Здесь мы встречаем мысль о равенстве людей перед Богом:

Бедный и лихоимец встречаются друг с другом;
но свет глазам того и другого дает Господь.

Мудрый не будет радоваться поражению врага:

Не радуйся, когда упадет враг твой,
и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.
Иначе увидит Господь, и неугодно это будет в очах Его,
и Он отвратит от него гнев Свой.

Другой отрывок, цитируемый в Новом Завете, тесно перекликается со словами Иисуса:

Если голоден враг твой, накорми его хлебом;
и если он жаждет, напой его водою:
Ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его,
и Господь воздаст тебе.

Не может быть случайностью, что существует двойное соответствие между содержанием последнего отрывка и словами Господа: а) “накорми его хлебом” и “любите врагов ваших”; и б) “Господь воздаст тебе” и “Какая вам награда?”
Чтобы проследить влияние этих слов Иисуса в Новом Завете, было бы необходимо исчерпывающе проанализировать учение о любви, но мы можем отметить несколько отрывков, явно отражающих его. Послание к Римлянам, глава 12 является толкованием слов Иисуса, но основные моменты содержатся в стихах 12, 14, 17-21: “...В скорби будьте терпеливы... Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте... Никому не воздавайте злом за зло... Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию... если враг твой голоден, накорми его... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром”. “Побеждай зло добром” – это квинтэссенция Нагорной Проповеди. Здесь Павел мог бы сослаться на самого себя как на последователя Господа: “Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим...” Петр, писавший во времена усиливающихся гонений, вспоминал великий Пример: “Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдал, не угрожал...” Ссылка как на учение Господа, так и на пророчество Исаии содержится у него и в главе 3:9: “Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение”. “Блаженны...”, – говорит Господь; и хотя Петр использует не слово “блаженны”, как в заповедях Блаженства, а близкое к нему – “благословлять” (т. е. говорить о ком-то хорошо), связь между двумя идеями ясна. Не следует упускать из виду и то, что в упреке Иакова мы видим ссылку на “благословение и проклятие”. Другие параллели можно обнаружить в 1 послании к Фессалоникийцам 5:15 (особенно интересное место, т.к. появилось раньше других), Галатам 6:10 (“Будем делать добро всем...”) и во 2 Петра 1:5-11.
Что значит быть истинным сыном Божиим, описано в послании к Ефесянам 4:31-32 словами, очень напоминающими нам учение Нагорной Проповеди, и особенно – Матфей 5:44-48. Достижение совершенства – цель, описанная в посланиях к Филиппийцам 3:8-13 и Колоссянам 1:27-28; знание же, укорененное в любви, которая растет, чтобы постигнуть любовь Христа (тема Ефесянам 3:18-19), может быть основана только на толковании Господом Божией любви.
В заключение приведем отрывок из послания к Колоссянам 3:12-15, обобщающий так много мыслей из Нагорной Проповеди, – кротость, милосердие, прощение, любовь, совершенство, мир – что он должен быть приведен полностью для того, чтобы читатель сам смог проследить за нюансами и подтекстом сказанного. Однако следует отметить, что в основе всего отрывка лежит мысль об отношениях с Богом, опирающихся на завет:
“Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны”.
Примечания к главе 3.9

1. Левит 19:9-10, 11-18
2. также Исход 23:4-5
3. Левит 19:33-34, сравни с Исходом 22:21 и Второзаконием 24:17
4. Второзаконие 23:7
5. Второзаконие 7:16; 20:17,18; 23:3-7; Числа 31:16
6. Второзаконие 25:17-19
7. E. Schuerer “Jewish People in the Time of Christ”
8. Есфирь 3:8
9. 1-е Петра 2:12
10. 1-е Фессалоникийцам 2:15
11. Лука 10:25-37
12. 2-е Петра 3:9; Иезекииль 18:23,32; 33:11; 1-е Тимофею 2:4
13. Римлянам 5:8
14. Римлянам 5:10
15. James Moffatt “Love in the N.T.”
16. Левит 9:2
17. 3-я Царств 8:61; 11:4; 15:3-4
18. Иаков 1:4
19. Матфей 19:21
20. Марк 10:21
21. Притчи 29:13 (“свет” здесь синоним “жизни” – см. Псалтирь 12:4; 35:10; 55:14)
22. т. е. от него к тебе; Притчи 24:17-18
23. Притчи 25:21-22, процитировано в Римлянам 12:20
24. 1-е Коринфянам 4:12-13
25. 1-е Петра 2:23

"Евреи враги евангелия ради нас уверовавших."

По одной этой фразе можно понять Ваш писательский уровень! Где, скажите пожалуйста, в Евангелии Вы нашли, что ЕВРЕИ враги Евангелия? Везде сказано ИУДЕИ - люди, исповедующие ИУДАИЗМ в какой-либо форме и отрицающие мессианство Христа! Вы же своим выражением просто посеяли семена антисемитизма в неутверждённых "христианских" душах! Предположим, это прочитает юный бритоголовый, считающий себя христианином. В его понимании на всегда засядет, что евреи-враги (кого и чего ему будет всё равно. Его верооисповедания и значит его нации, которая считает себя поголовно христианской). А потом он пойдёт крошить этих врагов и ставить свечки за упокой их души в храме. Ваши труды похожи на лекарства с побочным эффектом - одно лечит, другое калечит. И второе бывает намного хуже первого. Покайтесь и не пишите человеческие суждения, прикрываясь духовностью. Дух Святой не делает подобных ляпов. Иначе всё Писание было бы в них! Успехов.
Комментарий автора:
Это не я написал, а автор послания к Римлянам (11 глава). Не нужно льстить никому, в том числе и евреям. Они больше вас зауважают, нежели вы будете им талдычить о том какие они избранные и ставить капкан. Апостол Петр, исполнившись Духом, вообще сказал просто: "Которого вы распяли" и написано, что они умилились сердцем и затем уверовали. Поверьте, я давно служу(моему) этому народу и знаю, что лицемерие больше ставит препятствий к истинному уверованию.

Не бойтесь о семенах антисемитизма. Сегодня "благославляющие Израиль" и говорящие ему лестно куда более обращают его на ложный путь. Юный бритоголовый, прочитав истину,задумается, а лесть его еще больше укоренит и обозлит. Евреи враги евангелия - ради нас. Это четко и понятно духовному человеку и предназначено, в данном случае, к духовным. Евреи, избранный народ - проверяют истинность в лагере уверовавших христиан, то есть евреев и неевреев. Но им нужно покаяние, как и нам за отступление от истины. Нам, в первую очередь, потому что мало молимся за враждующих...

А крошить будут в любом случае, в том числе и храмы, где свечки ставят, там также полно лицемерия, как и в кругу сегодня модных течений протестанвтов. Гонения были, есть и будут. Евреев - за то, что они евреи, то есть избранный народ, пока не будет надлежащего сокрушения к покаянию всего народа; церковь - за то, что она не светит во тьме. За имя Христа быть гонимым - это привилегия.

Евреи - поставлены Богом во свет для язычников. Лишь остаток из евреев - исполняет это. Бог Сам приведет к исполнению это обетование для Израиля. Ему более дано, с него более и спрашивается, как мы это видим в истории всего Израиля.

Итак, спасибо вам за внимание...

Скажите, какие конкретные отношения, действия и т.п. подразумеваются под "любить врагов своих". Что это значит? И кого мне считать за врагов?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос призывает: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:43-45). Под врагом понимается всякий человек, который делает нам зло. В результате падения прародителей в мир вошел грех. Нормальные отношения между людьми нарушились, и вместо любви стал царить эгоизм. Бог желает преодоления этого искаженного состояния мира. В заповеди любите врагов ваших выражен основополагающий закон духовно-нравственного бытия мира: только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Ненависть, даже к человеку, делающему зло, умножает зло. Иисус Христос не только дал эту великую заповедь, но и показал ее жизненную силу. Его искупительный подвиг на Голгофе является идеальным исполнением данной Им заповеди. Он, претерпевая страшные муки на Кресте просил Отца за распинавших и хуливших Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34). Христиане, ученики Иисуса Христа, должны все совершать в образ Спасителя.

Мы имеем впечатляющие примеры любви к врагам, как среди древних христиан, так и среди тех, кто жил во время, близкое к нашему. Революционер И.Каляев бросил в карету великого князя Сергея Александровича бомбу, которая на куски разорвала его тело. Это было 4 февраля 1905 г., а 7 февраля супруга убиенного великая княгиня Елизавета Федоровна встретилась с Каляевым. Свидание было устроено в канцелярии арестного дома Пятницкой части г. Москвы. Она сказала арестованному: «Я хотела бы только, чтобы вы знали, что великий князь простит вам, что я буду молиться за вас…». Побуждая его к спасительному покаянию, она подала ему икону.

Христианская любовь не есть что-то неизменное. В каждом верующем она имеет разную меру полноты. Восходя постепенно все выше по лестнице христианского совершенства, последователь Иисуса Христа может дойти до исполнения труднейшей для невозрожденного человека заповеди о любви к врагам.

«Какие конкретные отношения, действия подразумеваются»? Жизнь разнообразна, и не возможно исполнение этой заповеди свести к перечню каких-либо действий. «Люби, и любовь сама тебя научит, когда как лучше поступить» (Блаж. Августин).

Ст. 43-47 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Изречение, на которое ссылается Иисус, отсутствует в Ветхом Завете. Ближайший эквивалент - слова из книги Левит, которые звучат так: Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19:18) . Под ближним (евр. רצ) здесь понимается соплеменник, представитель народа израильского, верующий во единого Бога: призыв книги Левит не распространяется на иноплеменников и язычников. В Нагорной проповеди Иисус берет из этого изречения лишь его смысловое ядро: люби ближнего твоего ; все остальное Он оставляет за скобками. В других случаях, однако, Он приводит эту заповедь в более полном варианте: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:39 ; Мк. 12:31) .

Это необходимо учитывать для понимания того, какой смысл вкладывал Иисус в заповедь о любви к ближнему. Во-первых, Он утверждал, что это одна из двух главных заповедей закона Моисеева: в совокупности заповеди о любви к Богу и ближнему составляют нравственное ядро закона и пророков. Во-вторых, под ближним Иисус понимает не только единоверца и соплеменника: ближний - это всякий, кто нуждается в помощи, участии, заботе.

Таким образом, отталкиваясь от буквы Ветхого Завета, Иисус полностью меняет ее дух, наполняя заповедь Моисеева закона совершенно иным содержанием, чем то, которое было изначально в нее вложено. Обычную поведенческую норму, подчеркивающую необходимость солидарности между членами одного народа, Иисус превращает в основополагающий нравственный принцип, который должен распространяться на всех людей вне зависимости от их национальности и вероисповедания.

Слова «ненавидь врага твоего» мы в такой форме в Ветхом Завете не находим. Возможно, изречение «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» употреблялось еврейскими раввинами и было на слуху у тех, к кому Иисус обращался в Нагорной проповеди. Похожее предписание мы находим в кумранском «Уставе общины»: «… любить всех сынов света, каждого сообразно его жребию в совете Бога, и ненавидеть всех сынов тьмы, каждого по его преступлению с возмездием Бога». Тем не менее этот текст нельзя считать прямой параллелью к изречению, цитируемому Иисусом.

По своему содержанию выражение «люби ближнего, но ненавидь врага», хотя и не имеет прямых аналогов в законе Моисеевом, полностью соответствует общей нравственной установке Ветхого Завета, где термин «враг» (евр. איב) употребляется в двух основных значениях: а) враг народа израильского, то есть всякий народ, ведущий военные действия против Израиля или его потенциальный противник, в расширительном смысле, всякий иной народ; б) личный враг того или иного человека. Благословение Божие выражается в том, что Бог предает в руки человека его врагов (Быт. 14:20 ; 22:17 ; 24:60 ; 49:8) . А это происходит только в том случае, если человек верен Богу: Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих (Исх. 23:22) . Древние евреи искренно верили, что, если они будут соблюдать заповеди Божии, Бог будет отождествлять их врагов со Своими врагами.

Ненависть к врагам была не просто характерной чертой древних евреев: она была частью их идентичности, их мироощущения. Можно только догадываться, какое изумление и негодование вызывал у фарисеев и законников призыв Иисуса любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих и гонящих. Этот призыв ниспровергал их основополагающие жизненные установки, радикально расходился с духом и буквой закона Моисеева, требовал от них переосмысления своей поведенческой модели в повседневной жизни.

Своей заповедью Иисус прежде всего пытается раздвинуть рамки мышления слушателей, заставить их понять, что Его учение имеет универсальный характер. Иисус не противопоставляет любовь к врагам любви к ближним: Он расширяет понятие ближних, включая в них врагов. Любящий только тех, кто его любит, ничем не отличается от язычников: так в Нагорной проповеди. В Проповеди на равнине параллельное место звучит несколько иначе: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают (Лк. 6:32-33) . У Матфея исполняющему заповедь Иисуса противопоставляются мытари и язычники; у Луки - грешники. Матфеевское если приветствуете только братьев ваших , имеющее достаточно узкий смысл, у Луки заменено более широким и всеобъемлющим: если делаете добро тем, которые вам делают добро (в буквальном переводе «если благотворите благотворящим вам»).

Основную мысль в обоих случаях можно передать следующим образом: отношение к человеку не должно зависеть от его отношения к нам; любовь не должна быть только взаимной; добро не может быть только ответным. В проявлении любви и делании добра христианина призван занимать проактивную, а не реактивную позицию: он должен не просто реагировать на чувства и поступки других, но сам становиться источником добра и любви.

Заповедь о любви к врагам можно назвать квинтэссенцией всей христианской нравственности: в ней, как в фокусе, отражены другие заповеди Иисуса. Не случайно она помещена последней в серии антитез, в которых Его учение противопоставляется ветхозаветным установлениям. Именно заповедь о любви к врагам наиболее решительно обновляет ветхозаветное представление о любви, о нравственности, о тех критериях, на которых должно строиться отношение человека к человеку. Эта заповедь закладывает основу того нового миропорядка, который, по-видимому, вообще неосуществим вне рамок общины учеников Иисуса.

Любовь к врагам не исключает, а дополняет любовь к друзьям, близким, любящим: она есть то особенное и новое, что добавляется к обычному и старому, но не перечеркивает его. Здесь мы видим наглядный пример того, как Иисус исполняет (восполняет) Ветхий Завет, не нарушая и не упраздняя его (Мф. 5:17) . То, что человек призван любить любящих и благотворить благотворителям, - это как бы само собой разумеется, также как и то, что нельзя убивать и прелюбодействовать. Но Иисус призывает к праведности, которая превосходит праведность фарисеев, и не просто регулирует человеческие взаимоотношения в правовом поле, а открывает людям путь в Царство Небесное (Мф. 5:20) , делает их сынами и дочерьми Небесного Отца.

По учению Иисуса, любовь Бога к человеку не зависит от поведения человека. Именно в этом смысл слов о том, что Бог повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных , ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6:35) . Подобно отцу из притчи о блудном сыне Бог любит и того, кто Ему верен, и того, кто от Него отходит (Лк. 5:11-24) .

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.

По данным Фонда Общественное мнение 59% россиян считают себя православными. Вот только кто из них подлинно верующий христианин, это большой вопрос.
Согласно основам православного вероучения, к Церкви принадлежит тот, кто участвует в её жизни на практике, а не тот, кто заявляет это в анкетах или опросах.
Христианином можно назвать лишь того, кто в своей повседневной жизни исполняет заповеди Христа о любви к ближнему и врагу своему. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего своего и ненавидь врага своего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Заповедь Христа о любви к врагам остаётся одной из самых сложных для понимания. Некоторые считают, что это неправильный перевод Евангелие, другие считают требование «любить врагов своих» безумием.
Любовь к врагам – это ключ к пониманию тайны христианства.
Зачем же любить врагов своих?!


Верующих в России, по разным оценкам, от 60 до 80% . Верят в Бога – 60%; верят в существование Высшей Силы, Духа или Разума – 20,9%; не верят в Бога – 16,5%.

Для сравнения, верующих в Бога (и верховное существо) в США 73%, в Италии 62%, в Испании 48%, в Германии 41%, в Британии 35%, во Франции 27%.

Люди могут верить в Бога, но при этом не читали Библию, верят в астрологию, переселение душ и пр. Недавние атеисты вдруг стали воинствующими неофитами, и готовы подраться со всеми, кто не согласен с ними в вопросах веры. Даже в церкви верующие люди дерутся друг с другом.

Религиоведы и социологи из Русской Академии Наук после тщательно проведённых исследований установили, что верующих в России насчитывается в среднем 4,5% – в десять-двенадцать раз меньше, чем об этом же говорят богословствующие.

Называться верующим и быть верующим далеко не одно и то же.
Кто-то считает, что быть христианином означает ходить в церковь по праздникам, ставить свечки. В народе таких называют «подсвечники». Это даже не прихожане, а «захожане» – как выражается мой одноклассник, работающий при церкви.

Верующими христианами считают себя и те, кто перед Пасхой и Рождеством постится и молится, но при этом не исполняя главной заповеди Христа – «любить врагов своих».
Хотя без внутреннего духовного действия внешние ритуалы не имеют смысла.

Я был крещён в православной церкви в младенчестве, и до сих пор прихожу в свой храм «Кулич и Пасха». Но каждый раз у меня возникает один и тот же вопрос: когда наконец уберут торговлю из храма? когда будет отменена плата за «крещение»? зачем церкви столько золота?
В Греции православные храмы и одеяние патриархов скромнее, что не приводит к умалению святости, скорее наоборот.

Выступления Патриарха Кирилла по субботам – глас вопиющего в пустыне! Многие во время проповеди оценивают очередное роскошное одеяние Патриарха, а не слушают обращённые к ним слова.

При всей справедливости упрёков в адрес Русской Православной Церкви, надо признать, что в нашем обществе нет никакой другой организованной силы, которая бы призывала к любви и творила добро. Без церкви мы перестанем существовать как нация очень быстро. Не случайно, Збигнев Бжезинский (ярый антикоммунист и советник президента США по национальной безопасности) говорил, что после распада СССР главный враг – православие!

«Умом Россию не понять…. В Россию можно только верить». Потому без веры Россия очень скоро перестанет существовать.

Я не сторонник позиции, по которой есть только одна истинная религия (церковь), а все остальные ложные. Религий много, вера – одна!
Вера от Бога, религия от человеков.
Термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего связывать, соединять. Поэтому религию можно определить как союз благочестия человека с Богом.
Верование – это «технология» соединения человека с объектом веры.
Вера – глубоко личное, я бы даже сказал, интимное свойство.

Для понимания своей веры я совершил паломничество по Святой Земле, побывал в Назарете, Вифлееме, Галилее, Иерусалиме, провёл ночь в Гефсиманском саду, прошёл путь Христа на Голгофу.

Мало что изменилось. Миром правит сила, причём сила не добрая.
Сегодня мир вновь охвачен пандемией насилия. Предложения решать конфликты мирно не воспринимаются. Со словами «с нами бог», нации, проповедующие христианскую любовь к врагам своим, убивают не только врагов, но по ошибке и друзей своих.

Ныне ценится умение постоять за себя. Не будешь сопротивляться – сожрут! Человек человеку – волк!

Террористы используют грубую силу. Но добиваются ли они результата?
Если вспомнить «красный террор», то победило тупое насилие, сметающее и пугающее самих носителей идеи. Но чем закончился «красный террор»?

Моисей сорок лет водил по пустыне народ свой, не в силах нарушить заповедь «не убий». А Иисус Навин, сменив Моисея, быстро завоевал «место под солнцем» для своего народа, разрушив Иерихон.

Насилие всегда порождает только насилие. Учитывая возможности современного оружия, это путь самоуничтожения.

«Если враг не сдаётся, его уничтожают!» – такова истина этого мира.
А «любить врага своего» – это истина мира иного.

Заповедь «любить врага» может исполнять только человек верующий в посмертное воздаяние за свою праведность. Не верующий же считает это безумием, поскольку со смертью тела для него жизнь прекращается.

Любить врага означает любить Бога, доверяя Ему.

Ветхозаветный закон (талиона) был понятен: «око за око, зуб за зуб». Но тут приходит Христос, и даёт новый закон: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб… А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

Сегодня этот закон кажется неуместным, впрочем, как и всегда казался. Римляне почитали это безумием, поскольку всегда делали ставку на силу. Но в итоге победила христианская церковь, а всесильная римская империя погибла.

Некоторые полагают, что «любить врагов своих» это неправильный перевод. Но так усомниться можно во всём Евангелии.
Более понятны слова Христа: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Этому «золотому правилу нравственности» уже пять тысяч лет.
Но как можно любить врагов, желающих нас уничтожить?
Мы любящих нас не всегда любим. Да и разве можно себя заставить любить?

В Новом Завете, который был написан на греческом языке, речь идёт о любви «агапэ», а это доброжелательное отношение к каждому человеку, в том числе и к врагу.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит, любовь никогда не перестаёт…» (1-е Коринфянам).

В жизни нашей постоянно приходится сталкиваться с недоброжелателями. Как взаимодействовать с ними? Отвечать враждебностью на враждебность?

Инстинкт нам подсказывает, что врага надо ненавидеть, потому что он нас ненавидит и желает нам зла. Лучший способ решить проблему любви к врагам, это устранить врагов.

Если мы последуем зову своего инстинкта и будем ненавидеть врага, то сердце наше наполнится злобой. Чем яростнее наш отпор врагу, тем больше злобы должно быть в нас. Внешне побеждая злом врага, мы при этом терпим внутреннее поражение. Внешний враг разбит, а внутренний враг через злобу захватил наше сердце и торжествует.

Для бандита убийство - есть выплеск злобы, а для солдата - необходимое средство борьбы.
«Господь осуждает не борьбу со злом и не применение силы к носителю зла, и даже не лишение его жизни. Он осуждает злобу человеческого сердца. Само желание причинить зло кому-нибудь».

А может быть, с волками жить, по-волчьи выть?
Можно ли выжить, прощая врагов своих и возлюбив их по заповеди Христовой?
А иначе и не выжить!

Нужно ли помогать своему врагу? Быть может, пример нашего незлобия изменит его внутреннее состояние, он пересмотрит своё отношение к нам и вместо злобы воцарится мир?

«Враги человеку – домашние его», – сказал Христос.
Предают нас чаще всего наши ближние. Ни один посторонний или даже враг нас так не предаст, как это может сделать наш родственник, или друг, или возлюбленный.

И в моей жизни был случай, когда ближние мои обманули меня, предали и оклеветали.
Что мне оставалось? Возненавидеть их навсегда и забыть?
Но родственников, как известно, не выбирают.

Ненавидеть глупо. Ненависть в ответ порождает только ненависть. Взаимная ненависть приводит к убийству.
Что же делать?
Хорошо, пойдём от противного. Если ненавидеть глупо, и это тупик, то что остаётся? Остаётся только любить. От судьбы не уйдёшь! Невозможно оторваться от тех, с кем связан. Всякая нелюбовь рождает ненависть. Всякое отрицательное действие вызывает противодействие большей силы. А потому ничего не остаётся, как любить, любить несмотря ни на что! Просто нет другого выхода. ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

Если не простишь, остаётся только ненавидеть. Ненависть разрушает прежде всего тебя самого. Невозможно жить постоянно в отрицательных эмоциях – сердце не выдержит. Если хочешь выжить – надо любить. ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ! – это главный вывод моего романа-быль «Странник» (мистерия).

Могу ли я достичь любви, злом отвечая на зло? Если Иисус подал нам пример любви и всепрощения, то и верить в Него означает верить в этот чудодейственный рецепт. Если ты веришь, что зло злом не преодолеть и только любовью можно достичь всего, значит, ты веришь и в Того, кто подсказал тебе этот рецепт.

Лично я стараюсь любить врагов своих. Чтобы научиться любить всех, нужно научиться любить каждого. А раз так, то нужно любить и тех, кто причиняет тебе зло.
Отвечая насилием на насилие, мы умножаем зло.

Лев Толстой тоже пытался ответить на вопрос, как и зачем любить врагов своих. В книге «В чём моя вера?» он пишет: «Любить врагов? Это было что-то невозможное… Можно не вредить своему врагу. Но любить нельзя… Нельзя любить личных врагов, но людей вражеского народа можно любить точно так же, как и своих».

Утверждение Л.Н.Толстого о том, что под врагом нужно подразумевать не личного врага, а какой-либо народ, не совсем верно. Иисус Христос под врагами подразумевал не народ как общность людей, а врагов личных.

Нам долго внедряли мысль о враждебности американского народа народу русскому. Но нас обманывали. Нет такой исконной враждебности.
Народ в целом не может испытывать ненависти ни к другому народу, ни к отдельному человеку. Личные враги могут быть, а врагов всего народа быть не может. Это уже происки элит, которые пытаются манипулировать массами с помощью искусственно создаваемого образа врага.

Люди двух разных народов после личного знакомства могут полюбить или будут уважать друг друга несмотря на то, что они принадлежат к двум враждующим народам.

Лев Толстой был умным человеком, и его теория «непротивления злу насилием» не глупость.
Ганди воплотил идею Толстого о непротивлении злу насилием в жизнь в конкретной политике.

Непротивление злу не означает потворствовать злу, а преодоление зла любовью.
Защищаться надо. Но не нападать.
Даже ислам, допуская месть, признаёт, что лучше – простить.

Если вступаешь на путь мести, будь готов умереть.
Можно сказать, что любовь к врагу это самоспасение.

Как любить врага? Как не противиться злому, если можешь оказаться жертвой чужого коварства? И разве не глупо подставлять правую щёку, когда тебя ударили по левой? Нет, с этим невозможно согласиться.

Какому из двух Иисусов мы верим: разбойнику Варавве или проповеднику Га-Ноцри?

«Вот ты распространяешь слюнявые заповеди вроде “возлюби врага своего” и при этом надеешься, что народ пойдёт за тобой. А народу не нужны бессмысленные призывы к любви, когда вокруг каждый за себя и все готовы перегрызть друг другу глотки. “Не делай добра, не получишь зла” - вот истина, которую я усвоил с детских лет, и никогда в ней не обманулся. Ты никогда не убедишь меня в том, что нужно любить врагов и благословлять проклинающих нас. Как с тобой поступают, так и сам поступай; тебя обманывают, и ты обманывай. “Око за око, зуб за зуб”, - сказано в Законе.

Как всё было просто и понятно: око за око, зуб за зуб. Ты же учишь не ненавидеть, а любить врага своего. Поверь, люди не способны на это. Они не смогут уподобиться тебе и пойти за тобой. Потому что они люди! Твоим бредовым идеям о прощении и смирении они предпочитают конкретный результат силового воздействия. Ведь очевидно, что на силу нужно отвечать силой. Ты же предлагаешь любить. Но эта Божья любовь. Она недоступна людям и недостойна их.

Людей удерживает от преступления страх мести, а отнюдь не прощение. Если хочешь, подставляй другую щеку; я же не идиот, чтобы, когда у меня отнимают рубашку, отдать и верхнюю одежду. Ты сумасшедший или дурак, а может быть, действительно не от мира сего, если полагаешь, что добром можно победить зло. Глупец! Врага нужно ненавидеть. Это ясно даже ребенку! А может быть, ты и впрямь сумасшедший, раз предлагаешь подставить левую щеку, когда тебя ударят по правой, да ещё благословить обижающих нас?

Силу можно победить только силой, и ты это знаешь. Кому нужны твои призывы к любви? Это всё пустые и вредные сказки, потому что свободу можно завоевать с помощью крепких кулаков, а не через постыдное смирение.
Да, со злом нужно бороться, но не любовью, как ты призываешь, а тем же оружием, которым хотят одолеть тебя. А если подставить другую щёку, то враг обязательно нападёт вновь».

Значит, надо жить по христовой заповеди, не убивать и любить друг друга? Но ведь если я возлюблю ближнего как самого себя, то не должен его жрать, и тогда он сожрёт меня. Значит, я из любви к ближнему должен принести себя в жертву? Да никто не живёт по христовой заповеди! Это только на словах призывают к любви, а на деле жрут друг друга. Необходимость заставляет бороться за выживание. Значит, не верна христова заповедь, если противоречит природе человеческой. Выходит, Христос ошибался, раз не под силу людям любить ближнего своего как самого себя.

Разве можно зло победить любовью?
- Можно. Причем только силой самой любви. Суть этой силы в том, что она ищет обращения ко всему лучшему, что есть в человеке, побуждая его быть добрым. Ведь любовь - самое естественное проявление человека. Подставить щёку не означает согласиться со злом. Любить врага, по-моему, означает бороться с ненавистью, засевшей в нём. Любовь - это активное добро, а не пассивное непротивление злу. Зло борется, но побеждает любовь! Любовью мы живы, даже утопая во лжи, зле и беззаконии».
(цитаты из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская ЛитератураБез рубрики . Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью . Комментарии и уведомления сейчас закрыты.