Чему научились, что восприняли друг у друга

Председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. Что стало заметным событием для того самого общества.

Хотя назначение на этот пост Владимира Легйоды заслуживает внимания не меньше.

42-летний Владимир Легойда - кандидат политических наук, профессор кафедры международной журналистики, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО. И выпускник этого солидного учебного заведения. Священнического сана не имеет.

Прихожане моего храма - то есть, церкви, где я бываю (к моему стыду, редко) о Всеволоде Чаплине всегда отзывались не очень хорошо. После каждого его странного высказывания, которое, как правило, муссировалось в прессе и блогосфере, обязательно раздавались голоса, что от него православию больше вреда, чем пользы.

И я, честно говоря, давно называл персону, которую мне бы хотелось видеть на его месте. Именно Владимира Легойду, который в то время тоже был не последним человеком в РПЦ, - председателем Синодального информационного отдела и иногда выступал в прессе, на радио и телевидении. Хотя не так часто, как Всеволод Чаплин. Несколько раз я его слышал на «Эхе Москвы», и уже тогда он мне казался оптимальной кандидатурой.

Хотя бы потому, что с обществом, состоящим не только м православных, должен разговаривать не монах. Который слишком глубоко погружен в религиозную жизнь и просто не может позволить себе компромиссов в дискуссиях о христианстве.

Тем не менее назначение Владимира Легойды стало для меня полной неожиданностью. Поскольку я не очень знаком с административной церковной жизнью, и мне казалось, что самые важные посты в РПЦ должны занимать монахи. Оказывается, это вовсе необязательно. Уверен, что новый руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества сумеет найти нужный тон в общении с журналистами, в том числе оппозиционными. И не будет допускать досадных ляпов, как его предшественник.

Однако Всеволод Чаплин допустил ляп даже после увольнения. Не потому, что пришел на телеканал «Дождь» , а потому, что там сказал.

И Андрей Кураев, и Всеволод Чаплин, как мне кажется, забыли о самом главном: церковная жизнь - это не только и не столько РПЦ со сложными отношениями между патриархом, Синодом и председателями отделов. Это не Московская духовная академия с ее внутренними профессорско-преподавательскими интригами. И даже не монастыри, при всем уважении к подвижничеству насельников. Самой массовой частью Церкви являются миллионы прихожан, которые приходят в десятки тысяч храмов, разбросанных по всей России.

И нам тут, внизу, совершенно безразлично, кто какую должность занимает в Патриархии. Мы заняты собственными проблемами, которые приводят нас в храм. А решать их нам помогают священники и все, кто собирается по воскресеньям ы храме, - обычные православные люди.

Разумеется, мы не живем в вакууме и знакомы с яркими обличительными выступлениями Андрея Кураева последнего времени и с не менее яркими и неоднозначными высказываниями Всеволода Чаплина. Но, скорее, мы знаем этих публичных персон как публицистов и спикеров, а не как священнослужителей. Они обличают что-то свое, близкое им. На моем отношении к православию или к моему священнику это никак не отражается.

Почему их обличения важны для тех, кто не ходит в церковь, кто вообще считает религию мракобесием, а монахов приравнивает к вороватым чиновникам, для меня загадка. В РПЦ нет бюджетных средств, - храмы строятся, журналы издаются исключительно на пожертвования. В том числе, между прочим, на мои. Так вот меня и других прихожан моего храма, как и прихожан десятков тысяч других храмов, судьба наших денег не волнует, а тех, кто не жертвует, почему-то беспокоит, в каких домах и квартирах живут иерархи и на каких машинах ездят.

Это наше внутреннее дело - православных. И когда Андрей Кураев или Всеволод Чаплин выносят сор из избы, меня их откровенность удивляет.

Разумеется, церковные проблемы можно и нужно обсуждать. И мы их часто обсуждаем, когда собираемся после Литургии, что, если кто не знает, переводится как «общее дело». Правда, чаще всего ограничиваемся проблемами своей церкви - то есть, тем, что нам ближе, а потому куда важнее.

Почему Андрей Кураев и Всеволод Чаплин решили, что свои трения с РПЦ нужно обсуждать именно с аудиторией «Дождя», слушателями «Эха Москвы» или читателями «Живого журнала» - для меня еще одна загадка. Мне кажется, тем самым они пытаются привлечь на свою сторону людей, которые не только не в состоянии решить церковные проблемы, а, наоборот, с удовольствием их бы усугубили, если б могли.

Сходить бы им исповедаться да причаститься - успокоить страсти, что кипят в их мятежных сердцах. И покаяться, конечно, ведь есть в чем.

Как, впрочем, любому из нас.

Дата рождения: 8 августа 1973 г. Страна: Россия Биография:

В.Р. Легойда — церковный и общественный деятель, журналист, педагог, специалист в области культурологии, политологии и религиоведения, кандидат политических наук, профессор кафедры международной журналистики, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, главный редактор журнала «Фома», председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата.

Родился 8 августа 1973 г. в г. Кустанай (Казахстан). В 1990 г. окончил Кустанайскую среднюю школу № 10.

В 1996 г. окончил Московский государственный институт международных отношений (У) МИД России, факультет международной информации.

В 2000 г. защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук.

В 2005 г. ВАК присвоено ученое звание доцента.

Семейное положение — женат, воспитывает двух дочерей и сына.

Образовательная деятельность

  • 1996-2007 гг. — преподаватель, затем старший преподаватель и доцент кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, с 2013 г. — профессор той же кафедры;
  • 2007-2009 гг. — заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО (У) МИД России, с 2009 г. — профессор той же кафедры;
  • с 2011 г. — член Ученого совета гимназии святителя Василия Великого.

Церковная деятельность

  • в 2006-2008 гг. — член рабочей группы по разработке программного документа Русской Православной Церкви «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»;
  • в 2009-2015 гг. — председатель ;
  • с 2009 г. — член ;
  • с 2010 г. — член Русской Православной Церкви;
  • с 2010 г. — член ;
  • с 2011 г. — секретарь Русской Православной Церкви;
  • с 2011 г. — член ;
  • с 2012 г. — член Попечительского совета храма святого благоверного великого князя Александра Невского при МГИМО (У) МИД России;
  • с 2013 г. — член Попечительского совета по строительству русской ставропигиальной церкви Всех святых в Страсбурге (Франция);
  • с 2015 г. — председатель ;
  • — член .

Культурно-просветительская деятельность

  • с 1996 г. — один из основателей и главный редактор журнала «Фома»;
  • с 1998 г. — член судейской коллегии Всероссийской гуманитарной телевизионной олимпиады «Умники и умницы»;
  • с 2004 г. — председатель правления Фонда содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр»;
  • с 2006 г. — член редакционного совета журнала «Альфа и Омега».

Общественная деятельность

  • с 2005 г. — член Попечительского совета ;
  • 2006-2008 гг. — член Общественного экспертного совета при комиссии Московской Городской Думы по межнациональным и межконфессиональным отношениям;
  • 2007-2009 гг. — председатель комиссии по вопросам образования Общественного совета Центрального федерального округа;
  • с 2009 г. — член Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека;
  • с 2009 г. — член Общественного совета при Министерстве юстиции РФ;
  • 2009-2012 гг.; — член Общественной палаты РФ;
  • 2010-2012 гг. — член Общественного совета при Министерстве обороны РФ;
  • с 2011 г. — член Попечительского совета Лиги безопасного интернета;
  • с 2012 г. — член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка;
  • с 2012 г. — член Совета по Общественному телевидению;
  • с 2013 г. — член Попечительского совета радио «Спорт»;
  • — член Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями;
  • ― председатель Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
Образование:

1996 г. — МГИМО (У) МИД России.

Место работы: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ (Председатель) Научные труды, публикации:
  • Декларация зависимости. — М.: Никея, 2011. — 192 с.
  • Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Фома-Центр, Дар, 2007. — 384 с. (1-е изд. — М.: Фома-Центр, 2005; 2-е изд. — М.: Фома-Центр, 2006).
  • Автор многочисленных научных и научно-популярных статей на общекультурные и религиозно-философские темы.

Основные публикации и интервью

  • О гражданстве земном и небесном. // Церковь и общество. 1998 г., № 3.
  • Главная опасность нашего времени. // Pro et contra. 1998 г.
  • «Гражданская религия» в США: генезис и основные характеристики // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС. 1999 г., № 4.
  • «Американская мечта» и внешняя политика США. // Экспорт вооружений. 1999 г., № 6.
  • Религиозность в безрелигиозном обществе. Статья 1-3. // Альфа и Омега, 2000 г., № 1, 2, 4.
  • Образ президента в американской политической культуре. // Массовые коммуникации и массовое сознание. Сборник статей. М.: МГИМО, 2001 г.
  • Религиозный дискурс в современных СМИ: можно ли говорить о христианстве в эпоху секуляризма. // Церковь и время, 2006 г., № 35.
  • Церковь и культура: традиция и консерватизм. // Альфа и Омега, 2009, № 54 (1).
  • Новое о правах человека. // Альфа и Омега, 2009 г., № 55 (2).
  • Вера как культурная идентичность и вера как жизнь. // Фома, июнь 2008 г.
  • Что было, что есть. // Альфа и Омега, 2010 г., № 1 (57).
  • Победить страх. Взрывы в московском метро -— год спустя. // Российская газета, 29 марта 2011 г.
  • Фрейду не снилось. // Известия, 14 апреля 2011 г.
  • ЕГЭ как масштабная моральная проблема. // Известия, 13 июня 2012 г.
  • Мир утопий, или еще раз о Церкви и государстве. // www.expert.ru, 8 октября 2012 г.
  • Про детей — без политики и эгоизма. // www.expert.ru, 21 декабря 2012 г.
  • Церковь не сращивается с государством, а отстаивает свои права. // Аргументы и факты, 11 января 2013 г.
  • Важны люди, а не цифры. // Столичность, 12 февраля 2013 г.
  • Чувства верующих и неверующих, или Почему не стоит ходить со своим уставом в чужой монастырь. // Независимая газета, 14 мая 2013 г.

Основные выступления на радио и телевидении

  • «3 канал» // Программа «Треугольник», 6 января 2011 г.
  • Радиостанция «Маяк» // Программа «Пропаганда», 15 февраля 2012 г.
  • т/к «Дождь» // «Церковь вмешалась в национальный вопрос», 25 августа 2011 г.
  • т/к Россия 1 // Программа «Специальный корреспондент» // «Провокаторы», 24 апреля 2012 г.; «Провокаторы 2», 11 сентября 2012 г.
  • Радиостанция «Эхо Москвы» // Программа «Родительское собрание» // «Церковь и школа: точки соприкосновения», 18 ноября 2012 г.
  • т/к «Дождь» // Собчак живьем, 7 февраля 2013 г.
  • т/к «Россия 24 // Программа «Сенат» // «Нужно ли защищать чувства верующих?», 17 апреля 2013 г.
  • Общественное телевидение России // Программа «Без предисловий», 25 июня 2013 г.
Награды:

Церковные:

  • 2013 г. — апостола Павла (Элладская Православная Церковь);
  • 2014 г. — свт. Саввы III ст. (Сербская Православная Церковь);
  • 2019 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.;
  • орден прп. Серафима Саровского III ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского III ст.;
  • знак «Пастырь добрый» (Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви).

Светские:

  • почетный знак памяти А.А. Дмитриевского (Императорское православное палестинское общество);
  • 2018 г. — благодарственное письмо Президента РФ;
  • 2018 г. — благодарность Президента РФ за активное участие в общественно-политической жизни российского общества.
E-mail:

Председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. Что стало заметным событием для того самого общества.

Хотя назначение на этот пост Владимира Легйоды заслуживает внимания не меньше.

42-летний Владимир Легойда — кандидат политических наук, профессор кафедры международной журналистики, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО. И выпускник этого солидного учебного заведения. Священнического сана не имеет.


Прихожане моего храма — то есть, церкви, где я бываю (к моему стыду, редко) о Всеволоде Чаплине всегда отзывались не очень хорошо. После каждого его странного высказывания, которое, как правило, муссировалось в прессе и блогосфере, обязательно раздавались голоса, что от него православию больше вреда, чем пользы.

И я, честно говоря, давно называл персону, которую мне бы хотелось видеть на его месте. Именно Владимира Легойду, который в то время тоже был не последним человеком в РПЦ, — председателем Синодального информационного отдела и иногда выступал в прессе, на радио и телевидении. Хотя не так часто, как Всеволод Чаплин. Несколько раз я его слышал на «Эхе Москвы», и уже тогда он мне казался оптимальной кандидатурой.

Хотя бы потому, что с обществом, состоящим не только м православных, должен разговаривать не монах. Который слишком глубоко погружен в религиозную жизнь и просто не может позволить себе компромиссов в дискуссиях о христианстве.

Тем не менее назначение Владимира Легойды стало для меня полной неожиданностью. Поскольку я не очень знаком с административной церковной жизнью, и мне казалось, что самые важные посты в РПЦ должны занимать монахи. Оказывается, это вовсе необязательно. Уверен, что новый руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества сумеет найти нужный тон в общении с журналистами, в том числе оппозиционными. И не будет допускать досадных ляпов, как его предшественник.

Однако Всеволод Чаплин допустил ляп даже после увольнения. Не потому, что пришел на телеканал «Дождь» , а потому, что там сказал.

И Андрей Кураев, и Всеволод Чаплин, как мне кажется, забыли о самом главном: церковная жизнь — это не только и не столько РПЦ со сложными отношениями между патриархом, Синодом и председателями отделов. Это не Московская духовная академия с ее внутренними профессорско-преподавательскими интригами. И даже не монастыри, при всем уважении к подвижничеству насельников. Самой массовой частью Церкви являются миллионы прихожан, которые приходят в десятки тысяч храмов, разбросанных по всей России.

И нам тут, внизу, совершенно безразлично, кто какую должность занимает в Патриархии. Мы заняты собственными проблемами, которые приводят нас в храм. А решать их нам помогают священники и все, кто собирается по воскресеньям ы храме, — обычные православные люди.

Разумеется, мы не живем в вакууме и знакомы с яркими обличительными выступлениями Андрея Кураева последнего времени и с не менее яркими и неоднозначными высказываниями Всеволода Чаплина. Но, скорее, мы знаем этих публичных персон как публицистов и спикеров, а не как священнослужителей. Они обличают что-то свое, близкое им. На моем отношении к православию или к моему священнику это никак не отражается.

Почему их обличения важны для тех, кто не ходит в церковь, кто вообще считает религию мракобесием, а монахов приравнивает к вороватым чиновникам, для меня загадка. В РПЦ нет бюджетных средств, — храмы строятся, журналы издаются исключительно на пожертвования. В том числе, между прочим, на мои. Так вот меня и других прихожан моего храма, как и прихожан десятков тысяч других храмов, судьба наших денег не волнует, а тех, кто не жертвует, почему-то беспокоит, в каких домах и квартирах живут иерархи и на каких машинах ездят.

Это наше внутреннее дело — православных. И когда Андрей Кураев или Всеволод Чаплин выносят сор из избы, меня их откровенность удивляет.

Разумеется, церковные проблемы можно и нужно обсуждать. И мы их часто обсуждаем, когда собираемся после Литургии, что, если кто не знает, переводится как «общее дело». Правда, чаще всего ограничиваемся проблемами своей церкви — то есть, тем, что нам ближе, а потому куда важнее.

Почему Андрей Кураев и Всеволод Чаплин решили, что свои трения с РПЦ нужно обсуждать именно с аудиторией «Дождя», слушателями «Эха Москвы» или читателями «Живого журнала» — для меня еще одна загадка. Мне кажется, тем самым они пытаются привлечь на свою сторону людей, которые не только не в состоянии решить церковные проблемы, а, наоборот, с удовольствием их бы усугубили, если б могли.

Сходить бы им исповедаться да причаститься — успокоить страсти, что кипят в их мятежных сердцах. И покаяться, конечно, ведь есть в чем.

Как, впрочем, любому из нас.

Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда в телепрограмме «Собчак живьём» (телеканал «Дождь»):

Ксения Собчак: ...Ну подождите, Ватикану не стыдно иногда бывает извиниться за период Инквизиции, за еврейские гонения
Владимир Легойда: У нас не было ни инквизиции, ни еврейских гонений.
Ксения Собчак: ...Недавно даже личного секретаря Папы посадили. Может быть, нашей церкви есть за что…
Владимир Легойда: Вы предлагаете меня посадить?
Ксения Собчак: Владимир Романович, я же просто спрашиваю, вы ничего не украли, во всяком случае я об этом не знаю.
Владимир Легойда: у нас не было инквизиции, не было инквизиции

Разве не было в Московии инквизиции? Разве московское православие было терпимо к инакомыслящим? Нет, нет и ещё раз нет!
Сожжение, как вид казни, выисканное из Священного Писания (сожжение Содома и Гоморы), практиковалось по отношению к вероотступникам и инакомыслящим, практически всеми христианскими конфессиями, в том числе и православием.
...27 декабря 1504 года в Москве состоялось аутодафе: были сожжены Иван Курицын, Дмитрий Коноплев и Иван Максимов - последователи «ереси жидовствующих», осужденные церковным собором. Позже в Новгороде были сожжены архимандрит Кассиан и Некрас Рукавый.
Английский посланник Джильс Флетчер, живший в Москве в 1588 году, зафиксировал ещё одно аутодафе: «…муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики.» (Флетчер Д. О государстве Российском // Накануне смуты. - М., 1990. - С. 586)
Сожжение, как вид казни за богохульство, было подтверждено «Соборным уложением 1649 года»: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь» .
Во время реформ патриарха Никона было сожжено множество последователей старой веры. Так 14 апреля 1682 г. в Пустозёрске были сожжены протопоп Аввакум, Феодор, Епифаний и Лазарь.
«Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали» , - писал историк Василий Татищев (Татищев В. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С. 356‑357.).
Последний факт сожжения был зафиксирован в России в 1770-е годы: на Камчатке была сожжена в срубе ведьма-камчадалка.

Разве не было в Московии еврейских гонений? Разве фраза: «Кровь Его будет на нас и на наших детях» (которую исследователи считают поздней вставкой) не входила в московитское Евангелие?
...После взятия города Полоцка войсками Ивана Грозного в феврале 1563 года около 300 местных евреев, отказавшихся перейти в христианство были утоплены в Двине.
...Царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временно занятых русскими войсками литовских и белорусских городов. В присоединённой к России части Украины евреи права постоянно жить также не получили.
...Пётр I, дабы не осложнять отношения с церковью, последовательно отклонял просьбы еврейских купцов о въезде в Россию.
Список можно продолжить.

Вывод: Владимир Романович, за парту Вам надо. Изучать историю московской церкви и государства Московского.

PS. За идею поста и некоторую информацию спасибо

artem_porsin в ГРУППИРОВКА "ПРАВОСЛАВНЫХ ЛИБЕРАЛОВ" ПРЕДЛАГАЕТ ИГНОРИРОВАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПАТРИАРХА

Синодальный чиновник Легойда высказал интересную мысль: оказывается, в определенных случаях Патриарх Кирилл не выражет официальной позиции РПЦ, а говорит как обычный гражданин, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Начальник синодального информационного отдела РПЦ В.Легойда, выступая на днях на радио "Вера", сделал огромное множество несуразных заявлений.


Комментируя итоги XVIII Всемирного русского народного собора, Легойда не стал утруждать себя подробным разбором выступления Патриарха Кирилла. И правда, зачем тратить на это время? Вместо это Легойда огорошил публику следующим заявлением: несмотря на то, что ВРНС возглавляет Патриарх Кирилл, у Собора нет полномочий "выражать официальную позицию Церкви".

Все было бы хорошо, если бы Патриарх председательствовал бы на ВРНС лишь формально. Однако 11 ноября Его Святейшество сделал на ВРНС часовой доклад, где расставил четкие акценты по "русскому вопросу". Собственно, это выступление и стало центральным событием XVIII Всемирного русского народного собора, значение которого г-н Легойда хотел бы свести к ни к чему не обязывающим дискусиям.

Далее по тексту выступления на "Радио "Вера" стало ясно, что же конкретно не понравилось Легойде. "Судьба русского народа, его благополучие, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня — значит разрушать государство" , заявил Патриарх Кирилл.

В противовес этому, Легойда решил сделать иной акцент: " Условием единства страны является именно общность базовых ценностей, которые разделяет народ. Потому что даже единство веры не является единственным условием — в нашей стране, как известно, традиционных вер четыре. Но между людьми разных вер обязательно должен быть некий нравственный консенсус о том, что в обществе допустимо, а что недопустимо".

Чувствуете разницу? У Патриарха единство России зависит от русского народа, у Легойды - от некоего абстракного "консенсуса".

Далее стало ясно, что Легойда вообще не рассматривает народ, нацию как явление духовно-исторического порядка. "Я сторонник тезиса о том, что нация это то, что созидается единой системой образования в смысле попытки мировоззренческого закрепления базовых ценностей». То есть нация есть нечто такое, что можно искусственным образом сконструировать, запрограммировать через школы, СМИ и.т.д. Сегодня вы считаете себя русскими, а завтра - кем-нибудь еще.

Здесь Легойда явным образом кидает камень в огород принятой на ВРНС "Декралации русской идентичности", где говорится: " национальное самосознание неизбежно означает солидарность с судьбой своего народа. Каждый русский чувствует глубинную эмоциональную связь с главными событиями своей истории: Крещением Руси, Куликовской битвой и Одолением Смуты, победами над Наполеоном и Гитлером. Особо отметим, что гордость за Победу 1945 года является одним из важнейших интегрирующих факторов русской нации".

Само собой, у Легойды, как одного из лидеров "православно-либеральной" группировки, друга А. Архангельского и других участников "болотных событий", могут быть свои взгляды на все, что угодно. В Церкви должно быть единство лишь по вопросам веры, у каждого могут свои собственные политические взгляды.

Однако поправлять вот таким образом своего непосредственного руководителя по службе, выступающего на форуме лично (еще в 1993 году!) созданной им организации - это явное нарушение служебного этикета. Или профнепригодности.