Чем отличается шпага от рапиры. Рапира – привет из прошлого. Синий, красный, голубой – выбирай любой

Самым красивым видом спорта, наряду с состязаниями в легкой атлетике, по праву считается турнир по фехтованию. Поединки на рапирах или на саблях являются украшением любой олимпиады. История этого вида спорта уходит корнями в Средневековье, когда этим двум видам холодного оружия отводилась едва ли не решающая роль на поле боя. Боевая рапира или шпага в отличие от мечей и топоров, не утратила своего значения. Грозное холодное оружие, которое в былые времена носили только офицеры и знатные особы, со временем трансформировалось в спортивный снаряд.

Рапира пришла к нам из средних веков, когда вместо длинных мечей знатные и богатые воины стали предпочитать узкие, длинные и легкие. В отличие от мечей, вес которых нередко доходил до 3 кг, новое оружие было рассчитано для постоянного ношения. Использовать тяжелый меч в качестве оружия самообороны было крайне неудобно, поэтому европейское дворянство и знать того времени предпочла использовать легкое оружие, с длинным и узким лезвием. Первые шпаги и рапиры, появившиеся на вооружении, имели вес не более 1,5 кг. Вместе с появлением нового вида холодного оружия появились и новые технические приемы ведения боя. Фехтование на рапирах стало настоящим искусством, овладеть которым мог далеко не каждый. Со временем рапира становится обязательным атрибутом армейского и флотского офицера, важным элементом экипировки гражданского платья и мужского костюма.

Рапира стала не только оружием, используемым в военных целях, но прочно вошла в гражданский обиход. На внешнем виде клинков отражалось не только совершенство технологий оружейного дела, но и модные тенденции в развитии мужского костюма. Клинки стали украшаться различными художественными элементами ковки, золотой и серебряной вязью. Гарда у рапиры стала приобретать самые замысловатые формы, перейдя в разряд украшений. По размерам и форме гарды можно было узнать руку мастера.

Откуда к нам пришла спортивная рапира

Оружие появилось в Испании в середине XV века, которая к тому времени была ведущей мировой военной державой и считалась законодательницей моды в военной сфере. Испанские идальго, офицеры королевской армии и флота стали вместо длинных тяжелых мечей использовать шпагу — облегченный вариант этого холодного оружия. Рапира является одной из разновидностей шпаги и больше подходит в качестве личного оружия. В переводе с испанского языка буквально rapier или espada ropera переводится как «длинный меч для одежды». Именно испанский вариант прижился в качестве названия. В данном случае термин одежда тяготеет больше к варианту военного мундира, так как термина гражданское платье в то время не существовало.

В дальнейшем, когда рапира получила широкое распространение в других странах, возникла путаница между шпагами и рапирами, хотя в каждом регионе оружие носило различные названия. В Испании рапиры назывались «espada», а в Италии длинные мечи назывались «spade». Свою интерпретацию шпага или рапира получили во Франции и в Англии. На французском рапиру называли «epee», а вот в Англии термин «courd sword» означал придворный меч. В немецких княжествах и в королевствах все, что имело отношение к этому классу оружия, называлось «degen». Только в русском языке принято использовать оба названия и шпага, и рапира, которые использовались в зависимости от статуса владельца.

Не вдаваясь в тонкости и нюансы, рапиры часто называли шпагами и, наоборот, в ряде стран настоящую боевую шпагу называли рапирой. Шпага больше тяготела к мечам, так как могла одновременно использоваться для рубящих и колющих ударов. Чем отличается рапира от шпаги? Тем, что этот клинок был изготовлен таким образом, что мог нанести противнику только колотые раны. Соответственно отличалась техника боя и приемы фехтования с использованием рапиры.

Только в наше время за обоими видами оружия, за шпагами и за рапирами закрепился принцип действий, который отразился на спортивной квалификации снарядов.

Рапира и ее место в истории

Рапиру можно смело назвать самой последней и удачной модификацией меча, в качестве оружия для контактного боя. Клинок рапиры изготавливался из лучших сортов стали, поэтому отличался достаточно высокой прочностью и упругостью. При умелом владении этим оружием можно было успешно обороняться или наоборот, успешно атаковать противника, нанося ему уколы. Рапира или шпага со временем полностью вытеснили с поля боя мечи, став основным видом личного оружия для офицеров пехоты, кавалерии и флота. Оружие стояло на вооружении европейских армий вплоть до середины XVIII века. Параллельно с развитием техники боя шло разделение рапиры на боевую и гражданскую модификацию. Возникают школы фехтования, разделяемые по национальному признаку. Появляются испанская, английская, французская и немецкая школы. На передовые позиции выходит итальянская школа фехтования, основные элементы которой дошли до наших дней.

Гражданская шпага отличается от боевого оружия формой клинка и способом заточки. В отличие от боевой рапиры оружие, распространившееся в гражданском обществе, было легче и изящнее. Искусство владения оружием и манера фехтования накладывали свой отпечаток на принцип действия. У рапиры клинок имел узкое заточенное острие, которое являлось основным поражающим элементом. Несмотря на легкость и изящный внешний вид, рапира продолжала оставаться оружием, хотя и стала часто использоваться в качестве обязательного атрибута мужского костюма. В обществе на фоне зарождавшихся новых моделей поведения, возникает целая субкультура, где рапире отводится важное место. Личное оружие используется в качестве весомого аргумента защиты чести и достоинства. Потеря шпаги была приравнена к потере чести. Излюбленным приемом выяснения отношений становится дуэль, поединок на шпагах, где ключевым аспектом является искусство владения шпагой. Фехтование на рапирах становится обязательным элементом обучения для молодежи того времени.

Оружие принято носить не только в военное время. Офицеры теперь всегда остаются при шпаге. Вторят им знатные вельможи и чиновники, которые стараются носить гражданский вариант рапиры в качестве элемента парадного и церемониального облачения. Если в гражданском обществе рапира прочно заняла свои позиции, то в военной сфере на смену этому оружию постепенно приходя тяжелый палаш и сабля — более практичное и эффективное в бою оружие. В качестве парадного элемента военного костюма рапира продолжала использоваться вплоть до Первой Мировой войны. Кирасиры, гвардейские и флотские офицеры носили шпаги во время парадных церемоний.

Менялись времена, совершенствовалось военное искусство, однако рапира долгое время оставалась единственным видом холодного оружия, разрешенного для публичного ношения. С середины XIX века рапира переходит в разряд церемониального, наградного и спортивного оружия. Вместо дуэлей , которые повсеместно были запрещены, появляются первые соревнования, во время которых участники меряются искусством владение шпагой. Главным результатом поединка является точный удар рапирой противника в область груди. Проигравший противник отдавал свою шпагу победителю в качестве символа утраты чести и признания своей вины.

Спортивное фехтование – вторая жизнь рапиры

Рапира дала толчок к развитию целого направления в искусстве владения боевым оружием. Мастерски владеть холодным клинковым оружием перестало быть прерогативой военных. Конструкция и форма клинка привели к тому, что появилась своя техника фехтования, основанная на специальных приемах. Массовое распространение шпаги привело к тому, что по всей Европе появляются школы фехтования. Следует отметить, что каждая школа фехтования имела свои отличительные особенности, связанные с национальным колоритом и спецификой социально-общественной жизни. Уже в середине XVII века появляются первые учебники по искусству владения рапирой.

Со временем мастерство фехтования совершенствуется и систематизируется. Разрабатываются определенные стандарты гражданской модификации шпаги, соответственно появляются наиболее удобные и эффективные приемы владения колющим оружием. Стоит отметить, к примеру, в немецкой и в испанской школе доминируют в технике фехтования рубящие приемы, которые в дальнейшем легли в основу искусства фехтования саблей. Укол рапирой, т.е. поражение противника непосредственно острием клинка, был распространен в итальянской и во французской школе фехтования. Изящество, с которым противники сходились в противостоянии, стало фирменным знаком итальянского стиля. Результатом стало повсеместное увлечение итальянской манерой фехтования. В царствующих домах и в престижных учебных заведениях фехтование вводится в качестве обязательной учебной дисциплины. Престижной становится специальная должность — фехтмейстер, учитель фехтования.

Спортивная рапира появилась в конце XIX века, кардинальным образом отличаясь формой и оснащением от боевой и гражданской версии. Клинок оружия получил прямоугольное сечение и стал более эластичным. Колющий удар рапирой стал основным приемом, вокруг которого уже появилась масса других элементов защиты и нападения. Гибкость клинка позволяла оружию сохранять целостность при больших изгибах во время колющего удара. Претерпело изменения и само оснащение оружия. Гарда вместо своей вычурной формы становится у спортивной рапиры выпуклой. Теперь важна не красота изделия, а его защитная функция. Само оружие становится легким, весящим не более 500 г.

Легкость и удобная форма рапиры позволили даже женщинам принимать участие в спортивных состязаниях по фехтованию, которое на современном этапе становится чисто прикладным видом спорта. Традиции военного и гражданского использования шпаги, техника ведения боя и искусство владения клинковым холодным оружием незаметно перешли в правила проведения спортивных турниров. Сначала стали проводиться церемониальные турниры частного характера, чуть позже состязания становятся международными. Национальные чемпионаты по фехтованию стали первой ласточкой на пути рапиры в мир большого спорта. Уже на первой Афинской Олимпиаде в 1896 году программа игр включала турнир по фехтованию. Первоначально турнир фехтовальщиков был общим и проводился в одной дисциплине. Через четыре года, в 1900 году на Олимпийских Играх в Париже спортсмены состязались уже в трех дисциплинах. Отдельно были проведены турниры по фехтованию на саблях, на шпагах и рапирах.

В заключение

На первый взгляд, неискушенному наблюдателю кажется, что искусство фехтования на саблях, шпагах и на рапирах практически одинаково. Это заблуждение легко развенчивается, когда наблюдаешь за ходом поединка. В отличие от шпаги и сабли, где удары можно наносить, как рубящие, так и колющие, фехтовальщики на рапирах действуют совершенно иначе. Удар считается правильным, если он нанесен острием клинка и строго определенную зону. Легко найти различия и по внешнему виду оружия. Для рапиры характерна выпуклая, шарообразная форма гарды, тогда как сабля имеет гарду овальной формы с дополнительной скобой, защищающей пальцы фехтовальщика от скользящих и рубящих ударов. В поединках рапиристов прослеживается стремление к классическому ведению боя. Соревнования саблистов выглядят более динамичными и соответственно более зрелищными.

Нетрудно заметить и то место, куда метят противники. Зона поражения у каждого оружия строго определена в зависимости от принципа действия и сферы применения. Для рапиры, последовательницы боевого и личного контактного оружия, основная зона поражения туловище противника. Уколы в голову и в руки не засчитываются. Это ограничение соответственно накладывает отпечаток и на манеру фехтования. Приемы рапиристов более утонченные и выверенные. Один грамотно нанесенный укол может принести победу спортсмену. Благодаря современной электронике, техника фехтования сегодня достигла пика своего совершенства. Стало возможно фиксировать практически одновременные удары, между которыми разница по времени составляет сотые доли секунды. Значительно усовершенствовалась техника ведения боя, где каждому спортсмену предоставляется право на атаку.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Давайте продолжим наше увлекательное путешествие в мир соборизма, и будем надеяться - вдруг произойдёт чудо! Вдруг вместо ставшей уже привычной некомпетентности граждан, которые изображают из себя наставников т.н. "русского воинского искусства Собор", мы увидим что-то дельное!

Сегодня речь пойдёт о разнице таких видов оружия, как рапиры, шпаги и эстоки, а также о легендах, которые циркулируют вот уже более двух десятков лет внутри секты Собор, про некие "боевые рапиры".

Читатели, конечно, помнят мой пост , в котором я выразил свои искренние сердечные соболезнования Андрею Комарову, коего занятия соборизмом довели до того, что он заставил Костю и Женю "фехтовать" без защитного снаряжения. =(

Граждане, пристально изучающие мой уютный бложик, (такие есть), сразу обратили внимание на то, что в оригинальном ролике, размещённом на сайте Мастерской Андрея Комарова , это безобразие называют "Фехтование на рапирах". В то время как я, скопировав сие на свой канал, назвал это действо "Фехтование на эстоках".

И, конечно, тут же нашелся персонаж (с ником Gvayrin), который побежал в комментарии и стал высказывать своё очень ценное мнение, указывая на мою "ошибку".
Комментарии .

С Ромой я занимался год в одной группе у Андрея Комарова.
Нормальный перень, как и подавляющее большинство простых сектантов.
Поэтому и сидит на белом поясе, и никаких шансов не имеет на рост внутри секты.
Со своими тараканами, как и все мы, попавшие, каждый в своё время, по разным причинам в секту.

Поскольку Рома не занимается имитацией обучения воинскому искусству, то может писать мне что угодно, к нему претензий нет.
(Кроме того, что реплика вакидзаси, которую он мне продал как изготовленную с соблюдением всех технологий оригинала, развалилась у меня в руках, а "кожа ската", которой якобы была обтянута рукоять, после снятия обмотки оказалась состоящий из нескольких небольших кусочков, приляпанных к рукоятке на двусторонний скотч... Впрочем, к Собору это отношения не имеет).

А вот второй персонаж, зашедший в комментарии под ником TheDobrovolets , это как раз он - Валеев, стукач и власовский прихвостень. Как говорил Ермолаев про людей, которые нарушили пятый воинский закон: "Лучше бы ему было вообще не родиться на свет".
Впрочем, всё то же самое ещё в большей степени относится к самому Ермолаеву.

Однако, давайте вернемся к теме.

Как я уже говорил ранее, основатели соборизма немного разбираются в боксе, хорошо знают каратэ стиля сито-рю, но при этом фантастически безграмотны во всём, что касается именно воинского искусства. А воинское искусство это всегда работа оружием. Какие бы фантазии не появлялись в головах Учителей соборизма, но воин без оружия на войну не ходит.
Более того, воин вообще НИКУДА БЕЗ ОРУЖИЯ НЕ ХОДИТ.

Из века в век (с развитием доспеха) воин надевал на себя всё больше и больше железа, что в итоге превратило его вот в такую "консервную банку":

вскрыть которую можно было только специально для этого предназначенным инструментом.
На фото представлен вариант т.н. Максимилиановского доспеха - вершина защитного снаряжения доогнестрельной эпохи.

От Готического доспеха его можно отличить по большому количеству ребер жесткости.
Классический готический доспех выглядит так:

Его отличительной особенностью является, как правило, только одно ребро жесткости (и острые углы деталей).

Обратите внимание на предметы в руках рыцарей : в обоих случаях они вооружены эстоком .
Очень характерное, легкоузнаваемое и распространенное оружие, специально предназначенное для протыкания доспеха.
Спутать его с чем-то другим невозможно.

В Германии эсток (фр. Estoc) называли Панцербрехер (нем. Panzerbrecher — «пробиватель доспеха»).

До нас дошло очень большое количество самых разных "пробивателей доспехов",

и двуручные:

,

и одноручные:

,

и даже парадные.
Вот, например, двуручный меч и эсток императора Священной Римской империи Максимилиана I (22 марта 1459 г. — 12 января 1519 г.):

Фактически, эсток - это длинный тонкий лом, предназначенный для пробивания доспехов, но понятие "доспех" очень широкое. Шансов пробить полный латный доспех у эстока не много (пули-то не всегда брали!). Поэтому их использовали либо против людей, одетых во что попроще, либо как эрзац-копьё, добавляя к весу самого оружия вес боевого коня.
Желающие узнать про эстоки подробнее - добро пожаловать в интернет, там море информации по теме.
А я продолжу.

Как нетрудно догадаться, ходить в полном латном доспехе постоянно было не удобно.
Повседневный средневековый костюм выглядел примерно так:

Времена были беспокойные, поэтому ходить безоружным разумному человеку в средние века было неуютно.
Однако в мирное время оружие поля боя - избыточно. Ну, не носить же с собой постоянно эсток или полэкс, в самом деле!
Поэтому специально для мирной жизни появилось облегчённое оружие, которое, не мудрствуя лукаво, так и назвали: espadas roperas — буквально, «меч для одежды», то есть, носимый с гражданским платьем, а не с доспехом.

В итальянском языке espadаs roperas сократилось до слова spada, т.е. "шпага" .
Во французском языке espadаs roperas сократилось до слова rapière, в немецком - до слова rapier, т.е. "рапира" .

Иными словами, шпага и рапира исторически суть одно и то же, никаких отличий, кроме происхождения названия, между ними нет.
Различия между шпагой и рапирой на данный момент существуют только в спортивном фехтовании, где у рапиры четыре грани, а у шпаги - три.
Это наследие двух параллельных школ фехтования - французской и итальянской.

Спортивная рапира произошла от итальянского тренировочного оружия fioretto .

Итальянская fioretto.


Клинки спортивной рапиры.

Спортивная шпага произошла от французской трехгранной шпаги (кликабельно).


Боевая трёхгранная шпага .


Клинок боевой шпаги.


Клинки спортивной шпаги.

Важно!

Обратите внимание, что ни у спортивной шпаги, ни у спортивной рапиры в данном случае нет лезвия.
То есть, наличие лезвия не является классифицирующим признаком, позволяющим отличить шпагу от рапиры
.

Вот, например, как выглядит рапира, изготовленная Петером Вирсбергом (Peter Wirsberg, Золинген, Германия, около 1600-1620 годов).

А вот рапира Императора Священной Римской империи Максимилиана II (31 июля 1527 г. — 12 октября 1576 г.).

Чем рапира (шпага) отличается от эстока?

При внешней конструктивной схожести перепутать эти два вида оружия невозможно.

Давайте поставим рапиру и эсток вместе и посмотрим на них:

Эсток длинный и тяжелый, фехтовать им неудобно.
Работа эстоком выглядит так - либо, взяв его двумя руками, ткнуть в ближнего своего, либо, уперев в пузо, наехать на ближнего лошадью.

А теперь давайте вернёмся к Косте и Жене и посмотрим, что за предметы у них в руках:

Качество записи плохое, темно, ничего не видно, что, правда, не помешало нашему зоркому соколу Роме Новоторцеву даже профиль сечения клинка разглядеть. =)
Но мы не будем тренировать зрение, а пойдём другим путём, и посмотрим на это чудо-юдо поближе.

Как видно, у них в руках нечто "в полтора метра длинной и в палец толщиной" и рукояткой на три хвата - почти классический эсток, только они на него чашку примастырили.
Кстати, обратите внимание: ребята продолжают "фехтовать" без защитного снаряжения.
И заодно обратите внимание на то, насколько неудобно работать такой длинной и бестолковой железякой.

Почему же собористы называют эсток рапирой?
Ответ прост, и я его ранее уже озвучил - нет и не было никогда никакого "русского воинского искусства Собор".
Люди, изображающие наставников, ничего не понимают в оружии и не знают даже базовых определений воинского искусства.

Попробуйте сами представить, что мог подумать впервые увидевший эсток человек существо с манией величия, которое напялило на себя чёрный пояс и назвалось Учителем, но не понимающее даже, чем позиция отличается от стойки?

Только одно - это рапира.

А почему такая большая?
Так, значит, это "боевая рапира", а остальные рапиры - не боевые.

Ну, не пойдёт же, в самом деле, ажнак цельный Учитель Академии русского воинского искусства Собор в библиотеку читать какие-то справочники по оружию. Ему же лучше знать, как оно было, он, может, в прошлой жизни третьим справа от Димитрия Московского в Куликовской битве стоял, а тут какие-то условности непонятные.

В первый раз про мифические "боевые рапиры" мне поведал Степанов (красный пояс).
С видом человека, общавшегося с Богом и познавшего истину, он принялся рассказывать о том, как историки врут. Что, оказывается, настоящие "боевые рапиры двуручные, полтора метра длинной, в палец толщиной и ими можно поставить защиту от меча".
Примерно то же самое примерно с таким же видом в разное время мне впоследствии рассказывали все остальные граждане, изображающие наставников.

В данном случае Рома Новоторцев (Gvayrin ) просто бездумно транслирует то, что ему много лет лили в уши граждане типа Валеева.
Прекрасно Рому понимаю, сам был таким же маленьким и глупым, и тоже верил проходимцам.

Вся разница между мной и Ромой только в том, что я думал своей головой, а он, вместо того, чтобы самому разобраться в теме, сразу побежал жаловаться своему типо наставнику Валееву.

А Валеев, в отличии от Ромы Новоторцева, смотреть без разрешения в мою сторону права не имеет, не то что со мной общаться.
Я терпел и не пресекал это нарушение мирового порядка только ради того, чтобы этот гражданин натрепал побольше, дабы дурь видна была.
И моё терпение было вознаграждено:

Вот та самая 51-я страница книги Джералда Уиланда "Мечи, шпаги и сабли":

Подпись под фотографией того предмета, который Рома Новоторцев и власовский прихвостень Велеев называют "длинной рапирой с клинком без рукояти", гласит:
"По диагонали:
Двуручная рапира.
Германия, начало XVI века. Легкое
оружие с клинком
длиной 104 см".

Найти по этому описанию в сети фото, использованное Джералдом Уиландом в своей книге, не составило большого труда, вот оно (при просмотре, возможно, потребуется регистрация):

Для не владеющих языком вероятного противника перевожу подпись под фотографией:
"Германский ЭСТОК , первая половина XVI века, с довольно необычной двуручной рукоятью."

Итак, "длинная рапира" оказалась Эстоком.
А знаете, почему?

Задумайтесь на секунду над очень простым вопросом:

а зачем рапире без лезвия такая длинная ручка?

Можно понять наличие длинной рукояти на рапире при наличии хоть какого-то лезвия, для усиления рубящих свойств.
Но в тех случаях, когда лезвия нет в принципе, для чего делать двуручный хват?
Чего вы двумя руками пробивать-то собираетесь?
Что должно быть надето на человеке, если для прокола одной руки не достаточно?
Или вы "мечом для одежды" собрались латный доспех крошить?
Но если оно так, то это уже не рапира.

Увы, но чуда, на которое мы все надеялись, опять не случилось.
Наставники Собора в очередной раз показали своё полное невежество.
Так всегда было и так всегда будет.

А на сегодня - всё, до новых встреч.

Шпага (или рапира) – лёгкое и длинное, универсальное, способное рубить и колоть, длинно клинковое . Представляет из себя меч с узким, достаточно гибким лезвием, длинной до 1-го метра, с прямой рукоятью с навершием, со сложной гардой самых разнообразных форм, которая обеспечивала хорошую защиту кисти. Весом до 1,5 килограмм.

Шпага ровесница огнестрельного оружия. С появлением первых пушек и ружей, доспехи перестают быть актуальными, а вместе с ними перестаёт быть актуальным тяжёлый меч, способный прорубать или проколоть доспехи. Постепенно одноручные мечи вытесняются шпагами, это начинает происходить в Испании в середине 15-го века. Точнее, в 60-х годах 15-го века, дворяне начали носить клинки, которые были несколько уже, чем боевые мечи и имели более сложную гарду – появились дужки, для защиты пальцев, кольца пас-дане (кольцо на боку крестовины меча или кинжала, расположенные перпендикулярно оси клинка), и т.д. Эти шпаги достаточно быстро распространились среди знати и дворян: они были легче мечей, что позволяло носить их при себе всё время; и они оказались «красивее» - постепенный отказ от доспехов (в частности от латных перчаток, которые мешали пользоваться огнестрельным оружием), привёл к тому, что у шпаг, для защиты кисти руки, развились сложные гарды: корзинки из полос металла, чашки, тарелки с перекрестьями и пальцевыми дугами – эти гарды стали украшаться позолотой, камнями, чеканкой и т.д. А главное, шпаги позволяли не хуже мечей защитить свою жизнь в случае необходимости, позволяли успешно, как атаковать, так и защищаться в бою. Постепенно шпага распространилась практически на все роды войск, вытесняя меч. До 18-го века боевая шпага стояла на вооружении и пехоты, и кавалерии, пока не начала вытесняться саблей и палашом. Но полностью не исчезла. Ещё во времена своего рассвета, шпага разделилась на боевую и гражданскую. Гражданские шпаги были немногим более лёгкими и узкими, часто имели заточку только около острия. Такие шпаги носились как оружие – не смотря на лёгкость, такая шпага была именно оружием, и как деталь одежды. Военные носили их в мирное время вместо боевого оружия, дворяне и буржуа при парадных одеяниях, некоторые разночинцы. Право, а можно сказать, что и обязанность, на ношение шпаг имели даже студенты. Практически до 20-го века шпаги остаются деталью парадной одежды для дворян, не боевым оружием офицеров (в России до 1917 года, шпага была обязательна для офицеров-кирасир вне строя, генералов), для гражданских чиновников при параде (даже чиновники министерства просвещения, образования, при парадных мундирах носили шпаги), и оружием для дуэлей. Итак, где-то в середине 19-го века шпага становится церемониальным, часто наградным, дуэльным и спортивным оружием.

Шпага и её появление дала мощнейший толчок к развитию искусства фехтования длинным клинковым оружием. Не хочу сказать, что до этого мечами рубились без обучения, как Бог на душу положит, но именно лёгкость шпаги позволила изобрести всё разнообразие фехтовальных приёмов. Возникают школы фехтования: испанская, английская, французская, немецкая и итальянская, каждая из которых имела свои особенности, и, адепты которых, спорили, чья же школа лучше. Пишутся учебники по фехтованию: например, Ридольфо ди Каппо Ферро "Gran Simulacro dell"arte e dell"uso della Scherma" ("Великий образ искусства и практики фехтования") 1610-го года. В каждой стране знания по фехтованию систематизируются и дополняются чем-то новым. Например, первые системы шпажного фехтования в Германии и Испании ориентировались на рубящую технику, а принцип «убийство остриём, а не лезвием» появился в Италии только в середине 17-го века и, постепенно именно итальянская школа стала главенствующей. Фехтование стало модным, его изучали в престижных учебных заведениях. В царствующих домах, и не только, появилась должность фехтмейстера – учителя фехтования. Шпага становится признаком благородного человека, дворянина, буржуа, иногда и разночинца, защитницей чести человека на дуэли (не только для мужчин, но и для женщин), лишаясь чести, человек лишался и шпаги – её попросту ломали над головой человека. Производство шпаг находилось в тех же местах, что и производство другого холодного оружия. Немецкий Золинген, в котором изготавливались всемирно известные образцы холодного оружия, английский Шеффилд, французский Тир, испанский Толедо. Клинки ковались, металлические ручки и навершия отливали, гарды могли штамповать или сваривать. Но если при изготовлении меча достаточно было быть кузнецом, то со шпажный мастер должен был быть более универсален. Гарды шпаг, а потом и клинки, украшали чеканкой и резными узорами, позолотой, чернили, вправляли драгоценные камни и прочее.

Итак, непосредственно сама шпага: длинный относительно узкий клинок, обоюдоострый или имеющий только отточенное остриё; одноручная прямая рукоять с массивным навершием-противовесом; сложная гарда, хорошо защищающая руку. Кстати, именно разные гарды являются критерием при классификации шпаг, созданной Эвортом Окшоттом. Он выделяет: гарды плетённые из полос или прутьев - корзинки; гарды-чаши в виде полого полушария; тарелчатые гарды – слегка изогнутый диск; гарды-петли – в виде простой дуги, защищающей пальцы, и так далее. Ну, вот так как-то.

Как и практически любой предмет, который используется достаточно долго, шпага прошла некий путь видоизменений. Во-первых, это касалось клинка – от довольно широкого обоюдоострого, до тонкого гранённого, имеющего только острый конец. Во-вторых, это касалось гарды: от простой крестовины с пальцевой дугой, до сложно-плетённой корзинки или сплошной чаши, и снова до простого небольшого диска. Исторически многие исследователи, Окшотт, например, делит шпаги на три типа:
- reitschwert (буквально «меч всадника») - тяжёлая шпага годная для рубящих ударов - именно её называют «боевой шпагой». Появившись в XV веке, этот тип шпаги был самым популярным в кавалерии XVI века, но с XVII века начинает вытесняться саблями и палашами. Хотя в некоторых странах, Россия, Швеция, использовался и в XVIII веке и в кавалерии, и в пехоте.
- espada ropera (буквально «меч для одежды») - предназначенная для ношения с гражданской одеждой, немногим легче и уже боевой шпаги, но с двусторонней заточкой. Этот тип шпаги был наиболее популярен в XVI веке, но с середины XVII века начинает вытесняться ещё более лёгкими шпагами.
- smallsword (буквально «малый меч») - был ещё более лёгким вариантом шпаги с укороченным клинком. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования в конце 16-го века, впоследствии практически вытеснил другие типы шпаг. Именно этот тип стал исключительно колющим типом шпаг, даже имея лезвие им неудобно было рубить из-за малого веса. Большинство же этих шпаг имело граненый клинок шестигранной формы, который заменился трехгранным сечением с долами, который и сейчас можно видеть у спортивной шпаги. Кстати, лёгкость этого типа шпаги позволила «безболезненно» удлинить клинок и появились шпаги почти полутораметровой длины.

Ну а теперь непосредственно вторая часть темы: «Шпага или рапира?»

Для начала цитата из "Трёх мушкетёров": "...вырвалось у Атоса, когда он увидел, как шпага Каюзака отлетела на двадцать шагов. Д"Артаньян и Каюзак одновременно бросились за ней: один - чтобы вернуть ее себе, другой - чтобы завладеть ею. Д"Артаньян, более проворный, добежал первый и наступил ногой на лезвие. Каюзак бросился к гвардейцу, которого убил Арамис, схватил его рапиру и собирался вернуться к д"Артаньяну, но по пути наскочил на Атоса, успевшего за эти короткие мгновения перевести дух..." Итак, судя по тексту, пускай и художественному, в одном месте, в одно время и, практически, у одного рода войск, встречается два вида оружия, если судить по названию. Каюзак теряет шпагу, а поднимает рапиру. Что это, ошибка автора или переводчика? Или люди из одного рода войск имеют разное оружие? Имеют ли отличия шпага и рапира? Вот давайте попробуем разобраться. Самое распространённое мнение: шпага – оружие, которым можно рубить и колоть, рапира – только колющие оружие. Современный фехтовальщик, не задумываясь, ответит точно также. Четырехгранная в сечении рапира, без выраженных режущих граней, которой допускаются только колющие удары, и шпага, имеющая в сечении - плоский треугольник, с намёком на острые грани, которые позволяют акцентировать рубящий удар. Но это спортивное оружие. А что же касается оружия старинного? Если обратится к литературе, художественной и научной, то увидим описания рубящих ударов рапирой или только колющую технику работы шпагой. Иногда рапиру описывают, как нечто обоюдоострое и широкое, а шпагу, как что-то узкое, только с острым концом. Снова несоответствия.

Чтобы разобраться, надо заглянуть в . Точнее на первое название шпаги. В Испании в XV веке появляется "espadas roperas" - "меч для одежды". Многие исследователи в переводе этого названия делают две ошибки: переводят «espadas roperas» либо, как «меч для гражданской одежды»; или переводят, как «шпага для одежды». Например, такой перевод даёт известный в кругах исторических фехтовальщиков Джон Клемментс. А, исходя из этого неточного перевода, строятся неправильные умозаключения относительно шпаги и рапиры. Но слово «espadas» происходит от латинского «spata» - меч, так назывался длинный кавалерийский меч древнего Рима. А «для одежды» имеется в виду «одежда, а не доспех», а не гражданская одежда, так как понятия «гражданская одежда» ещё не существовало Прочтя внимательно «espadas roperas», легко увидеть, что слова "шпага" и "рапира" являются двумя частями этого названия: «espadas» - шпага, «roperas» - рапира. Во многих языках этих двух названий просто не существует: на испанском языке всё выше описанное оружие называется «espada»; на итальянском - «spada»; на французском - «epee»; англичане используют слово «sword» - меч: court sword - придворный меч, town sword - городской меч, scarf sword - меч для орденской ленты, small sword - малый меч, для обозначения шпаги по отношению к более массивным английским мечам; в немецком языке словом «degen» называют всё то, что мы привыкли именовать шпагой или рапирой. Практически, только в русском языке используют эти два названия, в других языках используют только одно: или "рапира", или «шпага». Да и эти названия – сборные, среди шпаг или рапир есть и названия собственные – папперхеймер и валонская шпага, например, комишелард – тип шпаги, у которой 1/3 клинка отличалась гораздо большей шириной, чем остальные 2/3. Даже если эти умозаключения, основанные на анализе названий, ошибочны, то очень трудно поспорить с коллекциями музеев, в которых хранятся экспонаты с подобными, явно колюще-режущими, клинками, отличные только формой гард, но называемые то шпагами, то рапирами. При этом изготовлены они в разных странах и в разное время, а для оружия, его изменений и развития, и 20 лет – много.

На фото с разнообразными гардами все четыре вида оружия называются рапирами, не глядя на то, что только 3-й и 4-й клинки можно назвать колющими, а у первых двух клинки выраженные рубящие. Странно, правда?

Вот, пять видов клинков: два чётко рубящих, один нечто среднее и два тонких колющих. Но все они названы рапирами.

Так что, можно смело сделать предположение, что, появившиеся в Испании в 15-м веке колюще-рубящие лёгкие мечи, которые, впоследствии, отличались только устройством гарды и длиной клинка, можно называть и шпагой, и рапирой одновременно, и не ошибиться. Потому что, изначально, шпага и рапира – это одно и тоже. И возможно, что первым было название именно рапира. А путаница возникла уже в последствии, когда одновременно начали существовать «старые» рубяще-колющие шпаги-рапиры и «новые» исключительно колющие шпаги-рапиры. Потом уже эти названия закрепились для спортивного оружия, чтоб подчеркнуть отличия строения и принципа действия спортивных шпаг и рапир. Самое интересное, что доказать или опровергнуть мои выводы, основываясь на трудах специалистов-оружейников достаточно трудно, поэтому я и не ссылаюсь, например, на фон Винклера, Окшотта или Бехайма в этом вопросе – их мнения в этом вопросе сильно различны. А некоторые исследователи называют шпагами или рапирами и эстоки с кончарами – исключительно колющие мечи (хотя это просто нелепо – шпага появилась, когда начал исчезать доспехи, а кончар или эсток появились для пробивания этого самого доспеха), и древние узкие ирландские мечи из меди и бронзы.

Летние Олимпийские игры включают в себя различные виды соревнований. В программу обязательно входит фехтование. Это вид спорта, который входит в обязательную программу соревнований самого высокого уровня. Участники могут использовать различное оружие. Это может быть рапира, сабля или шпага. Эти виды оружия имеют ряд особенностей.

Поразить соперника можно уколом, если применяется шпага и рапира. Отличие этих разновидностей оружия значительное. Сегодня фехтованием занимаются не только профессиональные спортсмены. Многие люди предпочитают подобные занятия тренировкам по фитнесу. Чтобы овладеть основами фехтования, потребуется вникнуть в отличия спортивного оружия.

Исторические факты

Шпага, рапира, сабля, отличия (фото представлено далее) которых являются значительными при детальном рассмотрении, возникли на основе древних видов оружия. В Средние века их применяли для личной защиты, на поле брани во время военных походов. Такое оружие сегодня применяется исключительно при проведении спортивных состязаний.

I - короткая и длинная шпага.

II - рапира.

III - сабля.

Еще в самые древние времена человек брал в руки палку, чтобы защитить себя. Каменный век остался далеко позади. Оружие со временем претерпевало значительных изменений. Начали изготавливать инструменты из более прочных материалов. Самым популярным из них является железо.

Одной из первых боевых разновидностей оружия являлся меч. Первые упоминания о нем встречаются еще во II столетии до н. э. Вес такого изделия был большим. С его помощью можно было рубить и колоть. Для пеших воинов он подходил идеально. Но вот в процессе ведения боя на коне, он был неудобным. Потребности воинов со временем привели к появлению прочих разновидностей оружия.

Процесс усовершенствования

Тактика ведения боя прошлого привела к необходимости совершенствовать оружие. В I веке нашей эры азиатскими племенами стала массово использоваться сабля. Шпаги, рапиры (фото представлено далее) появились значительно позже. До этого в бою использовалось только оружие, подобное саблям. Оно отличалось меньшим весом, по сравнению с мечом. Такие изделия позволяли вести не только пеший, но и конный бой.

Спустя несколько столетий в Европе появилось новое оружие. В XV столетии здесь стали изготавливать шпаги и рапиры. Они отличались тонким лезвием. Такую технологию ранее никто не применял. Необходимость в изготовлении тонкого лезвия появилась вследствие массового использования кольчуг. Тонкая шпага или рапира позволяла проникнуть между ячейками нательной защиты воинов.

В Италии изготавливались шпаги. Колющее оружие испанского производства получило название «рапира». Удар клинка, пронзавший острием противника, с большой долей вероятности был смертельным. Но при порезе у соперника было больше шансов выжить.

Боевая шпага

Рассматривая отличие шпаги и рапиры (фото представлено далее), необходимо начать с изучения боевого оружия. От него происходят спортивные разновидности, применяемые в спортивном фехтовании. Шпага произошла от меча. Это колющее оружие, способное при этом наносить и режущие раны. Исторически такое оружие имело длину более 100 см.

Это изделие состоит из эфеса и клинка. Его лезвие может быть одно- или двусторонним. Эфес, который еще называют рукоятью, состоит из гарды, а также специальной защитной дужки. Такая конструкция предотвращает удары противника по пальцам. Исторически существовало несколько разновидностей шпаги. Кавалерийская шпага отличалась значительным весом и длиной 100-150 см.

Одним из популярных типов является оружие, которое отличалось значительно меньшим весом. Это «придворный» вид шпаг. Он стал неотъемлемой частью облачения придворных. Спустя несколько столетий представленные разновидности стали сильно отличаться конструкцией. Их лезвия при этом были незаточенными. Зато острая вершинка позволяла легко нанести колющий удар. Они были популярными среди почитаемых представителей знати того времени в Европе.

Шпага для спортивного фехтования

Отличия в спорте рапиры и шпаги достаточно ощутимые. Они определяют стиль и технику поединка. Сегодня это преимущественно оружие, применяемое при проведении спортивных турниров.

Шпага, которая применяется на состязаниях самого высокого уровня, имеет длину 1,1 м. Масса такого изделия неизменно равняется 0,77 кг. Полотно клинка гибкое. Оно сильно изгибается во время нанесения колющего удара. Сечение клинка трехгранное.

Града круглой формы защищает руку от удара. Ее диаметр составляет 13,5 см. Спортивное оборудование имеет клинок, который постепенно сужается к вершине. Размер граней, который допускается современным фехтованием, составляет 2,4 см.

Участие в состязаниях

Устанавливаются общепризнанные отличиярапиры от шпаги в фехтовании. Оружие определяет, какую технику в процессе ведения боя будут применять участники, их тактику во время спортивного состязания.

Турниры проводятся отдельно для женщин и мужчин. На наконечник установлен специальный датчик. Когда наносится колющий удар с силой не менее 0,55 кг, он фиксирует это. Укол может быть нанесен во все части тела, кроме затылка.

Если соперник нанес удар быстрее (в течение 0,25 с), аппарат воспримет давление на датчик. Приоритета действий в этой категории соревнований нет. Если в указанный временной промежуток удар поступил от обоих соперников, они присуждаются обоим участникам. Это одна из главных особенностей представленного вида спортивного оружия.

Боевая рапира

Рассмотрев вопрос, чем отличается шпага от рапиры и сабли , следует сказать несколько слов о других разновидностях исторического оружия. Их основные характеристики были окончательно определены еще в конце XV столетия. Историческая рапира значительно отличается от современного фехтовального оборудования.

В переводе рапира дословно означает «меч для одежды». Это легкое, практичное оружие. В древние времена ее носили не военные, а богатые граждане Испании. Рубящий удар она наносит не так сильно, как шпага. Однако ее лезвия заточены.

Это было очень популярное оружие в XV-XVI веке. Позднее рапиры были вытеснены короткими шпагами. Последние отличались малым весом, но в бою были эффективнее.

Изделие, которое исторически именовалось рапирой, имело длину около 1,3 м. Его клинок достигал в длину около 1 м. Было множество разновидностей представленного оружия. Исторические боевые клинки весили больше, чем современное спортивное оборудование.

Рапира в спортивном фехтовании

Спортивные рапира и шпага отличаются конструкцией и габаритами. Сечение их имеет ряд особенностей. Так, спортивная рапира в поперечном разрезе образует четырехгранную фигуру. Вес оборудования составляет около 0,5 кг. Града выполнена из металла. Она имеет диаметр 12 см.

Клинок уменьшается пропорционально к вершинке. Наконечник в диаметре имеет 6 мм. Оборудование, которое применяется для спортивных турниров, датчик представлен в виде электроконтактного подвижного устройства. Оно реагирует на удар, который наносится сопернику.

Когда происходит соприкосновение датчика с поверхностью экипировки, сигнал передается по кабелю к фиксирующему прибору. Провод проходит по углублению грани клинка. Под эфесом есть разъем. В него подключен провод. При изготовлении спортивной рапиры форма рукояти может быть фигурной. Одной из популярных разновидностей эфеса является «пистолет». Спортсмен в этом случае может не сгибать запястье.

Фехтование на рапирах

Отличия в фехтовании шпаги, рапиры, сабли значительные. Это необходимо учесть при выборе оптимальной разновидности спортивного оборудования. Турниры по фехтованию на рапирах проводятся отдельно для женщин и мужчин. Датчик, находящийся на наконечнике клинка, реагирует на давление 0,5 кг. Причем удар будет зафиксирован только в том случае, если он наносится в металлическую куртку соперника.

Существуют определенные правила ведения боя при помощи рапир. Атака соперника отражается перед тем, как будет совершено ответное действие. Для такой разновидности фехтования важно преимущество действия. Приоритет определяет арбитр. Он останавливает бой, если прибор фиксирует нанесенный колющий удар.

В подобном турнире соперникам запрещено касаться друг друга телами. Бой будет остановлен также и в том случае, когда один из соперников окажется за спиной у другого участника соревнования. На турнирах высокого уровня проводится видеофиксация поединка. Это позволило избежать ошибок, которые могли допустить арбитры.

Боевая сабля

Рассмотрев отличия рапиры и шпаги, следует уделить внимание такому оружию, как сабля. Это одно из самых древних орудий. В силу его особенностей сформировались и современные техники ведения спортивного боя.

Сабля представляет собой рубящее оружие. Его клинок имеет изогнутую форму. При помощи сабли возможно наносить и колющий удар. Для этого наконечник хорошо затачивался воинами перед грядущим боем.

Представленная разновидность оружия появилась на восточных территориях. Такие изделия получили широкое распространение еще в VII-VIII веке. С его помощью наносили рубящие и колющие раны. Со временем конструкция видоизменилась. К XIV столетию это уже был исключительно рубящий клинок, отличающийся значительной кривизной. Вес был относительно небольшой. Центр тяжести был смещен от эфеса. Это позволяло наносить удары большей силы.

Сабля в фехтовании

Определить отличия рапиры, шпаги, сабли в спорте просто, зная особенности каждой разновидности оружия. Всё представленное оборудование появилось на основе своих исторических прародителей. Так, сабля является рубящим оружием, способным наносить также и колющие удары. В сечении такое изделие имеет трапециевидную форму. Длина клинка достигает 1,05 см.

Града отличается особой конструкцией. Она способна защитить руку снизу и сверху. В процессе боя можно наносить удары исключительно в верхнюю часть тела. Это относится и к рукам (до запястий), а также область защитной маски.

Специальный аппарат фиксирует укол и удар. В одежде, которая находится в верхней части туловища фехтовальщика, есть специальная серебряная стружка. Фехтование на саблях ведется с правом на преимущество при атаках. Бой является динамичным, зрелищным. Этим он нравится многим фехтовальщикам.

Виды фехтования

Вникая в вопрос, какие отличие шпаги и рапиры существуют в современном мире, необходимо рассмотреть разновидности фехтования. Поединок может быть не только спортивным. Бывает исторический и артистический тип боя. Оружие при этом следует подбирать в соответствии с особенностями проведения поединка.

Историческая разновидность применяется при необходимости воссоздать бой двух людей или их целой группы. При этом учитывается техника ведения поединка выбранного периода времени. Применяется соответствующее оружие. Такой поединок не отличается зрелищностью. Однако это позволяет воссоздать реальные движения соперников.

Артистический и спортивный поединок

При артистическом состязании также за основу берется историческая техника ведения боя. В этом случае поединок отличается зрелищностью. Все действия постановочные. Это шоу, противники которого по своей сути являются партнерами. В этом случае применяются легкие виды оружия.

Спортивное фехтование относится к категории боя при использовании облегченного оружия. При этом существуют определенные правила ведения поединка. Турнир проводится на специально подготовленных площадках.

Как выбрать оружие?

Зная отличие шпаги и рапиры, сабли, следует рассмотреть несколько рекомендаций специалистов по выбору подходящего оружия. Желая заниматься фехтованием, новичок посещает занятия и пробует различные техники ведения боя. В первые 3 месяца тренер наблюдает, к какому виду оружия фехтовальщик проявляет больший интерес.

Когда выбор будет сделан, процессу оттачивания техники потребуется уделить много времени. Выбранный вид фехтования нужно любить. В процессе тренировки применяется тренировочное оборудование. Необходимо учесть, что оно может отличаться от электронных разновидностей шпаг, рапир и сабель.

После изучения всех тонкостей ведения боя на тренировочном оборудовании разница между подобной экипировкой и электронными изделиями для соревнования не будет ощущаться спортсменом.

Рассмотрев особенности, отличия шпаги и рапиры, а также сабли, каждый сможет подобрать оптимальное оружие для спортивных тренировок. Практика позволит принять правильное решение. Фехтование является увлекательным, популярным видом спорта в нашей стране.

В 1536 году король Испании Карл V выступил с докладом в Ватикане. В Европе бушевали «Итальянские войны»: Испания и Франция делили сферы влияния, боролись за политическую и религиозную гегемонию. В докладе, который был адресован папе римскому и кардиналам, собравшимся померить враждующие стороны, Карл V призвал своего врага короля Франции Франциска I решить затянувшееся противостояние в поединке — дуэли. Вызов остался без ответа, но, по всей видимости, дал толчок новой моде. Именно со второй четверти XVI века в Европе (в большей мере во Франции) начнется «дуэльная лихорадка», которая поразит Старый свет практически на три века. Только за 20-летнее правление Генриха IV Бурбона на дуэлях погибнут по разным оценкам от 6−10 тысяч человек, что сопоставимо с потерями в крупном сражении того же времени. Юрий Кукин разбирался, с помощью чего решались споры, и почему именно шпага и кинжал встали на защиту дворянской чести в материале сайт.

Бой на шпагах и дагах (из учебника фехтования 1626 г.)

Дага

Кинжал — один из древнейших видов оружия. Он появляется как разновидность большого ножа (как, например, сакс германцев), но впоследствии используется преимущественно для колющего удара. В средние века с помощью кинжала в основном добивали противников, потому он даже приобрел особое название — «кинжал милосердия» (предок стилета). Удар таким кинжалом мог поразить стыки пластин военных доспехов и даже пробить кольчугу. С XIII века кинжал становится постоянным предметом снаряжения знати, которая носит его наряду с мечом. Кинжал носили на цепи, а впоследствии с появлением широких дворянских поясов кинжалы стали прикреплять на правом боку.

Дага — кинжал «для левой руки"


В Германии такие кинжалы называли «degen», в Испании и Италии — «daga». Причем если немецкое название кинжала в XVI веке претерпит изменение, и слово «degen» будет употребляться для обозначения шпаги, то за термином «daga» укрепится значения не просто кинжала, а именно «для левой руки». Во Франции это же оружие называли мэн-гош, что, по сути, является буквальным переводом назначения кинжала. Дага или же мэн-гош приходят на смену щиту, следуя общему вектору развития оружия: тяжелые доспехи и большие мечи уступают место более легкому оружию, позволяющему свободно передвигаться в бою, совмещать серии из преимущественно колющих, но также и режущих (вместо сильных рубящих) ударов. Впервые на поединках начинают держать дуэльную шпагу в правой руке для выпадов, а кинжал острием вниз в левой для парирования в Испании в XVI веке. Но в отличие от щита, дага использовалась в равной степени как для блокировки атак, так и для их исполнения, особенно если шпага сломалась или была выбита из рук. Клинок кинжала напоминал клинок рапиры, рукоять была короткой, но с длинной крестовиной, и особенно дага (именно испанская) отличалась своей треугольной, иногда ажурной гардой с внешней стороны (хотя варианты были возможны). С середины столетия их в большом количестве производили в Италии.


Виды кинжалов (дага). XVI—XVII вв.

Ваше оружие?

Рапира и кинжал, если это оружие устроит господина де Бюсси.

Из книги Александра Дюма «Графиня де Монсоро»

Шпага

В большинстве европейских языков шпага не имеет особого термина или слова и, как правило, употребляется в значении «меч» (например, англ. — sword). Однако в немецком языке, как было указано выше, слово шпага (degen) имело то же самое значение, что и слово кинжал, из чего некоторые исследователи оружия делают вывод о происхождении шпаги от кинжала, который уже в XIV веке дворяне повсеместно носили с собой. Впоследствии клинок кинжала был удлинен, превратившись в шпагу и придя на смену тяжелому мечу. По другой версии шпага происходит от седельного меча с узким лезвием — боевого оружия всадника для нанесения колюще-рубящих ударов. Хоть им преимущественно наносили колющие удары, его большой вес и размеры самого клинка ограничивали владельца в обычном, пешем бою.


Виды шпаг

Согласно еще одной версии, изначально было два типа шпаг: военная и гражданская. Военная шпага, как нетрудно догадаться, отличалась от меча, пожалуй, только эфесом (рукоятью). Она использовалась в бою, ей совершали различные атаки от колющих ударов по противнику до рубящих, а также она могла использоваться и для парирования атак. Гражданская шпага больше походила на изящный аксессуар, атрибут знатного рода, который подчеркивал статус своего владельца. В пользу последнего говорит обычай гражданской казни, когда в присутствии свидетеля шпагу ломали над головой владельца или переламывали через колено.


Эфес итальянской шпаги

Изначально было два типа шпаг: военная и гражданская


Несмотря на разнообразие версий, ясно, что сам вид оружия, его модификации развивались вместе с техниками фехтования, которые довольно сильно различались в зависимости от школы и тем более страны. Немцы, например, делали акцент на рубящих ударах, в то время как в Италии, где, как считается и зародилось фехтование, действовал принцип главенства колющего удара. Как раз в Италии в начале XVI века начинаются первые дуэли, которые приходят на смену рыцарским турнирам и поединкам. Дэули в то время называет «поединок в кустарнике»: основное и строжайшее правило, в корне разнившееся с принципом турниров, — секретность. Кроме того, с течением времени еще одним отличительным принципом стало полное отсутствие доспехов, что особенно прижилось во Франции, где считали подобное сражение чистым и благородным, поэтому сражались в белых сорочках (в которых сразу было видно, где был ранен дуэлянт).


Рапира


Эфес испанской рапиры

Все это не могло не влиять на преобразование оружия, которое также становилось легче и длиннее, но все еще сохраняя обоюдоострое лезвие, позволяющее оставлять серьезные порезы. Такой вид шпаги получил название рапира или «клинок для одежды» (от исп. espadas roperas). Ключевые отличия от тяжелой шпаги — это размер и вес. В длину рапира не больше 100 см. Гарда рапиры была не только красива (что служило показателем статуса знатного владельца), но также плотно защищала пальцы владельца от атак противника, что было жизненно необходимо для продолжения поединка, поскольку ни доспехов, ни кольчужных перчаток больше не было. Как раз в Испании, откуда и пошли названия «дага» и «рапира», была сильна школа фехтования этой «парочкой», где главным было умение держать и изменять дистанцию, перемещаясь как будто в круге, который то сжимается, то расширяется. В XVII веке также в Испании на смену даге пришел плащ, который имел при себе каждый представитель сильного пола: его старались накинуть на руку с оружием, тем самым обезвредив противника на время для удара.

Рапира (от исп. espadas roperas) — «клинок для одежды"


А во Франции, где и случилась «лихорадка», которую уже на закате эпохи дуэлей (XIX век) воспевал старший Дюма в своих романах, в конце XVII века начинают сражаться только одним оружием — более короткой и только колющей рапирой, которая и распространится в дальнейшем в Европе наряду с набиравшей популярностью саблей.

Источники:

Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия. С.-П. 1995

Сальников А. В. Становление и развитие европейского шпажно- сабельного боевого фехтования XV—XVIII вв. еков. Армавир.

Новоселов В. Р. Дуэльный кодекс: теория и практика дуэли во Франции XVI века. М. 2001.