Чем молятся касперовской божьей матери. Касперовская Икона Пресвятой Богородицы. Молитва. Описание Касперовской иконы Божией Матери

Старинная чудотворная Касперовская икона Божьей Матери появилась впервые в Херсонской губернии, после того как была привезена неизвестным сербом из Трансильвании в конце XVI века. Став семейной реликвией, эта святыня в 1809 году оказалась в семье помещицы Касперовой. В тяжелые времена, помещица усердно молилась перед этим образом и стала замечать, что образ приобрел новый вид, а лики Богоматери и Богомладенца просветлели. Спустя время, от христианской иконы пресвятой Богородицы Касперовской стали происходить и много других благодатных чудотворений. Верующие всех, близлежащих городов стали стекаться к этой сильной иконе со своими чаяниями и молитвами.

В наши дни молитвами к этой святыне христиане получают не только исцеления от тяжелых недугов, но и помощь в житейских вопросах. Православные лавки, иконописные мастерские, интернет-магазины представляют верующим свои иконописные воплощения в иконах, вышитых бисером, в янтарных иконах, работах с применением золотого тиснения и шелкографии. Христиане отмечают празднование Касперской иконы Божьей Матери 29 июля , в день, когда произошло обновление образа в 1840 году.

Значение иконы Божья Матерь Касперовская

Для православных христиан значение иконы Божья Матерь Касперовская очень велико было в давние времена, и остается главным в наши дни. Во время войны 1853-1855 годов молитвами к этой сильной иконе был защищен город Одесса от вторжения захватчиков. В то тяжелое время святыню с крестным ходом принесли в город, и он остался нетронутым. После целого ряда расследований невероятных чудотворений от этого сильного образа, Святейший Синод признал православную святыню чудотворным образом, прославившимся целой вереницей чудес. Большое значение святая икона Божья Матерь Касперовская сыграла и для самих жителей села Касперовка, которые считают эту великую икону своей местночтимой святыней.

Ежегодно, ее приносят из Касперовки в Одессу, в праздник Вознесения – в Херсон, 1 августа – в Николаев. На постоянном месте пребывания икона находится всего около четырех месяцев, в остальное – она путешествует по южным городам Украины, давая возможность простым верующим ощутить всю ее безграничную благодать. В храмах, которых пребывает почтенная икона Богородицы Касперовской, проводят торжественные богослужения и читают перед ней по пятницам акафист.

Эта небольшого размера икона, написанная масляной краской и наклеенная на кусок доски, в течение нескольких веков производит на верующих сильное впечатление.

Работа неизвестного художника

Неизвестный автор изобразил Владычицу и Богомладенца только до верхней части груди. Печально взирая на прихожан, Богоматерь, прижимая к себе Иисуса, обеими руками придерживает Его голову, а Он левой ручкой ухватился за край её головного платка. В правой руке маленького Спасителя зажат свиток.

Откуда взялась Касперовская икона Божией Матери? О чем молятся перед ней?

История этой чудотворной иконы началась в те времена, когда российский престол принадлежал императрице Елизавете Петровне, а границы Российской Империи атаковали турецкие и татарские войска. Российскому правительству пришлось создать так называемую Славянскую епархию, населённую преимущественно выходцами из Сербии и Трансильвании.

Если верить легенде, Касперовская была привезена в Россию в конце XVI столетия неким сербом, прибывшим из Трансильвании и впоследствии осевшим в Херсонской губернии (Ольвиопольский уезд).

В течение нескольких веков икона передавалась от одного поколения к другому, пока не оказалась в собственности у помещицы Касперовой, проживавшей в имении Касперовка Ольвиопольского уезда.

Обветшавшая и потемневшая от времени святыня к тому времени изменилась до неузнаваемости: очертания ликов Богородицы и Христа Спасителя были едва различимы.

Февраль 1840-го принёс в дом Улиании Касперовой, владелицы села Касперовки (согласно другому источнику - Ново-Ивановки), множество невзгод. Долгие зимние вечера хозяйка коротала в молитвах, выпрашивая помощи у святых образов, среди которых находилась семейная реликвия - Касперовская икона Божией Матери. Значение святыни долгое время оставалось тайной - икона просто переходила из одного поколения в другое - от отца к сыну.

Однажды помещица молилась особенно усердно и не заметила, как наступила глубокая ночь. Касперова решила не прекращать молитву и поднялась с колен только на рассвете. Уставшим взглядом обвела она горницу, а когда взглянула на древнюю, ветхую икону, с удивлением отметила, что изображённые на ней лики очистились от пыли веков и просветлели (такими они сохранились до наших дней). Весть о том, что древняя икона восстановилась сама собой, быстро распространилась по деревне, а вскоре и за её пределами.

С этой поры местные и пришлые христиане стали молиться перед святыней, ожидая от неё защиты от всяких хворей. Икона Божией Матери Касперовская прославилась также как избавляющая от козней клеветников и злобных людей, насылающих на православных горе и болезни.

Реальные чудеса

Согласно свидетельству старожилов, однажды имение Касперовых посетила дворянка Вера Бурлеева, живущая по соседству. Богородица, явившись Бурлеевой во сне, велела женщине помолиться у иконы, хранившейся в доме её соседей, дабы исцелить паралич руки. Помолившись, Бурлеева немедленно выздоровела.

Ещё одна женщина - мещанка из Очакова, много лет страдавшая параличом и доведенная болезнью до такого состояния, что уже не могла самостоятельно передвигаться, - была привезена в поместье Касперских и, помолившись, встала на ноги.

Известна также история о 13-летнем крестьянском мальчике, страдавшем от приступов падучей, который выздоровел, помолившись перед иконой. Такое же чудесное исцеление произошло после того, как местная крестьянка, потерявшая рассудок, была подведена к иконе и исцелена после молитвы и помазания маслом из лампадки.

Много радостных событий произошло в семьях прихожан Ново-Ивановского храма - немало людей исцелилось благодаря чудотворной силе древней святыни. Икона Касперовых очень быстро прославилась и из превратилась в общехристианскую святыню.

Всеобщее достояние

С тех пор прошло много лет. Много чудес явила прихожанам писанная икона Божьей Матери. Касперовская Пресвятая Богородица и Богомладенец помогли многим страждущим православным, многих исцелили, а когда весть о чудесном божественном вмешательстве облетела окрестности Херсонской губернии и вышла далеко за её пределы, Святейший Синод признал икону с изображением ликов Пресвятой Заступницы и Христа Спасителя, написанную неизвестным живописцем, чудотворной.

Число верующих, желающих прикоснуться к святыне, росло с каждым днём, а когда нескончаемые реки паломников слились в огромный людской поток, Касперовы посчитали невозможным держать чудесную реликвию у себя дома взаперти и в 1844 году прошлого столетия подарили икону местному храму.

В 1852-м верующие Херсона добились, чтобы икона Божией Матери (Касперовская) находилась на их территории ежегодно, во время традиционного празднования Вознесения Господа. С тех пор образ ежегодно, крестным ходом, приносят в этот город.

Прихожане, проживающие в Николаеве, также получили возможность поклоняться древней реликвии, не покидая пределов родного населённого пункта. В чудотворная святыня находится с первых дней июля до конца августа.

Как уцелела Одесса

Во время войны в Крыму, которая началась в 1853-м, а закончилась в 1855 году, чудодейственую икону торжественно перенесли в осаждённую неприятелем Одессу, а с августа 1854-го до середины мая 1856-го молитва Касперовской иконе Божией Матери постоянно доносилась из городского кафедрального собора. Здесь же, в одесском храме, пребывал и сам чудотворный образ.

Англо-французская эскадра из 96 линейных кораблей отступила в 1855 году по непонятным причинам... после того, как одесситы, взяв Касперовскую икону, обошли крестным ходом родной город. Война фактически закончилась после богослужения, которое 1 октября отслужил возле Касперовской иконы архиепископ Одессы Иннокентий. На богослужении в честь находилось большое количество верующих, причём каждый из присутствующих был уверен, что своим спасением город обязан благодати чудотворной иконы. С тех пор этот день почитается в Одессе как великое религиозное торжество.

Сегодня чудодейственная икона Божией Матери Касперовская - святая святых и защитница Одессы и Херсона. Здесь она находится в течение примерно шести месяцев ежегодно. В Одессе, например, дни, когда икону приносят и уносят - первый день октября и четвёртый Пасхальный день соответственно, - почитаются наравне с наиболее значительными религиозными праздниками.

Слова великих патриархов

Касперовскую икону Богоматери почитает весь православный мир. Некоторые одесситы ещё помнят, как после окончания Великой Отечественной войны их родной город навестил Патриарх Алексий I, в планах у которого было помолиться у знаменитой иконы и поблагодарить Заступницу за то, что не позволила врагу прорваться через южные рубежи Советского Союза.

Несколько поучений об этой иконе оставил христианам Патриарх Пимен, который, посещая южный город, непременно всякий раз присутствовал на акафисте (последние 150 лет акафист Касперовской иконе Божией Матери поют в здании кафедрального собора по пятницам).

Однажды (12.07.1975) признался одесситам, что во время пребывания в Москве нередко вспоминает о величественном Успенском соборе, радуясь за одесских православных, которым посчастливилось в любой момент посетить храм и принести сюда свои скорби и печали.

Жизнь матери Бога

О жизни матери Бога на Земле верующим практически ничего не известно. В евангельском повествовании нет ни одного слова даже об исторических фактах, имевших непосредственное отношение к Пресвятой Деве. Служители церкви объясняют это смирением - величайшим достоинством Богоматери.

Один из дней светлой седмицы - среду - православные христиане-одесситы почитают как великий праздник. В этот день во всех приморских храмах прославляется Касперовская икона Божией Матери. В чём помогает и от чего спасает верующих эта икона? От всевозможных скорбей и бед, от всяческих недугов и внезапной смерти, от демонских происков и клеветы, распространяемой злыми людьми...

1 октября святыню вновь увидят одесситы

Основным местом пребывания чудотворного изображения Божией Матери и Богомладенца по-прежнему считается Касперовка (Ново-Ивановка) - село, жители которого стали первыми свидетелями чудесных свойств этого образа. Правда, здесь он хранится недолго.

С приходом октября святыню каждый год перемещают из Касперовки в Одессу, где икона Божией Матери Касперовская находится до наступления Пасхальной среды.

Где ещё можно увидеть древнюю святыню

Остальные дни Пасхальных праздников, а затем и некоторое время после Пасхи, реликвия хранится в доме Касперовых, а накануне Вознесения её приносят в Херсон, где она находится там до конца июня. Верующие, живущие в Николаеве, знают, что поклониться чудотворному образу они могут до 1 августа. Где бы ни находилась святыня, каждую пятницу перед ней читают акафист.

В настоящее время Касперовская реликвия хранится в стенах Свято-Успенского кафедрального собора города Одессы по адресу: улица Преображенская, дом 70. Празднику, посвящённому Касперовской иконе, в Одессе и других городах южного края теперь отводится два дня: 12 июля и 14 октября.

Касперовская икона — удивительная славянская святыня. Несмотря ни на какую международную обстановку ее одинаково чтут верующие люди Украины, России и Белоруссии. Своей святыней ее считают Одесса, Херсон, Николаев и Касперовка — село, где она просияла своими чудотворениями. А чтобы не конфликтовать из-за образа, жители этих городов установили очередность посещения иконы в течение нескольких месяцев. Все православные имеют возможность приложиться к святыне, а паломники из разных стран — выбрать ближайший к ним город пребывания иконы. Почему эта икона стала путешественницей, о чем молятся перед ней и как ее узнать, вы прочтете в нашей статье.

ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЫ

Касперовская икона написана масляными красками на холсте, то есть не является древним образом. Однако лики Пресвятой Богородицы и Младенца Христа производят очень сильное впечатление, каждый православный человек поймет, что образ — намоленный, то есть чудотворный и имеющий давнюю историю помощи людям. Глаза Ликов Матери и Божественного Сына потрясают своей выразительной печалью. Изображение совсем небольшое, «оплечное»: Богомладенец и Богоматерь изображены только до начала груди, по плечи. Это редкость в иконописи. Обычно такие иконы были келейными у подвижников или домашними покровительницами семьи в силу своего малого размера. Пресвятая Богородица на иконе обеими руками прижимает к щеке головку Младенца Иисуса, глядя поверх голов предстоящих перед ней — словно обращаясь к Богу в молитве. Сам маленький Христос изображен в обычной для малышей позе: Он крепко обнимает Маму, хватаясь за ее одежду, точнее, темно-синий мафорий — головное покрывало, традиционно изображающееся на иконах Богородицы. В правой руке Христос держит свернутый свиток, символизирующий пребывание полноты познания в руках Божиих и скрытое от людей предназначение: ведь никто, кроме Матери, не знал, что Младенец Иисус — Сын Божий, пришедший в мир спасти всех людей. Одежды Христа имеют красный цвет, также символизирующий Его искупление людских грехов грядущими страданиями. Множество изображений Богородицы было написано в течение веков. Первые Ее иконы, по Священному преданию, создал святой апостол и евангелист Лука, врач и иконописец. Он написал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе на русский — Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип — это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. По преданию, евангелистом Лукой было написано 70 икон (скорее всего, это легенда). Он рисовал с натуры — то есть позировала для икон Сама Богоматерь — и на досках от стола, за которым происходила Тайная Вечеря, последний ужин Христа с апостолами на земле, когда Он установил Таинство Причастия. Вероятнее всего, что иконописец и евангелист Лука создал лишь несколько икон Божией Матери, но на их на основе и появилось множество иконографий Богородицы: каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. Напомним, что каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью. Касперовская икона принадлежит к типу Умиление или Милостивая. Узнать образы этого типа легко по тому, что Богородица нежно прижимает Младенца к Своей щеке, обнимая Ребенка. Сама Пречистая Дева кротко, с милостью и жалостью ко всем людям, взирает на предстоящего перед Ней. Легко сравнить образ Касперовской с принадлежащей к типу Одигитрии Казанской иконой. Обе они изображают Богородицу по плечи, но на Казанской видно, что Младенец стоит отдельно от Богородицы или сидит на ее руке, не обнимая Богоматерь, а благословляя молящихся.

ИСТОРИЯ И ЧУДЕСА КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЫ

Икона появилась на российских землях в конце XVI века. Помещики Касперовские, по фамилии которых и названа икона, говорили, что ее привез из Трансильвании их предок-серб. Он был приглашен русским правительством как специалист в некой сфере знаний и поселился в имении Ново-Ивановка Ольвиопольского уезда (сейчас Херсонская область). Вместе с домом и имением икона как семейная святыня переходила из поколения в поколение. Краски ее со временем потемнели, образ обветшал и трудно было увидеть даже иконные лики. Икона явила свою чудотворную силу, когда Иулиания Ионова Касперова обратилась однажды ночью к ней с горячей молитвой. Касперова, жена-штабс-капитана (один из низших офицерских чинов), попала, по ее свидетельству, в какую-то большую беду и усердно молилась Богородице о заступничестве и помощи. Во время молитвы обветшавшая икона обновилась: лики просветлели, заиграли красками одежды и нимбы Богоматери и Христа. Женщина была поражена и наутро рассказала соседям и знакомым о чуде. Оно совершилось в 1840 году. Это и все последовавшие чудеса от иконы были зафиксированы документально:

    • Весной того же 1940 года жившая неподалеку дворянка Бурлеева услышала во сне голос — возможно, Самой Богородицы — направляющий ее помолиться в село Касперово о своей беде: она долгое время страдала от паралича руки. Действительно, после молитвы перед домашней иконой Иулиании Касперовой она исцелилась.
    • Через некоторое время по молитвам к иконе произошло еще три чудесных исцеления: Ивана Шумякова, подростка из Херсона, страдавшего эпилепсией — или падучей болезнью, как написано в свидетельстве об исцелении 1843 года; мещанка из города Очаково Мария Смешная, не владевшая половиной тела (вероятно, после инсульта), была привезена в дома Каспаровой и после молитвы смогла сама двигаться; душевнобольная или одержимая бесом крестьянка Прасковья Семипудова из Ново-Иваново пришла в себя после молитвы и помазания маслом от лампады перед Касперовской иконой.
После стольких чудес владелица образа решила перенести его в сельский храм: с одной стороны, слишком много людей стало посещать ее дом с молитвой и желанием прикоснуться к святыне, с другой — сама Касперова решила, что не вправе держать чудотворную икону лишь в своем доме, ведь она должна помогать всем людям. Так по воле Божией начались странствия иконы. В храме по молитвам перед образом было совершено множество чудес, так что к иконе стали приходить паломники из других городов: Николаева, Херсона, Одессы… Вскоре люди обратились со свидетельствами чудотворений в Святейший Синод, который в 1846 году и утвердил название иконы — чудотворная Касперовская. В 1852 году херсонцы получили разрешение Синода на принесение Касперовского образа в город крестным ходом к празднику Вознесения Господня. Их примеру последовали и жители Николаева, где икона теперь находилась ежегодно в течение месяца июля. В Севастопольскую войну 1853-1855 годов Одесса оказалась в блокаде британского флота. Это было тяжелое время для одесситов, и они исходатайствовали перенесение Касперовского образа в кафедральный собор города: здесь он пребывал в течение двух лет. В праздник Покрова Богородицы в 1855 году архиепископ Иннокентий (Борисов) совершил торжественный молебен перед иконой при большом стечении народа. Именно после этого британский флот отступил от одесских берегов. После такого события Касперовская икона прославилась на всю Россию: слишком очевидно стало, что Одесса была спасена по предстательству Божией Матери.

СОВРЕМЕННОЕ ПОЧИТАНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЫ

В честь чуда избавления Одессы был установлен особый местный праздник: изначально отмечаемый 1 октября, по новому стилю он перешел на 14 октября. В этот день ежегодно образ приносят в Одессу из Касперовки. Село, откуда произошла Касперовская икона, считается основным «домом» чудотворного образа, но на деле он находится там недолго: с 1 августа до 1 октября. В Одессе он пребывает до среды Светлой седмицы, находясь в особом киоте, подобном часовне внутри Успенского собора, у южной стены в богатом окладе. В среду после Пасхи образ вновь с большими почестями износят из собора и крестным ходом переносят в Касперовку, а на Вознесение он переносится в город Херсон. Оттуда 29 июня Касперовскую икону переносят в Николаев. Все эти города объединяют верующих в молитве к Богородице и акафистном пении: каждую пятницу, где бы ни была икона, перед ней поют и читают акафист. Однажды в Одессе она была украдена, но вскоре образ был найден — это тоже чудо Пресвятой Богородицы, ведь в наши дни остается немало нераскрытых краж, тем более, что образ имеет не только духовную, но и материальную ценность. Днем памяти Касперовской иконы также почитается 12 июля — день ее первого чуда обновления.

ЧУДОТВОРНЫЙ СПИСОК КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЫ В ТЕРВЕНИЧАХ

Касперовско-Тервеническая икона является списком XX века, созданном современной художницей после молитвы перед чудотворной иконой в Одессе. Она имеет название по месту прославления в женской обители деревни Тервеничи Ленинградской области. Возможно, Касперовская икона не была бы столь известна в двух российских столицах, если бы не явленная воля Пресвятой Богородицы о помощи через Тервеничский список Покровскому монастырю под Петербургом.Этот образ связал судьбы России и Украины. В начале 1992 года Богородица явилась в сонном видении основателю и духовнику монастыря отцу Лукиану. Он и сестры монастыря усердно молились о даровании обители святынь, через которые Господь являл бы свою милость насельницам и всем паломникам. В видении Божия Матерь стояла над строениями монастыря и указывала рукой на лежащую у Ее ног Свою небольшую икону, из-под которой бил источник чистой воды. Священник удивился видению: источника в обители не было, а икона, увиденная во сне, не была похожа ни на одну из известных ему. Однако чудесным образом именно такая икона была найдена — в православной традиции говорят, явлена, то есть чудесным образом, после предзнаменования, показана — у художницы Марии Ивановны Барановой, родом из Одессы. Она в свое время написала список с Касперовской иконы Богородицы, молясь перед ней во время пребывания в Одессе. После просьб монахинь о даре или продаже Мария Ивановна сама подарила образ, напоминавшей ей о родине, новому монастырю. 23 февраля 1992 года икону привезли на обустраиваемое подворье Тервенического монастыря в Петербурге — в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на проспекте Стачек. Богородица явила чудо после первых же молитв перед образом. Во время совершения молебна прихожанка, долгое время болевшая астмой, исцелилась. Еще одним чудом стало прибытие иконы в Тервенический монастырь: здесь, в деревне, в одиночестве жили лишь две пожилые монахини. Не зная об обретении Касперовско-Тервенической святыни, они молились о благословении новой обители святыней. Во время ночной молитвы однажды они услышали голос Богородицы, обещающий Свою милость всем, кто будет молиться перед Ее образом и возвещающий скорое прибытие чудотворного образа в обитель. Действительно, по прибытии иконы в монастырь, он начал быстро строиться: был обретен источник чистой целебной воды, нашлись благотворители — и вот через несколько лет белоснежная обитель с голубыми куполами храмов, келейным корпусом, огородом и целым хозяйством поднялась в чистом поле. В 1994 году икона замироточила, а в 1996 году было получено свидетельство Церкви о чудотворности списка: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил считать Тервеническую икону местночтимой. Все чудеса от нее фиксируются монахинями, свидетельства о них записываются. Одной из святынь обители стал драгоценный венчик для иконы, подаренный в благодарность за чудо верующими людьми 28 августа 2005 года. Благотворители пожелали остаться неизвестными, но традиция иконного венца распространена в южных славянских странах, поэтому сестры обители почитают его как благословение от Касперовской иконы Богородицы, с Украины. Венчик — это обруч из драгоценных металлов, который пребывает рядом с образом, обычно он вставлен в киот. Обращающийся с молитвой к иконе человек держит его над головой или надевает себе на голову как зримое Божие благословение, призывая благодать Божию и помощь Пречистой Девы: венец посвящен иконе и освящается от нее.

В отличие от Касперовской, Тервенический список пока не имеет своей молитвы и акафиста, поэтому петербуржцы молятся перед ним, обращаясь с молитвой к Касперовской иконе.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Особую благодать икона имеет в помощи семьям, желающим иметь здоровых детей: в зачатии, спокойной беременности, благополучных родах. Также перед этой иконой молятся

    • Об исцелении от тяжелых болезней, ран и выздоровлении;
    • О защите от врагов и недоброжелателей;
    • О поддержке в тяжелых жизненных ситуациях;
    • Об избавлении от влияния врагов видимых — людей и невидимых — бесов;
    • Об изменении жизни;
    • О благодати Пресвятой Богородицы в избавлении от греховных привычек;
    • О выборе верного жизненного пути и принятии правильных решений.
Напомним, что традиция молиться в определенных трудностях строго перед определенной иконой Божией Матери — народная. Церковь благословляет читать определенную молитву, составленную для иконы, но и предлагает молиться Пресвятой Богородице, прося обо всех нуждах перед любой Ее иконой. Молитву перед Касперовской иконой Божией Матери читайте онлайн на русском языке по тексту ниже: О Пресвятая Дева, Матерь Божия Пречистая, покров и заступничество города Одессы и всех земель вокруг Черного моря! К Тебе молимся и поклоняемся святой и чудной иконе Твоей Касперовской, через которую Ты совершаешь дивные и славные чудеса! Ты одна Радость наша, Ходатаица ко Господу обо всех, только Ты, как Матерь Бога нашего, можешь нам помочь. Только у Тебя есть сила как у Матери умилостивить Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа о спасении нас, людей грешных. Потому мы смиренно умоляем Тебя, Владычицу нашу Милосердную — не отвернись от нас и не гнушайся вздохов наших. Помоги нам, больным, скверным и никак не могущим исправиться своими силами, скорбным и озлившимся, немощным и заблудившимся, приходящим к Тебе с кающимся сердцем. Избавь нас, о благословенная всеми Госпожа, Мать Всевышнего Господа, от всех скорбей и опасностей, от болезней и травм, от смерти случайной, от нападений демонов и клеветы людей злых, ведь Твоей силой и бесы уничтожаются, и все враги людей добрых ослабляются. Попроси, о Госпожа Пречистая, Господа Бога, чтобы Отчество наше и Церковь Православная сохранились в спокойствии, мире и тишине. Твоим Небесным благословением пусть Господь укрепит дух наших архиереев православных, пастырей-священников, армию благочестивую и всех православных христиан. Огради всех нас от зла и соблазнов Твоей благодатью, утешь Твоим милостивым приходом нас и всех наших благодетелей. О Владычица мира, еще умоляем Тебя, избавь нас от гражданских войн и восстаний еретиков, собери людей, рассеянных по Земле, запутавшихся в жизни верни в стадо Христово — Церковь Православную, поддержи стариков, молодежь вразуми, защити вдов и сирот, исцели больных и утешь скорбных. Усопших предков, родных, детей и братьев наших в светлом раю и селениях праведных сохрани, по нашей кончине в покаянии нас с верой истинной прими, чтобы мы со всеми святыми угодниками вечно славили Святое и Великое Имя Троицы — Отца, Сына и Духа Святого. Аминь. Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!

Православие объединяет разные народы, общая у нас не только вера, но и святыни. Например, Касперовская икона находится в Одессе, но помогает всем верующим, независимо от того, где они проживают.


История иконы

По одной из версий, образ был привезен из Европы, затем начал передаваться по наследству в семье Касперовых. Небольшого размера, написана на холсте, который наклеен на доску. Одно из первых известных чудес - обновление иконы. Это случилось, когда ее владелица стояла на молитве. Касперовская икона внезапно посветлела.

  • мальчик, страдавший параличом, стал ходить;
  • одна местная женщина излечилась от слабоумия.

Происходили и другие случаи, вести дошли до правящего архиерея. Он отправил своего представителя для расследования, а Касперовскую икону Божией Матери велел забрать. Однако хозяйка наотрез отказалась расставаться со святыней.

Вести о том, что Касперовская икона помогает избавиться от недугов, разлетелись по всему краю. Его стали носить по праздничным дням в соседние города, со временем появились крестные ходы, а икона была официально признана чудотворной. Молятся перед ней о том, чтобы получить выздоровление от телесных болезней, защиту в тяжелых жизненных обстоятельствах, заступничество от нападений врагов.


Значение святого образа

Касперовская икона Божией Матери относится к типу «умиление», только в данном случае изображение сделано не в рост, а лишь по плечи. Это очень древний вид, пришедший к нам из Византии. Основное значение - показать теплые отношения между Богочеловеком и его земной Матерью.

  • Младенец развернут к Марии, тянется к ней обеими руками.
  • Лица Царицы Небесной и Христа соприкасаются. Это проявление нежности но также обозначение единения небесной и земной природы Иисуса.
  • Богородица обнимает Иисуса обеими руками, прижимая Его к себе. В лице ее заметна грусть - она словно предвидит то, что должно случиться, когда Младенец вырастет. На оригинальном образе взгляд ее направлен вверх, будто она мысленно обращается к Богу.
  • В правой руке Сына - свернутый свиток. Он как бы показывает его Марии. Свиток означает предназначение Спасителя, но оно до времени скрыто от людей.

Намек на будущие страдания скрывается и в цвете одежды Младенца - они красные. Икона Касперовская хорошо показывает чувства Матери, которая растит Сына для грядущих мук. А также на ней Спаситель предстает во всей своей любви и смирении. В глазах маленького ребенка читается недетская серьезность. Образ затрагивает самые глубокие струны души, поэтому перед ним просто настроиться на молитву, забыть все свои временные горести.


В чем помогает и о чем молиться Касперовской иконе

Образ упоминается в документах начиная с начала 19 в., но является намного более древним, поскольку уже в то время был почерневшим от времени. Сегодня его украшает богатый оклад, он стоит на почетном месте в главном храме г. Одесса. Касперовская икона весьма почитается на Украине.

Однажды она была украдена, но вскоре святыню удалось обнаружить и вернуть. Для нее построен отдельный киот, больше напоминающий небольшую часовню внутри храма. Молитвы Касперовской иконе звучат в Успенском соборе непрестанно. Чтимый список можно увидеть в Ленинградкой области в Покровском монастыре (с. Тервеничи).

Чтобы обратиться к Богородице, необязательно совершать паломничество, достаточно иметь дома небольшую копию образа, если нравится именно этот вариант. Всегда следует помнить, что Христос и Приснодева слышат обращения независимо от того, возле какой иконы они звучат. Для Касперовской иконы Божией Матери написаны как молитва, так и акафист.

Молитва перед Касперовской иконой Божией Матери

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Тво​их, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибе​гаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Касперовская икона божией матери - в чем помогает was last modified: Июнь 18th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

(празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота. Первые сведения об иконе относятся к 1809 г., когда она досталась в наследство девице Иулиании Иоанновне, буд. жене штабс-капитана Николая Касперова и владелице имения Касперовка (Ново-Ивановка; ныне с. Кизомыс Белозёрского р-на Херсонской обл. Украины). К тому времени иконная доска была уже ветхой, а живопись потемнела. По свидетельству Касперовой, ее родители умерли рано, при их жизни она не интересовалась происхождением образа, поэтому его история ей неизвестна (Петровский. 1889. С. 8). Свящ. Сергий Петровский, основываясь на том, что Касперова принадлежала к русско-сербской семье, предположил, что образ мог быть привезен в Россию неким благородным сербом, приехавшим из Трансильвании по приглашению русского правительства, и передавался в семье из поколения в поколение в качестве святыни (Там же). Согласно этому предположению, икона могла оказаться в России не ранее 1751 г., когда первые переселенцы приехали в Нов. Сербию на территории Украины.

Икона (31×26,5 см) написана красками по холсту, наклеенному на доску, «на манер икон единоверческих или старогреческих и есть… изображение Богоматери, именуемой Корсунской… по сторонам его ниже лика Богородицы и Младенца Иисуса имеются изображения с одной стороны Иоанна Предтечи и с другой великомученицы Татианы» (Там же. С. 9).

В февр. 1840 г. Касперова ночью молилась перед иконой и просила помощи, когда лик Божией Матери просветлел и икона обновилась. Иулиания и ее муж решили не рассказывать о случившемся, однако мн. болящие из окрестных сел стали слышать во сне голос Богоматери, Которая посылала их испросить исцеление у принадлежавшего Касперовым образа. Так, после молитвы перед иконой весной 1840 г. излечилась от паралича левой руки дворянка В. Бурлеева, летом 1843 г.- от падучей болезни 13-летний крестьянский мальчик И. Шумяков и от паралича мещанка М. Смешная, возвратился рассудок крестьянке П. Семипудовой. Овдовев, Иулиания решила полностью посвятить себя молитве и служению иконе, предоставляя приют приезжающим в село паломникам. После того как образ прославился целым рядом чудес, свящ. Зелинкевич предложил перенести его в местную Никольскую ц., что Касперова и исполнила в янв. 1844 г.

Свящ. Зелинкевич сообщил о чудесах от иконы херсонскому благочинному прот. Максиму Перепелицыну, а тот через духовную консисторию доложил Святейшему Синоду. Указом Синода было назначено расследование; 5 окт. 1845 г. духовная консистория предписала Перепелицыну отправиться в Касперовку, исследовать факты исцелений и чудес, происшедших от находящейся там иконы, а саму икону изъять. Расследование подтвердило случаи исцелений от иконы, однако Касперова и жители села решительно отказались отдавать образ, к-рый остался в деревенской церкви. Икону официально признали чудотворной, она получила название по имени своих владельцев и месту обретения - «Касперовская».

С 1852 г. по ходатайству жителей Херсона икону стали ежегодно приносить в город в праздник Вознесения Господня. Первый крестный ход был совершен 8 мая 1852 г. с особой торжественностью в присутствии свт. Иннокентия (Борисова) , архиеп. Херсонского и Таврического, к-рый особо почитал К. и. Позднее было получено разрешение на учреждение крестного хода с иконой из Херсона в Николаев (29 июня). Маршрут крестного хода, часть которого пролегала по рекам Днепр и Буг на пароходе, разработал свт. Иннокентий. Икона оставалась в Николаеве до 1 авг., когда ее переносили к р. Буг для освящения воды, а затем «прежним порядком» перевозили в Херсон и Касперовку.

В 1854 г., во время Крымской войны, жители Одессы, блокированной вражеской эскадрой, обратились к свт. Иннокентию с просьбой перенести К. и. в городской Спасо-Преображенский собор: «…от всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Ее Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения» (Там же. С. 20). Просьба была удовлетворена; икона находилась в Одессе с 6 авг. 1854 по 20 мая 1856 г. Каждую пятницу перед литургией свт. Иннокентий читал перед иконой составленный им акафист Покрову Пресв. Богородицы; этой иконой он благословлял войска, отправлявшиеся оборонять Севастополь. Перед К. и. давали обет сестры милосердия Крестовоздвиженской общины.

После взятия Севастополя англо-франц. эскадра направилась к Одессе. 1 окт. 1855 г. свт. Иннокентий совершил молебен на Соборной пл. и осенил город иконой. На следующий день неприятельский флот без видимых причин ушел. В благодарность за избавление города свт. Иннокентий решил «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября - праздником священнейшим» (Там же. С. 23). По окончании войны икона была возвращена в Касперовку, а с 1858 г. ежегодно 1 окт. ее переносили в Одессу, где она находилась до среды Пасхальной седмицы. Затем К. и. возвращали в Касперовку, в праздник Вознесения Господня по-прежнему ее носили в Херсон и Николаев. В благодарность за чудесное спасение Одессы иконе были пожертвованы драгоценные камни на ризу, к-рая была заказана московскому худож. Сазикову и стоила 7 тыс. р. (Яций. 2003. С. 18).

Во время пребывания в одесском соборе К. и. находилась близ правого клироса в Никольском приделе. В ночь на 29 февр. 1872 г. икона была похищена из запертого собора и найдена лишь 20 марта на приморской даче ресторатора Донати, где преступники закопали святыню (Херсонские ЕВ. 1872. № 6. С. 168). Подлинность обнаруженной иконы была удостоверена по «золотой дщице» на свитке Младенца, листу слюды на лике Богоматери и малиновому бархату на оборотной стороне (Петровский. 1889. С. 24). Похитителей не нашли, была сделана новая риза. В 1878 г. обществом Красного Креста в Одессе была создана община сестер милосердия, названная в честь чудотворного образа.

С К. и. связывают избавление Одессы от тур. флота в окт. 1914 и марте 1915 г., в период первой мировой войны. В 1915 г. состоялся крупнейший крестный ход с иконой по железной дороге, во время к-рого она впервые посетила мн. населенные пункты Херсонской епархии (Иванов. 1915). Крестные ходы с К. и. были прекращены в 1918 г., с тех пор чудотворный образ постоянно пребывал в одесском Спасо-Преображенском соборе.

В 1922 г. в с. Гнилякове (ныне с. Дачное Одесской обл. Украины) и соседних деревнях началась эпидемия холеры. Настоятель Покровской ц. с. Гнилякова прот. Михаил Федотьев посоветовал местным жителям испросить помощь у К. и. 13 июля икона была принесена в Гниляково крестным ходом, на центральной площади был совершен молебен, после чего эпидемия прекратилась (Яций. 2003. С. 32). В 1936 г. Спасо-Преображенский собор Одессы был разрушен и К. и. перенесена в Успенский собор города.

С сер. XIX в. К. и. стали посвящать храмы. Первой была церковь в г. Ананьеве Ананьевского у. Херсонской губ. Украины, построенная по инициативе свт. Иннокентия и освященная уже после его смерти, 12 нояб. 1857 г. Ныне в честь иконы освящены собор в Николаеве, церкви в Екатеринбурге, Иркутске; в 1997 г. основан мон-рь в пос. Грузско-Ломовка Донецкой обл. Украины.

В настоящее время образ пребывает в кафедральном Успенском соборе Одессы: с пятницы по воскресенье и в праздничные дни - в мраморном киоте в юж. Покровском приделе верхнего храма, с понедельника по четверг - в киоте на месте сев. придела в нижнем храме. Возобновлена традиция совершения крестных ходов. Чудотворные списки К. и. находятся в Свято-Духовом соборе Херсона, в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Кулевча Саратского р-на Одесской обл. Украины, в Тервеническом Покровском мон-ре Ленинградской обл.

Лит.: Знаменский И. М., прот. О Касперовской иконе Божией Матери. Од., 1877; Петровский С. В., свящ. Касперовский чудотворный образ Богоматери. Од., 1889; [Овцын]. Касперовская чудотворная икона Божией Матери: Сост. по сведениям шнуровой книги в Касперовской ц. и из брошюры прот. И. Знаменского. Од., 1890; Иванов В. А., свящ. Св. чудотворная Касперовская икона Божией Матери: Следование ее по Херсонской епархии с 22 авг. по 28 сент. 1915 г. Од., 1915; Поселянин Е. Богоматерь. С. 626-627; Яций А. М. Чудотворная икона Божией Матери Касперовская. М., 2003; он же. Чудотворные иконы Божией Матери Одесской епархии. Од., 2008. С. 343; Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие / Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный) и др. К., 2006. Ч. 1. С. 98-101.

А. А. Климкова