Человек живая загадка природы. Загадки человеческой природы. Самая великая загадка. Непостижимая непостижимость

Природа – такая материя, из которой мы вышли, это все вокруг нас и все одновременно внутри нас. Слово природа сейчас может ассоциироваться с природными катаклизмами, с животными, которые живут в заповеднике, или с удивительными чудесными достопримечательностями мира, такими как Гранд Каньон, водопад Ниагара, Кунгурская ледяная пещера. Но, по сути, это то, что нас окружает, это все пространство вокруг.

Природа – единый маточный механизм, с детства нас приучают любить природу и быть как можно приближенными к природе. Да и правда на природе нам хорошо, свежий воздух наполняет легкие, травка щекочет ступни, и просыпается здоровый аппетит. Но ведь мы в природе не одни. Природа вырастила в своем лоне тысячи и тысячи организмов, она полна загадок, и человек полон загадок.

Как писал профессор Дильман, у природы три главные загадки: возникновение жизни, эволюция живых существ и смерть. Возникновение жизни сейчас не понятно человеку, он пытается воспроизвести ее искусственно, но пока, несмотря на все научные интернет-утки, это плохо удается. А вот всемогущая матушка природа уже давно-давно решила этот вопрос, а как решила, пока только гипотезы, загадку эту просто так не разгадать. Загадка эволюции заключается в ужасном парадоксе – это схожесть строения всех земных существ, и одновременно разрозненные модификации их же. Красивая фраза выплывает: природа предстает перед нами однообразной, поражая своим разнообразием. Так, например, белки имеют одинаковое строение, будь это бактерия с белком внутри, или бурундук. Строение белка у них абсолютно одинаковое. Вирусы имеют тоже строение, что и человеческие гены. Из этого возникает еще один вопрос, как природа, сохраняя стабильность своих элементов, позволяет им эволюционировать. Ответом будет смерть – третья загадка природы.

Смерть – одна из наиболее таинственных загадок, как с точки эзотерической, так и с точки зрения биологии и всего биологического спектра наук. Романтики задаются вопросом: почему смерть неизбежна? Ученые одухотворенно обдумывают: есть ли такой закон в природе, который утверждает, что любая жизнь должна прекращаться смертью? Но такого закона сейчас, в действительности, никто не открыл и не доказал. Это-то и позволяет нам утверждать и мечтать о вечной человеческой жизни.

Здесь стоит уяснить одно – сметь бывает по внешним факторам и естественная. В природе есть и бессмертные организмы – некоторые бактерии, по сути, никогда не умирают, они делятся и в результате деления образуют все дочерних клетки, абсолютно идентичных основной. Это очевидно, что смерть индивидуума после прохождения цикла жизни не обязательна для природы. Взять в пример не обычное заоблачное простейшее, а конкретную парамецию. Она делилась и размножалась в течении восьми тысяч четырехсот поколений, при этом все будущие поколения и предшествующие им оставались жить, если спроецировать цикл воспроизведения на человека, то такое бессмертное потомство вместе с предками прожило бы двести десять тысяч лет! Но примеры бессмертия демонстрировал и сложный, многоклеточный организм, но только при условии злокачественной опухоли. В организме здоровые клетки проходят свой определенный цикл, они восстанавливают друг друга только до определенного момента, но раковые клетки становятся на этому фоне более стойкими, и не останавливаются при самовоспроизведении, особенно если их вводить в организм регулярно. Один ученный выделил у мыши раковую опухоль, которая жива до сих пор и используется в лабораторных условиях, хотя мышь прожила всего три года.

Хотя современная наука далеко продвинулась в понимании законов природы, существует достаточно много вещей, объяснить которые ученые просто не в состоянии. В нашем обзоре десять, казалось бы, простых вопросов, ответов на которые пока нет.

1. Коровы во время еды всегда поворачиваются на север или на юг

Обычно никто не присматривается к пасущимся коровам, но когда команда ученых внимательно изучила тысячи спутниковых снимков Google Earth, то обнаружился неизвестный в течение тысячелетий факт. Коровы всегда поворачиваются головой к магнитным полюсам Земли (на север или юг), когда они пасутся или отдыхают. Это остается неизменным независимо от ветра или других факторов. Никто не знает, почему так происходит. Хотя уже давно известно, что у некоторых животных есть «внутренний компас», впервые подобное было обнаружено у крупных млекопитающих. Также странным является то, что чем ближе коровы находятся к полюсам, тем менее точно они ориентируются. Данное явление наблюдается на всех континентах Земли.

2. Почему некоторые млекопитающие вернулись в воду

Наука утверждает, что у части морских животных в процессе эволюции появились конечности, которые позволили им передвигаться по суше. Но почему некоторые из этих животных, например непосредственные предки китов и тюленей, перебрались обратно в воду, остается неизвестным. Для наземных животных гораздо более трудно с эволюционной точки зрения вернуться в море, чем наоборот. Именно это вызывает недоумение ученых во всем мире.

3. Алкалоиды в растениях

Растения часто производят вещества, которые оказывают на животных, употребляющих их в пищу, достаточно странное воздействие. Эти вещества называются алкалоидами, а одним из наиболее распространенных их видов является морфин. Всего ученые идентифицировали около 7000 различных типов алкалоидов в растениях. Хотя современная наука смогла подробно изучить эти химические вещества, почему они начали вырабатываться в растениях - загадка. Некоторые считают, что, помимо внешних причин (таких, как защита растений от травоядных), алкалоиды могут быть полезны для регулирования обмена веществ самих растений.

4. Почему цветы растут по всей планете

Цветущие растения встречаются по всему миру, вне зависимости от климата. Что довольно интересно, так было не всегда. Цветковые растения примерно 400 миллионов лет назад довольно быстро вытеснили другие виды флоры, а сегодня они составляют около 90 процентов всех видов растений. Эту проблему всю жизнь пытался решить Чарльз Дарвин, называя ее «ужасной тайной». Быстрое развитие цветов вскоре после их появления на Земле противоречило теории медленной эволюции путем естественного отбора.

5. Почему вблизи экватора царит разнообразие жизненных форм

Путешествуя от более холодных районов планеты к экватору, несложно заметить, что жизнь становится все более разнообразной. Еще 200 лет назад прусский исследователь Александр фон Гумбольдт обнаружил, что биологическое разнообразие увеличивается по мере приближения к экватору, при этом становятся все более разнообразными природа, человеческая культура и заболевания. К примеру, сейчас каждый раз новые страшные вирусные заболевания появляются в Африке или Южной Америке, как раз возле экватора. Существует около трех десятков теорий, объясняющих это явление, но зачастую они противоречат друг другу.

6. Парадокс фитопланктона

Фитопланктон - класс организмов, встречающийся в крупных водоемах и включающий в себя широкий спектр различных подвидов. По существу, это плавающие растения, которые находят по всему миру. Огромное разнообразие этих организмов ставит под сомнение теорию эволюции и естественный отбор. Нехватка ресурсов делает невозможным выживание в экосистеме такого большого числа различных организмов. Тем не менее они существуют.

7. Как аргентинские муравьи создают колонии на различных континентах

Аргентинские муравьи на первый взгляд ничем не отличаются от других представителей этого вида. Но они являются единственными из обитателей Земли, кроме человека, сумевшими колонизировать три континента. Все три суперколонии аргентинских муравьев в Европе, Южной Америке и Азии населены муравьями, которые имеют одинаковые генетические черты и по существу являются одной популяцией.

Но озадачивает ученых не столько ареал их обитания, сколько социальная структура. Аргентинские муравьи признают своих собратьев с других континентов, но агрессивны по отношению к муравьям других видов. Кроме того, современный генетический код муравьев не изменялся в течение тысяч лет. Это удивительно, потому что организмы вне пределов своей родной среды, как правило, быстро изменяются.

8. Таинственный предок человека

Родословная современного человека тщательно изучалась в течение многих лет. Хотя первые люди появились очень давно, сегодня ученые имеют довольно неплохое представление о предках Homo Sapiens. По крайней мере так казалось до тех пор, пока ученые не обнаружили следы существования целого нового вида древних предков людей. Когда ученые изучили ДНК «денисовского человека», то обнаружили следы неизвестного вида, который не поддавался опознанию.

Стоит отметить, что сами денисовские гоминиды окружены тайной, но наука по крайней мере знает, кем они являлись и откуда они пришли. Этого нельзя сказать о неизвестном виде, с которым явно размножались денисовские люди около 30 000 лет назад и который оставил четкий след в ДНК денисовцев. В принципе, все, что известно об этом виде, - это то, что он дал денисовцам странный набор зубов, который нигде более не встречался в животном мире.

9. Животные, которые могут жить без кислорода

Почти каждый организм на Земле живет благодаря кислороду - одни живые организмы его потребляют, а другие производят. Недавно ученые заявили о шокирующей находке - глубоко в Средиземном море были найдены первые бескислородные животные. Хотя некоторые бактерии и другие простейшие организмы могут жить без кислорода, это ранее было неслыханным для сложных многоклеточных животных. Сразу три вида таких существ, принадлежащих к морским беспозвоночным группы лорициферов, было найдено на 3,5-километровой глубине. Ученые не имеют ни малейшего понятия о том, как они эволюционировали.

10. Половое размножение

Помимо некоторых микробов и растений, почти все живые существа в мире размножаются половым путем. Люди воспринимают это как само собой разумеющееся, но на самом деле это огромная эволюционная аномалия. Ведь половина всех видов (самцы) не в состоянии производить потомство, но используют при этом одинаковое количество ресурсов из окружающей среды. Почему было потрачено столько усилий, чтобы разработать механизм, который имеет явные недостатки в долгосрочной перспективе? Поэтому половые отношения остаются до сих пор явлением, которое ученые не в состоянии полностью понять.

Цель: обобщение и систематизация знаний у воспитанников о живой и неживой природе, развитие внутренней потребности любви к природе.

Задачи: систематизировать знания воспитанников о природе. Показать эстетическое, познавательное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду. Развивать экологическую этику воспитанников. Развитие экологической грамотности учащихся, формирование высокого уровня их экологической культуры. Воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной деятельности.

Форма проведения: устный журнал.

Метод проведения: словесный, наглядный, иллюстрированный.

Условия для проведения: кабинет экологии.

Оборудование: выставка книг о животных, растениях, выставка рисунков на тему “Человек и природа”, картинки с исчезающими животными, карточки (зеленые и красные) для проведения игры.

Методические советы на подготовительный период: дети разучивают стихи, проводится конкурс рисунков “Природа и человек”, воспитанники рисуют знаки правильного поведения в природе. Ведущий – педагог, действующие лица – дети.

План занятия

I. Организационный момент.

II. Основные этапы занятия.

  1. Загадки “Живая – неживая природа”.
  2. Чтение стихов воспитанниками.
  3. Игра “Экологический светофор”.

III. Итог занятия.

IV. Рефлексия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебный мир природы. Мир этот волшебный и сказочный, но очень нам знакомый. А любите ли вы природу?

Ответы детей. Да, очень. Да, любим. Природа очень красивая.

Педагог: Богата и разнообразна природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой - всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.

Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться.
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте,
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне -
Вы берегите эту святыню!

Педагог: (Педагог зачитывает слова Сухомлинского В.А.)

“В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная природа своего края самая дорогая. Надо просто видеть, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелки, как наливаются яблоки и красные помидоры, - все это надо пережить как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство помнится вам в ярких солнечных лучах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, голубое небо с журавлиной стаей над горизонтом, багровый закат, стройные тополя у дороги - все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце”.

II. Основные этапы занятия.

1. Загадки “Живая – неживая природа”.

Педагог: “Природа и человек!” Именно эта тема свела нас сегодня вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. А чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. А вот, как вы знаете природу, мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам отгадать загадки о живой и неживой природе. У вас на столах лежат карточки - фигурки квадрат и круг, я буду вам загадывать загадки, вы отвечаете и поднимаете карточки. Если живая природа, показываете круг, неживая – квадрат.

Без крыльев летают,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака)

В одежде богатой,
Сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)

У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)

Не вода, не суша:
На лодке не уплывешь,
И ногами не пройдешь. (Болото)

На зеленом шнурочке, белые звоночки. (Ландыши)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)

Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы быть и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)

Утром падаю всегда
Не дождинка, не звезда -
И сверкает в лопухах
На опушках и лугах. (Роса)

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)

Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит,
Постучит – и легче. (Дятел )

Заря-заряница, красная девица,
По полю гуляла, ключи потеряла.
Месяц увидел – не поднял,
Солнце увидало-подобрало. (Звезды)

Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки)

Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осел)

Уж очень вид у них чудной!
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой,
На что она обижена? (Лев)

Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. (Лягушка)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей )

2. Чтение стихов воспитанниками.

Педагог: Стихи о природе – это в первую очередь красивые и добрые стихи, которые отвлекают от жизненных забот, и дарят ощущение умиротворенности и покоя. Меня всегда восхищали красивые стихи о природе, о временах года, о весне, о лете, об осени и о зиме.

Воспитанник:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. (Александр Пушкин)

Воспитанник:

Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
Утонуло лето. Я ему бросаю круг
Свой венок последний.
Только лето не спасти,
Если день - осенний. (Новицкая Г.М.)

Воспитанник:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. (Сергей Есенин)

Педагог: А кто знает стихи о временах года? Какие времена года вы знаете?

Ответы детей. Я знаю и я знаю. Осень. Зима. Лето. Весна.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
Круглый год.

Ответы детей. Декабрь.

Дети читаю стихи.

Воспитанник:

Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом. (С.Маршак )

Воспитанник:

Тает снег и тает лёд,
Мамин праздник настаёт.
Дарит маме барсучок,
Вербных веточек пучок.

Воспитанник:

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник. (С.Маршак )

Воспитанник:

"Лучше нет родного края".
Жура – жура - журавель!
Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
- Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края! (Платон Воронъко )

Воспитанник:

Издалека узнаешь махаона
По солнечной тропической красе:
Пронесся вдоль муравчатого склона
И сел на одуванчик у шоссе.

Удар сачка, – и в сетке шелест громкий.
О, желтый демон, как трепещешь ты!
Боюсь порвать зубчатые каемки
И черные тончайшие хвосты.

Нацелишься, – но помешают ветки;
Взмахнешь, – но он блеснул, и был таков,
И сыплются из вывернутой сетки
Лишь сорванные крестики цветов...(В.В. Набоков )

Педагог: Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с природой. Однако, с каждым днем, она все больше нуждаются в защите.

Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

3. Игра “Экологический светофор”.

Педагог: У вас в руках зеленые и красные карточки. Я буду читать вам стихи, а вы выберите правильный ответ и поднимите нужный кружок: зеленый – помогаете природе, красный – ясно, что вредите ей.

Пять зеленых лягушат
В речку броситься спешат.
А ребята не лежат,
Ловят банкой лягушат.
Пусть живет лягушка в доме,
Здесь ей лучше, чем на воле. (Красный)

Убита белка!
На снегу
Она распластана лежала,
Как будто все еще бежала…
Да вдруг застыла на бегу. (Красный)

Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит. (Красный)

Посадили деревце
У себя во дворе,
Пусть растет зеленое,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто, часто мы.
Чтоб оно со временем
Дало нам плоды. (Зеленый)

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой.
В крутом овраге под горой
Мы чистили родник студеный. (Зеленый)

Поливаем клумбы дружно,
Траву выполем на спор.
А зачем нам это нужно?
Чтоб красивым был наш двор. (Зеленый)

Принесли из леса шишки,
Желудей несем мешок,
От берез нашли сережки.
Чтоб посадить новый лесок (Зеленый)

Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет,
Замечательный букет. (Красный)

Колкую, зеленую
Срубили топором,
Из лесу душистая
К нам приходит в дом. (Красный)

Разведу я на окошке
И душистые горошки,
И фиалки, и герани.
Вот попробуйте вы сами. (Зеленый)

Едем на автомобиле
И гордимся, как красиво
Позади клубится дым.
Чих-чих-чих! Куда бежим? (Красный)

Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.
Пришли через год на полянку
И обнаружили свалку. (Красный)

Педагог:

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу.
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

Педагог:

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

III. Подведение итогов мероприятия.

Педагог: Я надеюсь, что сегодняшнее занятие никого из вас не оставило равнодушным. Я уверена, что вы любите природу, любите свой край. Так много прекрасных стихов о природе, которые показывают нам, что поэт и природа связаны между собой какими-то глубокими, внутренними узами. Анализируя стихи поэтов, можно сделать вывод, что человек не что иное, как часть природы. И ни в коем случае, он (человек) не должен порабощать её, исчерпывая все её недра. Русские поэты внушали всему народу, что природа прекрасна, она всё, она объект, а никакой-нибудь субъект.

Давай те нарисуем рисунки и плакаты на тему: “ Охрана природы - дело каждого человека”, “Человек и природа”. Дети рисуют рисунки. А так же дети предложили написать правила поведения по охране нашей природы.

Методические советы организаторам и постановщикам: мероприятие лучше проводить в кабинете. Оформить выставку рисунков и плакатов о природе. Для создания эмоционального настроя группы можно использовать музыкальное сопровождение (голоса птиц, зверей, звуки природы и т.д.).

Методические советы на период ближайшего последействия: можно рекомендовать обучающимся дополнительную литературу по охране окружающей среды.

Педагог: Ребята, хотя наше занятие завершилось, но вы, приходя в лес, или парк помните о том, что животные являются братьями нашими младшими. Не обижайте их! Цените их и помните, что некоторые являются очень редкими и занесенными в красную книгу видами. Я предлагаю вам нарисовать рисунки и плакаты на тему: “ Охрана природы - дело каждого человека”, “Человек и природа”. Далее рисунки и плакаты развешиваются на стенде с целью ознакомления других с правилами поведения в природе. При подведении итогов занятия педагог благодарит детей за участие, за отличные стихи которые были прочитаны, за плакаты и рисунки. А так же за их идею о правилах по сохранению природы. Отмечает яркие моменты рисунка каждого ребенка, при этом не упускает ошибок, которые были допущены.

Список литературы

  1. Ананьев В.А. Преподавание основ охраны природы в начальной школе. - Томск, 1994 г.
  2. Касаткина Н.А. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Волгоград. “Учитель”. 2007.
  3. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Сборник стихов. Волгоград. “Учитель”. 2003.
  5. Стихи русских поэтов о природе. Времена года. - М.: 1981.

Самая великая загадка природы - человек!

Что таится за рождением человека на Земле? Эволюция, космическое происхождение или Божественный промысел? До сих пор не стихают споры в научных и философских кругах на эту вечную тему. А сама вечность, что это? Ради чего существует Вселенная? Для кого она создана? Кому подчиняются законы природы и кем они выдуманы? Интересных и грамотных рассуждений множество. А в этой статье приводятся любопытные мысли священнослужителей, без которых многие вопросы и ответы будут казаться бесцветными. Читайте их ниже. И на моем сайте «Натуралист» без этой статьи размышления о природе человека будут не полными.

Самая великая загадка. Что такое человеческое "Я"?

(Из книги Ф.И.Мельникова "Опровержение безбожия", выпуск девятый, 1937 г. С.94-96).
"Из всех тайн и загадок мира, которые волнуют человечество, самая великая и самая важная - это сам человек. И пока не будет раскрыта и понята эта тайна, вся жизнь наша будет слепой, бессмысленной и совершенно ненужной. Но эта великая тайна может быть понятой только при свете Божества, только при признании существования Творца мира, Верховного Разума - Начала всех начал, Источника всей жизни. Вопрос о природе наших мыслей, сознания и самосознания наносит смертельное поражение безбожию, которое вынуждено или признать, что существует в мире и в человеке духовное начало, или утверждать, что наша умственная деятельность и жизнь есть какая-то забава элементов, игра серы и азота. Утверждать же это, значит зачеркивать всю историю человечества.
Духовная природа наших мыслей и нашего разума до того очевидна и бесспорна, что ученые всех направлений и всех времен решительно признавали, что в человеке действует духовное начало - душа.
В высшей степени занимательно, что даже представители такого философского направления, которое признает достоверным только то, что доступно нашим чувствам, даже они твердо и убежденно заявляют, что в человеке существует разумная душа и что именно она мыслит и сознает, а не элементы: мозг только орудие её действия, как язык - орудие слова, а ноги - орудие или средство передвижения человека. Как вещество есть таинственное нечто, так и дух есть таинственное нечто, которое чувствует и думает. Слышите, дух чувствует и думает, а не мозг, не кислород и крахмал. Есть нечто, что называют моим "Я", или, выражаясь иначе, моим духом, и что я признаю отличным от этих ощущений, мыслей, и прочего, нечто, что я признаю не мыслями, а существом, обладающим субъектом.
То, существование чего может быть утверждаемо в полном смысле этого слова, мы должны назвать субстанцией души, в отличие от разнообразных форм, которые она принимает. Все наши ощущения, все наши мысли, переживания, суждения, идеи - все это лишь проявления нашей души.
Существование души в такой степени несомненно, что ученые и философы заявляют, что оно несомненнее существования самого мира. Об этом говорили и писали: знаменитый философ Шопенгауэр, известный физиолог Гельмгольц, известный позитивист Риль, физиолог Финк, талантливый автор знаменитой "Истории материализма" Ланге, русский академик Тарханов и многие другие".
(Из книги архимандрита Амвросия (Юрасова) "Вопросы о Боге, вере, душе и спасении").
"Всё то, что мы видим, слышим, запечатлевается в вечность, на все времена. Но информация вся хранится не в мозгу, а в сознании нашей души. Как-то я беседовал с одним человеком. Говорю ему:
- Где хранится информация - слуховая, зрительная, осязательная?
- Как где? В мозгу.
- А если мы мозг человека выложим на стол, возьмем электронный микроскоп, найдем ли мы какую-нибудь информацию?
- Нет.
Мозг - это инструмент; вся информация хранится в сознании нашей души, через мозг душа получает и отправляет информацию, например, человек играет на музыкальном инструменте. Мы можем разобрать на части тот инструмент, но не найдем ни нотки, ни одного произведения. Это - инструмент, через который музыкант показывает свои способности. И мозг тоже инструмент, через который душа проявляет себя".

Самая великая загадка. Непостижимая непостижимость.

Если бы не было ума, то мы никак не могли бы вообразить его (ума), составить о нем понятие, кроме того, что и воображать, составлять понятие было бы нечем. Но ум есть, обнимает и творит. Так и мы не должны, не имеем права отрицать, что не было Ума высшего, который был бы Всем во всем...
Бытие Божье может выводиться умозаключениями, может ещё лучше чувствоваться, но все-таки остается непостижимым.
Какое же отношение времени к вечности, и человека к Богу?
Что же это за существо творящее, сохраняющее, промышляющее? Откуда оно взялось, и если не откуда ему взяться, то как же оно есть, и творит, и сохраняет, и промышляет?
И для чего? Для своей славы - это человеческие, условные слова, не имеющие понятного для нас смысла!
Откуда же зло? Для чего оно допускается?
Читатели должны помнить при всех вопросах этого рода, что они предполагаются по естественному ходу мыслей в человеке, а для верующего христианина, просвещенного Откровением, они, разумеется, не существуют.
Сколько пережило людей на свете? Сколько перебывало у них мыслей, чувств, побуждений, и всё это цело, в чем-то заключается, где-то хранится, и всё припомнится?
В мире физическом не пропадет ни одна порошинка, так и в мире нравственном не пропадет ни одна мысль, ни одно чувство, ни одно движение.
Духовная вселенная, пространная не менее вещественной, или настолько же запредельная!
Существо вечное, Которое не может не быть, и остается всегда в одном положении, всемогущее и всеведущее - непостижимая непостижимость!
Но если есть множество непостижимостей перед нашими глазами, которые мы должны признавать, и которым, при всем своем расположении к неверию, должны верить, то на каком же основании некоторые люди осмеливаются быть взыскательными, и требовать понятности только от высочайших тайн, как бытие и существо Божье, и из-за непонимания отвергают их безусловно?
Своего бытия и существа человек не понимает, а хочет понять бытие и существо Божье! Не может понять и отвергает, а сам он ведь, хоть и не понимает себя, не есть ли совершенная нелепость, или вопиющее противоречие - одно принимать и другое отвергать при тех же условиях?
Кроты роются под землей и толкуют о солнце. Находятся между ними умники, которые берутся доказать, что солнца нет, и даже быть не может. Толпа рукоплещет в полном удовольствии! Несчастные!
Выше представлены примеры бесчисленных тайн в мире видимом, осязательном, которые мы должны принимать беспрекословно: какое же право имеем мы отвергать тайны, назовем их духовными, или религиозными, по той только причине. что не можем объяснить их себе?
Отвергая религиозные тайны, вольнодумцы становятся ли умнее, способнее понимать прочие тайны? Нисколько.
Но не веруют ли все люди одинаково, или, по крайней мере, сходно, однородно, то есть все они не одинаково ли чувствуют, разумеется, каждый в известной своей степени, но чувства свои выражают разными словами, или присоединяют к одним словам разные понятия, о которых и спорят, отрешаясь от существенного их значения?
То есть, все атеисты, древние и новые, все нигилисты признают Бога, только называют его разными именами, прикладывают свои понятия о Нем к разным словам, и спорят с ожесточением об их словах, не догадываясь, что все согласны между собой, более или менее, и только отвергают общепринятое название или имя.
Отстраним на минуту понятие о Боге. Ну, эта, по мнению атеистов, сила творческая, действующая в природе, дающая цветам краску и запах, металлу блеск, плоду вкус, льву силу, орлу быстроту, соловью голос, пчеле искусство собирать мёд и лепить воск, эта сила производящая, сохраняющая, не должна ли возбуждать в человеке то же благоговение, какое внушает религия к Богу, Творцу всяческих?
Философы признают какую-то силу творческую, и не могут отказать ей в разумности, они чтят её. Она и есть Бог. Что есть высшего, святейшего из действий этой силы? Христианство.
Сколько человек может вмещать в уме своем настоящего, прошедшего, будущего, сколько мыслей, чувств, намерений, надежд, мечтаний, желаний, разнообразнейших: нельзя ли составить отсюда понятия приблизительного о Божьем всемогуществе и всеведении? Сравнивать нельзя, как бесконечно малую миниатюру с бесконечно великим оригиналом, но нельзя ли видеть здесь хоть некоторую тень, слабый отблеск, нельзя ли предугадывать бытия Ума всеобъемлющего, согласно со Священным Писанием, что человек сотворен по образу и подобию Божьему?
Какой Он? Вообразить не может, и может только чувствовать Его бытие.
Но и нашего, ограниченного ума, не могли бы мы вообразить, если бы он не был наш в нас, явен в своих действиях.
Тело, душа, дух, составляют человека. А человек создан по образу и подобию Божьему!
Мысль, звук, смысл, составляющие слово, представляют слабый пример подобия.
Есть природа видимая, мир вещественный: мы его видим, осязаем, его можно ощущать с помощью наших чувств. Явления его узнаются мало-помалу, понимаются, описываются. Науки, им посвященные, становятся в этом смысле шире и шире, хотя пробелов ещё много, хотя многие подробности и частности остаются ещё неизвестными, а другие представляются даже непостижимыми.
(Из книги М.П.Погодина "Простая речь о мудреных вещах").

Самая великая загадка. Научно необъяснимые свойства человека.

Имея многие общие физические свойства с животными, человек в то же время обладает рядом духовных свойств, которые не выводимы, а порой идут в разрез с эволюционными процессами.
РАЗУМ.
Наука до сих пор не знает закона, по которому атомы и молекулы могли бы организоваться в живую клетку и породить разум. Известный канадский профессор-биолог М.Рьюз, по своим убеждениям агностик, говоря об идее т.н.естественного возникновения человеческого разума путем эволюции, писал:"Однако, и об этом можно заявить твердо, биологическая теория и экспериментальная практика решительно свидетельствуют против этого. В современной теоретической биологии нет ничего такого, что позволяло бы допустить неотвратимую неизбежность возникновения разума".
Разум, способный к абстрактному мышлению и к творчеству, безмерно возвышает человека над животным миром. Если бы человеческий разум был результатом естественного развития мозга, то удивительно, что среди неисчислимых форм жизни, кроме человека, существует очень мало признаков мыслительной способности, превышающих инстинкт. Нет никаких свидетельств постепенной эволюции мыслительных способностей, приведшей к возникновению интеллекта. Огромная умственная пропасть между человеком и самым сообразительным животным уничтожает эволюционный миф. Инстинкт у низших животных нередко проявляет удивительную находчивость, но эта находчивость ограничена тесными рамками конкретного случая. Посредством накопленного знания человек осуществляет интеллектуальный прогресс, ведущий к белее глубокому пониманию явлений, в то время, когда животные остаются на умственном уровне своих предков.
Психическая деятельность животного главным образом отражает запросы его тела: питания, размножения, самосохранения. Никто не отрицает, что это свойственно и человеческой психике. Но есть в существе человека нечто находящееся в глубоком несоответствии с жизнью тела и даже идущее вразрез с важнейшими физическими потребностями.
Хотя общество и влияет на сознание, но, с другой стороны, именно сознание превращает стадо в организованное общество, делает социальную жизнь осмысленной, а совместный труд - творческим.
Человеку присущи такие качества, которые не могли возникнуть в процессе естественного отбора и вовсе не были решающими в биологической жизни вида. Чувства абстрактной справедливости и искание высшего смысла, не могли быть приобретены путем отбора, ибо эти чувства не доставляют никакого физического преимущества. Подобным образом нравственные чувства, как и чувства прекрасного и мистического, вовсе не являются поздними продуктами цивилизации, а, напротив, присущи "дикарям" на самых низших ступенях культуры.
В особенности заслуживает внимания то обстоятельство, что единственно человек способен возвыситься до мысли о всевышнем Создателе и желает общаться с Ним. В случае же каких-либо отклонений от нравственных норм, заложенных в совести, человек чувствует свою ответственность перед Творцом. Хотя в повседневной жизни видно много несправедливостей, человек убежден, что в конце концов правда должна восторжествовать.
Самый решающий момент в превращении из животного в человека лежит за пределами антропологии и биологии. Наука может пытаться восстановить последовательные ступени в развитии мозга - но не более того. Сам же мозг был лишь необходимым инструментом, способным уловить тончайшие вибрации нематериального плана бытия, стать орудием духа. Вся эволюция, как и развитие нервного аппарата, есть, по словам Вл.Соловьёва, "необходимый путь к совершенству. Никто же не станет доказывать, что моллюски или губка могут познавать истину или свободно согласовывать свою волю с абсолютным Добром. Значит, нужно было, чтобы вырабатывались в мире все более сложные и утонченные органические формы, пока не создана была такая форма, в которой может раскрываться сознание и желание совершенства... Капля живой протоплазмы, создание которой потребовало тоже немалых творческих сил, хотя и заключает в себе возможность возникновения человеческого организма, но осуществление этой возможности возникновения потребовало целого биологического процесса, весьма сложного и продолжительного".
(Епископ Александр (Милеант), Миссионерский Листок №138 Свято-Троицкая Православная Миссия).


Автор данного высказывания поднимает проблему индивидуальности личности, которая, несомненно, является актуальной и по сей день. На его взгляд, каждый человек обладает набором индивидуальных черт и качеств, которые, к тому же, изменяются и развиваются в течение жизни. Именно этим он и загадочен.

Те идеи и взгляды, что он поддерживал ранее, теперь могут казаться абсурдными, и наоборот.

Чтобы доказать свою точку зрения, предлагаю поразмышлять над такими важными понятиями, как «индивидуальность» и «личность». Индивидуальность – уникальная совокупность социальных и биологических качеств, делающих человека отличным от других индивидов. Личность – индивид, обладающий набором социально значимых черт, иными словами, прошедший социализацию, он обладает собственным мировоззрением и идеалами. Человек не зря ставится на высшую ступень эволюции, потому что он единственный обладает сознанием и мышлением. Каждый проходит долгий жизненный путь и делает множество ошибок, которые формируют его опыт.

Не могу не вспомнить роман А. С. Тургенева «Отцы и дети» в котором невероятно хорошо показано, как может измениться личность. Евгений Базаров, главный герой, за всё повествование прошел путь от нигилизма, то есть полного отрицание всего, до принятия того, что миром правят чувства, когда он влюбился в Анну Одинцову. Герой полон противоречий, и именно поэтому за ним так интересно наблюдать, именно в этом состоит его «загадка».

Обновлено: 2018-03-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме