Частица чтобы. Как узнать частицу в предложении

Пользовательского поиска

Проблемы КАК

, как * * * , как, * * * как, *** как


директор ССРЯ

По степени сложности оформления слова «КАК» запятыми в предложении — а оно может быть наречием , частицей , союзом , союзным словом и существительным множественного числа — ему нет равных в русском языке.

И как часто в головах учащихся возникает праведный гнев на тех узаконителей правил русского языка, которые всё ЭТО придумали!!!

Попробуем разобраться.

«КАК» — наречие!

Когда «КАК» является наречием? А вот когда: если в вашем предложении его спокойно можно заменить следующими выражениями, данными курсивом :

—— Вот как (каким образом ) надо это наливать — стаканами!
—— Как (в какой степени/насколько ) долго это тянется, однако!
—— Как (до какой степени/до чего ) дышится-то… Лепота-а!
—— Как (когда ) вернусь, она у меня получит!
—— Нельзя ли как (как-нибудь ) подешевле?

Наречия не выделяются запятыми просто так: если они не являются частями более сложной грамматической конструкции, в которых запятая полагается по другим правилам.

Запоминаем: если «как» можно спокойно заменить вышеперечисленными выражениями, то наречие «КАК» НИКОГДА не выделяется запятой. Ни слева, ни справа.

«КАК» — частица!

Когда «КАК» является частицей? А когда эмоции переполняют, но одновременно частицу можно заменить на другую частицу. К примеру, «ну ты даёшь!», «во блин!» или просто «блин»… и тому подобное.

Смотрим примеры и запоминаем:

—— Как?! Ты опять пришёл? (праведный гнев )
—— Как? (простой переспрос, не расслышал )
—— Как денег нет? (сложный переспрос )
—— Щас как дам! (намёк после сложного переспроса )
—— Как ныне сбирается вещий Олег… (поэтическое )

«КАК»-частица тоже не выделяется запятыми.

«КАК» — союз!

Придётся для начала вспомнить, а что такое — союз ? Честно поискав в словарях определение этой малопонятной, но весьма важной в грамматике части речи, вот что обнаружили: «Служебное неизменяемое слово, служащее для соединения слов и предложений». Есть и более сложное для восприятия определение: «Союз — это служебная часть речи, связывающая однородные члены простого предложения и простые предложения сложного предложения, а также выражающая отношения между этими синтаксическими единицами». Запомним пока, что либо — связь, либо — отношения.

Следующее в этом непростом союзе это то, что он может быть просто «КАК», а может быть составной частью другого союза, к примеру: «ТАК КАК». Словосочетание же «КАК ЖЕ ТАК» разделяется на союз «КАК», частицу «ЖЕ» и союз «ТАК» (который, в свою очередь, может быть не только союзом, но и местоимением и наречием!). Не устали?

Таким образом, если вы решили писать правильно, следует научиться выделять союз «КАК» из сонма прочих «КАК», союзами не являющихся. Ибо в этом — корень подавляющего количества ошибок в правописании.

Примеры правописания союза «КАК»:

—— Устал я, как собака! (В данном случае надо обратить внимание на то, что запятая перед «КАК» ставится!)
—— Устал как собака! (В данном случае надо обратить внимание на то, что запятая перед «КАК» НЕ ставится!)

Разница между этими двумя похожими предложениями в том, что лингвисты придумали следующее правило: если союз «КАК» идёт перед просто предложением или просто словосочетанием или просто словом, то запятая ставится. Если же союз «КАК» предваряет сравнительный оборот, то запятая не ставится. Понятно?

Второй ещё один пример, поясняющий эту немыслимую сложность:
—— Он сидит как на иголках! (Имеется в виду, что дёргается, в данном случае «как на иголках» сравнительный оборот и его можно спокойно заменить, к примеру, словом «беспокойно», «нервно»!)
—— Он сидит, как на иголках! (Имеется в виду на острых предметах, сравнительного оборота нет и в помине — «как на иголках» можно заменить в данном случае на острых предметах, реальных, острых предметах!)

В принципе вот и все правила, относительно проставления запятых перед союзом «КАК»: сумеете определить, что следует после него — сравнительный оборот или пояснение — поставите/не поставите запятую правильно. Не сумеете — будете бродить в потёмках ещё долго!

Все остальные виды употребления «КАК» (кроме мн. числа родительного падежа имени существительного, которое мы бы не хотели здесь даже упоминать!) относятся к тем видам, которые характеризуют «КАК», как союзное слово. Т. е. присоединяет придаточные образа действия, придаточные дополнительные, придаточные времени, другие придаточные.

Чтобы чётко отличать придаточные от не придаточных, а, уж тем более, от остальных видов предложений, вам придётся пройти краткий курс синтаксиса (т. е. способов соединения слов в словосочетания и предложения, особого раздела грамматики) русского языка. После прохождения которого вы обнаружите, что в этом самом синтаксисе в отношении «КАК» нет не только порядка, но и чего-то мало-мальски похожего на порядок. Есть лишь предпосылки установления какой-то видимости порядка. Разумеется, с весьма красноречивыми исключениями.

Поэтому рекомендации наши следующие (ну раз наукой это ещё точно не установлено!): научитесь отличать придаточные предложения, вводимые союзным словом «КАК», от сравнительных оборотов и запомните, что первые выделяются запятыми, а вторые — не выделяются.

Все остальные случаи каверзны, не объяснены и их надо просто запоминать. Либо обращаться к специалистам. Которые, в свою очередь, могут вам дать взаимно противоположные ответы.

Немного примеров для завершения.

Дом как дом. Волосы чёрные, как смоль. Скажи, как это получилось. Сделай так, как надо. У тебя в доме как в аду. Ты как есть — дурачок. Эти башмаки мне как раз.

Если вы увидели внутреннюю логику — честь вам и хвала. Мы её не видим. А между тем, именно так поданы примеры в словарях и справочниках.

А цитату отсюда: http://orel.rsl.ru/nettext/russian/granik/sekr_punkt/05.htm невозможно не привести:

Цитируем:
Например, в предложении Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка запятая обязательно нужна, а в предложениях Был лес как сон и Снег как сон запятую ставить ни в коем случае не следует, потому что в первом предложении она отделяет сравнительный оборот, а в других нет оборота.

Был лес как сон — нет сравнительного оборота???

Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"

Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.

Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.

По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).

Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.

Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.

В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.

Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...

Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:

БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);

ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).

Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).

Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.

И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.

Разряды частиц

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса

Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли

Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций

Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто

Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события

Вот, вот и, вон, это

Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания

Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет

Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов

Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и

Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой.

УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова

Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем

Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов

Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы

Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших.

СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения

Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь

Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Будто, будто бы, словно

Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море.

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо

Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо.

СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Якобы, мол, дескать, -де

Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет!

Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.

3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.

4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.

5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.

6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.

7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.

    Частицы являются служебной (можно сказать - вспомогательной) частью речи.

    Не имея лексического значения, они придают словам различного рода оттенки.

    В русском языке существует множество частиц, которые подразделяются на:

    • словообразующие частицы. К ним относятся частицы: нибудь, либо, то и тд;
    • формообразующие частицы. К ним относятся следующие частицы: пускай, пусть, давай и тд;
    • модальные или же смыслообразующие частицы.

    Они (модальные частицы) подразделяются в свою очередь на:

    • отрицательные (не, ни);
    • вопросительные (разве, ли и тд);
    • утвердительные (точно, да, так и тд);
    • усилительные (еще, просто, даже и тд);
    • уточняющие (вот, вон и тд);
    • восклицательные (то - то, ну и и тд);
    • сравнительные (словно, будто, вроде и тд);
    • выражающие сомнения (едва ли, вряд ли и тд).
  • В русском языке под таким понятием как частицы подразумеваются именно служебные и совместно с этим вспомогательные часи речи, способствующие большей выразительности и эмоциональности речи.

    Так вот частица могут быть отрицательными (это не, а также ни)

    Частица могут ещ быть формообразующими (пусть, давай, бы)

    Так же модальными с указанием (вон, там), с вопросом (неужели, что), с восклицанием (как), с сомнением (едва ли), с ограничением (только, исключительно), с усилением (же, вс-таки).

    А вот о модальных подробнее:

    Частицы являются частью речи. Они могут служить для образования форм слова или вносить эмоциональные оттенки в предложение.

    Могут быть написаны раздельно или через дефис.

    Частицы делятся на разряды:

    • формообразующими (сослагательными),
    • модальными,
    • отрицательными,
    • характеризующими признак (действие или состояние).

    Частицы классифицируются по значению на первообразные и непервообразные.

    Делятся по составу на составные, простые, нерасчленияемые, расчленяемые.

    В русском языке частицы это одна из частей речи, а именно служебная.

    Принято длить все частицы на три группы, или разряда.

    1). Формообрающие частицы. Они участвуют в образовании форм:

    а) глагола повелит. накл. (пусть, давай),

    б) форм глагола условн. накл. (бы и б),

    в) форм степеней прилагательного и наречия (более, менее).

    2). Всем известные частицы НЕ и НИ образуют группу отрицательных наречий.

    3). Модальные, или смысловые, частицы, это большая группа частиц с разными оттенками значений.

    Примеры предложений с модальными частицами:

    Разве тебе было плохо, что ты вызвала маму?

    Вон сколько игрушек разбросал, неужто лень убрать?

    Что за подарок?

    Частица - одна из служебных частей речи. Она вносит в предложение дополнительные оттенки значений, а также может образовывать формы слов.

    Формообразующие частицы : пусть, пускай, да, давайте -- образуют вместе с глаголом форму повелительного наклонения, например: пусть бегут, давайте мириться, да будет мир.

    Частица бы образует форму условного наклонения глагола: хотел бы, сказал бы, отправилась бы.

    Частицы, вносящие различные смысловые оттенки, подразделяются на

    утвердительные (да, так, точно, ну да),

    отрицательные (не, ни),

    вопросительные (неужели, ли, разве, а, что ли),

    сравнительные (как, словно, будто, точно, как будто, вроде, как бы),

    усилительные (даже, еще, ведь, уже, все, вс-таки, просто, прямо),

    указательные (вон, это, вот),

    уточняющие (именно, как раз, подлинно, ровно),

    выделительно-ограничительные (лишь, только, хоть, всего, исключительно),

    восклицательные (что за, то-то, как, ну и, ведь),

    выражающие сомнение (вряд ли, едва ли).

    Частица - это, пожалуй, наиболее морфологически коварная служебная часть речи, которая способна образовывать новые слова, формы слов или привносить в контекст новые смысловые оттенки. Коварство частиц заключается в том, что в различных предложениях в них могут превращаться другие части речи.

    Словообразующие .

    Это такие частицы как то, нибудь, кое, либо, не, ни и другие. На школьном уровне их часто считают морфемами: суффиксами и приставками. В этом и сложность.

    Формообразующие .

    Давай, давайте, бы, пусть, да, пускай. Они образуют формы условного и повелительного наклонений глаголов.

    А все остальные частички можно сгруппировать и назвать смыслообразующими. И потом, в зависимости от образуемых ими оттенков, можно снова разделить их на несколько небольших подгрупп, которые, как правило, выглядят приблизительно так:

    1. вопросительные: ЛИ (тебе ли говорить?), РАЗВЕ (он разве не понимает?), НЕУЖЕЛИ (я неужели должна рассказывать ещ раз?), А (а, не поняла?);
    2. восклицательные: ЧТО ЗА (ну что за чушь такая!), НУ И (ну ты и прохвост!), КАК (как здорово-то, а!), ИШЬ КАК (ишь как она скачет!), ЕЩ БЫ (ну ещ бы он по-другому говорил!);
    3. утвердительные: ДА (ну да, конечно), ТАК (так, хорошо), ТОЧНО(только в значении ДА);
    4. усилительные: ДАЖЕ (глянь, даже и не думает!), ЖЕ (он же глуп, как пробка), И (да и пусть), ВЕДЬ (вот ведь нахал), НИ (в значении усиления отрицания или утверждения);
    5. отрицательные: не, отнюдь не, вовсе не; здесь вс видно и без примеров;
    6. указательные: ВОТ (вот наш Егорушка), ВОН (вон за той сосной), ВОТ И (вот и солнышко выглянуло), ЭТО;
    7. уточнительные: как раз, точно, ровно, именно;
    8. ограничительные: лишь, почти, только, исключительно;

    В данном списке не все, а самые употребительные частицы.

    Частица - это прежде всего часть речи, она не имеет самостоятельного лексического значения, но придает словам различные оттенки например выразительность, эмоциональность или конкретность, ниже описано понятие о частице,

    надо заметить что частицы бывают тоже разные.

    Это служебная часть речи, которая сообщает предложению дополнительные значения, оттенки значений, служит для образовании формы слова, может участвовать в словообразовании.

    Частицы бывают отрицательные, усилительные, формообразующие

    Частица - это часть речи. Не имеет самостоятельного лексического значения , придают словам различные оттенки (выразительность, конкретность, эмоциональность)

    Частицы не изменяются . Частицы не являются членами предложения (но могут входить в состав других членов предложения). При синтаксическом разборе предложения частица выделяется вместе с тем словом, к которому относится или не выделяется вообще .

    Частицы могут состоять из одного слова (такие частицы называются простыми) - например, Ведь.

    или из двух (очень редко из более, чем двух) слов (такие частицы называются составными) - например, Если бы.

    При этом, некоторые частицы можно разделять словами (например, Вот бы), а некоторые нельзя (например, Вряд ли).

    Частица - это служебная, вспомогательная часть речи, которая способна сделать речь выразительнее, эмоциональнее. В первую очередь частицы делят на разряды:

    • 1-ый разряд: отрицательные частицы (не, ни);
    • 2-ой разряд: формообразующие частицы (давай, давайте, пусть, пускай, бы (б), да);
    • 3-ий разряд: модальные частицы, они, в свою очередь, бывают с разными оттенками значения:

    указание (вон, а вон, вот, а вот);

    вопрос (разве, ли (ль), неужели, неужто, что (например: что, разве это плохо?);

    восклицание (как, что за);

    сомнение (едва ли, вряд ли);

    ограничение/выделение (особенно, исключительно, лишь, только, почти);

    уточнение (как раз, именно);

    усиление (все-таки, же, и, даже, уж, ведь, -то);

    и, наконец, смягчение требования (-ка).

Частица — служебная часть речи, которая не имея своего вполне самостоятельного лексического значения, придает различные оттенки словам и предложениям или служит для создания форм слов.

Частицы не изменяются, не имеют самостоятельного лексического значения и не являются членами предложений, но могут входить в состав членов предложения.
Основная сфера использования частиц — устно-разговорная речь, художественная литература и публицистика с элементами разговорной речи. Использование в речи частиц придает высказываниям большую выразительность, эмоциональность. Избыточное употребление частиц ведет к засорению речи и потере смысловой точности.

Главная роль частиц (общее грамматическое значение) — вносить дополнительные оттенки в значения других слов, групп слов или предложений. Частицы уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы для более точного выражения содержания: «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало .» (Пушкин А.С. ) Уж — частица с усилительным значением .

Частицы возникли позднее других частей речи. По происхождению частицы связаны с разными частями речи: с наречиями (лишь, только, едва, уж, прямо и др.); с глаголами (пусть, пускай, давай, дай, было, бы, ведь, вишь и др.); с союзами (а, да, и, же и др.); с местоимениями (все, оно, что за, то, это, себе и др.), с междометиями (вон, ну и др.). Некоторые частицы не связаны с другими частями речи по происхождению: вот, ли, -ка и др.

В русском языке частиц немного. По частоте употребления они находятся в первой сотне самых используемых слов (так же, как и , союзы и некоторые местоимения). В эту сотню самых частотных слов входит 11 частиц (не, же, вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь ).

Сравнение с другими частями речи

По своему строению и функциям частицы сближаются с наречиями, союзами и междометиями.

Частицы отличаются от знаменательных частей речи тем, что не имеют лексических значений, поэтому частицы и не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения. От предлогов и союзов частицы отличаются тем, что не выражают грамматических отношений между словами и предложениями,т.е. частица никогда ничего не связывает.

При синтаксическом разборе частица выделяется вместе с тем словом, к которому относится или не выделяется вообще.

В науке о русском языке не существует единого мнения по классификации частиц. У разных авторов классификации могут различаться.

Разряды частиц.

По значению и роли в в предложении частицы делятся на разряды.

  • формообразующие,
  • отрицательные,
  • смысловые (модальные).

Формообразующие частицы

— частицы, которые участвуют в образовании некоторых форм различных частей речи (глаголов, прилагательных, наречий, имен состояния, местоимений).

  • Частицы, которые служат для образования форм наклонения глагола:
    • повелительного наклонения — да, пусть (пускай), давай (давайте) : да здравствует, пусть едет, давай(давайте) поедем;
    • сослагательного (условного) наклонения — бы(б): сказал бы , помог бы , надел б ; что бы не случилось.
      Частица бы(б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами: Я б в рабочие пошёл. Я хотел бы жить в Москве. Я сделал ещё бы лучше. Я бы ещё лучше сделал.

    Частицы бы, пусть, пускай, да, давай(давайте) являются частью глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются с ним. Формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается с глаголом при морфологическом разборе глагола как части речи .

  • Частицы, которые образуют формы степеней сравнения прилагательных, наречий, имен состояния — более, менее : более важный, менее важный; более интересно, менее скучно.
    Значение сравнительной степени может усиливаться частицами ещё и всё : ещё страшнее, всё интереснее.

При образовании форм частицы сближаются с морфемами: важнее (степень сравнения образована с помощью суффикса) — более важный (степень сравнения образована с пом. частицы).

Не являются частицами постфиксы -ся(-сь), -то, -либо, -нибудь и не, ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания. Следует различать частицу -то и -то : какой-то , куда-то ( ) — Я-то все знаю. (частица)

Замечание .

В комплексе Бабайцевой по русскому языку, у некоторых других авторов (Глазунова, Светлышева) предложен другой подход, где -то, -либо, -нибудь, кое — отнесены к словообразовательным частицам и образуют местоимения и наречия: кто — кто-то, кое-кто, кто-нибудь, кто-либо; какой — какой-то, какой-нибудь и т.д. К словообразовательным частицам отнесены и отрицательные частицы не и ни : кто — никтО, нЕкто; когда никогдА, нЕкогда и т.д. При этом частицы превращаются в .
С помощью частицы не образуются слова с противоположным значением: друг — недруг, счастье — несчастье.
Некоторые слова без не уже не существуют: ненастье, неряха, невежа, нельзя и др.
Эти вопросы стоит уточнить у Вашего учителя.

Отрицательные частицы

Не, ни — наиболее частотные частицы. Кроме того: нет, вовсе не, отнюдь не.

Частица НЕ играет основную роль при выражении отрицания, придает следующие значения:

  • отрицательное значение всему предложению: Не бывать этому.
  • отрицательное значение отдельному члену предложения: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.
  • положительное значение, утверждение (через двойное отрицание с не): не мог не помочь, т.е. должен был помочь; не мог не сказать.

Чаще всего отрицательная частица не входит в состав сказуемого: Ночью не было дождя. (не было — сказуемое) Я не знаю. (не знаю — сказ.)

Частица НИ придает:

  • отрицательное значение в предложении без подлежащего: Ни с места!
  • усиление отрицания в предложениях с словом не (нет), которое выражает основное отрицание: Вокруг нет ни души. Не видно ни зги. На небе нет ни облачка. Иногда ни употребляется без не : На небе ни облачка.
  • усиление и обобщение любого утверждения, сделанного в главном предложении (для этого в придаточном предложении используется частица ни ): Что ни (= всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (= всюду) посмотришь, везде поля и поля.
  • При повторе частица ни приобретает значение сочинительного (соединительного) союза : Ни солнце, ни воздух мне не помогут. (ни — союз )
  • К отрицательным частицам относится слова нет. Оно употребляется при отрицательном ответе на высказанный или невысказанный вопрос: Хочешь? Нет . Для усиления отрицания слово нет повторяется или употребляется перед отрицательным сказуемым: Нет, я не хочу.
    Частице нет соответствует по своей роли в предложении утвердительная частица да : Пойдешь? Да .
  • вовсе не, далеко не, отнюдь не .

Необходимо различать ни (не) приставку, частицу и союз. Приставка пишется слитно (некто, некого, ничей ). Частица и союз пишутся раздельно: нет ни души (частица, усиливает отрицание); Ни (союз) дождь, ни (союз) снег не могли его остановить.

Смысловые частицы

Смысловые (модальные) частицы — частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки (уточняют, акцентируют, усиливают), выражают чувства и отношение говорящего.

Группы частиц по значению:

  • Вносят смысловые оттенки:
    • вопросительные ли (ль), разве, неужели :
      Неужели это так? Правда ли это? Разве ты со мной не согласен?

      Разве и неужели часто выступают как синонимы: Разве (неужели) ты не узнал меня? Но, они могут иметь и разные значения.
      В предложениях с разве выражается сомнение, говорящий как бы спорит с собеседником, уверен в недопустимости факта: Разве можно лгать?
      В предложениях с неужели появляется сомнение и удивление: Неужели он обманул нас?
    • указательные вот (а вот), вон (а вон), вот и, вон и .
      Выделяют тот предмет, на который надо обратить внимание: Вот моя деревня.
    • уточняющие именно, как раз, почти, чуть не, точно, точь-в-точь, ровно : Именно она рассказала мне об этом. Как раз он знал об этом.
      Частицы именно , как раз служат для выделения наиболее важной информации.
    • выражают выделение , ограничение (ограничительно-выделительные) — только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то : Я не болен, только (лишь) устал немного.
  • частицы, которые выражают чувство и отношение говорящего:
    • восклицательные частицы — что за, как , ну и: Что за душа! Как здорово! ну и дела!
      Эти частицы выражают восхищение, удивление, негодование.
      Частица как имеет омоним как — местоимение как и союз как .
      Частица как обычно употребляется в восклицательных предложениях: Как упоительны в России вечера!
      Местоимение-наречие как употребляется в вопросительных предложениях и является членом предложения: Как вы себя чувствуете? Как — обстоятельство.
      Союз как — в сложноподчиненных предложениях: Я расскажу тебе, как жить дальше.
    • выражают сомнение вряд ли, едва ли: Едва ли это подойдет. Вряд ли он согласится.
    • усилительные частицы — даже, же, ни, ну, уж, ведь, всё-таки, лишь, только и др.
      Частицы выделяют слова в предложении: Маше знакомы лишь известные памятники. (Лишь — усилительная частица, в предложении является частью определения лишь известные ).
      Некоторые частицы этого разряда могут выполнять роль союзов : Луна стала ярче, звезды же лишь посинели. Частица же выделяет слово звезды и связывает первое и второе предложения.
    • выражают смягчение требований — —ка.
      В сочетании с глаголами повелительного наклонения эта частица смягчает значение глагола: Сделай! — Сделай-ка .

Примеры:

  • И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.(А.Пушкин) — усилительное значение
  • Ну что за шейка, что за глазки! (И.Крылов) — восклицательное значение
  • Да здравствует солнце, да скроется тьма (А.Пушкин) Пусть сильнее грянет бурая. (М.Горький) — образует форму повелительного наклонения глагола
  • То же слово, да не так бы молвил. — образует форму сослагательного наклонения глагола.
  • То, о чем мы раньше только думали, сейчас воплотили в жизнь. Только думали — только не наречие, не союз, поскольку ничего не связывает, но усиливает значение глагола (думали, но не делали). Следовательно, это частица.

Что такое частица в русском языке? Ранее под частицами подразумевались все служебные части речи. В XIX в. представитель харьковской лингвистической школы А. В. Добиаш стал выделять частицы в отдельную категорию, что стало началом узкого подхода в вопросе о частицах. Также их исследованию посвящал свои работы В. В. Виноградов.

Указательные частицы в русском языке входят в разряд Чтобы научиться правильно выделять примеры указательных частиц в предложении, мало выучить этот список, необходимо верно определять смысловые отношения внутри словосочетания или предложения.

Частица как отдельная часть речи

В современной морфологии частица — это служебная часть речи, которая несет в себе добавочное смысловое, оценочное или эмоциональное значение слова, словосочетания или предложения, а также может служить для образования некоторых форм слова.

Сами по себе частицы не выражают лексического значения, но они могут быть омонимичны некоторым знаменательным словам.

Сравните:

  1. Она еще не приехала (еще — наречие). Когда еще она приедет? (еще — частица)
  2. Лето было холодное (было — глагол). Пошла было, но вернулась (было — частица).

Главным отличием частиц от предлогов и союзов является их неспособность выражать грамматические отношения. Роднит их с остальными служебными словами неизменяемость и отсутствие синтаксической роли (то есть они не являются членами предложений). Однако стоит отметить, что слово "да" как утвердительная частица, и слово "нет" как отрицательная, нет могут становиться самостоятельными нечленимыми предложениями. Но при этом нельзя путать частицу "нет" и отрицательное слово "нет", которое используется в безличных предложениях. Например: "Нет, вы только послушайте, как она поет!" (нет — частица). "У меня нет времени" (нет — отрицательное слово). Во время синтаксического разбора частица может выделяться вместе с главным словом, от которого она зависит, или не выделяться вовсе.

Виды частиц в зависимости от их состава

По своему составу частицы разделяются на простые и составные. Простые состоят из одного слова (бы, ли, же), а составные — из двух (редко более) слов (вот бы, все же, вряд ли). Составные, в свою очередь, могут быть расчленяемыми, когда в предложении возможно разделение частицы другими словами.

  1. Вот поехать бы в Москву.
  2. Вот бы поехать в Москву.

И нерасчленимыми, когда разделение частицы другими словами невозможно. К нерасчленимым относят и фразеологизированные частицы, те сочетания служебных слов, семантическая связь между которыми в настоящее время утратила изначальное значение (не иначе как, того и гляди, то ли дело и другие).

Функции частиц

В устной и письменной речи частицы выполняют следующие функции выражения:

  • побудительности, сослагательности, условности, желательности;
  • субъективно-модальных характеристик и оценок;
  • цели, вопросительности, утверждения или отрицания;
  • действия или состояния в зависимости от его протекания во времени, его полноты или неполноты, результата его осуществления.

Разряды частиц

В соответствии с выполняемыми функциями все частицы разделяются на разряды:

  1. Формообразующие (пусть, да, давайте, бы и прочее). Используются для образования повелительного и условного наклонения (пусть бежит, побежал бы).
  2. Отрицательные (ни воды, ни хлеба; не приносит, отнюдь не смешной).
  3. Выражающие признак (действие, состояние) в зависимости от его протекания во времени, его полноты или неполноты, результата его осуществления.
  4. Модальные частицы. Несут добавочные семантические оттенки или выражают чувства.

Виды модальных частиц

Группа модальных частиц достаточна обширна и может быть разделена на несколько видов:

  1. Указательные частицы (вот, вон).
  2. Вопросительные частицы (разве, ли, неужели).
  3. Уточняющие частицы (как раз, именно).
  4. Выделительно-ограничительные частицы (только, просто, лишь бы).
  5. Усилительные частицы (даже, ведь, все-таки).
  6. Восклицательные частицы (как, что за, ну и, прямо).
  7. Частицы, выражающие сомнение (едва ли, навряд ли).
  8. Утвердительные частицы (точно, так, да).
  9. Частицы, выражающие смягчение к требованию (-ка).

Указательные частицы

Разряд той или иной частицы можно определить только в контексте, так как многие из них омонимичны. Поэтому необходимо знать, какие значения имеют частицы каждого разряда. Указательные частицы — это те, которые указывают на предметы, действия и явления окружающей действительности, а также связывают и указательно подчеркивают слова. Самые распространенные примеры этого вида: это, вот, вон, оно, просторечное - во, некоторые другие. Согласно некоторым исследованиям, к указательным частицам примыкает и постпозитивная частица - же в сочетаниях типа: тогда же, туда же, тот же, там же, где она соединяется с местоимениями методом агглютинации. Примеры указательных частиц: "Вот мой дом", "Вон мой сад", "Что это за песня звучит?".

Некоторые особенности указательных частиц

Специфику употребления указательных частиц можно рассмотреть на примере указательной частицы - вон. Дело в том, что в процессе употребления данной частицы в различных контекстах наблюдается смещение акцента с нее. Например, в предложениях: "Вон он идет" и "Вон оно что", явно прослеживается интонационное различие.

Более наглядно можно проследить отношения остальных разрядов частиц с указательными в таблице.

Модальные (выражают смысловые оттенки и чувства)

указательные

это, вон, вот, вот и

уточнительные

как раз, точно, почти

вопросительные

ли, разве, неужели

восклицательные

просто, что за, ну и, прямо

выделительно-ограничительные

только, хоть (бы), лишь, лишь только, просто, всего

усилительные

ведь, лишь, все-таки, даже

утвердительные

так, да, точно

выражают сомнение

едва ли, вряд ли

выражают смягчение требования

Ка (пойди-ка)

Формообразующие

образуют повелительное наклонение

да, давай, давайте, пусть, пускай

Да будет свет!

образуют условное наклонение

Я хотел бы проехать верхом.

Отрицательные

полное отрицание при употреблении перед сказуемым

Мама не пришла.

частичное отрицание при употреблении перед остальными членами предложения

Пришла не мама.

для утверждения в воскли-цательных и вопроси-тельных предложениях

Кого только я не повстречал!

внутри устойчивых сочета-ний

едва не, вовсе не, чуть не

при двойном отрицании

для усиления при отрица-нии

Нет ни песен, ни стихов.

Ни рыба ни мясо, ни то ни се.

для усиления утверждения в придаточных с уступи-тельным оттенком

Куда бы ты ни поехал, помни о доме.

Частицы достаточно часто употребляются как в устной, так и в письменной речи, поэтому для грамотного их использования нужно уметь определять их значение и разряд. Для тренировки данного навыка, можно отыскивать примеры указательных частиц или других разрядов в художественных произведениях при ежедневном чтении.