Церковь санто спирито во флоренции. Важная информация для туристов

Эта архитектурная достопримечательность расположена на одноименной площади, в квартале Олтрарно. Церковь Санто-Спирито во Флоренции привлекает внимание многочисленных туристов тем, что входит в число наиболее значимых символов раннего Ренессанса, а также является ярким образчиком творчества известного итальянского архитектора Филиппо Брунеллески.

Кстати, сама площадь Санто-Спирито (что в переводе означает «Святого Духа») также весьма интересна для посещения: с утра до обеда там работает рынок, а по вечерам гуляет молодежь. В летнее время проводятся концерты и танцы.

История строительства Santo-Spirito

Нынешнее здание было возведено на руинах августинского монастыря, датируемого XIII веком и сгоревшего в XV веке. В свое время он исполнял роль интеллектуального центра Флоренции: в его стенах размещались школа и библиотека, в которой хранилась часть наследия Бокаччо (итальянского писателя и поэта).

Вскоре после пожара флорентийский купец Стольдо Фрескобальди решил построить на месте монастыря новую церковь, а через несколько лет архитектор Филиппо Брунеллески подготовил чертежи будущего храма. Изначально собор Санто-Спирито должен был быть повернут лицевой стороной к реке Арно, но из-за плотной жилой застройки это оказалось невыполнимым. Уже в 30-х годах XV столетия был заложен фундамент будущей базилики, но строительство продвигалось слишком медленно. После кончины Брунеллески его работу продолжили последователи великого архитектора: Сальви д"Андреа (отвечал за создание купола), Джованни да Джайоле, Антонио Манетти. Возведение базилики Santo-Spirito было окончено в 1503 году.

Архитектурные особенности базилики Санто-Спирито

При возведении церкви Святого Духа практически все замыслы Брунеллески были воплощены в жизнь, и достаточно точно, особенно при создании первого этажа и аркад. План здания имеет форму латинского креста. Боковые капеллы, выполненные в виде ниш единого размера, равномерно размещены по всему периметру сооружения.

Фасад, длительное время остававшийся необлицованным (до XVIII века), приковывает внимание изящностью и четкостью линий, правда, от плана Брунеллески на нем сохранились только две боковые волюты. Последняя реставрация стен была произведена в 70-х годах XX столетия.

В конце XV века с левой стороны церкви Санто-Спирито по проектам Джулиано да Сангалло и Иль Кронака возвели восьмиугольную ризницу и колоннаду. Также в храмовый ансамбль входят два клуатра, один из них был создан по проекту Амманнати.

Описание интерьера

Интерьер базилики Santo-Spirito привлекает внимание изысканными цветовыми решениями: местный камень «пьетра серена» оттеняет светлая штукатурка. Внутреннее оформление стен произвел Сальви д"Андреа, в качестве украшений окон использовались витражи работы Пьетро Перуджино.

В самой церкви Санто-Спирито можно увидеть множество редких художественных полотен:

  • «Воскресение господне» работы Пьера Франческо Фоски;
  • «Распятие Микеланджело»;
  • «Изгнание торгующих из храма» кисти Джованни Страдано;
  • «Мадонна с Младенцем и Святыми» Филиппино Липпи;
  • полиптих Мазо ди Банко (размещен в правой абсиде).

Музей фонда Сальваторе Романо на территории церкви

Слева от входа в церковь Санто-Спирито, на месте монашеской трапезной, расположен музей средневекового искусства фонда Сальваторе Романо. В его залах представлены уникальные коллекции художественных полотен, принадлежавшие неаполитанскому антиквариату Сальваторе Романо (по его имени и был назван фонд, а после - музей). Главная ценность музея собора Santo-Spirito во Флоренции - фреска «Распятие», выполненная в XIV веке Андреа Орканья и занимающая всю восточную стену.

Кроме того, в музее церкви Санто-Спирито можно увидеть коллекции древних скульптур (XI-XV века, в том числе 2 барельефа Донателло), старинную мебель, фрагменты фресок и прочего архитектурного декора, завещанные Сальваторе Романо городскому совету Флоренции в 1946 году. Экспонаты датируются периодами времени от Древнего Рима до XVII столетия.

Важная информация для туристов

Если во время посещения Флоренции вы хотите включить в свою экскурсионную программу посещение церкви Санто-Спирито, заблаговременно ознакомьтесь с ее графиком работы. В данный момент она открыта для посещения ежедневно, за исключением среды. А вот музей фонда Сальваторе Романо работает только 3-4 дня в неделю по несколько часов.

Вход для туристов платный.

Добраться к месту назначения можно либо пешком, либо на городском автобусе или такси. Также есть возможность заказать услугу трансфера для максимально комфортного передвижения по Флоренции и другим итальянским городам. Возможна предварительная бронь транспорта, рассчитанного на определенное количество пассажиров (легковой автомобиль, минивэн).

Название :

Местонахождение : Флоренция (Италия)

Создание : 1436 - 1487 гг.

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Филиппо Брунеллески

Архитектура церкви

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Модель для сооружения была сделана зодчим в 1436 году, однако постройка началась лишь в 1446 году, в год смерти Брунеллески.

Санто-Спирито является крупнейшей церковью Флоренции, второй после Санта-Мария дель Фиоре . Хотя Санто-Спирито по размерам значительно крупнее церкви Сан-Лоренцо , но имеет с ней весьма большое сходство как в отношении плана, так и в части внутренней архитектуры.

Подобно церкви Сан-Лоренцо, главная часть Санто-Спирито разбита на три нефа, причем перекрытие центрального нефа плоское и разделено на шестигранные кессоны. Боковые нефы отделены от среднего колоннадами.

Сходство с Сан-Лоренцо усиливается формообразованием центрального купола и целым рядом архитектурных деталей. Различие же между этими двумя сооружениями, ставящее Санто-Спирито в архитектурном отношении на более высокую ступень по сравнению с Сан-Лоренцо, заключается в том, что здесь широко использованы галереи-нефы, опоясывающие церковь со всеми ее боковыми пределами.

В Сан-Лоренцо, как уже отмечалось, тоже принято трехнефное деление, но там это деление касается лишь главного участка, в церкви же Сан-Спирито боковые нефы заходят и в пределы.

Подобный же прием кольцевого обрамления был применен в константинопольском соборе Св. Софии . Брунеллески, возможно, воспользовался этим мотивом.

Церковь Санто-Спирито, подобно церкви дельи Анджели Сколяри, весьма высоко ценилась мастерами Ренессанса и оказала также большое влияние на последующее развитие церковного зодчества.

В Санто-Спирито зодчий достигает необыкновенного архитектурного эффекта. Ритмическое чередование колоннад, огибающих церковь, сводов и арок, рождающих причудливую игру скользящих световых лучей, бликов и теней, - все это создает впечатление глубины, пространственности и вместе с тем архитектурной насыщенности.

Подобный же прием кольцевого обрамления был применен в константинопольском соборе Св. Софии. Брунеллески, возможно, воспользовался этим мотивом.

Обращает на себя внимание и еще одна характерная особенность церкви Санто-Спирито. Вместо прямоугольных боковых капелл Сан-Лоренцо здесь даны полукруглые ниши, расположенные по всему периметру здания и разделяемые полукруглыми же пилястрами, что несомненно вызвано стремлением создать архитектурный эффект большого объема. И действительно, закругленные, выгибающиеся стены в сочетании со стоящими на их фоне круглыми же колоннами как бы раздвигают пространство.
Церковь Санто-Спирито, подобно церкви дельи Анджели Сколяри, весьма высоко ценилась мастерами Ренессанса и оказала также большое влияние на последующее развитие церковного зодчества.


В 1434 году Брунеллески начал строить ораторий делла Сколари альи Анджели, примыкавший к флорентийской церкви Санта-Мария дельи Анджели, принадлежавшей конвенту Ордена камальдолезцев. Он должен был строиться на деньги, оставленные по обету завещанием знаменитого кондотьера Пиппо Спано. Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари - ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка). Число овальных капелл, идущих по кругу, начиная от входа, должно было, согласно этой концепции, видимо, символизировать Семь свободных искусств.

Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. по уставу монахи не могли общаться с миром. В плане ораторий - 8-угольное, перекрытое куполом здание с восемью квадратными боковыми помещениями, каждое из которых увеличено полукруглыми нишами таким образом, что каждые две ниши соприкасаются между собой. Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах. К 1437 году Брунеллески успел возвести стены на высоту 4,5 метров, доведя их до капителей пилястр интерьера. Несмотря на то, что и впоследствии храм был закончен, именно в этом памятнике было положено начало долгой истории поисков и экспериментов, приведших к осуществлению великой мечты Возрождения - строительству подлинного центрического здания, перекрытого настоящим куполом, соперничающего с римским зодчеством и утверждающего возрождение человека уже в лоне христианства - собору Святого Петра в Риме.

Церковь Санто-Спирито. Палаццо Питти

Базилика Санто-Спирито (Святого Духа) лишь незначительно отличается от Сан-Лоренцо: наружные капеллы являются здесь нишами полукруглой формы.

Брунеллески дожил только до закладки фундамента этой постройки. Лишь 8 лет спустя после его смерти была водружена первая колонна; детали, профили, украшения выполняли подчинённые строители, и их сухие формы лишь в самых общих чертах соответствуют замыслу самого мастера.

В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти. Лука Питти, разбогатевший купец, желавший политически и экономически разорить Медичи и фактически уже, казалось, побеждавший, потерял, в конце концов, всякое значение благодаря дипломатической ловкости Медичи и своей бесхарактерности. Его дворец должен был служить памятником его победы над Медичи и Флоренцией и должен был быть таким большим, что на его дворе можно было поместить самый большой дворец Флоренции. Двор остался открытым сзади, и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати); и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось.

Только средние 7 пролётов относятся к первоначальному зданию. Это было строение без подчеркнутой середины, без подчеркнутых углов, силуэт которого не имел уступов, - просто призматическая глыба. Над нижними этажами поднимались два одинаковых верхних этажа, все - огромных размеров (каждый высотой 12 м). Отделка всего фасада - грубым рустом, отдельные четырёхугольные камни - подавляющей тяжести. Чем сильнее чувствуется напряжение, тем больше чувствуется также, что мастер господствовал над материалом.

На последние годы жизни мастера падает постройка Палаццо Пацци-Кваратези (закончена после его смерти) во Флоренции. Нижний этаж обработан рустом, верхние этажи оштукатурены.

Только в 1972 году стало известно, что похоронен Брунеллески в соборе Санта-Репарата (IV-V вв., во Флоренции) в предыдущем храме, на останках которого и был возведён кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore).

Как пишет Вазари «…16 апреля, ушёл в лучшую жизнь после многих трудов, положенных им на создание тех произведений, которыми он заслужил славное имя на земле и обитель упокоения…»

В честь Брунеллески назван кратер на Меркурии.

Католическая церковь, находится на одноимённой площади в квартале Олтрарно. Построенная в XV веке по проекту Филиппо Брунеллески, она считается одним из чистейших образцов архитектуры раннего ренессанса во Флоренции.

История

Современное здание было построено на руинах августинского приората (монастыря) XIII века, сгоревшего в 1471 году. Этот монастырь являлся важным интеллектуальным центром города: тут размещалась школа, богадельня, столовая для нищих и библиотека, где находилось часть наследия Бокаччо.

Ещё в 1434 году богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди решил построить здесь новую церковь, и уже в 1428 году у архитектора Филиппо Брунеллески были готовы чертежи будущего храма. Изначально мастер хотел поставить церковь Святого Духа лицевой стороной к реке Арно, но не смог этого сделать из-за плотной жилой застройки между берегом и церковью. В 1436 году был заложен фундамент, однако строительство продвигалось очень медленно. В 1446 году Брунеллески умер, и его дело продолжили его последователи Антонио Манетти, Джованни да Джайоле и Сальви д"Андреа; последний отвечал за строительство купола (1479-1482) вместе с Иль Кронака. Кампанила была построена в 1503 году Баччо Д"Аньоло.

Показать больше

В отличие от базилики Сан-Лоренцо , при строительстве которой планы Брунеллески не были учтены, здесь его замыслы были воплощены с заметной точностью, по крайней мере в первом этаже и в аркадах. План церкви имеет форму латинского креста. Контраст между нефом и трансептом, вызвавший такие трудности в Сан-Лоренцо, был также устранён. Боковые капеллы в виде ниш одинакового размера разбросаны по всему периметру здания.

Фасад XVII века, оставшийся необлицованным, впечатляет элегантностью своих линий. Проект Брунеллески остался лишь на чертежах: от него на фасаде остались лишь две боковые волюты. В 1489 году с левой стороны здания были построены колоннада и восьмиугольная ризница по проекту Иль Кронака и Джулиано да Сангалло соответственно. В часовне была вырублена дверь для доступа внутрь церкви.

Церковь оставалась без украшений вплоть до XVIII века, когда были заштукатурены стены. Сальви д"Андреа выполнил внутренний фасад, который до сих пор украшает старое стеклянное окно c изображением Троицына дня работы Пьетро Перуджино.

Наружная сторона церкви была отреставрирована в 1977-1978 годах.

Описание

Основное достоинство этого храма - интерьер чистых пропорций и изысканных цветовых решений (светлая штукатурка оттеняет местный камень «пьетра серена»). Среди главных памятников искусства - «Мадонна с Младенцем и Святыми» Филиппино Липпи, «Распятие» Микеланджело, «Изгнание торгующих из храма» маньериста Страдано (XVI век) и полиптих Мазо ди Банко в правой абсиде. В ансамбль храма входят два клуатра (один построен по проекту Амманнати), притвор Кронаки и восьмигранная ризница Джулиано да Сангалло (1492). Слева от входа в храм - музей Фонда Романо с «Тайной Вечерей» Андреа Орканьи.

Одна из самых поздних работ Брунеллески - флорентийская церковь Санто-Спирито, то есть Святого Духа. Это трехнефная купольная базилика с боковыми капеллами. Во многом она напоминает церковь Сан-Лоренцо. Обе церкви базиликального типа, обе были закончены после смерти архитектора.
В 1434 году богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди собрал строительную комиссию для организации постройки церкви на территории монастыря Санто-Спирито. Филиппо Брунеллески выполнил план и модель будущего храма, и в 1436 году началась закладка фундамента, но вскоре из-за недостатка средств работы остановились.
Монастырь Санто-Спирито обратился за помощью к Большому Совету республики, чтобы строительство церкви финансировалось за счет продажи соли: по три сольди с каждой четвёрки проданной коммуной. В 1439 году строительство было продолжено, но продвигалось медленно. Только в 1446 году была завезена первая колонна, Брунеллески оставалось жить 12 дней. Кончина зодчего послужила причиной длительного прекращения работ, и первая колонна была установлена только в 1454 году - спустя 18 лет после начала строительства.
Изначально Брунеллески хотел создать городской ансамбль, снести дома местных жителей, чтобы не закрывали обзор великолепного храма. Санто-Спирито должен был выходить на набережную Арно и вызывать восхищение приплывающих из других городов. Эта идея никак не могла понравиться жителям близлежащих кварталов, по сути проект так и не был до конца осуществлен.
В этом проекте Брунеллески сосредоточивает внимание на пластической выразительности основных конструктивных элементов - пилястров, карнизов и т. п., организуя вокруг них свободное пространство. Достраивали церковь Санто-Спирито уже после смерти мастера с искажением первоначальных замыслов. Строители церкви, начиная с Манетти, не очень были уверены, как вести постройку, так как рисунки и модель Филиппо не уточняли деталей.
Перекрытие и купол были выполнены между 1477 и 1482 годами, а год спустя начались горячие дебаты о том, сколько порталов должен содержать фасад - три или четыре, как планировал сам Брунеллески. Остановились все же на варианте с тремя порталами.
Основная часть нашей прогулки по Флоренции. На этой стороне реки Арно вы найдете еще немало интересного. А возвратиться в центральную часть Вы можете по другому мосту - Санта-Тринита. В заключение мы расскажем о нем.
-----
Мост Санта-Тринита считается самым изящным мостом Флоренции. Он начинается в конце площади Санта-Тринита, что значит «Святая Троица».
До 1557 года это был мост как мост. Но случилось наводнение, и переход через реку пришлось строить заново. Причем так, чтобы не стыдно было провести по нему торжественную процессию.
Новый мост возводил в 1567 году Амманати, говорили даже, что по проекту Микеланджело. А в 1608 году, по случаю очередной августейшей свадьбы, добавили статуи четырех времен года.
Во время последнего страшного наводнения 1966 года статуи чуть не потерялись, но их все же выудили и вернули на место. А еще Санта-Тринита - первый в истории мост, при проектировании которого в расчет принимались сооб¬ражения не только инженерно-стратегические, но и эстети¬ческие. Амманнати придумал соорудить на реке нечто вроде смотровой площадки: вид с нее открывается действительно стоящий.
Очертания этого шестипролётного моста радуют глаз своими красивыми формами, овальными арками, мощными гранёными устоями, мраморными картушами и скульптурой. Переправу в 1944 г. взорвали нацисты, но горожане в 1957 г. бережно мост восстановили, причём из воды были подняты фрагменты старой конструкции.
По краям моста установлены четыре статуи, одна из которых, «Весна» Франкавиллы, была обезглавлена взрывом. В 1961 г. мраморную голову нашли в водах Арно - её обретение флорентийцы восприняли как праздник.

Купить экскурсию за 199.5 р.