Царь федор иванович 1584 1598 кратко. Правление федора ивановича кратко

После смерти великого русского царя Ивана Грозного в 1584 году, русский престол достался его сыну. Царь Федор Иванович к делам государственным был холоден и управлением страной практически не занимался. Природа наградила его слабым здоровьем, поэтому большую часть времени новый царь проводил в кровати или в молитвах. Понимая, что царь Федор Иванович не сможет управлять страной, от его имени принимать решения взялся Борис Годунов, брат жены Федор, Ирины.

Начало царствования Федора обещало быть сложным, поскольку ему, равно и лицам от имени его правящим, предстояло сплотить российское общество, прежде всего, бояр и дворян, семейства большинства из которых находились во вражде из-за опричнины, введенной Иваном Грозным. Одним из способов достижения этой цели стало публикованные указа о «заповедных летах» . Суть этого указа заключалась в запрете крестьян переходить в услужение к новому хозяину без согласия старого. Это был временная мера, но на Руси нет ничего более вечного, чем временное. Сей указ впоследствии так никто и не отменял.

Эпоха, в которой властвовал Царь Федор Иванович, отличалась большим ростом строительства церквей, храмов и монастырей. Многие дети дворян в это время были насильно направлены в Европу для обучения. Это был необходимый шаг, поскольку без развития науки в стране, Россия могла навсегда отстать от европейских государств.

В 1586 году случилось важное событие для внешней политики России. В этом году умер король Речи Посполитой Стефан. Воспользовавшись этим фактом, Борис Годунов, от имени русского царя, заключил с поляками мир до 1602 года. Это был важный шаг, позволивший нашей армии сфокусироваться на единственном противнике – шведах. В это время Шведское государство было крайне могущественным и открыто заявляло о своих притязаниях на земли в Прибалтике. В результате в 1590 году началась русско-шведская война. Продлилась она 3 года. По ее результатам Российское царство вернуло себе города Ям, Корела, Копорье и Ивангород, тем самым значительно упрочив свои позиции в данном регионе. Одновременно с этим большие силы был брошены на укрепление южных границ государства, что должно было обезопасить Россию от набегов Крымского Хана.

В 1587 году Александр, царь государства Кахетия, что на Кавказе, просил о присоединении своей страны в состав России. Просьба сия была удовлетворена. Расширение границ государства продолжалось. К 1598 году на территории Сибири было полностью разбито сопротивление местного Хана, и этот регион вошел в состав России.

Знаковым для истории России сей эпохи стал день 15 мая 1591 года. Из Углича, в котором жила Мария, жена Ивана Грозного, и ее сын Дмитрий, в этот день пришли известия о смерти Дмитрия. В Углич была отправлена специальная комиссия, деятельность которой, однако, сложно назвать продуктивным, поскольку в заключении ими вынесенном говорилось, что Дмитрий сам изранил себя ножом. Важность этого события заключается в том, что Царь Федор Иванович не имел детей, и Дмитрий, как младший сын Ивана Грозного, должен был унаследовать русское царство.

Правление Федора Ивановича стало последним в династии Рюриковичей. Годы правления Федора пришлись на конец XVI в., а именно 1584-1598 гг. Современники утверждают, что венчание этого царя было самым торжественным в Русской истории, миропомазание совершали из сосуда, принадлежавшему ранее Римскому императору Августу, а потом Владимиру Мономаху.

Скипетр нового государя нес Борис Годунов, серый кардинал времени правления Федора. А последние годы царствования последнего Рюриковича оставили много загадок для потомков. Власть увеличивалась, при странных обстоятельствах погибает царевич Дмитрий Иванович в Угличе, немногим позже умирает и сам Федор Иванович. Рассмотрим, как же было время его правления.

Царь Федор Иванович

Если посмотреть на историческую мысль и до революции и после, то можно сделать вывод о том, что личность государя Федора Ивановича несколько «задвинута» и недооценена. В школьной образовательной программе мы встречаем упоминание о нем лишь вскользь. Да и собственно научная литература не особо жалует его.

Скорее всего, на восприятие Федора как царя влияние оказали источники, которые мы имеем на данный период времени. Источники, в большей степени иностранных путешественников. Они дают основные характеристики о том, что царь Федор Иванович человек «недалекий» и ограниченный. Такие выводы были сделаны иностранцами, которые в короткое время посещали Русского государство, их произведения были популярны тогда и немногим временем позже. Очень известны записки Дж. Флетчера, который видел Федора лично. Но едва ли стоит им верить так безоговорочно.

Таким образом, сведения от современников иностранцев, дают нам следующее представление о Федоре:

  1. Он был слаб умом;
  2. Царь не мог самостоятельно править государством и вместо него это делали другие люди (Бояре, Борис Годунов).

Так сложился стереотип, которому следуют некоторые историки в восприятии эпохи того времени. Однобокое восприятие той исторической действительности не дает в полно мере понять, каким человеком и царем был на самом деле Федор Иванович. Есть многие другие источники, которые дают более реальное описание сына .

Федор родился в 1557 г., получил хорошее образование. Есть сведения, что он уже с 5 лет вел переписку с отцом. Его воспитывали не как будущего государя, а как удельного князя - наследником был его старший брат Иван. Но молодой наследник умер и будущим государем стал Федор, так как был вторым по старшинству. В его правление взошла фигура Бориса Годунова. Но если посмотреть внимательнее, то Борис не был человеком, который правил за Федора Ивановича, он скорее был тем человеком, который помогал ему править.

Годы правления царя Федора Ивановича


Годы правления государя Федора Ивановича воспринимались его народом как правление помазанника Божьего, как исполнителя воли Бога на Земле. После правления своего отца Ивана IV, Федор правил иначе. Он исполнял Божью волю совершенно по-другому, никак делал это его отец. Характер Федора был мягким.

При нем отец оставил Боярский совет, который должен был помогать править молодому государю. В данный совет входили представители таких боярских родов как:

  • Захарьины-Юрьевы (Романовы);
  • Шуйские;
  • Бельские;
  • Мстиславские и др.

Понимая, что характер Федора Ивановича мягче, нежели был у его отца, бояре пытаются получить некоторые вольности, которых не было при Грозном. Главная цель - это восстановить роль Боярской Думы и родов, каковая была еще до правления Ивана IV. Но тут можно сказать, что всех здесь обыграл.

Федор был женат на Ирине Годуновой, сестре Бориса. Ирина и Борис были знакомы и с Федором и с его старшим братом Иваном еще с детства. Когда Федор стал государем, он, наверное, предвидел столкновения боярских родов в борьбе за власть. Именно поэтому он предпочел опереться на родственников своей жены. Род Годуновых-Сабуровых славился сплоченностью, внутри их семье никогда не было междоусобиц, кроме того они были прекрасными административными деятелями.

Отношения Федора и Ирины - это дружба с детства, которая потом переросла в семейные узы. Конечно, царевичи не самостоятельно выбирали себе невест, но это не отменяет того, что Федор и Ирина на самом деле питали друг к другу нежные чувства. Выбор в пользу Ирины был сделан Иваном IV, свадьба состоялась в 1580 г. Федору предлагали развестись с Ириной, сначала отец, а потом через несколько лет бояре. Супруга не могла забеременеть долго. Но Федор ответил всем отказом, через несколько лет Ирина все-таки забеременела.

Правление царя Федора Ивановича

Федор правил самостоятельно это, несомненно. Он всегда жестко пресекал попытки посягнуть на его личные и царские права, в таких решениях он был тверд. Он был истинным христианином, чтил институт брака, да и вообще все Божьи заповеди. Правление царя Федора Ивановича осуществлялось не только при помощи Годунова, но и при помощи Шуйских. Они тоже были максимально приближены к престолу.

Но здесь есть ряд отличий. Доподлинно известно, что Годуновы поддерживали Федора на протяжении всего его правления, никогда его не предавали. Шуйские же напротив, такой верностью не отличались. Они подписали рукописание, в котором просили государя развестись с супругой. Это для Федора было неприятным фактом.

11-01-2018, 16:17 |

Правление Федора Ивановича кратко можно описать фразой «Блаженный на троне». Данное прозвище и носит царь Федор Иванович в историографии. У было государство, которое следовало держать, как говорят в «ежовых рукавицах». Такое наследие должен был бы принять настоящий «богатырь», однако досталось оно человеку болезненному и странному.

Накануне смерти государство русское находилось в плачевном состоянии. и Ливонская война подорвали экономику, уровень жизни населения был очень низким. 18 марта 1584 г. на престол вступает Федор Иванович, после кончины своего отца.

Царь Федор Иванович

Когда Федор вступил на престол, ему было 27 лет, возраст весьма солидный. По источникам некоторых иностранных современников можно описать, как обычно проводил свой день молодой государь. Практически каждый будний день царь:

  1. Вставал часа в 4 утра, одевался;
  2. Далее его посещал духовник с крестом, затем дьякон с крестом того святого чей день праздновался сегодня;
  3. Федор молился, затем справлялся о здоровье царицы;
  4. Некоторое время днем он проводил с царицей, принимал придворных и обедал;
  5. После обеда Федор уходил в почивальню, там был около 3-х часов;
  6. После этого снова шел в церковь;
  7. Время до ужина проводили за разными забавами.
  8. После ужина снова молился и шел спать.

Такой порядок дня менялся только в праздничные дни. Тогда он ездил в монастыри, которые были за территорией столицы. Еще ходил на кулачные бои, не потому что ему это нравилось, а только лишь потому, что такое порядок был заведен ранее.

Писатели того времени обычно изображали Федора человеком набожным, который отрешился от мирских дел и готовил себя к вечной жизни. Знаменитый государственный деятель из Польши Л. Сапега посещал Москву в правление Федора Ивановича. По возвращению на Родину он высказался кратко о нем. Суть суждения такова - Кто-то говорит, что государь мало соображает: я же убедился, что он не соображает вовсе.

Тем не менее, царь Федор Иванович был царем, в его руках была власть над Московским государством, а вот как он распоряжался этой властью и распоряжался ли вовсе - это уже другой вопрос.

Так же в источниках имеется описание молодого царя. Он был небольшого роста, немного толстоват, телосложение его слабое. На лице его была постоянная улыбка, речь не ясная и не твердая. Никто в окружении Ивана Грозного, а потом и Федора не верил в то, что этот человек способен управлять страной. Да и сам Федор Иванович не изъявлял желания править, а больше полагался на правление своих приближенных.

Правление царя Федора Ивановича

Еще когда был при смерти, сформировался некий опекунский совет при будущем царе. Видное место в нем занимали следующие государственные деятели:

  • И.Ф. Мстиславский;
  • И.П. Шуйский;
  • Б. Бельский;
  • Н.Р. Захарьин-Юрьев (Романов);
  • Б. Годунов.

Стоит отметить, что место в этом списке было последним. Он не мог высказывать свои притязания на более высокое положение. Позже окажется, что именно Борис сможет сыграть важную роль в государственном правлении царя Федора Ивановича.

Источники нам не дают достоверной информации о деятельности этих приближенных, да и состав его неизвестен досконально. Тут источники расходятся во мнении. Но очевидно, что в начале правления Федора складывается олигархическое управление государством. Но оно, по сути, не играло большой роли, так как в товарищах по совету согласия не было.

Разногласие возникало по поводу кандидатуры государя. Это связано было с тем, что был еще один наследник престола - царевич Дмитрий сын седьмой жены Марии Нагой. Его притязания на престол были призрачными. Причин этому было несколько:

  • Он был младше Федора, причем намного (престол наследовался по старшинству);
  • Дмитрий был сыном 7 жены, тогда как церковь признавала только три брака.

Поддержку кандидатуры Дмитрия Ивановича стал продвигать авантюрист Богдан Бельский. Затея эта была безумная, но с другой стороны, почему бы не попробовать. Но мероприятие это не состоялось. Дмитрий с матерью был прошен уехать из столицы, они обосновались в Угличе. Позже в при странных обстоятельствах умрет. Странность эта дала в дальнейшем возможность появиться на Руси нескольким , которые выдавали себя за спасшегося .

Годы правления Федора Ивановича Блаженного кратко


После неудачи Бельского его «сослали» воеводой в Нижний Новгород. В совете при государе осталось четыре человека. Видное положение стал занимать Никита Романов. Но немногим позже здоровье его стало ухудшаться, и вскоре он умер.

Не стоит забывать о жене Федора Ивановича. Ирина была женщиной умной и разумной, причем решительна в своих действиях. При таком характере и таком муже ее влияние на Федора было больше, нежели которым обладали предыдущие царицы. Года правления Федора Ивановича стали для Ирины периодом и ее правления в том числе, хоть и по времени было кратко оно. Она нередко заменяла мужа, при этом во всем поддерживала своего брата . Фактически Ирина исполняла его волю.

С каждым днем влияние Бориса на Федора становилось все сильнее, а значит правление Совета все слабее. Постепенно произошел захват власти, и Борис уже мог поступать в государственных делах, как ему вздумается. Многие представители знатных боярских родов оказались в опале, в том числе и члены Совета.

Вскоре Борис стал фактически регентом при государе. Его «правление» принесло немало важных политических решений, например такие как:

  1. Учреждение патриаршества - первый патриарх Иов (1589 г.);
  2. Уступки со стороны Швеции городов Копорья и Ивангорода;
  3. Подписание «Вечного мира» с Польшей.

Время правления Федора Ивановича


Как отмечалось выше, здоровье Федора было слабым. Постепенно оно ухудшалось еще больше. Вскоре стало понятно многим уже, что наследника у Федора и Ирины не появится. Нет, Ирина не была бесплодной. Есть сведения, что у нее было несколько выкидышей, а так же что в 1592 г. у них родилась дочь. Ребенок был долгожданным, но через несколько месяцев девочка умерла.

Сам государь медленно угасал. Понимая, что он умирает, Федор не задавался вопросом, кто займет престол после него. Из записей патриарха Иова известно, что меж ним и царем был подобный разговор. На вопрос о наследнике Федор ответил, что все случится, как будет Богу угодно. Царь умер 7 января 1598 г. Прямого наследника не было, престол могла занять его жена Ирина или же многочисленные родственники Федора, однако скипетр оказался совершенно у чужого человека - . Таким было время правления Федора Ивановича.

Правление Федора Ивановича кратко видео

Фёдор I Иоаннович, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны; последний из династии Рюриковичей, родился в Москве 11 мая 1557 года.


Потеряв мать, был переселен со старшим братом, царевичем Иваном, из «Верха», царских хором, на «особный» двор в 1560 году. В 1563 году встречал на подъездном стану в селе Крылацком отца своего, победоносно возвращавшегося из Ливонии. Жил с отцом и опричниками в Александровой слободе (ныне Александров, уездный город Владимирской губернии).

Если верить свидетельству иноземцев-современников (Таубе и Крузе), предназначался наследником опричной половины Русского царства. Находился при отце в ливонском походе осенью 1572 года. Числился между кандидатами на польский престол в 1573, 1576 и 1577 годах. Женился в 1580 году на Ирине Федоровне Годуновой.

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности. Он был слаб здоровьем и принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова. Прозванный Блаженным, по некоторым мнениям он был слаб и умом.

Так Годунов с 1587 года был фактически единоличным правителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял - это знали и на Руси, и за границей.

Но все же именно в период правления Фёдора I Иоанновича было начато строительство города Архангельска в 1585 году, принята присяга на подданство от царя иверского (грузинского) Александра, заложен Белый город в Москве в 1586 году. Фёдор I даровал англичанам право беспошлинной торговли в русской земле и наименовал новопостроенный Тобольск столицей Сибири в 1587 году.

В его правление было учреждено на Руси патриаршество, 26 января 1589 года посвящен первым патриархом Иов, митрополит московский.

Фёдор закончил дело об убиении царевича Дмитрия в Угличе пострижением матери царевичевой и ссылкой всех ее родичей. Равнодушно смотрел из своего терема на кипевшую под самой Москвой битву Бориса Годунова с Каэы-Гиреем крымским. По одержании победы указал строить на месте битвы нынешний Донской монастырь в 1591 году.

Именно Фёдор запретил крестьянам переход от одного помещика к другому (Юрьев день) в 1590 году. Он утвердился дружбой с Аббасом, шахом персидским, в 1594 году; послал полки воевать в Дагестан в 1595 году; заложил каменные укрепления Смоленска в 1596 году.

Нередко люди полагают, будто высшая государственная власть и глубокая христианская вера несовместимы, что правитель просто не может поступать по Евангелию — ему неизбежно приходится быть циником, нарушать заповеди «ради государственных интересов». Примеров тому действительно немало. Но есть и противоположные примеры, о которых, к сожалению, мало кто знает. Историк Дмитрий Володихин рассказывает о царе Федоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного.

Синдром раздвоения

У некоторых исторических личностей, вошедших и в наши учебники, и в русскую классическую традицию, и в массовое сознание, как будто два лица. Поколение за поколением интеллектуалы пытаются доказать, что одно из этих лиц истинно, а другое — не более чем маска, и даже не маска, а случайная ужимка.

В России знают двух Иванов Грозных — мудрого государственного деятеля и кровавого маньяка; двух Петров Первых — реформатора и тирана; двух Николаев Первых — жандарма Европы и просвещенного охранителя; двух Георгиев Жуковых — самодура, бездумно расходующего солдатские жизни, и талантливого полководца… Да разве только эти фигуры двоятся? О нет, прозвучали только самые громкие примеры.

Попытки отыскать золотую середину, пройти между Сциллой одного мифа и Харибдой другого приводят лишь к тому, что вместо цельной личности вырастает бесконечное: «с одной стороны, нельзя не заметить, зато с другой — нельзя не признать». В таких случаях мудрая на первый взгляд умеренность приводит к пустоте, к расплывчатости. И споры разгораются с новой силой.

Наверное, самое разумное в таких случаях — выложить все основные аргументы, а потом честно и открыто высказаться в пользу одной из двух принципиально различных точек зрения: «Я считаю, что аргументы в пользу вот этой позиции перевешивают».

Государь Федор Иванович (1584–1598), или, по церковной традиции, Феодор Иоаннович, — именно такая «двоящаяся» персона в русской истории. Любопытно, что главная суть обоих образов этого государя лаконично сформулирована для образованной публики одним человеком — Алексеем Константиновичем Толстым.

В сатирическом стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» он одним четверостишием вывел силуэт расхожего мнения о Федоре Ивановиче:

За ним царить стал Федор,
Отцу живой контраст;
Был разумом не бодор,
Трезвонить лишь горазд.

Какой облик придают последнему государю-Рюриковичу эти строки? Дурачок, блаженненький, возможно, слабоумный…

Но тот же А. К. Толстой посвятил государю знаменитую, многократно ставившуюся пьесу «Царь Федор Иоаннович». И там царь предстает в совершенно ином свете. Это трагическая фигура, не лишенная обаяния, к тому залитая светом благодати. Не блаженненький — блаженный! Не дурачок, но по-настоящему добрый, бескорыстный, глубоко верующий человек.

Что он такое — видно из собственной реплики царя, произнесенной в споре с Годуновым:

Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть нетрудно.
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен — я не обманусь.
Тут мудрости не нужно, шурин, тут
По совести приходится лишь делать.

По ходу пьесы князь Иван Петрович Шуйский, враг монарха, весьма низко оценивающий его человеческие качества, вынужден признать свою ошибку:

Нет, он святой!
Бог не велит подняться на него —
Бог не велит! Я вижу, простота
Твоя от Бога, Федор Иоанныч, —
Я не могу подняться на тебя!

«Двоение» Федора Ивановича продолжается до наших дней. Для Русской Православной Церкви — это прежде всего святой, человек высокой нравственности и большого благочестия. Еще в первой половине XVII века он попал в святцы как «московский чудотворец».

Но если речь об этом монархе заходит в светской публицистике, то в большинстве случаев звучат пренебрежительные отзывы. За примерами далеко ходить не надо. Так, в свежей книге Петра Романова «Преемники: от Ивана III до Дмитрия Медведева» (2008) обнаруживается именно такой пассаж: «Везло ли русским на преемников? Иногда да. Чаще не очень. Бывало, что России от преемника приходилось избавляться “хирургическим путем”. А бывало, страна десятилетиями терпела такое, о чем и вспоминать стыдно. Обычно подобное случалось, когда на вершине властной пирамиды начинали доминировать интересы свиты. Тогда вопросы ума, профессионализма и порядочности преемника, не говоря уже об интересах государства и народа, отходили на задний план… Так и появлялись во главе страны юродивые (Федор Иоаннович), бывшие прачки (Екатерина I), не самые образованные правители (Анна Иоанновна)…» и т. п. Преемник Ивана Грозного назван здесь «юродивым», но не в смысле юродства Христа ради, а как живой позор для страны.

Что ближе к истине?

Стоит выслушать обе стороны.

Свидетельства очевидцев

Корни высокомерного, уничижительного мнения относительно умственных способностей государя уходят в XVI столетие.

Английский торговый агент Джером Горсей писал о Федоре Ивановиче, что тот «прост умом». Французский наемник на русской службе Жак Маржерет писал несколько резче: «…власть унаследовал Федор, государь весьма простоватый, который часто забавлялся, звоня в колокола, или бóльшую часть времени проводил в церкви». Наиболее развернутая характеристика русского государя принадлежит перу Джильса Флетчера, английского дипломата. В частности, он пишет: «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Эти три высказывания сделаны иностранцами, у которых не было оснований относиться к Федору Ивановичу с особенной приязнью или, напротив, с ненавистью. Из их слов видно общее мнение: русский монарх «прост» и не блещет интеллектом, но это добрый, спокойный и благочестивый человек.

К сожалению, вот уже несколько поколений отечественных историков и публицистов большей частью опираются в своих выводах не на эти свидетельства, а на другие, гораздо более радикальные. Их цитируют намного чаще —и с каким-то странным, «артистическим» пафосом. Так, без конца приводится фраза из шведского источника, согласно которой Федор Иванович — помешанный, а собственные подданные величают его русским словом durak. Кто, когда и за что обозвал так государя, остается за пределами этого высказывания, то есть оно бесконтекстно. Однако его очень любят люди с тягой к обличительным суждениям… Другая излюбленная фраза из того же ряда принадлежит польскому посланнику Сапеге, который счел, что у Федора Ивановича вовсе нет рассудка. Наверное, не имеет смысла лишний раз подчеркивать, что и польско-литовское государство, и шведская корона находились тогда в натянутых отношениях с Россией, а конфликт со шведами в конечном итоге был решен силой русского оружия. Ни у тех, ни у других не было ни малейших причин испытывать сколько-нибудь добрые чувства к вражескому правителю.

Впрочем, существуют и явно доброжелательные отзывы иностранцев, где акцент перенесен с «простоты ума» Федора Ивановича на его религиозность. Так, голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса со всей определенностью говорит о русском царе: «очень добр, набожен и весьма кроток». И далее: «он был столь благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь, ежели бы только это было возможно». О слабоумии — ни слова. Конрад Буссов (немецкий ландскнехт, написавший в соавторстве с лютеранским пастором Мартином Бэром «Хронику событий 1584–1613 годов») с крайней неприязнью относился к Православию в целом. Но все-таки он признавал Федора Ивановича человеком «весьма благочестивым» и «на их московский лад» богобоязненным, отмечая, что царь больше интересовался делами веры, чем делами правления.

Итак, если пользоваться одними иностранными источниками, то картина получается неровная, лишенная цельности. Допустим, никто не отрицает благочестия Федора Ивановича. Совершенно так же никто не говорит о его способности самостоятельно решать государственные вопросы. А вот уровень его умственного развития оценивается по-разному. Кто-то считает его помешанным, а кто-то не видит никакой интеллектуальной недостаточности или, в худшем случае, отмечает «простоту ума».

Русские источники рисуют царя Федора Ивановича в другом свете. Знаменитый публицист XVII века Иван Тимофеев, автор историко-философского трактата «Временник», писал о сыне Ивана Грозного с восхищением, в тонах превосходной степени. Самому Ивану Васильевичу не досталось и трети таких похвал — с ним Тимофеев обошелся без особого пиетета.

Для того чтобы понять, как далеко простирался восторг Ивана Тимофеева, стоит привести обширную цитату из его произведения: «Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, [являясь] нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах».

В государственной летописи сохранилось описание начальных дней царствования этого государя. Нигде не видно никаких признаков слабоумного поведения — напротив, когда проходил обряд венчания на царство, Федор Иванович дважды публично выступал с речами, утверждая свое желание повторить эту церемонию, впервые введенную при его отце. Конечно, сейчас трудно судить, сколь точно передано летописцем содержание монарших речей. Но сам факт их произнесения никаких сомнений не вызывает: англичанин Горсей, беспристрастный свидетель происходящего, тоже пишет о том, что царь прилюдно держал речь.

Можно ли представить себе слабоумного в роли оратора?

Итоги тихого жития

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника — «Пискарёвского летописца». От неподконтрольного правительству летописного повествования естественно ждать оценок, радикально расходящихся с теми, которые «спущены сверху». И действительно, «Пискарёвский летописец» заполнен разоблачительными высказываниями. Так, об опричнине там написано немало горьких слов. Ее введение ставится Ивану IV в укор. Да и сам этот государь предстает, мягко говоря, небезупречной фигурой: летописец не забыл перечислить шесть (!) его жен. А православному человеку больше трех раз вступать в брак не полагается…

Что же сообщает «Пискарёвский летописец» о Федоре Ивановиче? О нем сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии».

Вот такой был durak!

Похоже, слабоумным Федор Иванович представлялся только тем, кто привык к язвительной, глумливой премудрости и беспощадной жестокости его отца. Конечно, после «грозы», присущей царствованию Ивана Васильевича, его сын мог выглядеть в глазах служилой аристократии слабым правителем… Но при его «слабости», «простоте» и «благочестии» дела государства устроились лучше, чем при неистовом родителе.

Именно при Федоре Ивановиче на Руси было введено патриаршество.

За все годы его правления крымцы не сумели пробить брешь в русской обороне, а вот Иван Васильевич в 1571 году позволил им сжечь столицу.

На Урале и в Западной Сибири подданным русского царя удалось закрепиться лишь при Федоре Ивановиче. Атаман Ермак, начавший войну с Крымским ханством еще при Иване Васильевиче, как известно, был убит, а войско его разгромлено. Зато служилые люди с именами не столь знаменитыми несколько лет спустя сумели успешно продвинуться в том же направлении.

Наконец, Иван Грозный проиграл главную войну своей жизни — Ливонскую. Он не только утратил все завоеванное неимоверными усилиями, но и отдал врагу часть Новгородчины. При Федоре Ивановиче грянула новая война. Царь лично отправился в поход и участвовал в боевых действиях. Отпустили бы правителя с полками, если бы он был беспомощным идиотом? И кого могла бы вдохновить в войсках подобная фигура? Очевидно, что государь в глазах десятков тысяч военных людей не выглядел ни «юродивым», ни «помешанным». В результате ожесточенной борьбы Россия отбила тогда у шведов Ям, Копорье, Ивангород и Корелу. Москве удалось добиться частичного реванша за прежнее поражение в Ливонии.

Остается подвести итоги. Федор Иванович был человеком необыкновенно чистой, нравственной жизни, а в благочестии равнялся инокам из дальних обителей. Иностранцы, особенно те, кто имел причины к вражде с русским государством, порой отзывались о царе как о сумасшедшем или о сущем простаке. Но факты свидетельствуют об ином. Государь не был ни помешанным, ни слабоумным. «Простота» его, вернее всего, была простотой не умственно отсталого, а блаженного, «Божьего человека».