Cамые крутые изобретения Илона Маска, которые изменят нашу жизнь. Илон Маск – изобретатель, бизнесмен и человек, меняющий жизнь к лучшему История жизни илона маска

Канадо-американский фантаст Уильям Гибсон, считающийся основателем жанра киберпанк, утверждает, что будущее уже наступило, просто распределено оно неравномерно. Это утверждение вспоминается, когда узнаешь о какой-нибудь технологической новинке или о научном прорыве в ходе очередного исследования.

Не менее интересны и люди, стоящие за этими проектами – Джон МакАфи, Илон Маск и другие. По мотивам биографии каждого из них можно снять фильм, который даст фору любому художественному вымыслу. Особенно интересным вышел бы фильм об Илоне Маске.

Детство и юность

Родился будущий изобретатель, предприниматель и миллиардер 28 июня 1971 года. Произошло это в Претории – административной столице Южно-Африканской Республики. Илон был первым ребенком в семье южноафриканского предпринимателя Эррола Маска и его жены, канадской модели Мэй Маск (в девичестве Хальдман). Позже у Илона родилась сестра Тоска, ставшая телережиссером, и брат Кимбал, будущий предприниматель и венчурный капиталист.


В раннем возрасте Илон был очень замкнутым мальчиком – играм с другими детьми он предпочитал чтение книг. Эррол отмечал, что его старший сын рос весьма любознательным ребенком, чей образ мышления разительно отличался от образа мышления ровесников. Илону было четыре года, когда он поинтересовался у родителей, где начинается и заканчивается мир.

В 1979 году Эррол и Мэй развелись. По согласию сторон дети остались жить с отцом. В школе Илон часто вступал в конфликт со сверстниками, что однажды привело к серьезным травмам, мальчика пришлось срочно госпитализировать.


Илон Маск и его брат Кимбал

На десятилетие Илон получил в подарок от отца восьмибитный персональный компьютер «Commodore VIC-20». Подарок мальчику понравился, и он сразу же увлекся программированием. Спустя два года будущий предприниматель продал разработанную им игру «Blastar» за 500 долларов. Позже эти деньги пошли на первую серьезную инвестицию Илона, вложенную в фармацевтическую компанию, за которой Маск следил посредством СМИ. К моменту выпуска из школы на счету Илона уже была солидная сумма.

По окончании школы Илон и Кимбал перебрались в Канаду, к матери. Там Илон поступил в местный вуз – Королевский университет в Кингстоне (округ Онтарио). Следующим вузом, в котором отметился парень, стал Пенсильванский университет.


Во время учебы в Пенсильвании Илон вместе c товарищем Адео Ресси снимал десятикомнатный дом, в котором парни устраивали грандиозные вечеринки, из-за чего несколько раз оказывались на грани исключения из университета. Тем не менее, Илон сумел окончить вуз, получив степень бакалавра по физике и экономике. После этого он решает продолжить обучение в частном Стэнфордском университете, но бросает эту затею, решив заняться реализацией стартапа, разработанного совместно с братом.

Начало карьеры

Первым проектом Илона становится «Zip2», идея которой пришла Илону и его брату Кимбалу во время разговоров в 1996 году. Одолжив у отца некую сумму денег, парни начали работу. «Zip2» занималась разработкой ПО для новостных компаний. В числе клиентов компании были «The New York Times» и «Pulitzer Publishing».


Через три года компания была продана производителю ПК «Compaq Computer Corporation». Однако предложения поступали и раньше. Илону с большим трудом удалось убедить коллег, что стартап еще не до конца раскрыл свой потенциал, и что позже компанию удастся продать более выгодно.

Так и произошло: в 1999 году «Zip2» была продана за 308 миллионов долларов, из которых самому Илону досталось 22 миллиона. Основная часть вырученных денег ушла на финансирование нового проекта, а на оставшиеся Маск приобрел спорткар «McLaren F1». Дальнейшая биография Илона тесно переплетена с его проектами.

«PayPal»

После продажи «Zip2» Илон запустил проект «X.com». В 2000 году Маск познакомился с Питером Тилем (во время автогонки с которым Илон и разбивает свой «McLaren F1»), в чьей компании «Confinity» уже велись разработки аналогичного проекта под названием «PayPal». Было решено провести слияние, чтобы совместно решить вопрос создания полноценной электронной денежной системы.

Во время работы между Илоном и советом директоров нередко возникали споры. Главный спор касался названия: Маск желал, чтобы проект именовался «X.com», в то время как другим по душе был вариант «PayPal».

Ситуация разрешилась неожиданно: во время полета Илона в Австралию было созвано срочное заседание совета директоров, по результатам которого Маска уволили, а его обязанности передали Питеру Тилю. Решение было несправедливым, ведь именно идеи Илона привели к быстрому росту предприятия.

В октябре 2002 года «PayPal» была продана крупнейшему в мире интернет-аукциону еBay за полтора миллиарда долларов. На продаже дебетовой электронной платежной системы Маск заработал 175 миллионов долларов, 100 миллионов из которых были сразу же вложены в проект «SpaceX», а 70 миллионов – в «Tesla Motors».

В 2010 году Илон вкладывает деньги в компанию «Stripe», являющуюся конкурентом «PayPal», давая понять руководству последней, что обида еще не забыта. К 2017 году «Stripe» уже серьезно стоит на ногах – компания успела обзавестись партнером в лице «Twitter».

«SpaceX»

По утверждению родных, любимым чтивом Илона всегда была научная фантастика. Это и привело к тому, что в июне 2002 года Маск основал третью по счету компанию – «SpaceX». Новый проект был посвящен частной разработке ракет-носителей и космических кораблей. Считается, что до основания «SpaceX» Илон пытался выкупить списанные советские ракеты для работы над другим проектом, но из-за высокой запрашиваемой стоимости пришлось отказаться от этой идеи.


В 2006 году прошла презентация первой ракеты, разработанной и собранной на заводах «SpaceX». Ею стала ракета «Falcon 1», получившая свое имя в честь «Тысячелетнего Сокола» (англ. «Millenium Falcon») Хана Соло – космического корабля из «Звездных войн». С помощью «Falcon 1» удалось вывести на орбиту космический спутник Малайзии.

В декабре 2008 года Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) подписало с компанией контракт на запуск носителей и космических кораблей «SpaceX» к международной космической станции. Сумма контракта составила 1,6 миллиарда долларов – это спасло Маска от банкротства, на грани которого он был из-за глобального финансового кризиса 2008 года.


В январе 2016 года руководство «SpaceX» заявило о планах реализовать полет на Марс к 2020-2025 году.

К числу недавних проектов «SpaceX» относится разработанный компанией скафандр, фото которого Илон выложил у себя в «Инстаграме» 23 августа 2017 года. Дизайн защитного костюма отсылает к культовым фантастическим лентам вроде «2001: Космическая Одиссея», «Чужой» и «Звездный путь». Маск признался, что было нелегко соблюсти баланс между функциональностью и эстетичным внешним видом скафандра.

«Tesla»

Компания «Tesla» была основана в 2003 году, а у ее истоков стоят Марк Тампеннинг и Мартин Эберхард. Илон Маск не является фактическим основателем компании, однако именно он стал идейным вдохновителем «Tesla» и первым серьезным инвестором (70 миллионов долларов, вырученные с продажи акций «PayPal»). После такого щедрого пожертвования на компанию обратили внимание основатели «Google» и Ларри Пейдж, основатель «eBay» Джеффри Сколл, а также руководство компаний «Toyota» и «Daimler AG».


«Tesla» занималась разработкой и производством экологически чистых электромобилей, за что стала лауреатом «The Crunchies» в номинации «Лучшее экологическое начинание 2007».

Первый продукт компании – электромобиль «Tesla Roadster» - поступил в продажу в 2008 году.

28 июля 2017 года на фабрике «Tesla» в Фремонте (штат Калифорния) первые 30 покупателей, сделавших предзаказ «Tesla Model 3», получили ключи от новых электромобилей компании.

Личная жизнь

Впервые Маск женился в 2000 году на девушке Джастин (Жюстин), с которой вместе учился в Королевском университете. Позднее Джастин стала популярной канадской писательницей и родила Илону шестерых сыновей: Неваду Александра, Ксавьера, Саксона, Гриффина, Дамьена и Кая. В 2008 году пара разошлась.


Практически сразу Илона увидели в компании английской актрисы . В 2010 Илон и Талула сыграли свадьбу, а в 2012 разошлись, чтобы вновь пожениться в 2013 году. Повторный брак продлился до 2016 года.

23 апреля 2017 года стало известно о новой девушке Маска, ею стала бывшая жена , голливудская актриса («Альфа Дог», «Никогда не сдавайся», «Добро пожаловать в Зомбиленд», «Лига Справедливости»).

Жизнь Илона насыщена событиями. В декабре 2016 года стал членом Президентского форума по стратегии и политике, состоящего из 16 американских предпринимателей. Задача организации – консультировать президента США по вопросам создания новых рабочих мест, повышения производительности труда, а также по вопросам, касающимся экономического роста государства.


В том же году была основана новая компания Илона – «Neuralink». В краткосрочной перспективе компания займется устройствами для лечения сложных заболеваний головного мозга. Также в планах начать усовершенствование людей путем внедрения имплантируемых нейрокомпьютерных интерфейсов.

Помимо этого Маск занят в других проектах, в числе которых новые разработки «SolarCity» – компании его кузенов Питера и Линдона Райвов, а также экспериментальные запуски сверхскоростного поезда «Hyperloop».


7 октября 2017 года губернатор Пуэрто-Рико в «Твиттере» объявил о том, что Илон Маск вызвался помочь восстановить электроснабжение острова, пострадавшего из-за урагана «Мария».

К слову, сам Илон тоже успел стать героем книги, написанной писателем и журналистом по имени Эшли Вэнс.

Оценка состояния

В 2015 году в Интернете появились неофициальные данные, согласно которым состояние Илона Маска – 13,1 миллиарда долларов США.

Уже в следующем году появилась и официальная информация, предоставленная изданием «Forbes». Согласно информации американского финансово-экономического журнала, Маск владеет суммой, равной 10,7 миллиарда долларов.

Цитаты

  • О третьей мировой войне: «Китай. Россия. Скоро все страны будут сильны в компьютерных науках. Конкуренция за первенство в сфере искусственного интеллекта на национальном уровне, вероятно, станет причиной начала третьей мировой войны».
  • О матрице: «Приходится надеяться, что мы все живем в симуляторе».
  • О виртуальной вселенной: «Или мы создадим неотличимые от реальности симуляторы, или цивилизация прекратит свое существование».

Канадско-американский изобретатель, основавший компанию электронных платежей PayPal и частную космическую компанию SpaceX, создатель ракет-носителей и космических аппаратов.

С детства он мыслил по-особенному

Илон Маск родился 28 июня 1971 года в Претории. Развитый научный город, в котором появился на свет Маск, является административной столицей ЮАР.

Отец Илона, Эррол Макс, был инженером-строителем по профессии. Мать, Мэй Маск, с 15 лет выходила на подиумы и была профессиональной моделью, позже стала экспертом в области диетологии. Родители Илона жили в одном районе Претории и были знакомы с самого детства. Как только влюбленным исполнилось по 18 лет, они поженились. Через 9 месяцев после свадьбы у них появился первенец.

Будущий изобретатель стал первым и старшим ребенком в семье. У Илона есть брат Кимбал и сестра Тоска.

По рассказам отца, Илон всегда был интровертом, любил чтение. Если большинство детей предпочитают развлекаться и играть в игры, то Илон проводил все время в библиотеке. Из-за того, что он отличался поведением от своих сверстников, над ним всячески подшучивали и издевались. Так, после очередной склоки с мальчишками его доставили в больницу без сознания, и врачам пришлось восстанавливать разбитый нос.

Как-то в возрасте 3-4 лет он спросил: «Где начинается и заканчивается весь мир?» Подобные вопросы дали мне понять, что он мыслит по-особенному», - в одном из интервью поделился воспоминаниями отец Илона.

Когда Илону исполнилось 9 лет, его родители развелись. Сначала мать забрала детей и уехала с ними в другой город страны. Однако Илон и его брат Кимбал через некоторое время перебрались к отцу, в пригород Претории.

Первый предпринимательский опыт

В возрасте 9 лет мальчик получил в подарок свой первый компьютер. Именно с этого времени он начал интересоваться программированием. Маск изучил язык программирования BASIC, прошел шестимесячный курс менее чем за неделю.

Результаты детского увлечение принесли плоды: в 12 лет Маск продал свою первую игру под названием «Blastar» за 500 долларов. По задумке, игрок обстреливал ряды инопланетян из лазерной пушки.

Сам Маск позже говорил про свою первую разработку: «три­ви­аль­ная игра... но уж точно лучше, чем Flappy Bird» (речь идет о по­пу­ляр­ной и про­стой мо­биль­ной игре, вы­пу­щен­ной в 2013-м).

Формирование мировоззрения

Целью нынешних разработок Маска является сохранение сознания человечества во Вселенной, даже если Земля погибнет. Сам Маск провозгласил себя первопроходцем дальнего космоса. Подобного рода мысли начали формироваться у Илона еще в подростковом возрасте.

Тогда он зарывался в литературу Ницше, Шопенгауэра и других философов в поисках смысла жизни. В это же время в его руки попала книга Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике», где речь идет о пришельцах, уничтожающих Землю для постройки гиперпространственной магистрали. Перевернув последнюю страницу, Маск понял: «Только одно имеет смысл - борьба за всеобщее прозрение».

Его быв­шая су­пру­га Жю­стин Маск рас­ска­за­ла в ин­тер­вью жур­на­лу Esquire: «Илон не бо­ит­ся рис­ко­вать. Если по­тре­бу­ет­ся, он готов по­жерт­во­вать собой».

Переезд в Канаду и случайные заработки

Окончив школу, Маск без проблем поступил в университет в своем родном городе. Однако из-за политической нестабильности было решено переехать на родину матери - в Канаду. По другим данным, переезд позволил Маску избежать призыва в армию.

Мэй помогла сыну получить канадское гражданство и решить жилищный вопрос.

В Канаде Илон поступил на бакалавриат в Университет Квинс в городе Кингстон канадской провинции Онтарио. В студенческие годы нынешнему бизнесмену приходилось нелегко. В биографии изобретателя сказано, что ему удавалось жить на 1 доллар в день. В Канаде он успел поработать на ферме, лесорубом и уборщиком котельной на лесопилочной станции.

В это время они с братом всячески пытались завести полезные знакомства. Разными способами молодые люди искали номера телефонов успешных предпринимателей и приглашали их пообедать. Одним из тех, кто не проигнорировал предложение братьев, оказался Петер Николсон, глава Банка Новой Шотландии. Он был впечатлен упорством молодых людей и пригласил Илона на работу в банк.

Переезд в США

В 1992 году Илон осуществил свою мечту, переехав из Канады в США. Там он поступил в университет Пенсильвании и одновременно специализировался на физике и экономике.

В годы учебы в США Илон Маск жил в студенческом общежитии, которое он арендовал совместно со своим однокурсником Адео Ресси. Молодые люди превратили общежитие в ночной клуб, который, надо отметить, пользовался популярностью. Однако сам Маск не принимал участие в вечеринках и попросту уходил к себе в комнату играть в видеоигры.

В мае 1997 года Илон получил степень бакалавра в области физики и степень бакалавра наук в области экономики.

После выпуска из университета 23-летний юноша решил продолжить обучение и получить степень кандидата наук в Стэнфордском университете. Проучившись некоторое время, Илон забросил эту идею, чтобы развивать свои предпринимательские устремления в области Интернета и космического пространства.

В 2002 году Маск получил гражданство Соединенных Штатов.

Первый крупный проект Zip2

Илон и его брат Кимбал организовали первую компанию под названием Zip2 в 1996 году. Деньги в размере 28 тысяч долларов на развитие стартапа братья получили от отца.

Организация занималась производством программного обеспечения, дающего новостным изданиям возможность размещать контент в Сети и предлагать своим клиентам дополнительные платные услуги. Илон все время проводил в стенах офиса, дабы сэкономить деньги на аренде жилья, и вкладывал все свободные средства в компанию.

Тогда Интернет переживал период бума, и на этой волне братьям удалось привлечь инвесторов. Компания успешно развивалась и через два года после ее создания была продана за 307 млн. долларов. Илону принадлежало 7 % компании, и он заработал на ее продаже около 22 млн долларов. Половину своего гонорара Илон вложил в создание следующего проекта.

Революция в сфере банковских платежей

В марте 1999 года Маск основал компанию X.com. Через год после создания компания слилась с Confinity (обе системы специализировались на проведении электронных платежей) и получила название PayPal. Компания росла быстрыми темпами, и в 2002 году ее акции были размещены на бирже. В октябре 2002 года компания PayPal была куплена онлайн-аукционом eBay за 1,5 млрд долларов. Маску удалось выручить с этой сделки 175 млн долларов (11,7% акций компании). Имеющиеся средства позволили Маску воплотить в жизнь идеи, которые зародились у него еще в подростковом возрасте.

В июле 2017 года Маск выкупил X.com у PayPal по причине того, что компания представляет для него «сентиментальную ценность». Стоимость сделки не раскрывалась.

Идея отправить грызунов на Марс

В 2002 году Илон Маск основал первую частную компанию, осуществляющую полеты в космос. Молодой бизнесмен вложил в ее развитие 100 млн долларов. Мало кто верил в то, что частная компания способна составить конкуренцию крупным государственным космическим агентствам мира. Идея создания SpaceX родилась из детской мечты Маска отправить грызунов или растения на Марс. На начальных этапах Илон даже пытался приобрести списанные советские ракеты «Днепр» для этих целей. Но продавец разрешил купить только одну и запросил за нее 8 млн долларов, что Илону показалось слишком дорогой ценой. Тогда он всерьез задумался о создании своей версии ракеты. По задумке Илона стоимость космического полета человека должна была снизиться в 10 раз.

Первыми аппаратами частной компании Илона стали Falcon 1, названный в честь космического корабля «Тысячелетний сокол» (Millenium Falcon) из фильма «Звездные войны» (Star Wars), и корабль SpaceX Dragon, названный в честь песни «Puff the Magic Dragon».

В 2006 году SpaceX выиграла конкурс NASA и в 2008 году был заключен договор на 1,6 млрд долларов на 12 запусков носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.

Долгосрочной целью создания SpaceX является колонизация Марса. В январе 2016 на инвестиционном форуме в Гонконге изобретатель сообщил о том, что его компания надеется осуществить полёт на Марс уже в ближайшие 3-5 лет.

В сентябре 2017 года Илон Маск выложил в своем Instagram видео, рассказывающее о новой идее использования ракет SpaceX. Заключается она в том, чтобы использовать ракеты и космические корабли для полетов в любую точку земли вместо самолетов.

Авто нового поколения

В июле 2003 года Илон вложился в недавно созданную компанию Tesla, которая специализировалась на создании электрокаров. С самого начала Илон Маск принимал участие в формировании долгосрочной стратегии развития компании, активно участвовал в проектировании авто и вошел в совет директоров.

За все время существования компании разработчикам удалось добиться колоссальных результатов: созданы автомобили, которые способны перемещаться исключительно с помощью электричества. Минимальная дистанция, которую может преодолеть электрокар, 300 км. Создатели Tesla разрабатывают детали и для других производителей электрокаров. Создана целая сеть «электрозаправочных» станций.

Несмотря на то, что Tesla сталкивалась и с крупными финансовыми проблемами, и с техническими проблемами при эксплуатации, Маск не планирует останавливаться на достигнутом и уже рассказал о своих намерениях добавить в линейку электромобилей грузовика и автобуса.

Солнечная электростанция каждому

В 2006 году Маск основал компанию SolarCity, которая специализируется на производстве солнечной энергии. Компания является дочерней компанией Tesla. Обе организации направлены на борьбу с глобальным потеплением.

К 2013 году SolarCity стала вторым по величине поставщиком систем солнечной энергии в США. SolarCity поставляет солнечные электрические станции как для производства, так и для домашнего пользования. К началу 2018 года капитализация SolarCity оценивалась в 3 млрд долларов.

Личная жизнь Илона Маска

Канадско-американский изобретатель был дважды женат.

Со своей первой супругой Жюстин Уилсон он познакомился во время учебы в Канаде. Пара поженилась спустя некоторое время после окончания университета. В 2002 году у пары родился сын, который умер от внезапной детской смерти в 10 недель. В 2004 году пара предприняла попытку завести детей методом ЭКО. В результате этого, на свет появились близнецы Гриффин и Дэмиан. В 2006 таким же образом у пары родились тройняшки. С течением времени отношения между Жюстин и Илоном начали портиться, и супруги в 2008 году подали на развод. На данный момент бывшие супруги поддерживают отношения и совместно воспитывают детей.

Второй раз бизнесмен женился на английской актрисе Талуле Райли, с которой он начал встречаться сразу после развода. Отношения у супругов не складывались: они несколько раз расходились и затем снова сходились. Наконец, в 2016 году пара решила разойтись окончательно.

После этого бизнесмен почти год состоял в отношениях с актрисой Эмбер Херд, только что пережившей бракоразводный процесс. В августе 2017 года они расстались.

На сегодняшний день состояние Илона Маска оценивается более чем в 20 млрлд долларов. Маск занял 12-е место среди технологичеких бизнесменов с $20,7 млрд, опередив таких бизнесменов, как соучредитель корпорации Microsoft Пол Аллен ($20,5 млрд) и председатель совета директоров компании Alphabet Эрик Шмидт ($12,4 млрд).

  • Zip2 и PayPal
  • Tesla Motors
  • SolarCity
  • SpaceX
  • Hyperloop

Компьютерная отрасль дала путевку в жизнь десяткам харизматичных личностей, сумевших создать нечто революционное и заработать на этом невероятное количество денег. Если бы существовал рейтинг таких людей, то первый номер принадлежал бы Биллу Гейтсу , второй - Стиву Джобсу . А вот третьего места, несмотря на большое количество претендентов, больше всего заслуживает малоизвестный в наших широтах предприниматель-миллиардер Элон Маск. Почему? Потому что деньги, заработанные на компьютерных технологиях, он вложил в проекты, способные изменить наш мир сильнее, чем его изменили майкрософты с айфонами вместе взятые.

Forbes оценивает состояние Маска в $2,4 миллиарда. Маск не только бизнесмен, но и инженер: он лично участвует в проектировании дизайна электромобилей и космических кораблей. В свободное от работы время он ездит на дорогих машинах, женится на сексуальных британских актрисах и становится прототипом для героя Роберта Дауни-младшего в «Железном человеке». По всем параметрам Маск скорее напоминает персонажа комиксов, нежели реального человека.

Тем не менее за медийным образом супергероя скрывается один из самых успешных серийных бизнесменов мира. Маск стал вторым предпринимателем в истории Кремниевой долины, которому удалось основать три компании стоимостью больше $1 млрд. – PayPal, SpaceX и Tesla (первым был Джим Кларк). Более того, в эпоху, когда «лучшие умы человечества придумывают, как заставить людей кликать на рекламу», Маск посвятил себя космосу и альтернативной энергетике. Он играет по каким-то другим правилам и делает это крайне успешно. Как у него это получается?

История Успеха, Биография Элона Маска

Элон Маск родился 28 июня 1971 года в Южной Африке. Его семья была смешанной. Отец, южноафриканец, был инженером. А мать, канадка, – диетологом. Детство Маска прошло в Южной Африке. В возрасте 10 лет у него появился первый компьютер. Элон сразу проявил интерес к программированию, которому обучался самостоятельно. В возрасте 12 лет он заработал $500, продав игру Blastar (шутер в духе Space Invaders), которую он сам спрограммировал.

Биографии выдающихся лиц, как правило, содержат эпизоды, в которых герой говорит себе: «Да, я это сделаю», что позже приводит его к ошеломительному успеху. В биографии Элона Маска таких эпизодов было как минимум два. Первое решение Маск принял еще в 17 лет. После окончания школы в Претории, он решил оставить дом и без поддержки родителей, эмигрировать из ЮАР в США. Но сразу в США Элон не попал.

В 1989 году он перебрался в Канаду, к родственникам его матери. Получив гражданство, Элон Маск отправляется в Монреаль, где на первых порах, соглашается на любую работу и почти год балансирует на грани нищеты. Вскоре он поступает в Королевский университет в Онтарио, где знакомится с будущей матерью пятерых своих сыновей (двойняшек и тройняшек) Жюстин. Там он проучился два года, после чего его мечта сбылась – в 1992 году Маск отправился в США.

В Америку он переехал, получив стипендию на обучение в университете Пенсильвании. На следующий год он получил степень бакалавра в области бизнеса, но решил задержаться в университете еще на один год для получения степени бакалавра в области физики.

Когда у Элона Маска началась подростковая депрессия, он начал активно поглощать философскую и религиозную литературу. Но самые ценные уроки, по его словам, он в итоге вынес из книги Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». «Она научила меня, что самое сложное – это придумать правильные вопросы. Как только тебе это удалось, все остальное получается очень просто» , – рассказывает Маск журналу Businessweek. На эти размышления его навел эпизод, в котором гигантский суперкомпьютер после нескольких миллионов лет размышлений отвечает на «главный вопрос Жизни, Вселенной и Всего Остального» бессмысленным числом 42.

«Я пришел к выводу, что мы должны стремиться расширять пределы человеческого сознания, чтобы научиться задавать правильные вопросы» , – говорит Маск. Свой вопрос он придумал уже давно: «Когда я учился в колледже, я постоянно размышлял о том, что больше всего в будущем повлияет на судьбу человечества?» Маск решил, что это будут интернет, переход на возобновляемые источники энергии и переселение людей на другие планеты. Он решил попытаться внести свой вклад в каждое из этих направлений. Но сначала ему нужны были деньги.

Zip2 и PayPal

Второе, самое важное и судьбоносное решение в своей жизни Элон Маск принял летом 1995 года. Он как раз закончил обучение в университете Пенсильвании и поступил в аспирантуру Стенфордского университета для продолжения обучения в области прикладной физики и материаловедения. Однако всего через два дня бросил науку и вместо разработки конденсаторов вместе с братом Кимбалом, находясь в столице Кремниевой долины Пало-Альто, создал свою первую компьютерную компанию Zip2.

«Я работал с утра до ночи. Жил в том же складе, где снимал офис, а принимать душ ходил в раздевалки местного стадиона. Зато я сэкономил на аренде квартиры, и в первые два самых трудных года удержал компанию на плаву.»

На тот момент интернет переживал период бурного развития, однако еще никому не удавалось заработать тут серьезные деньги. Компания Маска смогла это сделать одной из первых: она создала платформу, с помощью которой газеты (в том числе и такие авторитетные, как New York Times) могли предлагать своим клиентам дополнительные коммерческие сервисы.

Через четыре года, в 1999-м, крупнейший в те годы поисковик AltaVista купил Zip2 за $307 млн. наличными и $34 млн. ценными бумагами. Эта сделка установила рекорд по продаже компании «за кеш». Часть вырученных денег ($20 млн.) Маск тут же спустил на люксовые покупки - спорткара McLaren F1 и частного самолета.

Маск начинает осваивать набирающие популярность электронные платежи, а его новым бизнесом на рубеже веков становится стартап X.com. В марте 2000 года X.com на паритетных началах сливается с компанией-конкурентом Confinity Питера Тиля и Макса Левчина, офис которой находится на той же улице в Пало-Альто. Так на свет появляется одна из ведущих платежных систем современности - PayPal. Это сейчас есть огромный выбор для оплаты в интернете, а тогда это была альтернатива оплате банковской картой.

Между командами двух стартапов поначалу возникают разногласия по стратегии и менеджменту, но на динамике развития компании это никак не сказывается. Маск участвует в разработке новой бизнес-модели, проводит удачную вирусную маркетинговую кампанию, аудитория сервиса стремительно растет, и в 2002 году все завершается логичной покупкой системы интернет-аукционом eBay за $1,5 млрд. Так у Элона Маска появилось достаточно средств (основатель X.com получил за свою долю $180 млн.) для других своих увлечений - космонавтики и альтернативных источников энергии. Можно сказать, что на этом он распрощался с интернетом!

«Я не хочу быть дедушкой, который не умеет проверять свою электронную почту. Но я вряд ли в будущем сделаю новый интернет-бизнес. Мне кажется, что мне следует направить свои усилия на создание вещей, которые позитивно могут сказаться на будущем человечества.»

Tesla Motors

Tesla Motors в 2003 году придумали инженеры-предприниматели Мартин Эберхард и Марк Тэппенинг. Компания с самого начала позиционировала себя как первого серийного производителя электромобилей, ее основатели мечтали избавить потребителей от привязки к сырьевой конъюнктуре - миссия вполне в духе Маска.

Разбогатевший на продаже PayPal бизнесмен появился в проекте в феврале 2004 года, возглавив раунд инвестиций в стартап с личным вкладом $70 млн. Он стал председателем совета директоров и на первых порах не брал на себя оперативного руководства компанией. Маск участвовал в проектировании дебютной модели спорткара Roadster, созданной на базе британского Lotus: лоббировал применение в конструкции кузова композитных материалов, разрабатывал модуль батарей и даже детали дизайна вроде передних фар. К 2006 году проект получил хорошую прессу, Маск стал лауреатом престижной экологической премии Global Green (награду ему вручал лично Михаил Горбачев), а в пул инвесторов Tesla вошли «отцы Google» Ларри Пейдж и Сергей Брин . Совокупная сумма привлеченных в проект средств перевалила за $100 млн.

Однако в 2007 году, когда был запланирован запуск конвейерного производства Roadster, в жизни Маска началась черная полоса. Просчеты менеджмента привели к тому, что отпускная стоимость электрокара оказалась практически вдвое выше изначально заложенной в проект - $92000. К тому же гендиректор компании Мартин Эберхард допустил стратегический просчет: его концепция трансмиссии для Tesla Roadster оказалась неэффективной, и выпуск машины пришлось отложить более чем на год.

В кризисной ситуации Элон Маска проявил необходимые на тот момент менеджерские качества: способность безжалостно выбрасывать за борт всех, кто по каким-то причинам мешает проекту. Маск без малейших сантиментов уволил Эберхарда и еще нескольких «отцов-основателей», а спустя какое-то время после этой зачистки сам стал у руля компании. Эберхард подал на него в суд, но дело было улажено во внесудебном порядке, причем настолько эффективно, что практически никакие подробности конфликта не просочились на публику.

На пороге кризиса Элон Маска продолжил энергично «резать косты»: сокращать сотрудников, требовать снижения цен от поставщиков, закрывать офисы и т.д. В итоге Roadster увидел свет в 2008 году с незначительным - менее чем на $20000 - повышением цены в чеке.

В самый сложный момент (параллельно бизнесмен начал громкий бракоразводный процесс с супругой Жюстин, которая не скупилась на критику в адрес отца пятерых своих сыновей в интервью СМИ и личном блоге - за недостаток внимания и домашнюю тиранию) Маск вложил в Tesla последние накопления в $20 млн. (он выручил средства на поглощении корпорацией Dell за $120 млн. разработчика софта Everdream, акционером которого являлся Маск), продал ради спасения проекта любимый McLaren F1 и все-таки уберег автопроизводителя от банкротства. Он даже давал заказчикам личные гарантии возврата средств в случае провала инициативы.

Вскоре дела пошли на лад, что особенно впечатляло на фоне стагнирующего традиционного автопрома. $50 млн. в Tesla инвестировал немецкий концерн Daimler, Минэнерго США санкционировало включение проекта в пул инновационных транспортных компаний - получателей льготного процентного займа. Tesla от государства перепало почти полмиллиарда долларов. Впоследствии скептики критиковали власти за решение поддержать компанию Маска, продукция которой до сих пор ориентирована исключительно на состоятельных покупателей.

Слово «электромобиль», зачастую вызывает ассоциации с чем-то медленным и неповоротливым, но в случае с Tesla Motors это не так. Ее машины быстры и похожи по внешнему виду на роскошные спорткары. Впрочем, в планах есть и создание более простых моделей. Специалисты Tesla Motors сотрудничают с компаниями Daimler и Toyota. Так называемые «гибриды», автомобили этих компаний, оборудованные как электромотором, так и двигателем внутреннего сгорания, используют технологии компании Элона Маска. В 2007 году вице-председатель General Motors Боб Лутц назвал Tesla главной причиной решения автогиганта начать разработку электромобиля Chevy Volt: «Если какой-то стартап из Кремниевой долины смог решить это уравнение, то никто больше не смеет мне говорить, что оно нерешаемо» .

«Tesla Motors названа в честь Николы Теслы, поскольку мы используем некоторые его изобретения. Этот парень совершенно точно достоин большего признания обществом. Однако, если честно, мне всегда больше нравился Томас Эдисон, потому что в отличие от Теслы он смог вывести свои изобретения на массовый рынок и сделать их доступными для всего человечества. Тесла в этом провалился.»

В 2010 году Tesla проводит первое с 1956 года автомобильное IPO в США, когда на биржу вышел Ford. Компания, несмотря на десятилетие убыточной работы, размещается на NASDAQ по верхней планке диапазона в $17 за акцию и привлекает более $225 млн. Лучшего времени для IPO, действительно, было не найти. Нефтяное пятно, которое по вине компании BP покрывает внушительную часть Мексиканского залива, продолжает расти, и поднять в это время вопрос о переходе на новые виды топлива кажется более чем логичным. Сегодня одна бумага Tesla стоит $147, а капитализация автопроизводителя приближается к $18 млрд.

Главным драйвером финансовых успехов Tesla стал люксовый седан Model S с зарядом батарей на 426 км, ярким дизайном и уникальными скоростными характеристиками (разгон до 96 км/ч за 3,9 с). Модель была запущена в серийное производство летом прошлого года по цене от $69900 и удостоилась оценки в 99 из 100 баллов в рейтинге Consumer Reports.

На презентации Model S Маск безапелляционно заявил, что через двадцать лет больше половины произведенных автомобилей будут полностью электрическими: «Я уверен, что так и будет. Готов поставить на это деньги» . Желающих заключить подобное пари найдется достаточно. Даже по самым оптимистичным подсчетам аналитиков, прогноз Маска никак не может сбыться. Но основателя и CEO Tesla это вряд ли смущает: приукрашивая реальность, он ее меняет.

Дело в том, что, по мнению Маска, мир стал слишком зависим от нефти. Эта зависимость привела к изменению климата и перманентной геополитической напряженности. Отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электричества сможет изменить ситуацию. Поэтому для него Tesla Motors не просто бизнес.

Подогревать интерес к проекту Маск продолжил, устроив медиасражение с обозревателем The New York Times Джоном Бродером из-за критического тест-драйва Model S. Надо сказать, что все эти рекламные трюки принесли свои плоды. Так, за первое полугодие 2013 года электрокар продан в количестве 10500 экземпляров, и предложение до сих пор не поспевает за спросом.

На подходе - выпуск кроссовера Model X и бурное развитие сети станций подзарядки Supercharger. Tesla планирует покрыть «розетками» транспортные артерии с высоким трафиком по всей территории США, а в 2014 году начать и зарубежную экспансию.

SolarCity

Провайдер технологий SolarCity по формальным критериям не совсем проект Маска. В этот стартап он в 2003 году инвестировал $10 млн., вырученных от продажи PayPal. Основателями проекта являются кузены бизнесмена Линдон и Питер Райвы.

SolarCity устанавливает модульные частные солнечные электростанции мощностью в несколько киловатт - идеальное решение для домохозяйств и некрупных организаций. При этом компания не продает продукт, а отдает его клиентам в долгосрочный лизинг с горизонтом 20 лет. Покупатель платит не за саму станцию, а исключительно за энергию, которую та вырабатывает. Сделки финансируют сторонние кредиторы (к примеру, Google), которые за поддержку «зеленой» экономики получают налоговые льготы.

В мае-июне 2008 года были созданы фотоэлектрические установки для обеспечения электроэнергией серверов и офиса eBay, а также для компании British Motors. Также в 2008 году компания начала выпускать программное обеспечение, которое способствует более рациональному использованию электроэнергии в жилых домах, благодаря этому конечные потребители стали меньше платить за электроэнергию, а нагрузки на сети уменьшились.

Концепция SolarCity экономична, экологична и абсолютно совпадает с принципами Маска. Компания, в частности, строит батареи для станций подзарядки электрокаров Tesla. Проект уже состоит из нескольких десятков сервисных центров в США и пользуется ажиотажных спросом у энергопотребителей: в очередь за домашними солнечными станциями люди записываются за несколько месяцев.

Впрочем, лидерство в отрасли не спасает SolarCity от критики: солнечная электроэнергетика никогда не превратится в эффективную бизнес-модель, а в сегменте слишком высокая конкуренция, чтобы удерживать приемлемый потолок цен, рассуждают скептики. Тем не менее, с момента IPO в декабре 2012 года стоимость акций SolarCity подскочила с $8 до $38, а на майском пике достигала $52.

Маск остается основным акционером компании, капитализация которой приближается к $3 млрд. Именно его уверенность в перспективах проекта аналитики называют главным фактором феноменального рыночного успеха компании, до сих пор работающей в убыток ($23,9 млн. во втором квартале 2013 года). Если основатель SpaceX и Tesla делает ставку на технологию, значит у той есть действительно хорошие шансы, чтобы выстрелить, - такое явление на Уолл-стрит уже окрестили «эффектом Маска».

SpaceX

Элон Маск задумался о создании ракетостроительной компании еще на рубеже веков. Им завладела амбициозная мысль создать платформу для многократных путешествий человека на другие планеты. Ближайшей точкой должен стать Марс, решил изобретатель.

«Я был очарован перспективой колонизации Марса и стал учредителем проекта Mars Oasis. Цель – создать на этой планете автоматизированные парники, которые в перспективе могли бы стать инкубатором для самоподдерживающийся экосистемы. И все было хорошо, если бы не огромная цена доставки парников на Марс. Я даже попытался купить ракеты в России и провел переговоры с русскими чиновниками, но друзья объяснили: эта сделка попахивает таким криминалом, что в глазах спецслужб я рискую превратиться во второго бен Ладена. И я подумал: стоп, а почему бы мне не создать свою ракету?»

Как только позволили обстоятельства (eBay купил PayPal), бизнесмен в 2002 году основал Space Exploration Technologies Company, или просто SpaceX. В проект он вложил более $100 млн. Стоимость предложений на рынке - от $15 млн. за ракету в России до $65 млн. в США - предприниматель счел кратно завышенной.

По его подсчетам выходило, что совокупно все детали, необходимые для строительства космического носителя, стоили всего 2% от цены запуска в Штатах. Это возмутило Маска. Корень проблемы он видел в бюрократизации космической отрасли, низкой конкурентоспособности крупных корпораций и их лоббистских усилиях по недопущению на рынок новых игроков.

Маск был уверен, что издержки создания и запуска ракет можно сократить в десять раз. Но вначале ему потребовалось переформулировать цель космических полетов. Главной миссией SpaceX, уверяет Маск, является не доставка астронавтов и грузов на орбиту, а колонизация других планет. Если ты хочешь переселить часть человечества с Земли на какой-нибудь спутник Юпитера, ты, черт возьми, должен придумать способ, как сделать это экономно.

SpaceX начинает проектировать ракету Falcon 1. На разработку уходят четыре года и сотни миллионов долларов частных инвестиций (одним из первых проект Маска поддержал его бывший деловой партнер Питер Тиль, а Маск сохранил за собой две трети долей SpaceX). В итоге ракета и три вида жидкостных двигателей - Merlin, Kestrel и Draco - были созданы «с нуля» без всякого вмешательства государства. В 2006 году на SpaceX обратили внимание в NASA. Агентство сначала заключило с компанией несколько контрактов на тестовые пуски Falcon 1.

«Моя цель – создать не просто ракету, а надежную ракету и по доступной цене. Меня много раз предупреждали: если снижать затраты, то тем самым уменьшается и надежность. На мой взгляд, это в корне неверно. Вот спортивная «феррари» – это очень дорогой автомобиль, но скорее всего «феррари» сломается на первой же грунтовой дороге. И, напротив, самая дешевая «хонда» может надежно работать несколько лет, и вы будете уверены, что у нее не отвалится колесо в первой же канаве. То же с ракетами. Главное – не торопиться.»

Первые три пуска в 2006-2008 годах при этом получились провальными (третий и вовсе закончился казусом - прах исполнителя роли Скотти в культовом сай-фай сериале Star Trek Джеймса Дуана ракета вместо космоса «захоронила» в океанских глубинах). С четвертой попытки ракета стартует успешно - это обходится в $7 млн. С пятой - отправляет на орбиту малайзийский спутник. Впечатленное NASA заключает с SpaceX контракт на 12 миссий по отправке груза к МКС на $1,6 млрд.

«Мы используем те технологии, которые просто невозможно представить себе в арсенале государственных институтов. К примеру, наша компания нуждалась в теодолите, который используется для выравнивания ракеты, и вместо покупки нового я предложил поискать на eBay. Мы и нашли – прекрасный работающий теодолит, сэкономив около 25 тысяч долларов.»

Компания обновляет свой флагманский продукт, и модернизированная Falcon 9 сначала просто выводит на орбиту грузовик разработки SpaceX - Dragon, а 22 мая 2012 года первой в истории частного космоса отправляет корабль к МКС. В октябре Dragon успешно доставил на станцию полтонны полезного груза, а в перспективе должен вмещать экипажи из семи астронавтов. Общий пакет заказов от государственных и коммерческих структур на 50 запусков ракет SpaceX на сегодня составляет около $4 млрд., по консервативной оценке, стоимость компании составляет около $2,5 млрд.

Но Маск не спешит с IPO. Для него все достижения SpaceX - лишь подготовка к осуществлению главной мечты - экспедиции на Марс. До конца своей жизни миллиардер хочет стать пионером-колонизатором Красной планеты. Для этого в рамках SpaceX ведутся разработки проекта Mars Colonial Transporter (MCP). Инженеры Маска трудятся над инновационными ракетными двигателями и космическими кораблями для доставки людей с Земли на Марс (на базе Falcon может быть создана ракета Grasshoper, умеющая приземляться вертикально, а второе поколение Dragon технически уже способно добираться до Марса, уверяет Маск).

По мнению 42-летнего бизнесмена, через 10-20 лет фантастика может стать реальностью. «Я бы хотел умереть на Марсе. Только не разбившись о поверхность планеты» , - шутит миллиардер.

На примере Элона Маска можно проследить путь человека, воплотившего детские мечты, ведь многие люди в детстве хотели полететь в космос, и в скором времени это можно будет осуществить, ведь бизнес пришёл в космонавтику, а от этого выиграют очень многие, ведь космический туризм в скором времени станет реальностью, в том числе и благодаря Элону Маску.

«SpaceX хочет быть компанией, которая сможет поспособствовать переселению людей на другие планеты, поскольку, я думаю, это самая грандиозная цель, которая может стоять перед жизнью. И хотя никогда нельзя забывать о более приземленных вещах, очень полезно иметь такой своеобразный Святой Грааль, поиск которого становится долгосрочной целью и главным источником вдохновения.»

Маск - требовательный перфекционист и педант в технической сфере. Его образование в области физики помогает видеть объективные истины и отделять их от эмоциональных оценок и спекулятивных прогнозов. Он просто мыслит масштабно. Например, он задумывается о средстве общественного транспорта под названием «гиперпетля». Этот электрический сверхзвуковой аппарат должен доставлять людей из Лос Анжелеса в Сан Франциско (350 миль) за 30 минут.

Hyperloop

Планами создания «Петли» Маск впервые поделился с журналистами в сентябре 2012 года. Тогда он не привел технических спецификаций проекта, ограничившись туманным термином «пятый вид транспорта» (после железной дороги, авиации, автотранспорта и судоходства). «Это будет кое-что, что никогда не будет попадать в катастрофы, будет минимум вдвое быстрее самолета, будет питаться солнечной энергией и отправляться в путь не по расписанию, а ровно в тот момент, когда нужно вам» , говорил бизнесмен в интервью Bloomberg .

Со своими разработками Маск намеревался выйти напрямую на губернатора Калифорнии Джерри Брауна и президента США Барака Обаму. Hyperloop, по его мнению, должен стать альтернативой планам властей по прокладке между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом скоростной железнодорожной магистрали стоимостью под $70 млрд. (а с учетом издержек сумма может вырасти и до $100 млрд., уверен бизнесмен). «Они предлагают Калифорнии самый медленный поезд-экспресс с самым высоким показателем строительных затрат на милю пути. Это неправильные рекорды» , – негодовал предприниматель.

12 августа 2013 года «Петля» обзавелась 57-страничной презентацией концепта. Речь, как выяснилось, идет о замкнутой надземной магистрали в форме стальной трубы (точнее, двух параллельных труб, соединенных в конечных точках маршрута), внутри которой почти со скоростью звука в условиях пониженного давления (для уменьшения сопротивления воздуха) перемещается герметичная алюминиевая капсула на аэродинамической подушке. «Разгоняет» конструкцию электромагнитный импульс. Сама капсула пропускает воздух через полость в носовой части и выбрасывает через «сопла» на желобах нижней панели, образуя воздушную прослойку, - схожая технология применяется в поездах на магнитной подушке.

«Большая труба» будет состоять из 100-метровых отрезков, которые будут подняты на пилонах на высоту 20 метров (опоры необходимо строить на расстоянии 45-90 метров друг от друга). Потребности проекта в электроэнергии смогут на 100% удовлетворять солнечные батареи, размещенные вдоль всего маршрута. Как нельзя кстати пришлась синергия с другими проектами Маска: двигатели и электронную «начинку» капсулы могут унаследовать от Tesla Motors, в солнечной энергетике лучше всех понимают инженеры SolarCity, а SpaceX поделится с «Петлей» сплавами для производства транспорта, испытанными в космосе.

Внутри транспортного челнока смогут разместиться до 28 человек (если повысить бюджет проекта с $6 млрд. до $10 млрд., конструкция Hyperloop позволит перевозить по три автомобиля в одной капсуле). Расстояние между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом в 600 км «Петля» будет преодолевать за 35 минут в комфортных для человека условиях (как выражается Маск, «будет суперуютно и тихо, никакой турбулентности»). Стартовый толчок капсулы для пассажиров будет сравним с разгоном самолета по взлетной полосе. Около 70 челноков на линии смогут курсировать с минимальным интервалом в 30 секунд (безопасная дистанция между капсулами – примерно 8 км). Инвестиции должны окупиться за 20 лет при условии стоимости билета на инновационный транспорт $20 и перевозке за этот срок 7,4 млн. пассажиров в каждую сторону.

Первая «Петля» примерно повторит маршрут калифорнийской автомагистрали Interstate-5.

Маск обещает пассажирам беспрецедентный уровень безопасности. «Hyperloop не свалится с небес и не сойдет с рельсов» , - заверил изобретатель. Инженеры из команды проекта учли возможность экстренного торможения при разгерметизации капсулы и даже предложили мостостроительные антисейсмические решения в конструкции пилонов для нивелирования риска разрушения землетрясением.

Рациональным решением «Петля» станет для крупных городов, расположенных на расстоянии не более 1500 км друг от друга. Для дальних дистанций больше подходит авиация, верит изобретатель.

Маск предупредил: сам он пока не готов посвятить достаточное количество времени «Петле» (ему и так «чертовски тяжело» справляться одновременно с управлением SpaceX, Tesla и SpaceX), хотя в любом случае остается инвестором и согласен профинансировать создание прототипа. Все инженерные изыскания своей команды предприниматель на условиях open source разрешил довести до ума любым энтузиастам, гарантировав посильную поддержку. Если смельчаков-инвесторов в ближайшее время не найдется, через несколько лет к реализации проекта вернется Tesla. «Я не боюсь что-то потерять на Hyperloop в финансовом плане, просто было бы круто сделать новый вид транспорта» , - резюмировал миллиардер.

Технологически в «Петле» нет никаких прорывных решений: все компоненты изобретения уже эксплуатируются в других проектах, и это всерьез повышает шансы Hyperloop на «материализацию»: детище Маска выгодно отличается от многочисленных аналогов вроде «вакуумного» поезда RAND Corporation, вот уже несколько десятилетий ходящего в концептах.

«Я всегда первым делом думаю о том, являются ли наши знания о чем-то правдой. Может быть, есть какое-то другое объяснение? Я делал это с первых классов школы. Я всегда все оспаривал. Это доводило родителей до бешенства. Я никогда им не верил и всегда требовал отвечать на вопрос «почему?». Затем я пытался понять, имеет ли смысл их ответ.»

Главным препятствием на пути к истинным инновациям, по мнению Маска, является привычка людей мыслить аналогиями. В результате в большинстве случаев они просто пытаются сделать что-то лучше, вместо того чтобы создавать что-то новое. Маск думает принципиально иначе: «В физике есть понятие основополагающих принципов. Ты препарируешь реальность до ее фундаментальных оснований. И начинаешь выстраивать аргументацию оттуда. Это требует больших ментальных усилий» .

«Думать о компании во сне и наяву – семь дней в неделю и без перерывов. Всегда оставаться максимально сосредоточенным на создании восхитительных продуктов будущего. Это именно то, что нужно делать на старте.»

«Нужно быть готовым к тому, что компания может развалиться в любую минуту. Основать стартап – это как есть стекло и смотреть в бездну, так как предчувствие неудачи никогда вас не оставит.»

Маску всего сорок два года, и уходить на заслуженный отдых он не планирует. А в мире хватает задач, за которые стоило бы взяться человеку с миллиардом долларов в кармане, умеющему воплощать в реальность самые фантастические идеи.

Илон Маск – инженер, изобретатель, предприниматель и инвестор. Сооснователь компании «PayPal» и «SpaceX». Председатель совета директоров, генеральный директор и главный идейный вдохновитель всемирно известной компании Tesla.

За выдающиеся заслуги перед наукой 9 мая 2018 г. Илон Маск был удостоен членства Лондонского королевского общества.

Согласно данным журнала «Forbes» положением на 2017 г. его капитал превышает $21 млрд.

Биография Илона Маска

Илон Рив Маск родился 28 июня 1971 г. в Претории (столица ). Его отец, Эролл, был инженером. Мать, Мэй, работала диетологом и моделью.

Интересно, что родители Илона росли в одном дворе, поэтому хорошо знали друг друга. Кроме Илона в семье Маска родился еще один мальчик и одна девочка.

Детство и юность

С ранних лет будущий изобретатель был очень замкнутым и неразговорчивым ребенком. К слову сказать, таким же необщительным в юности был великий физик .

Илон целыми днями проводил за чтением , сумев прочесть два комплекта энциклопедий.

Интересен факт, что Маск обладает фотографической , позволяющей удерживать и воспроизводить в деталях образ предмета или явления.

Однако чем больше он узнавал, тем больше это вызывало раздражение у сверстников. В школе над Илоном постоянно насмехались и неоднократно били, а однажды даже сломали нос.

Илон Маск и его брат Кимбал

Когда Маску исполнилось 8 лет, его родители развелись, в результате чего дети остались жить вместе с отцом. Глава семейства был очень жестким и требовательным человеком.

Он часто брал с собой на работу обоих сыновей, которым приходилось трудиться на стройке. Благодаря этому они получили много полезных навыков.

Когда Илон достиг десятилетнего возраста, отец подарил ему компьютер. Вскоре ему удалось освоить язык программирования, и даже создать собственную видеоигру. Впоследствии он продаст ее за $500.

Интересно, что Маск не тратил заработанные на какие-либо развлечения или приобретения, свойственные его возрасту.

Вместо этого он начала вкладывать полученные средства в одну фармацевтическую компанию, заметив ее перспективный рост.

Уже вскоре Илон Маск смог выручить от продажи акций солидную сумму. В результате он с братом решает уехать в , несмотря на запрет отца.

Образование

Поселившись у своих родственников, Илон поступает в Королевский университет в Кингстоне. Затем он продолжает обучение в Пенсильванском университете. Его студенческие годы оказались намного веселее, чем школьные.

У Маска появилось множество друзей, с которыми он часто организовывал вечеринки. За такой образ жизни, его чуть не исключили из учебного заведения. Однако ему все-таки удалось его окончить и стать бакалавром по физике и экономике.

Начало карьеры Маска

Первой компанией в карьере Маска и его брата стала «Zip2», основанная в 1996 г. Деньги для стартового капитала они одолжили у своего отца.

«Zip2» занималась разработкой ПО для новостных компаний. Менее чем через 3 года, братья продадут ее за $308 млн.

В результате продажи Илон получил $22 млн., и вложил основную часть средств в новый проект. На оставшиеся деньги он купил спортивный автомобиль «McLaren F1».

Это было только начало успешных начинаний в его биографии.

PayPal

В 2000 г. Илон познакомился с Питером Тилем. Вместе с ним он решает создать электронную денежную систему, которой бы могли пользоваться во всем мире. Вскоре проект был успешно запущен.


Питер Тиль и Илон Маск в компании «PayPal»

Спустя какое-то время перед основателями стал вопрос о том, какой бренд выбрать для развивающегося платежного гиганта: X.com или PayPal.

В результате возник конфликт, так как Илон Маск категорически выступал за бренд X.com. В конечном счете, по решению совета директоров, Маска уволили из компании. При этом некоторые считали такое решение несправедливым, поскольку многие идеи, способствовавшие развитию фирмы, принадлежали именно Илону.

В 2002 г. компания eBay выкупила PayPal за 1,5 млрд $. На этой продаже Маск, имеющий 11,7 % акций, выручил $180 млн. Почти всю эту сумму он вложил в свои проекты SpaceX и Tesla Motors.

SpaceX

С самого детства Илон зачитывался научной фантастикой. Возможно именно по этой причине в 2002 г. он создал крупную компанию «SpaceX», занимавшуюся изготовлением ракет-носителей и космических кораблей.

Через 6 лет NASA заключило договор с SpaceX на сумму, превышающую полтора миллиарда долларов.

В 2016 г. компания Илона заявила, что в скором будущем планирует полететь на . По их расчетам это должно произойти до 2025 г.

Tesla

В 2003 г. в биографии Илона Маска произошли большие события. Он стал идейным вдохновителем и лидером компании «Tesla», а также инвестировал в нее около $70 млн.

Tesla и сегодня продолжает успешно выпускать , работающие на электричестве.

К слову сказать, вы, наверное, догадались, что компания Tesla названа так в честь выдающегося изобретателя и «покорителя электричества» – .

Личная жизнь

Первой супругой Илона Маска была Джастин, с которой он познакомился еще в студенческие годы. Пара поженилась в 2000 г. У них родилось шестеро мальчиков, однако после 8 лет совместной жизни они решили расстаться.

Второй женой в биографии Маска стала актриса Талула Райли. Этот союз просуществовал 6 лет, после чего супруги развелись в 2016 г.

Через год изобретатель женился в третий раз. Его избранницей стала актриса Эмбер Херд. Любопытно заметить, что до этого девушка была замужем за .

В 2018 году Маск появился на публике с канадской певицей Граймс, что стало причиной слухов о его новом романе. Однако достоверных сведений по этому поводу нет.

По собственному признанию Илона Маска, он испытывает проблемы со сном и употребляет снотворное.

По информации газеты «The New York Times» некоторые члены совета директоров компании Tesla выразили свою обеспокоенность по этому поводу.

Курящий Илон Маск

В сентябре 2018 г. Маск посетил шоу американского комика Джо Рогана. Во время беседы Роган предложил ему покурить в прямом эфире смесь из марихуаны и табака.

Основатель Tesla согласился, предварительно спросив у комика, легально ли это.


Илон Маск курит в прямом эфире

Также Маск сказал, что редко курит марихуану, объяснив это тем, что наркотик не оказывает на него воздействия.

После этого эфира, на следующий день, акции Tesla упали на 10%, а курящий Илон Маск стал в интернете настоящим .

Илон Маск сегодня

На сегодняшний день Илон Маск по-прежнему находится в центре внимания. В конце 2016 г. он вошел в состав Президентского форума по стратегии и политике.

Цель данной организации заключается в консультировании президента по вопросам, касающимся создания новых рабочих мест и экономического развития страны.

В том же году Илон Маск основал очередную компанию под названием «Neuralink». Она занимается изучением и изобретением устройств, направленных на лечение .

7 октября 2017 г. Маск помог восстановить электроснабжение в Пуэрто-Рико, пострадавшей после серьезного урагана.

Сегодня, как и раньше, Илон Маск уделяет много свободного времени чтению. Кроме этого ему нравятся экстремальные виды . О нем часто пишут в прессе и показывают по телевидению.

Возможно, в будущем ему удастся еще не раз удивить человечество своими фантастическими изобретениями и личными достижениями.

Фото Илона Маска

Ниже представлены наиболее известные и популярные фото Илона Маска . Также здесь будет фото с его матерью, которая, несмотря на свой солидный возраст, сохраняет удивительную внешность. Все фото Илона Маска взяты из открытых источников.


Илон Маск с отцом (крайний слева) и братом (в центре)


У Илона очень стильная и красивая мама. В свои 68 лет Майе Маск участвует в рекламных кампаниях ведущих брендов как модель и фэшн-икона


Маск в 2013 году в Дублине

Если вам понравилась биография Илона Маска – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Завтра компания SpaceX запустит два спутника, чтобы протестировать интернет для всей планеты. Каким был герой всех последних новостей Илон Маск в детстве и зачем он запускает интернет, ракеты, строит электрокары и собирается колонизировать Марс?

У Илона Маска ничего не получится — так сказал первый человек на Луне Нил Армстронг. Но пока что с именем Маска ассоциируются самые инновационные технологии: крупнейшая система онлайн-платежей, автокомпания, бросившая вызов гигантам индустрии, интернет для всей Земли и даже колонизация Марса.

Предками Илона были швейцарские немцы

Они перебрались в Штаты во время Войны за независимость, а оттуда — в Канаду. В 1950 году родители Маска переехали в ЮАР. Там Илон родился и вырос.

Программированием и бизнесом он начал заниматься еще в детстве

Один из самых успешных бизнесменов современности в детстве был типичным ботаником: очень много читал и неохотно шёл на контакт с ровесниками. К тому же он обладал фотографической памятью как у Шелдона Купера. В школе его не любили, однажды парня избили и сломали нос .

Когда Илону было 10, отец подарил ему компьютер. Мальчик сам научился программированию и уже через два года, в 12 лет, продал за $500 собственноручно написанную компьютерную игру. Позже Маск вложил деньги в акции, а когда продал их, смог себе позволить переезд в Канаду. Там он жил у родственников, пока не поступил в Стенфордский университет. Правда, вскоре бросил учёбу ради бизнеса.

Еще в молодости Маск хотел изменить мир

Во время обучения в колледже он решил, что займётся тем, что сильней всего изменит судьбу человечества. Для грандиозных планов нужны были деньги, и пока Маск запускал свою первую компанию Zip2, он жил в офисе, а в душ ходил на местный стадион. Это позволило сэкономить деньги на аренду жилья и поддержать стартап.

PayPal изменил расчёты в интернете

Компания появилась в результате слияния стартапа Маска X.com и его конкурента Confinity. Фирма появилась в начале нулевых, когда бизнес в интернете был синонимом технологичности, а возможности безналичного расчёта ограничивались банковскими картами.

Хотя у партнёров были разные взгляды на управление и развитие проекта, сотрудничество было настолько продуктивным, что в 2002 году компанию купил eBay. Вырученные деньги Илон Маск направил на подготовку своей главной мечты — полёта на Марс.

Tesla Motors бросает вызов автогигантам

Илон Маск не был основателем компании, но именно он сделал её успешной и известной во всём мире. Маск считает, что мир слишком зависим от углеводородов и стремится избавить человечество от этой зависимости. Компания с самого начала задумывалась как первый серийный производитель электромобилей и альтернатива нефтяной энергетике.

Маск участвовал в разработке первого электромобиля компании Tesla Roadster, а когда оказалось, что из-за просчётов модель окажется вдвое дороже запланированного, расходы на производство и даже уволил основателей компании. Чтобы поддержать компанию финансово, ему пришлось продать свой любимый болид McLaren F1. Вложение сил и средств оказались не напрасными: в 2010 году Tesla провела первое за 50 лет автомобильное IPO в США.

Hyperloop: поезд со скоростью самолёта

Еще один амбициозный проект Маска. Если лететь дорого, а ехать на поезде долго, можно лететь на поезде. Скорость нового вида транспорта на испытаниях уже , что сравнимо с самыми быстрыми поездами на магнитной подушке. В будущем максимальная скорость составит около 1200 км/ч.


Hyperloop представляет собой стоящую на опорах трубу с откачанным воздухом для уменьшения сопротивления. В трубе движется герметичная капсула с людьми внутри. Вся необходимая энергия будет вырабатываться солнечными батареями, установленными вдоль маршрута.

Маск будет использовать в Hyperloop наработки других своих проектов: электронику Tesla, солнечные батареи SolarCity и прочные сплавы SpaceX. Многие решения, которые будут применяться в Hyperloop, уже используются, например, в поездах на магнитной подушке.

Пари по твиттеру: Маск построил гигантский аккумулятор

В прошлом году в Австралии объявили чрезвычайную ситуацию в энергетике из-за дефицита газа и растущих цен на энергоресурсы. Тогда Маск поспорил в твиттере с правительством Австралии, что сможет построить огромную батарею мощностью 100 МВт и стоимостью $390 млн за сто дней, которая сможет накапливать и перенаправлять электроэнергию в случае перебоев питания. Если не вложится в сроки, пообещал он, реализует проект бесплатно.

Аккумулятор сконструировали раньше срока, а в конце декабря 2017 года он прошёл проверку в действии. После аварии на местной ТЭЦ аккумулятор нехватку электричества.

SpaceX: многоразовые ракеты и космический корабль

Маск основал SpaceX в 2002 году. Главная цель компании — сделать полёты в космос дешёвыми настолько, чтобы можно было колонизировать Марс. Для этого компания сконструировала многоразовые ракеты-носители Falcon и космический корабль Dragon. Компания использует компоненты собственной разработки, это позволяет снизить цену и контролировать качество.

Первые три запуска ракет Falcon завершились провалом. Но в апреле 2016 года ракета Falcon 9 впервые приземлилась на плавучую платформу. Это открыло новую эру в космонавтике, потому что дало возможность использовать ракеты повторно.

А 6 февраля этого года успешно приземлились ракеты Falcon Heavy, способные вывести на орбиту (почти втрое больше, чем шаттл).


Это первая ракета высокой грузоподъёмности, способная возвращаться на Землю. Её запуск обходится в $90 млн — в два с половиной раза дешевле, чем запуск шаттла.


Starlink: интернет для всей Земли

Идея обеспечить интернетом всю планету появилась в 2015 году. Маск планирует сперва запустить 800 спутников, которые покроют территорию США, а довести их количество до 4 425, объединив в систему под названием Starlink. Она обеспечит доступ ко всемирной паутине в тех местах, где раньше интернет был недоступен: в отдалённых районах или в горах. При этом система сможет перенаправлять сигнал в районы с большой нагрузкой.

Спутники будут находиться на околоземной орбите, ниже, чем обычные геостационарные спутники. Это нужно для ускорения передачи сигнала: у современных спутниковых провайдеров задержка составляет около 600 миллисекунд, а Маск рассчитывает на 25-35 мс и скорость 1 Гбит/с.

Конечно, бизнесмен делает всё это не из чистого человеколюбия: если проект Starlink удастся, он принесёт компании $30 млрд, это вдвое больше, чем зарабатывает сегодняшний лидер отрасли высокоскоростного интернета Comcast. Часть средств Маск направить на самый масштабный свой проект — колонизацию Марса.

Ради чего это всё: заселяем Марс

В июне 2017 года бизнесмен заявил, что собирается колонизировать Марс. По его мнению, необходимо для того, чтобы обезопасить нас от возможной глобальной катастрофы. То есть бизнесмен решил привычно диверсифицировать риски, но теперь по разным планетам: если с одной что-то случится, на другой люди выживут.

Для этого создадут Межпланетную транспортную систему с кораблями многоразового использования. Сейчас большинство ракет одноразовые. Представь, что для каждой новой поездки пришлось бы покупать новую машину.

Полёт на Марс будет разделён на две фазы: сначала многоразовая ракета-носитель выведет космические корабли на околоземную орбиту. На борту каждого из тысячи кораблей будет около 100 человек. Там они дождутся максимального сближения Земли и Марса, которое случается раз в 26 месяцев, и затем отправятся в полёт. Первый человек может высадиться на Марсе уже в 2024 году, а через 50-100 лет население Красной планеты может достичь 1 миллиона человек.

Чтобы полёт на Марс не превращался в добровольную ссылку, наладят движение и в обратную сторону. Для этого используют марсианские ресурсы: будут производить топливо из метана. Корабли можно будет дозаправлять прямо на орбите. Благодаря этому и многократному использованию стоимость полёта будет в районе .


В его достижения не верили даже коллеги

Когда Тесла начала конкурировать с бензиновыми автомобилями и бросила вызов нефтяной промышленности, представители традиционного автобизнеса заявляли, что электромобили навсегда останутся причудой любителей.

Сегодня крупнейшие автогиганты выпускают электромобили и гибриды, в конце прошлого года их количество в мире перевалило за , а к концу этого превысит 5 млн. Уже сегодня на дорогах Китая и Норвегии треть машин — электрокары.


Астронавт Нил Армстронг выступал против коммерческих космических полётов, а известный астрофизик Нил Деграсс Тайсон , что SpaceX не удастся совершить полёт на Марс, в первую очередь из-за нехватки денег: у Маска необходимых средств нет, а сам полёт не сулит выгоды, ради которой инвесторы были бы заинтересованы вкладывать в проект.

Как бы там ни было, недавний запуск и успешное приземление двух из трёх сверхтяжёлых ракет Falcon Heavy уже изменило представления о стоимости космических полётов, и обвалило заказы на российские ракеты "Протон".

Как ему это удалось?

Маленький Илон с раннего детства бесил родителей сомнениями в любых их словах и доводах, пытаясь докопаться до сути и задавая бесконечные вопросы. Образование физика и экономиста сделало его техноперфекционистом с предпринимательской жилкой.

Маск умеет находить необычные решения проблем и считает, что привычка людей мыслить стандартными шаблонами — главное препятствие на пути инноваций. Когда для выравнивания ракеты понадобился теодолит, он купил подержанный в интернете и сэкономил $25 тыс. А идея построить свои ракеты у него появилась, когда оказалось, что доставлять грузы на Марс уже существующими космическими кораблями очень дорого.

Рецепт успеха Илона Маска настолько же просто определить, насколько трудно ему следовать. Хорошее образование. Умение задавать правильные вопросы. Дотошность и нестандартный взгляд на мир. Способность идти напролом, несмотря на критику. И самое главное — большая мечта, которая стала целью.