Благове́щение Пресвятой Богородицы. Богослужебные указания


Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Л е́ ствичника. Глас 7-й.

Перенесение мощей свт. Ники́фора, патриарха Константинопольского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.

Примечание. Служба свт. Ники́фора, патриарха Константинопольского, переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 12 марта).

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 7, и Триоди (прп. Иоанна), глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди (прп. Иоанна), глас 5-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу стихиры храма, от стиховных.

На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – Триоди (прп. Иоанна), глас 2-й: «На земли́ а́нгела…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О чудесе́ но́ваго…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (прп. Иоанна), глас 1-й: «Пусты́нный жи́тель…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди – 1-й (о впадшем в руки разбойников) на 4 и 2-й (прп. Иоанна) на 4.

Примечание. «Кано́ны: воскре́сный с Богоро́дичным на 6: и Трио́ди на 4, глас 5-й: и свята́го на 4, глас 8-й» (Типикон, гл. 49, «Неде́ля 4-я святы́х посто́в»). Данное предписание Устава может быть истолковано как указание на пение трех канонов: воскресного со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы единожды), Триоди – 1-го (о впадшем в руки разбойников) на 4 и 2-го (прп. Иоанна) на 4. (Ср.: Типикон, гл. 49, «В Неде́лю 5-ю святы́х посто́в».)

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос Триоди (прп. Иоанна), глас 4-й; седален Триоди, глас 5-й: «Пречи́стый Крест Твой…». «Слава» – седален Триоди (прп. Иоанна), глас 4-й: «Доброде́тельми к Небеси́…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На престо́ле…».

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен Триоди (прп. Иоанна): «Ми́ра благостра́стия…», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Госпо́дственно Богоро́дицу…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 7-й – 8; затем стих: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́», и самогласен Триоди, глас 1-й: «Прииди́те, де́лаим…». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 7-я.

На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (прп. Иоанна). Кондак Триоди (прп. Иоанна).

На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (прп. Иоанна). Кондак воскресный.

Литургия свт. Василия Великого.

На проскомидии заготовляются три Агнца – для среды, четверга и пятницы.

Блаженны гласа – 8.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Триоди (прп. Иоанна). «Слава» – кондак Триоди (прп. Иоанна), «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Иоанна); кондак воскресный. «Слава» – кондак Триоди (прп. Иоанна), «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Иоанна); кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (прп. Иоанна), «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и прп. Иоанна.

Апостол и Евангелие – Недели 4-й Великого поста и прп. Иоанна.

Вместо «Достойно есть» – «О Тебе радуется…».

Примечание. «На трапе́зе учрежда́емся, я́коже предызъяви́ся в мимоше́дших Неде́лях» (Типикон, гл. 49, «Неде́ля 4-я святы́х посто́в»).

По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко на́шего воскресе́ния…».

118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

Удобство использования Богослужебных указаний издаваемых на каждый год Московской Патриархией неоспоримо и не подлежит сомнению. Для тех, кто имеет самые общие познания об Уставе богослужения - они просто незаменимы, по ним большинство регентов и уставщиков и учат Устав; для тех же, кто хорошо знает Устав - Богослужебные указания просто здорово экономят время.

Помнится как в конце 90-х годов, когда я уже работала регентом, а Богослужебные указания на каждый год еще не издавались (если не ошибаюсь, то первые Богослужебные указания мы купили на 2002 год), мне приходилось долго готовить каждую службу разбирая Устав с помощью таблиц В. Розанова (). Но этой книги у меня тогда не было, а были отдельно изданные на её основе таблицы, книжечка такая формата А3. Пользоваться ею во время богослужения было очень не удобно. Поэтому я для каждой службы делала черновичок на листке бумаге. Кроме того, были у меня Богослужебные указания на 1953 год, подаренные одним священником. Глядя на них я мечтала о том, как бы было хорошо если бы и сейчас издавали такие Богослужебные указания.

Прошло всего лишь несколько лет и моя мечта сбылась. Сейчас уже никто не мечтает о том, чтобы издавались Богослужебные указания, так как они издаются каждый год и все приходы, как правило, не задумываясь покупают несколько указателей на приход (в алтарь и на клиросы, а если есть возможность, то еще и священнику, и регенту домой). Но всё же есть и бедные приходы, которые могут позволить себе купить только один экземпляр Богослужебных указаний на весь приход. А ведь так хочется иметь Богослужебные указания всегда под рукой и на приходе, и дома.

У каждого священника и многих регентов бывают ситуации, когда служить не планировал, но вдруг пригласили на какое-то богослужение или нужно заменить кого-то, возможно на другом приходе, и нужно подготовить богослужение дома. Наверное именно с этой целью Богослужебные указания размещаются в Интернете.

Для вашего же удобства я в шапке сайта сделала ссылки на Богослужебные указания и на православный календарь. Однако, учитывая тот факт, что не все регенты являются достаточно продвинутыми пользователями персональных компьютеров, я решила в этой статье рассказать как удобнее и быстрее пользоваться Богослужебными указаниями.

Точно также пользуемся православным календарем. Нажимая на ссылку в шапке сайта, попадаем на страницу . Здесь нажимаем на ссылку сегодня. В строке браузера прописывается адрес страницы:

В настоящее время Богослужебные указания на 2019 год еще не опубликованы на сайте Патриархии. А вот на сайте издательства Московской Патриархии РПЦ уже опубликованы (до конца года). Сразу по ссылке открывается православный календарь, а внизу страницы ссылка на Богослужебные указания. Здесь открыть нужный день немного сложнее. Ссылка имеет вид , где =10 означает 10 января (н. ст.). Таким образом, если вам необходимо просмотреть указания например на 13 мая, то нужно адрес ссылки http://calendar.rop.ru/?idd=10 изменить на http://calendar.rop.ru/?idd=133 , так как 13 мая – это 133-й день года (31+28+31+30+13). Также опубликованы на сайте Азбука веры». Скачать к себе православный календарь на 2019 год можно , а богослужебные указания на 2019 год здесь и .

Если же вы являетесь обладателем смартфона, то у вас есть возможность иметь «Православный календарь» и «Богослужебные указания» всегда под рукой. Скачать приложения для Android Apps вы можете по ссылкам: « » и « ». Лично мне больше всего понравился Православный календарь с житиями святых. Скачала его , а через время обнаружила, что в нем есть всё: и Молитвослов, и Акафистник, и Канонник, и Псалтирь, и Библия, и Справочник терминов. И всё это богатство весит всего лишь 40,8 Мб. Я в восторге! Рекомендую всем. Осталось только найти время читать это всё.

Также есть возможность использовать приложения для Андроид на ПК, но для этого нужно эмулятор Андроид. Некоторые из них предложены . С помощью поисковых систем можно найти и другие.

Для жителей Украины Богослужебные указания, издаваемые Украинской Православной Церковью мне найти не удалось. Если кому-то попадутся – поделитесь, пожалуйста, ссылкой. Богослужебные указания прошлых лет были находятся

Для тех же, кто совсем плохо разбирается в Уставе, даже пользуясь Богослужебными указаниями, предлагаю два варианта: один быстрый, другой медленный, но основательный.

  1. Сайт «Регент за год» предлагает « » (это как раз на тот случай, если вообще ничего не знаешь, в какой книге что искать, просто берешь скачиваешь и служишь). Кстати, к этому варианту стоит присмотреться тем регентам, кому приходится оставлять вместо себя ничего незнающую замену, а такие случаи, наверное, хоть однажды, но бывают у всех.
  2. Переходите в раздел «Обучение» и изучайте « ». Это действительно нужно всем регентам, особенно тем, кто не учился на регентских курсах и не изучал этот интереснейший предмет.

Если Вы заметили ошибку или неработающую ссылку - не поленитесь сообщить. Для этого достаточно выделить ошибку и нажать «Ctrl» + «Enter».

* дата в скобках - по новому стилю

Историко-экзегетическое содержание праздника.

Во время земной жизни Господа Иисуса слава Его чудес достигла до г. Едесы, за рекой Евфратом. Князь этого города, именем Авгарь, страдавший проказой, послал к Спасителю некоего живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа придти к нему и исцелить его. В то же время Авгарь поручил Анании снять изображение Христа. Господь обещал послать к князю одного из учеников Своих, все же усилия Анании написать образ Христа оставались тщетными. Тогда Господь отер лице Свое полотенцем, и на нем чудесно отпечатлелся Его Божественный лик. Авгарь с благоговением принял Нерукотворенный образ Христа и тотчас исцелился от проказы. В царствование Константина Багрянородного, в 944 г., образ сей был принесен в Царьград 16 авг., в каковой день и установили ему празднество.

(В отличие от праздников 1 и 6 августа, этот праздник народ называет Спасом третьим; в некоторых местах его называют “Спасом на холсте.”)

Есть предание, что во время завоевания Византии крестоносцами образ сей был похищен одним венецианским дожем и отправлен был им в Венецию, но корабль, на котором везли его, потонул в волнах Мраморного моря.

Молитвословия дня

Образу Спаса Нерукотворенному.

Тропарь, гл. 2.

Пречистому Твоему образу покланяемся Благий, просяще прощения прегрешений наших Христе Боже: волею бо благоволил еси, плотию взыти на крест, да избавиши яже создал еси, от работы вражия; тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, гл. 2.

Неизреченного и божественного Твоего к человеком смотрения, неописанное Слово Отчее, и образ неписанный, и богописанный победителен, ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.

Величание.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистого Лица Твоего преславное воображение.

Иное величание.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим образ Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Псалом избранный (тот же, что и на Преображение): Велий Господи и хвален зело (Мес. Мин., 16 авг;).

В Круге цер. песноп. обыч. напева Москов. еп. на 16 авг. указано второе величание. В издан. Киево-Печерской Лаврой в 1742 г. Часослове на 16 августа находится такое величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистаго зрака Твоего неписанное изображение.

Апостол и Евангелие см. ниже.

Богослужебные указания

Если храм Нерукотворенного Образа, или восхощет настоятель, творим бдение.

Паремия . Втор. 4:1, 6-7, 9-15.

2) Втор. 5, 1-7, 9-10, 23-26, 28; 6:1, 2, 4, 5, 13, 18.

3) 3 Цар. 8:22-23, 27-30.

Утреннее Евангелие и на литургии : Лук. 9:51-56; 10:22-24; 48 зач.

Апостол : Кол. 1:12-18; 250 зач.; или 2 Кор. 3:4-11; 173 зач.

Маркова глава в Типиконе и Минее.

Если случится попразднство Успения Богородицы и Нерукотворенного Обреза в

воскресенье, кроме храма.

Если случится попразднство Успения Пресвятыя Богородицы в воскресенье, кроме праздника Нерукотворенного Образа.

Если случится попразднство Успения в субботу.

Примечания

(На этой и других иконах Спасителя в венце обыкновенно помещаются славянские буквы: О, ώ, N, вместо греческих: δ (указатель мужеского рода) ω и ν (ων - причастие от είμί), и означают: “сый,” “сущий,” “вечный.” - “Он Сущий”)

С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Благовещения, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 9-я, 10-я и 11-я. По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 4-й: «Жениха́, бра́тие…» (см. по 1-м стихословии). «Слава, и ныне» – ин седален Триоди, глас тот же: «Сове́т, Спа́се, беззако́нный…» (см. по 2-м стихословии). По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Иу́да ра́зумом сребролю́бствует…» (см. по 3-м стихословии). «Слава, и ныне» – тот же седален. По 3-м стихословии – малая ектения, возглас: «Яко Твоя́ держа́ва…», или: «Яко Благ и Человеколю́бец…». Седален Благовещения, глас 1-й: «Вели́кий воево́да…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас 3-й: «Днесь вся тварь ра́дуется…» (см. по 3-м стихословии).
Полиелей . Величание Благовещения: «Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю», и избра́нный псалом. Ектения малая, возглас: «Яко благослови́ся И́мя Твое́…». Седален Благовещения по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Благовещения, глас 4-й: «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего»; стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви, вся земля́». Евангелие Благовещения – Лк., зач. 44. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…», «И ныне» – тот же стих. Стихира Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».

1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я ­песни – канон Благовещения со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Катавасия – Благовещения (ирмосы праздничного канона).

8-я и 9-я песни – канон Благовещения со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и двупеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й, на 8. Катавасия – ирмос двупеснца.

Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216. Библейские песни не стихословятся в течение Страстной и Светлой седмиц. Припев к тропарям канона праздника Благовещения – «Пресвята́́я Богоро́́дице, спаси́́ нас»; к тропарям двупеснца – припев: «Сла́́ва Тебе́́, Бо́́же наш, сла́́ва Тебе́́»5; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава» (в 8-й песни – «Благослови́́м Отца́́, и Сы́́на, и Свята́́го Ду́́ха, Го́́спода»), к последнему – «И ныне».

По 3-й песни – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе́, конца́ помы́сливши…», и икос, глас тот же: «Что уныва́еши, душе́ моя́…»; седален Благовещения, глас 8-й: «Сло́во Бо́жие…». «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть…».

По 6-й песни – кондак и икос Благовещения, глас 8-й.

На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника Благовещения: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву»6. К тропарям двупеснца припев: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́»7. В конце 9-й песни: ирмос двупеснца Триоди; припев праздника Благовещения: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию…», и ирмос канона Благовещения: «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту…».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Светилен Благовещения: «А́нгельских сил Архистрати́г…». «Слава» – ексапостиларий Триоди: «Черто́г Твой…», «И ныне» – ин светилен Благовещения: «Е́же от ве́ка днесь…».

«Всякое дыхание…»8 и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Благовещения, глас 1-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Душе́вною ле́ностию…» (см. 2-ю стихиру на хвалитех), «И ныне» – Благовещения, глас тот же: «Е́же от ве́ка та́инство…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры из Триоди (с обычными дневными припевами, см. Часослов), но в следующем порядке9 – стихира Триоди, глас 1-й: «Во све́тлостех святы́х Твои́х…» (см. 1-ю стихиру на хвалитех); стих: «Испо́лнихомся зау́тра ми́лости Твоея́, Го́споди, / и возра́довахомся, и возвесели́хомся», и стихира Триоди, глас 4-й: «Скры́вшаго тала́нт…» (см. славник на хвалитех); стих: «Во вся дни на́ша возвесели́хомся, за дни в ня́же смири́л ны еси, / ле́та в ня́же ви́дехом зла́я», и стихира Триоди, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (см. 1-ю стихиру на стиховне утрени); стих: «И при́зри на рабы́ Твоя́, и на дела́ Твоя́, / и наста́ви сы́ны их», и стихира Триоди, глас тот же: «Женише́, добро́тою кра́сный па́че всех челове́к…» (см. 3-ю стихиру на стиховне утрени); стих: «И бу́ди све́тлость Го́спода Бо́га на́шего на нас, и дела́ рук на́ших испра́ви на нас, / и де́ло рук на́ших испра́ви», и стихира Триоди, глас 7-й: «Се тебе́ тала́нт…» (см. славник стихир на стиховне утрени). «Слава» – Благовещения, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́…» (см. славник стихир на стиховне утрени), «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Егда́ прии́деши во сла́ве…» (см. 2-ю стихиру на стиховне утрени).

«Благо есть…» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь Благовещения, глас 4-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́́н…». Молитва: «Небесный Царю́́…» [или: «Утверди́́, Боже…»]10, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

На 1-м часе – кафизмы нет. Тропарь Благовещения. Стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви…» и «Да испо́лнятся уста́ моя́…» – читаются11. По «Отче наш…» – кондак Триоди: «Час, душе́…». После возгласа: «Боже, уще́дри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воево́де…». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…», и многолетны.

Примечание. «При часе́́ же 3-м дне твори́́м лити́́ю вне монастыря́́. И возвра́́щшеся пое́́м часы́́ с кафи́́змами; и чте́́тся Тетроева́́нгелие» (Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава).

На 3-м часе12 – кафизма 12-я. Тропарь Благовещения. По «Отче наш…» – кондак Благовещения. На 6-м часе – кафизма 13-я. Тропарь Благовещения. Паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю). По «Отче наш…» – кондак Триоди: «Час, душе́…». На 9-м часе – кафизмы нет. Тропарь Благовещения. По «Отче наш…» – кондак Благовещения. На часах (3-м, 6-м и 9-м) читается Четвероевангелие (см. 24 марта, в Великий Понедельник). На всех часах – конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

На изобразительных «Во Царствии Твоем…»13 и прочее читается «скоро» (без пения и без поклонов). Конечные молитвословия изобразительных следующие14: «Осла́би, оста́ви…»; по «Отче наш» – кондак Благовещения15; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…», возглас: «Боже, уще́дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами), молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…». (Возможно произнесение малого обычного отпуста.) Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Примечание. «Блаже́́нны ско́́ро, без пе́́ния; и Помяни́́ нас, Го́́споди…, и про́́чее, я́́коже предписа́́ся. По О́́тче наш, конда́́к пра́́здника; Ѓо́́споди, поми́́луй (40). Сла́́ва, и ны́́не: Честне́́йшую… и покло́́ны 3 вели́́кия; и а́́бие глаго́́лем: Прииди́́те, поклони́́мся… три́́жды; и пое́́м вече́́рню без кафи́́змы, и без покло́́нов» (Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 614), при совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с Великим Вторником отпуст на изобразительных не произносится: после молитвы Всесвятая Троице… начинается (возгласом: Благословено Царство…) вечерня с Литургией свт. Иоанна Златоуста. Старопечатные Уставы указывают отпуст на изобразительных (Устав. М., 1610. Л. 133; Устав. М., 1641. Л. 569). Прот. К. Никольский (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 349) полагает, что в Типиконе в последовании Благовещения в Страстные Понедельник и Вторник не упомянуто об отпусте изобразительных и о возгласе вечерни с Литургией, потому что необходимость произнесения отпуста и возгласа ясна на основании указаний других последований Типикона. Учитывая вышеизложенное, а также указания старопечатных книг и определенную схематичность 13-й Марковой главы Типикона под 26 марта в описании окончания изобразительных и начала вечерни с Литургией свт. Иоанна Златоуста, можно считать наиболее предпочтительным вариантом традиционное завершение изобразительных отпустом16.

Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста) совершается «без кафи́змы, и без покло́нов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство…», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Прииди́те, поклони́мся» (трижды) и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 1-й, глас 2-й, глас 4-й и глас 6-й – 5; и Благовещения, глас 4-й – 5 (см. в Минее 25 марта на вечерне в сам день праздника вечером; первые две стихиры – дважды)17. «Слава» – Триоди, глас 7-й: «Се тебе́ тала́нт…», «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «По́слан бысть…».

Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. На проскомидии заготовляется один Агнец – для Великой Среды18.

Вход с Евангелием19. «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 6-й: «Воскресни́, Го́споди, в поко́й Твой, Ты и киво́т святы́ни Твоея́», стих: «Помяни́, Го́споди, Дави́да и всю кро́тость его»; и 1-я паримия Триоди (Исхода); 2-й прокимен Триоди, глас 4-й: «Се что добро́, или́ что красно́, но е́же жи́ти бра́тии вку́пе», стих: «Яко ми́ро на главе́, сходя́щее на браду́, браду́ Ааро́ню»; и 2-я паримия Триоди (Иова). Затем – чтение двух паримий Благовещения (1-я – Исхода чтение: «Вни́де Моисе́й…»; 2-я – Притчей чтение: «Госпо́дь созда́ мя…»; с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»)20. Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш…»21. Поется Трисвятое, и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Прокимен, Апостол, аллилуиарий и причастен – Благовещения.

Евангелие – Благовещения (Лк., зач. 3-е) и дня (Мф., зач. 102-е: «О дни и часе́ прише́ствия Сы́на Челове́ческаго никто́же весть…»).

Задостойник Благовещения – припев: «Благовеству́й, земле́…», и ирмос: «Яко одушевле́нному…».

Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…».

Примечание. «На трапе́́зе разреша́́ем на еле́́й и вино́́ то́́чию» (Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава).

Повечерие малое (во вторник вечером).

Примечание. «Повече́́рие пое́́м ма́́лое в притво́́ре поско́́ру, без покло́́нов и кано́́на, то́́чию на Сла́́ва в вы́́шних… 3 покло́́ны, и по Трисвято́́м 3 покло́́ны, и по Честне́́йшую… 3 вели́́кия покло́́ны с моли́́твою: Ѓо́́споди и Влады́́ко… и про́́чия 12-ть, и на после́́днем Трисвято́́м 3 покло́́ны, и отпу́́ст» (26 марта, 3-е «зри»). «Повече́́рие же пое́́м ма́́лое без покло́́нов: пое́́м же и трипе́́снец на нем кир Андре́́я Кри́́тскаго» (Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава).

После Символа веры («Верую во Единаго Бога…») – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 2-й (песни 3-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца.

По 3-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 1-й: «Се лука́вый сове́т…».

Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви…».

Примечание. Поскольку в текущем году трипеснец прп. Андрея Критского (глас 8-й; песни 2-я, 8-я и 9-я), положенный на повечерии в Великий Понедельник вечером, ввиду Благовещенского бдения, не был исполнен в свое время, его можно перенести на повечерие в Великий Вторник вечером и соединить с трипеснцем данного дня следующим образом22. Песнь 2-я – ирмос трипеснца понедельника вечера: «Вонми́́, Не́́бо…» (дважды); тропари, «коли́́ко их есть»; катавасия – 2-й ирмос трипеснца23: «Ви́́дите, ви́́дите…». Песнь 3-я – ирмос трипеснца вторника вечера: «Непло́́дствовавший мой ум…» (дважды); тропари, «коли́́ко их есть»; катавасия – тот же ирмос трипеснца. По 3-й песни – «Господи, помилуй» (трижды); седален, глас 2-й: «Милосе́́рдием дви́́жимь, Христе́́…» (см. в трипеснце в понедельник вечера), «Слава, и ныне» – седален, глас 1-й: «Се лука́́вый сове́́т…» (см. в трипеснце во вторник вечера). Песнь 8-я – ирмос трипеснца понедельника вечера: «А́́нгели и Небеса́́…» (дважды); тропари трипеснца понедельника вечера, «коли́́ко их есть» [к Троичну – припев: Пресвята́́я Тро́́ице, Бо́́же наш, сла́́ва Тебе́́; к Богородичну – припев: Пресвята́́я Богоро́́дице, спаси́́ нас]; тропари трипеснца вторника вечера, «коли́́ко их есть»; катавасия – ирмос трипеснца вторника вечера: «В купине́́ Моисе́́ю…» [перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́́лим, благослови́́м, покланя́́емся Го́́сподеви…»]. Песнь 9-я поется аналогично 8-й песни.

По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и по Трисвятом – кондак Триоди, глас 4-й: «Па́че блудни́цы…» (см. на утрене Великой Среды).

Молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (окончание малого повечерия см. 9 февраля; ср. 24 марта).

1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов.

3 Стихира Благовещения, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́…», на литии опускается и поется на стиховне утрени (ср.: Типикон, 25 марта; 13-я Маркова глава под 26 марта).

4 Евангельское чтение утрени Великого Вторника опускается (ср.: Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава).

5 Ср.: Типикон, 25 марта; гл. 49, «Во Святы́й и Вели́кий Понеде́льник на у́трени»; 26 марта, 12-я Маркова глава.

6 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

7 Ср.: Типикон, 25 марта; гл. 49, «Во Святы́й и Вели́кий Понеде́льник на у́трени»; 26 марта, 12-я Маркова глава.

8 Пение «Всякое дыхание…» перед хвалитными псалмами при чтении на утрене вседневного славословия является особенностью богослужения праздника Благовещения. Ср.: Типикон, 25 марта; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 613.

9 О пении стиховных стихир утрени см. Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава, 12-я Маркова глава; ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 98.

10 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

11 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.

12 Перед началом часов священнослужители, по традиции, совершают входные молитвы, облачаются и начинают проскомидию.

13 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем…».

14 О чтении Символа веры на изобразительных Типикон умалчивает, однако старопечатные Уставы в последовании изобразительных в праздник Благовещения назначают на «И ныне» – «Верую во Единаго Бога…» (см.: Устав. М., 1610. Л. 631 об.; Устав. М., 1634. Л. 64; Устав. М., 1641. Л. 550 об.; ср. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 601).

15 При совпадении Благовещения с Великим Понедельником на изобразительных читается кондак дня (Великого Понедельника), Слава, и ныне – кондак Благовещения (ср.: Типикон, 26 марта, 12-я Маркова глава).

16 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 99.

17 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 189. Стихиры Архангела, глас 1-й, не поются.

18 Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 458–459.

19 Если служат два диакона, то младший идет первым с кадилом, затем старший диакон с Евангелием.

20 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 176.

21 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш…» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя…». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя…» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже…». (См.: Определения Священного Синода <о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя…»>, заседание 17 июля 1997 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)

22 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 100.

23 Вторая песнь имеет два ирмоса, на катавасию поется второй ирмос. Ср. с пением 3-й песни Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы поста. См. также: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 90–91.


Comentariile sunt dezactivate pentru acest articol.

Богослужебные указания за 2 июня 2017 года Пятница 7-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Вознесения Господня. Обре́тение мощей свт. Алекси́я, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Мч. Фалале́я. Блгв. кн. Довмо́нта, во Святом Крещении Тимофе́я, Псковского. При совершении службы отдания Вознесения в соединении с полиелейной службой в честь обре́тения мощей свт. Алекси́я следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «А́ще ли случи́тся Обре́тение главы́ Предте́чевы в пято́к 7-я неде́ли по Па́сце, во отда́ние Вознесе́ния Христо́ва...». Примечание. Рядовая служба Минеи (мч. Фалале́я) переносится на повечерие. Календарные заметки: При совершении службы отдания Вознесения в соединении с полиелейной службой в честь обретения мощей свт. Алексия следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы… во отдание Вознесения Христова…». Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9. Лит. – Деян., 50 зач., XXVII, 1–44. Ин., 57 зач., XVII, 18–26. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Лк., 24 зач., VI, 17–23. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 6-й – 6 (см. в самый день праздника; первая стихира – дважды), и святителя, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Прииди́те, Росси́йстии собо́ри…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Недр Оте́ческих…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Неиздае́ма есть благода́ть…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Взы́де Бог в воскликнове́нии…». По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Отпуст: «Иже во славе...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Полиелей. Величание святителя и избра́нный псалом. Седальны святителя по 1-м и 2-м стихословии (глас 8-й: «Наста́ светоно́сный день…», и глас 4-й: «Прииди́те, торжеству́ем…»). «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Пропове́дует, о́тче…», «И ныне» – седален праздника по полиелее, глас 5-й: «Соше́дый с Небесе́...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу́). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 8-й: «Всяк язы́к да подви́жится…». Каноны: праздника Вознесения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4 и праздника Вознесения 2-й на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Пятидесятницы: «Боже́ственным покрове́н…». По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й; седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на о́блаки...». По 6-й песни – кондак и икос праздника Вознесения, глас 6-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Первый припев: «Велича́й, душе́ моя, возне́сшагося от земли́ на Не́бо, Христа́ Жизнода́вца»75. К тропарям канона святителя – припев: «Святи́телю о́тче Алекси́е, моли́ Бо́га о нас»76. (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и святителя, глас 8-й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «На Не́бо веду́щий путь…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Роди́лся еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Отпуст: «Иже во славе...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника, песнь 9-я – 4 (обоих канонов, 1-го канона – со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4. На входе – «…вознесы́йся во славе…». По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя. Апостол и Евангелие – дня и святителя. Задостойник Вознесения. Отпуст: «Иже во славе...». 75 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон. 76 Ср.: Типикон, 8 мая, 6-я Маркова глава.