Биография. Для всех и обо всем

Про египетские пирамиды конечно слышали все.Ну соответственно про Хеопса с его пирамидой тоже. И еще про Имхотепа. Не все даже помнят кто он, но имя слышали очень многие.

Имхотеп (Пришедший в мир) - в первую очередь не коварный жрец из фильма Мумия (хотя о его коварстве история умалчивает) , а выдающийся египетский зодчий, он же визирь, он же верховный сановник второго фараона III династии Древнего царства Джосера (2630-2611 до н.э.), он же верховный жрец Ра в Гелиополе. Не при жизни, а позже Имхотеп был обожествлён и почитался как бог врачевания.

Официально Имхотеп считается первым архитектором и учёным, известным в истории мира

Древнеегипетский история Манефон описывал как при правлении фараона Джосера третьей династии жил на свете Имутес (Имхотеп), который за свои медицинские навыки среди соплеменников имел репутацию Асклепиуса (греческого бога медицины), а также изобрел искусство строительства из тёсаного камня.

Существование Имхотепа было подтверждено научно после того, как на ступенчатой пирамиде в Саккаре были проведены раскопки, где были обнаружены фрагменты статуи фараона Джосера. Вот на ней, точнее на пьедестале, рядом с именем фараона Джосера написана следующая надпись: » Имхотеп — хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца, наследник Бога, главный жрец Гелиополя, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз».

Имхотеп и пирамиды Египта

Именно Имхотеп разработал конструкцию первой ступенчатой пирамиды в Саккаре близ Мемфиса с комплексом архитектурных сооружений вокруг. Имхотеп считается изобретателем пирамидальной архитектурной формы, основными конструктивными элементами которой стали:

  • каменная мастаба (прямоугольная усыпальница) фараона
  • три мастабы размером поменьше, надстроенные над первой (именно они превратили мастабу в четырёхступенчатую пирамиду, в дальнейшем количество ступеней увеличили до 6, в результате чего она достигла в высоту 61 м).

Таким образом, Имхотеп считается основоположником архитектурной традиции всего Древнего царства, строившейся на использовании пирамидальной формы в проектировании царских захоронений.

Имхотеп в медицине

Другая заслуга Имхотепа пред Египетским народом — медицина. Так к примеру ему приписывают авторство папируса Эдвина Смита (хотя причем тут Смит) - фундаментального медицинского исследования, которое, хоть и относится к 1700-1550 до н. э., но основано на материалах, известных с Древнего или даже Раннего царства. В этом древнем документе впервые описываются реальные причины различных болезней.

Авторитет Имхотепа в последующей истории Египта был столь велик, что он считался величайшим мудрецом, обладавшим волшебной силой. Его фактически возвели в полубогу, упоминания о чем встречаются спустя лет сто его смерти. И вообще многие современные исследователи сомневаются в том, что дата его смерти известна, и тем более место захоронения. Может он просто улетел на звезды, он же полубог.

Культ Имхотепа

В греко-римский период Культ Имхотепа достиг своего апогея, храмы, построенные им в Мемфисе и Филэ на Ниле, были заполнены толпами жаждущих исцеления.

Что же касается египетской мифологии, то в ней Имхотеп считался сыном мемфисского бога-творца Птаха (и чаще всего, богини-львицы Сехмет). Он представляется как юноша, сидящийо с развернутым папирусом. Иногда он также выступал в роли бога воздуха Шу, отделяющего небо (богиня Нут) от земли (бог Геб). То есть Имхотеп таким образом предотвращал наступление хаоса.

Короче запутаешься с этими египетскими богами. Язычники они было по нашему говоря, богов было много и за особые заслуги можно было быть к таковым причисленным. Что и случилось с Имхотепом.

Понравилось, НАЖМИ Лайк!


Кто такой Имхотеп, скажет каждый: это красивый, страшный и лысый бессмертный египетский колдун, который вытягивает из людей жизненную силу. Кто пообразованнее, уточнит, что «Мумия» – ремейк одноименного фильма, где Имхотепа играл «король ужасов» Борис Карлофф. Это, пожалуй, самая ироническая, ничтожная и смешная почесть, которой удостоился этот великий человек за тысячелетия. Подлинный Имхотеп если чем и похож на свою кинематографическую пародию, так только бритой налысо головой. Его роль в нашем мире намного больше: если у цивилизации нашей планеты может найтись один человек, имеющий право именоваться ее основателем – это он, Имхотеп.

У многих народов были мифы о культурных героях (основателях их цивилизаций) и о богах и полубогах, давших людям знание. Интересно, что до всех этих мифов, древних и новейших – о Прометее, укравшем огонь; об Одине, повесившемся на Мировом дереве, чтобы добыть руны; о кузнеце Ильмаринене и о Гайавате, – был совершенно реальный человек, давший имя первому из мифов творения. Имхотеп, визирь и главный строитель фараона Джосера (и, видимо, его брат или племянник), прошел обратный путь: от простого человека к легендарному мудрецу, от мудреца к полубогу, от полубога к богу, и его культ жил и процветал в Египте в общей сложности около трех тысячелетий – на пятьсот лет больше буддизма, на тысячу лет больше христианства и на полторы тысячи больше ислама.

Мы не так много знаем об Имхотепе достоверно. Египтяне Древнего царства (2686–2181 гг. до н.э.), хоть уже и создали письменность, текстов почти не создавали. Но об Имхотепе говорят две прижизненные надписи: одна на постаменте статуи фараона Джосера (Каирский музей – JE 49889), где перечисляются все его титулы, и другая – граффити на стене незавершенной пирамиды наследника Джосера Сехемхета. Этого более чем достаточно, чтобы быть уверенным в том, что Имхотеп – не миф, а реальный человек, что он действительно жил примерно в 2650–2600-х годах до н.э. и что уже при жизни он был велик настолько, что его имя высекали на статуях царя и писали на стенах простые люди – никто из других древних египтян его эпохи такой чести и славы не удостоился.

Здесь нужно сразу уточнить: такие слова, как «визирь» и «фараон», моложе Имхотепа на несколько тысячелетий. «Фараон» («пер-о» – «великий дом») буквально означает «правительство» и применялось к египетскому монарху в Новое царство (примерно с 1000 года до н.э.). В Древнем царстве царя окружающие могли именовать «несу-бити» (царь Верхнего и Нижнего Египта), «небти» (Любимец двух богинь), «Золотой Гор», «Сын Ра», а Джосер чаще именовался Нечерихетом – Божественное тело. Термин «фараон» прилип к трем тысячелетиям египетской истории благодаря греческому историку Геродоту, который внедрил этот эллинизированный термин в свою многотомную «Историю». Слово «Египет» тоже греческое («айгюптос» – так греки передали в своем языке название города Хикупта, «дом бога Птаха», более известного нам опять-таки по греческому имени Мемфис). Египтяне называли свою страну Кемт – «черная земля», по цвету полосы плодородной почвы вдоль Нила. Верховный помощник «небти» на все виды занятий именовался в Египте «чати». «Визирь» – это термин от арабского «вазир» («помощник»), хотя в персидском есть аналогичное слово «васира» – «судья», «миротворец». В терминах египтологии много тысячелетней путаницы, хотя последняя расшифровка неожиданно подходит к Имхотепу, чье имя расшифровывается как «И-м-хтеп» – «Я принес вам мир». Это имя как нельзя лучше описывает Имхотепа, который вошел в нашу память не победами над врагами, а самыми мирными делами, какие можно выдумать, – как первый в мире архитектор, медик и математик.

Главное достижение Имхотепа стоит и по сей день – это знаменитая Ступенчатая пирамида Джосера. Имхотеп не выдумал письменность и счет – эти искусства уже появились за несколько сотен лет до него. Имхотеп не выдумал строительство домов и строительство из камня – и это уже было до него, царей предыдущих поколений хоронили в каменных прямоугольных строениях (мастабах). Но именно Имхотеп начал возводить здания не вширь, а ввысь. Интеллектуальный прорыв, совершенный им, состоял в том, что он поставил одно здание на крышу другого.

Представьте себе образ мысли современника Имхотепа: что есть идея здания? Здание – это фундамент, на нем стены с дверью и окнами, на стенах крыша. И все. И вдруг некто говорит: «Мы поставим здание на здание!» Что? Все знают, что крыша здания – его абсолютный верх, это не менялось десять тысяч лет с того дня, как были изобретены первые здания (ну, пять тысяч лет точно, первые достоверно известные дома археологи нашли в библейском Иерихоне, они построены примерно 8350 лет до н.э., и все они – одноэтажные). А Имхотеп сделал это не один, а шесть раз. Пирамида Джосера – шесть мастаб, стоящих одна на другой. Можете себе представить, насколько фантастической для своего времени была эта постройка, причем единственная в своем роде.

Зачем египтяне строили пирамиды, нам до сих пор достоверно неизвестно. Версий много. По одной, климат Египта требовал от земледельцев работать на земле только два сезона из трех, остальное время они могли бездельничать, и протоегиптяне тратили это время на набеги, грабежи и прочие антиобщественные занятия. Создатели единого государства вызывали общинников каждый год на стройки, чтобы отвлечь их от войн (изложение этой версии см.: Cottrell, Leonard. The mountains of Pharaoh. New York, Rinehart, 1956). По другой – пирамиды были важной частью культа царя как «земного солнца», символизируя то ли лучи солнца, падающие с неба, то ли первобытную кучу глины, из которой бог Птах создал мир (верхушечный камень пирамиды (пирамидион) по-египетски назывался так же, как и «первобытная куча», – «бенбен»; пирамидион был покрыт золотом или электром (природный сплав золота с серебром) или содержал изображения солнца; отсюда наши выводы о символизме пирамид. – Ю. А.). Наиболее интересна версия, по которой пирамиды были «машинами бессмертия». В пирамидах следующего поколения (это три знаменитые «великие пирамиды» Хуфу, Хафра и Менкаура) были обнаружены ведущие от погребальных камер царей штольни, которые смотрели под углом вверх в небо в точку, где находится небесный полюс. В наше время рядом с полюсом находится Полярная звезда, но так как земная ось прецессирует – пять тысяч лет назад на этом месте была пустота, где невооруженный глаз не мог различить ни одной звезды. Насколько можно судить, египтяне совершенно разумно сделали вывод, что в звездной пустоте находится дырка от небесной оси, то есть проход из мира людей в мир богов. А дальше божественное тело царя Ба остается на земле (собственно, египетские надписи так и именуют пирамиды – «Ба»), божественный дух царь Ка уходит в небо, и вместе они создают канал бессмертия, по которому то ли лично царь, то ли все жители Кемт попадут в загробный мир (Wilkinson, Toby. Before the Pyramids. In: Egypt at its Origins. Proceedings of the International Conference «Origin of the State. Predynastic and Early Dynastic Egypt», Krakow, 28th August – 1st September, 2002).

Но это был далеко не единственный прорыв Имхотепа. Крышу могут подпирать столбы, сделанные из бревен или связок тростника. Так? А могут ли быть бревна из камня? Вздор? Не для Имхотепа. В комплексе Ступенчатой пирамиды впервые в мире появляются колонны, внешне оформленные как связки тростника. Имхотеп первым сделал прыжок от одного материала к другому. Чтобы верхние этажи не раздавили нижний своей колоссальной тяжестью, нужно строить ее не из сыробитных кирпичей. Имхотеп создает технику резки известняка и доставки его к месту строительства. Чтобы пирамида не падала, нужно строить ее так, чтобы ее собственный вес стабилизировал ее. А это уже не самое простое инженерное и математическое решение.

Но стройка еще и место, где постоянно случаются травмы, инфекции и заболевания. В 1862 году египтолог Эдвин Смит купил в Египте папирус. Расшифровка в 1920-х годах показала, что это древнейший справочник врача, причем составленный по той же системе, что и современные справочники: классификатор травм и болезней «от головы вниз», описание и процедуры диагностики, методы лечения и прогнозы по трем категориям: «я буду лечить эту болезнь», «я постараюсь вылечить эту болезнь» и «я не буду лечить эту болезнь». Автором этого текста назван Имхотеп. Хотя текст папируса Смита датируется эпохой Среднего царства, примерно 1600 годом до н.э., считается, что протограф этого текста действительно принадлежит Имхотепу. А это означает, что именно Имхотеп создал современное рациональное и организованное медицинское знание.

Неудивительно, что статус Имхотепа рос по ходу времени. При жизни Имхотепа чтили как первого мудреца. В последующие столетия его стали считать сначала отцом мудрости, в Среднем царстве (2055–1650 годы до н.э.) он стал полубогом, сыном творца вселенной Птаха. Видимо, тогда же сложился канон изображения Имхотепа: он не стоит, как другие египетские божества, демонстрируя власть и силу, а спокойно сидит со свитком (чертежом?) на коленях, на его бритой голове ярко-синяя плотная шапочка, как у его небесного отца Птаха. На некоторых изображениях, однако, мы видим более реалистическое изображение: шапочка оказывается синей банданой. Совершенно необходимая вещь для того, кто дни напролет бегает под палящим солнцем по стройке.

В середине-конце I тысячелетия до н.э. Египет стал частью эллинистической ойкумены, и Имхотепа отождествили с египетским богом мудрости Тотом и греческим богом медицины Асклепием. От эпохи Птолемеев до нас дошла «стела Голода», где описано, как Имхотеп спас Египет от семи голодных лет. В этой истории есть множественные параллели с историей Иосифа Прекрасного; нет, Имхотеп не был библейским Иосифом, просто потомки приписывали ему все подвиги былых времен разом. Культ Имхотепа известен вплоть до IV века, фактически до христианской эры.

Интересно, что с эпохи Имхотепа на изображениях начинают появляться три царских символа: анх – узел Жизни, джед – колонна Порядка и уас – жезл Власти. Что они значат, можно лишь гадать. Их внешний облик разные египтологи объясняли по-разному: это и три части тела расчлененного Осириса, и три косточки жертвенного быка, и атрибуты богов Исиды, Сета и Осириса. Но возможно, что изначальное значение у этих символов более простое и практическое. Уас – это молоток, которым вбиваются колышки на стройке, и мерный шест. Джед – отвес и одновременно простая линейка с десятью делениями. А анх – бухта веревки. Без всех трех вещей на стройке не обойтись. Может быть, инструменты архитектора приобрели божественный статус именно со строительства Ступенчатой пирамиды.

Имхотеп – первый архитектор, первый медик и первый математик мира, но его подлинное достижение и прорыв, возможно, куда больше, чем шаг к созданию основ сразу нескольких наук и искусств. Имхотеп дерзко, отважно и самонадеянно замахнулся на решение задачи, над которой, собственно, бьется вся человеческая цивилизация – жить наперекор всему. Солнце будет сиять вечно, тьма не опустится, и род человеческий не сгинет – вот завет, который достался нам от египтян и Имхотепа. Вот цель, на достижение которой Имхотеп бросил свой интеллект, труды и силы. Нам его достижения могут показаться мелкими – но лишь потому, что мы живем в эпоху, основы основ которой созданы его интеллектуальными прорывами. Именно поэтому Имхотеп и может считаться основателем нашей цивилизации. Заслужил ли он почитание потомков и свой божественный статус? Заслужил. А вот забвение, которым его покрыло наше время, нет.

Имхотеп - выдающийся древнеегипетский зодчий периода Древнего царства, визирь и верховный сановник Джосера - второго фараона III династии (2630-2611 до н. э.), верховный жрец Ра в Гелиополе. Позже был обожествлён и почитался в качестве бога врачевания. Имхотеп считается первым известным в мировой истории архитектором и учёным.

Имхотеп спроектировал первую ступенчатую пирамиду в Саккаре близ Мемфиса, а также комплекс архитектурных сооружений, окружающих пирамиду. Имхотеп считается изобретателем пирамидальной архитектурной формы: он предложил надстроить над каменной мастабой (прямоугольной усыпальницей) фараона ещё 3 мастабы размером поменьше, превратив мастабу в четырёхступенчатую пирамиду (в дальнейшем количество ступеней пирамиды было увеличено до 6, и она достигла 61 м в высоту). Таким образом, Имхотеп выступает в качестве основоположника архитектурной традиции всего Древнего царства, строившейся на использовании пирамидальной формы в проектировании царских захоронений. Кроме того, есть основания считать Имхотепа также изобретателем колонны в зодчестве. Обычно его также считают творцом храма в Эдфу.

Имхотепу приписывается также основание египетской медицины. В частности, он считался автором "папируса Эдвина Смита" - фундаментального медицинского исследования, которое, хоть и относится к 1700-1550 до н. э., но основано на материалах, известных с Древнего или даже Раннего царства. В этом папирусе впервые определяются реальные причины многих болезней. Известный канадский практикующий медик XIX века Уильям Ослер назвал Имхотепа отцом медицины и "первым медиком, чья личность выступает из тумана древности".

Имхотеп является автором первого литературного поучения, известного как "Поучения Имхотепа". Поскольку это произведение не сохранилось до нашего времени, первым известным нам образцом подобной литературы считается "Поучение Птаххотепа", написанное от имени визиря фараона Джедкара Исеси.

Авторитет Имхотепа в последующие периоды египетской истории был столь велик, что он считался величайшим мудрецом всех времён, обладавшим волшебной силой. Первые признаки почитания Имхотепа как полубога встречаются уже через столетие после его смерти. В эпоху Нового царства оформилось обожествление Имхотепа в качестве бога врачевания и покровителя целителей. Культ Имхотепа достиг своего апогея в греко-римский период, когда его храмы в Мемфисе и Филэ на Ниле были заполнены толпами немощных и больных, стремившихся добиться исцеления, оставаясь на ночь в святилище.

В египетской мифологии Имхотеп считался сыном мемфисского бога-творца Птаха (и чаще всего, богини-львицы Сехмет). Он изображался в виде юноши, сидящего с развернутым папирусом. Иногда он также выступал в роли бога воздуха Шу, отделяющего небо (богиня Нут) от земли (бог Геб), и в таком качестве предотвращал наступление хаоса. Будучи также покровителем искусств, он был связан с Хатхор, Маат и другим визирём и архитектором, позже обожествлённым, - Аменхотепом, сыном Хапу, жившим во времена фараона XVIII династии Нового царства Аменхотепа III. Позднейшая греческая традиция (начиная с V века до н. э.) отождествляла бога Имхотепа с Асклепием.

Гробница Имхотепа не была обнаружена, однако считается, что она должна находиться неподалеку от пирамиды Джосера, в Саккаре. Некоторые исследователи полагают, что мастаба из Саккары № 3518 вполне может принадлежать Имхотепу. Однако, прямых фактов подтвержающих это нет, так как на стенах этой гробницы нет ни одной надписи.

В честь Имхотепа назван кратер на Меркурии.

Его называют предшественником Леонардо да Винчи. Нам следует помнить его имя – Имхотеп, которое значит «входящий в мир». Раньше предполагалась, что Имхотеп лицо вымышленное, его считали мифологическим персонажем, но позднее было доказано, что Имхотеп – реальная историческая личность. Имхотеп был первым в мире архитектором, строителем первой египетской пирамиды, врачом, жрецом, поэтом и верховным везиром фараона Джосера. Надписи на статуи фараона представляют Имхотепа как «канцлера царя Нижнего Египта «, «первое лицо после фараона», «верховного жреца Иуну «, «главного скульптора», «главного плотника».

Фараон Джосер

Будучи простолюдином, Имхотеп благодаря своим талантам поднялся до высот первого лица Египта. Подробностей о жизни Имхотепа почти не сохранилось. Возможно, Имхотеп родился в пригороде Хет-Ка-Пта (Мемфис). Однако другие классические авторы предполагают, что он был родом из деревни Гебелейн, к югу от древних Фив. Его отцом был архитектор по имени Канофер. Имхотеп был женат на знатной госпоже по имени Ронфре-ноферт. Однако у данных сведений нет достоверного подтверждения. Предположительно, Имхотеп жил в эпоху четырех фараонов. Он был современником Джосера – фараона третьей династии (Старое Царство). До этого времени в Египте каменных зданий почти не строили. Дома египтян были из глины и тростника, а дворцы и гробницы-мастабы сооружали из кирпича. Джосер, как было принято фараону, начал строить се­бе гробницу ещё при жизни, эта крупная мастаба частично сохранилась. Однако помимо этого фараон решил начать строительство первой пирамиды, предложенной Имхотепом. План постройки выглядел так: на крупной мастабе-основе возводилась другая поменьше, и так далее до шести уменьшающихся мастаб. Так появилась ступенчатая пирамида высотой около семидесяти метров.

Второе изобретение Имхотепа в области строительства также связано с пирамидой Джосера. Имхотеп первый спроектировал и воздвиг каменный храмовый комплекс у усыпальницы фараона, который стал первым сооружением Египта, полностью построенным из известняка. Однако декоративные элементы, колонны, крыши, карнизы и стены этих строений точно повторяли детали и формы традиционных кирпичных и деревянных построек той эпохи. Центром комплекса стала ступенчатая пирамида, окруженная культовыми постройками. Общая площадь комплекса составила 540 х 278 метров. Гений Имхотепа не ограничивался строительством. Он остался в памяти потомков великим ученым и писателем. «Поговорки» Имхотепа стали началом развития фольклорной литературы Египта. Имхотеп смог прославится и как врач. Медицинские записи Имхотепа дают представление об его достижениях в этой области. Как врач Имхотеп был автором «Папируса Эдвина Смита», в котором приведено более девяноста анатомических терминов и сорока восьми описаний травм. Предположительно, именно Имхотеп основал школу медицины в Мемфисе. И все это тысячелетия до рождения основателя западной медицины Гиппократа. Позднее именно Имхотеп послужил прототипом для греческого бога медицины Асклепия. Сэр Уильям Ослер писал об Имхотепе: » … сначала он был врачом, это ясно из туманов старины. Имхотеп диагностировал и лечил более чем 200 болезней, 15 болезней живота, 11 мочевого пузыря, 29 болезней глаз, 18 кожи, а также волос, ногтей и языка. Имхотеп имел дело с туберкулезом, аппендицитом, подагрой и артритом. Он также выполнял хирургические операции и занимался лечением зубов. Имхотеп получал лекарства из растений. Он знал расположение и функции жизненно-важных органов и обращение кровеносной системы. Британская энциклопедия гласит, что свидетельства, предоставленные египетскими и греческими источниками, дают представления об Имхотепе как об уважаемой в эпоху ранней цивилизации фигуре. Его престиж с течением столетий только возрос, а его храмы даже в греческие времена стали центрами медицинского обучения»



Надпись с именами фараона Джосера и Имхотепа

Наряду с медициной Имхотеп был учителем архитекторов и писцов. Джеймс Генри Брэстед писал: «В жреческой мудрости, в сложении мудрых пословиц, в медицине и архитектуре этот замечательный человек эпохи Джосера стал настолько широко известен, что его имя никогда не было забыто. Он сделался вдохновителем писцов будущих поколений. Прежде чем приступить к работе, писцы лили на пол воду из сосуда» (прим. так они высказывали Имхотепу свое почтение) Имхотеп также широко известен как , носивший высший титул Ур Маа.

Статуэтка Имхотепа-писца

Историки называют его примером «культа личности», когда человек благодаря своим деяниям после смерти считается святым и защитником живых. Приблизительно сто лет после своей смерти Имхотеп был канонизирован как покровитель медицины и письма. В Туринском Каноне, он почитался как «сын Птаха». Его чтили наравне с Тотом – хранителем священной мудрости, и подобно Тоту иногда отождествляли с птицей-ибисом.

Первыми христианами Имхотеп почитался как святой. Христианские римские императоры помещали надписи хвалящие Имхотепа на стенах египетских храмов. Имхотеп нашел место и в арабских традициях, особенно в Саккаре , где предположительно находится его гробница. Считается, что главные культовые центры Имхотепа находились в птолемеевском храме Хатхор в Дейр эль-Медине ; в Карнакском храме в Фивах, где его почитали вместе с Аменхотепом сыном Хапи; на верхней террасе храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри было построено святилище Имхотепа; а на острове Филе перед восточным пилоном храма Исиды располагалась его часовня. В Мемфисе, в Нижнем Египте, в честь Имхотепа был воздвигнут храм около Серапеума. Есть легенды, что Имхотеп помогал людям после своей смерти, к месту его почитания в Саккаре египтяне несли приношения в виде мумифицированных ибисов, а больные в надежде на исцеление приносили вылепленные из глины «модели» больных частей тела. Гений прожил долгую жизнь и умер в период правления фараона Хуни. Место погребения Имхотепа не найдено, но есть предположения относительно Саккары, возможно, это мастаба №3518.

Статуя Имхотепа стала первым портретом ученого — ее обломки обнаружили в заупокойном храме фараона. Относительно изображений, созданных потомками после его смерти, — статуэтка Имхотепа есть в каждом крупном музее мира.

Литературные источники

1. J. Dunn “Imhotep, Doctor, Architect, High Priest, Scribe and Vizier to King Djoser” Tour Egypt

2. P.A. Clayton “Chronicle of the Pharaohs (The Reign-By-Reign Record of the Rulers and Dynasties of Ancient Egypt)”, 1994, Thames and Hudson Ltd

3. И.В. Можейко «7 и 37 чудес света» — М.: Армада-Пресс, 2000г. — 383 с.

4. «ДиректМедиа Паблишинг», CD «Искусство Древнего Египта»

Jj m ḥtp
Имхотеп
Пришедший в мире

Имхоте́п (jY-m-ḥtp «Пришедший в умиротворении»; в греческой форме Имутес , Ἰμούθης) - выдающийся древнеегипетский зодчий периода Древнего царства , верховный сановник (чати) Джосера - первого фараона III династии (2630-2611 до н. э.). Верховный жрец Ра в Гелиополе . Строитель пирамиды Джосера - первой из египетских пирамид . Начиная с Первого переходного периода , считался также поэтом и мыслителем.

Позже был обожествлён и почитался в качестве бога врачевания. Имхотеп считается первым известным в мировой истории универсальным человеком , архитектором , инженером и учёным, а иногда также и первым врачом (хотя приблизительно в то же время жили двое других врачей, Мерит-Птах и Хеси-Ра).

Биография

Высокое положение Имхотепа при дворе царя описано на основании статуи Джосера, где после титулов фараона следуют титулы его первого советника: «хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца, главный жрец Гелиополя , Имхотеп, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз». О его происхождении известно мало, но, судя по эпиграфическим данным архитектора Хнумибра из Вади-Хаммамат (между 495 и 491 годами до н. э.), в которых Имхотеп назван сыном «Канефера, начальника работ Верхнего и Нижнего Египта», он был выходцем из жреческого или чиновничьего рода.

Имхотеп пережил Джосера. На северной стене, окружающей комплекс недостроенной пирамиды преемника Джосера Сехемхета , было обнаружено имя Имхотепа, что делает возможным его участие в строительстве и этой гробницы. Обычно его также считают творцом храма в Эдфу .

Имхотепу приписывается также основание египетской медицины . В частности, он считался автором «папируса Эдвина Смита » - фундаментального медицинского исследования, которое, хоть и относится к 1700-1550 до н. э., но основано на материалах, известных с Древнего или даже Раннего царства. В этом папирусе впервые определяются реальные причины многих болезней. В частности, рассматриваются 48 травматических случаев, каждый с описанием физического обследования, лечения и прогноза. Известный канадский практикующий медик XIX века Уильям Ослер назвал Имхотепа отцом медицины и «первым медиком, чья личность выступает из тумана древности».

Имхотеп считается автором первого литературного поучения, известного как «Поучения Имхотепа». Поскольку это произведение не сохранилось до нашего времени, первым известным нам образцом подобной литературы считается «Поучение Птаххотепа », написанное от имени визиря фараона Джедкара Исеси .

Обожествление

Авторитет Имхотепа в последующие периоды египетской истории был столь велик, что он считался величайшим мудрецом всех времён, обладавшим волшебной силой. Первые признаки почитания Имхотепа как полубога встречаются уже через столетие после его смерти. В эпоху Нового царства оформилось обожествление Имхотепа в качестве бога врачевания и покровителя целителей. Кроме того, он, наряду с Тотом , слыл божественным покровителем писцов и их ремесла. Американский египтолог Джеймс Генри Брэстед писал: «В жреческой мудрости, в сложении мудрых пословиц, в медицине и архитектуре этот замечательный человек эпохи Джосера стал настолько широко известен, что его имя никогда не было забыто. Он сделался вдохновителем писцов будущих поколений. Прежде чем приступить к работе, писцы лили на пол воду из сосуда» (выказывая таким образом своё почтение Имхотепу).

В египетской мифологии Имхотеп считался сыном мемфисского бога-творца Птаха (и чаще всего, богини-львицы Сехмет). Он изображался в виде юноши, сидящего с развернутым папирусом. Иногда он также выступал в роли бога воздуха Шу , отделяющего небо (богиня Нут) от земли (бог Геб), и в таком качестве предотвращал наступление хаоса. Будучи также покровителем искусств, он был связан с Хатхор , Маат и другим визирём и архитектором, позже обожествлённым, - Аменхотепом, сыном Хапу , жившим во времена фараона XVIII династии Нового царства Аменхотепа III .

Паломники посещали Саккара, отдавая дань как гробнице Имхотепа, так и захоронениям мумий ибисов - птицы, которая ассоциировалась как с Имхотепом, так и с Тотом (как богом мудрости, письма и науки). Мумии ибисов тысячами хоронили в некрополе для животных на северо-востоке от комплекса ступенчатой пирамиды. Другие культовые центры Имхотепа находились в Карнакском храме в Фивах (где его почитали вместе с Аменхотепом, сыном Хапу) и в святилище на верхней террасе храма женщины-фараона Хатшепсут в Дейр эль-Бахри , а в позднейшее время - в птолемеевском храме Хатхор в Дейр эль-Медине.

Позднейшая греческая традиция (начиная с V века до н. э.) отождествляла бога Имхотепа с Асклепием . С последним отождествляется созвездие Змееносца , и таким образом, Имхотеп является единственной реальной личностью, «ставшей» созвездием. Культ Имхотепа достиг своего апогея в греко-римский период, когда его храмы в Мемфисе и Филах на Ниле были заполнены толпами немощных и больных, стремившихся добиться исцеления, оставаясь на ночь в святилище. Имхотепа помнили и как историческое лицо - эллинистический египетский историк Манефон писал, что Имутес (Имхотеп) «благодаря своим необычайным медицинским навыкам имел репутацию греческого Асклепия и который также был изобретателем искусства возведения сооружения из тесаного камня».

Некоторые египтологи приравнивали Имхотепа к Иосифу из Библии, основываясь на том, что он был первым лицом после фараона Джосера и в это время в Египте, судя по сохранившимся источникам, была семилетняя засуха. Но последние исследования показали (какие?), что семилетний голод был мифом, общим почти для всех культур Ближнего Востока. А библейские истории о прибывании, пленении и дальнейшем исходе древнееврейских общин скорее соотносят с эпохой гиксосов и Рамсеса II соответственно.

Гробница Имхотепа

Некогда почитаемая гробница Имхотепа до сих пор так и не идентифицирована. Уолтер Эмери возобновил раскопки на раннем династическом некрополе в 1964 году после пробела длительностью почти девяти лет. Он направил своё внимание к западной части места, где все ещё надеялся определить местонахождение Асклипиона, и связей с гробницей Имхотепа. Эмери раскопал несколько мастаб III династии, которые лежали под слоями Позднего периода , и это дало ему надежду, что гробница Имхотепа находится поблизости.

Но работы Эмери этих лет никогда не издавались, только как предварительные доклады. Поэтому то, что на самом деле было обнаружено в эти сезоны раскопок, осталось неизвестным.

Имхотеп в современной культуре

Имя Имхотепа было использовано в фантастическом фильме Карла Фройнда «Мумия » (Mummy , ), где роль одноименного персонажа исполнил Борис Карлофф . Восставший из мёртвых жрец с таким же именем фигурирует и в ремейках этого фильма, в том числе в фильме Стивена Соммерса «Мумия» (), а также его продолжении «Мумия возвращается » (Mummy Returns, The , ), однако в них вымышленный персонаж, носящий имя Имхотеп, не имеет ничего общего со своим реально существовавшим тёзкой.

Имя «Имхотеп» стало настолько употребляемым в связи с темой Древнего Египта, что это вызвало его пародийные упоминания во французской кинокомедии «Астерикс и Обеликс: Миссия „Клеопатра“» (Astérix & Obélix: Mission Cléopâtre, ) - оно используется там в качестве «древнеегипетского междометия» и как название коктейля, который заказывает злодей Гоблинус.

Именем «Имхотеп» был также назван второстепенный гоа’улд в научно-фантастическом сериале «Звёздные врата SG-1 » (серия «Воин »). Имхотеп выдавал себя за джаффа по имени Китано и добился высокой позиции в Повстанческом альянсе свободных джаффа, которую пытался использовать для уничтожения своих конкурентов и узурпации власти, однако был разоблачён могущественным гоаулдом Юем , который сообщил Тил"ку о предательстве Имхотепа. В конечном итоге, Имхотеп вступил в дуэль с Тилком и был убит. Интересно, что Имхотеп-гоа’улд в сериале назван строителем пирамид в Гизе, предназначавшихся для посадки гоа’улдских космических кораблей Ха’так, следовательно, он идентичен реальному Имхотепу.

Имя «Имхотеп» носит герой детективного романа Агаты Кристи «Смерть приходит в конце ». Это единственное произведение Кристи, события которого происходят не в XIX-XX веках.

Имхотеп фигурирует в компьютерной игре «Цивилизация IV ». В игре «Titan Quest » и более поздней её вариации Titan Quest: Immortal Throne , присутствует Имхотеп, как один из важных персонажей, дающий задания главному герою.

Сёко Асахара , деятель Аум Сенрикё , объявил себя реинкарнацией Имхотепа.

В честь Имхотепа назван кратер на Меркурии и астероид (1813) Имхотеп.

Князь Багратион, выехав на самый высокий пункт нашего правого фланга, стал спускаться книзу, где слышалась перекатная стрельба и ничего не видно было от порохового дыма. Чем ближе они спускались к лощине, тем менее им становилось видно, но тем чувствительнее становилась близость самого настоящего поля сражения. Им стали встречаться раненые. Одного с окровавленной головой, без шапки, тащили двое солдат под руки. Он хрипел и плевал. Пуля попала, видно, в рот или в горло. Другой, встретившийся им, бодро шел один, без ружья, громко охая и махая от свежей боли рукою, из которой кровь лилась, как из стклянки, на его шинель. Лицо его казалось больше испуганным, чем страдающим. Он минуту тому назад был ранен. Переехав дорогу, они стали круто спускаться и на спуске увидали несколько человек, которые лежали; им встретилась толпа солдат, в числе которых были и не раненые. Солдаты шли в гору, тяжело дыша, и, несмотря на вид генерала, громко разговаривали и махали руками. Впереди, в дыму, уже были видны ряды серых шинелей, и офицер, увидав Багратиона, с криком побежал за солдатами, шедшими толпой, требуя, чтоб они воротились. Багратион подъехал к рядам, по которым то там, то здесь быстро щелкали выстрелы, заглушая говор и командные крики. Весь воздух пропитан был пороховым дымом. Лица солдат все были закопчены порохом и оживлены. Иные забивали шомполами, другие посыпали на полки, доставали заряды из сумок, третьи стреляли. Но в кого они стреляли, этого не было видно от порохового дыма, не уносимого ветром. Довольно часто слышались приятные звуки жужжанья и свистения. «Что это такое? – думал князь Андрей, подъезжая к этой толпе солдат. – Это не может быть атака, потому что они не двигаются; не может быть карре: они не так стоят».
Худощавый, слабый на вид старичок, полковой командир, с приятною улыбкой, с веками, которые больше чем наполовину закрывали его старческие глаза, придавая ему кроткий вид, подъехал к князю Багратиону и принял его, как хозяин дорогого гостя. Он доложил князю Багратиону, что против его полка была конная атака французов, но что, хотя атака эта отбита, полк потерял больше половины людей. Полковой командир сказал, что атака была отбита, придумав это военное название тому, что происходило в его полку; но он действительно сам не знал, что происходило в эти полчаса во вверенных ему войсках, и не мог с достоверностью сказать, была ли отбита атака или полк его был разбит атакой. В начале действий он знал только то, что по всему его полку стали летать ядра и гранаты и бить людей, что потом кто то закричал: «конница», и наши стали стрелять. И стреляли до сих пор уже не в конницу, которая скрылась, а в пеших французов, которые показались в лощине и стреляли по нашим. Князь Багратион наклонил голову в знак того, что всё это было совершенно так, как он желал и предполагал. Обратившись к адъютанту, он приказал ему привести с горы два баталиона 6 го егерского, мимо которых они сейчас проехали. Князя Андрея поразила в эту минуту перемена, происшедшая в лице князя Багратиона. Лицо его выражало ту сосредоточенную и счастливую решимость, которая бывает у человека, готового в жаркий день броситься в воду и берущего последний разбег. Не было ни невыспавшихся тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед, очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность.
Полковой командир обратился к князю Багратиону, упрашивая его отъехать назад, так как здесь было слишком опасно. «Помилуйте, ваше сиятельство, ради Бога!» говорил он, за подтверждением взглядывая на свитского офицера, который отвертывался от него. «Вот, изволите видеть!» Он давал заметить пули, которые беспрестанно визжали, пели и свистали около них. Он говорил таким тоном просьбы и упрека, с каким плотник говорит взявшемуся за топор барину: «наше дело привычное, а вы ручки намозолите». Он говорил так, как будто его самого не могли убить эти пули, и его полузакрытые глаза придавали его словам еще более убедительное выражение. Штаб офицер присоединился к увещаниям полкового командира; но князь Багратион не отвечал им и только приказал перестать стрелять и построиться так, чтобы дать место подходившим двум баталионам. В то время как он говорил, будто невидимою рукой потянулся справа налево, от поднявшегося ветра, полог дыма, скрывавший лощину, и противоположная гора с двигающимися по ней французами открылась перед ними. Все глаза были невольно устремлены на эту французскую колонну, подвигавшуюся к нам и извивавшуюся по уступам местности. Уже видны были мохнатые шапки солдат; уже можно было отличить офицеров от рядовых; видно было, как трепалось о древко их знамя.
– Славно идут, – сказал кто то в свите Багратиона.
Голова колонны спустилась уже в лощину. Столкновение должно было произойти на этой стороне спуска…
Остатки нашего полка, бывшего в деле, поспешно строясь, отходили вправо; из за них, разгоняя отставших, подходили стройно два баталиона 6 го егерского. Они еще не поровнялись с Багратионом, а уже слышен был тяжелый, грузный шаг, отбиваемый в ногу всею массой людей. С левого фланга шел ближе всех к Багратиону ротный командир, круглолицый, статный мужчина с глупым, счастливым выражением лица, тот самый, который выбежал из балагана. Он, видимо, ни о чем не думал в эту минуту, кроме того, что он молодцом пройдет мимо начальства.
С фрунтовым самодовольством он шел легко на мускулистых ногах, точно он плыл, без малейшего усилия вытягиваясь и отличаясь этою легкостью от тяжелого шага солдат, шедших по его шагу. Он нес у ноги вынутую тоненькую, узенькую шпагу (гнутую шпажку, не похожую на оружие) и, оглядываясь то на начальство, то назад, не теряя шагу, гибко поворачивался всем своим сильным станом. Казалось, все силы души его были направлены на то,чтобы наилучшим образом пройти мимо начальства, и, чувствуя, что он исполняет это дело хорошо, он был счастлив. «Левой… левой… левой…», казалось, внутренно приговаривал он через каждый шаг, и по этому такту с разно образно строгими лицами двигалась стена солдатских фигур, отягченных ранцами и ружьями, как будто каждый из этих сотен солдат мысленно через шаг приговаривал: «левой… левой… левой…». Толстый майор, пыхтя и разрознивая шаг, обходил куст по дороге; отставший солдат, запыхавшись, с испуганным лицом за свою неисправность, рысью догонял роту; ядро, нажимая воздух, пролетело над головой князя Багратиона и свиты и в такт: «левой – левой!» ударилось в колонну. «Сомкнись!» послышался щеголяющий голос ротного командира. Солдаты дугой обходили что то в том месте, куда упало ядро; старый кавалер, фланговый унтер офицер, отстав около убитых, догнал свой ряд, подпрыгнув, переменил ногу, попал в шаг и сердито оглянулся. «Левой… левой… левой…», казалось, слышалось из за угрожающего молчания и однообразного звука единовременно ударяющих о землю ног.