Бихевиоризм: основные идеи. Бихевиоризм - это что такое? Бихевиоризм в психологии, его представители

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX в. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название: от англ. behavior - поведение. Терминбихевиоризм можно перевести как поведенческая психология.

Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять. Происходящее внутри человека изучить невозможно, следовательно, личность выступает как «черный ящик». Объективны лишь внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые они обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул-реакция» (S-R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно бывает положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает стремление избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность - все то, чем обладает индивид, его расположенность к тому или иному реагированию: навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции, а также пластичность, помогающая образовывать новые навыки, и способность их удержать и сохранить, чтобы приспособиться к среде. Это значит, что личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Последние составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям, чье изменение ведет к формированию новых навыков.

Человека бихевиористы понимают как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать его на требуемое поведение

Социальная практика

Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Бихевиоризм значим в области педагогики. Так в системе образования США популярны подходы, основанные на идеях бихевиоризма, которые используются как для улучшения показателей - учебной успеваемости, дисциплины, посещаемости у всех детей, так и дляинклюзиидетей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами с социализацией (например, сРАС) в общеобразовательные классы. Наиболее разработанным являетсяприкладной анализ поведения- технологическая реализация функционального анализа поведения: методы разбора и изменения условий с целью коррекции поведения. Прикладной анализ поведения стал единственной конкретной методикой, рекомендуемой для применения в школах Законом о совершенствовании образования лиц с инвалидностью (Individuals with Disabilities Education Improvement Act, 2004).

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека - этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

24. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИИ, ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ ВЗГЛЯДОВ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Гештальтпсихология – наука, ставшая самым продуктивным вариантом при решении проблемы сохранения целостности австрийской и немецкой психологии. Основные представители гештальтпсихологии, такие как М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин, создали науку для противостояния структурализму.

Они выдвинули следующие идеи гештальтпсихологии:

    Предмет гештальтпсихологии - это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности;

    Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом;

    Единицей анализа сознания выступает гештальт, т.е. целостная образная структура;

    Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия;

    Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности;

    Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности;

    Мышление не может быть рассмотрено как сформированное путем проб и ошибок набор определенных знаний и навыков. Таким образом мышлением является процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.

Гештальтпсихология – это наука, которая исследовала целостные структуры, состоящие из психического поля, разрабатывая новейшие экспериментальные методы. Представители гештальтпсихологии считали, что предметом данной науки несомненно является исследование психики, анализа всех познавательных процессов, динамики и структуры развития личности. Методологический подход к изучению данной науки базируется на понятии психического поля, феноменологии и изоморфизма. Психические гештальты имеют схожие физические и психофизические характеристики, т.е. процессы, происходящие в коре головного мозга, имеют сходство с процессами, происходящими во внешнем мире и осознаваемые нами в переживаниях и мыслях. Каждый человек способен осознать собственные переживания и найти путь выход из сложившейся ситуации. В настоящее время практически все свойства восприятия раскрыты благодаря проведенным исследованиям. Также доказано значение данного процесса при формировании и развитии воображения, мышления и прочих когнитивных функций. Подобный тип мышления представляет собой полнейший процесс формирования образных представлений об окружающем нас мире, позволяя раскрыть важнейшие механизмы творческого мышления.

Основные идеи, факты и принципы гештальт-психологии

Одним из главнейших представителей гештальтпсихологии является философ Макс Вертгеймер. Его работы были посвящены исследованию зрительного восприятия экспериментальным путем. Полученные в ходе проведения его исследований данные заложили основы подхода к восприятию (а в дальнейшем и к прочим психологическим процессам) и стимулировали критику ассоцианизма. Так, основным принципом формирования психику стал принцип целостности, согласно которому формируются понятия и образы. Проведение исследования и восприятия позволили открыть законы восприятия, а в дальнейшем и законами гештальта. Они позволяли раскрыть содержание психических процессов при взаимодействии раздражителей во всем организме, соотнося, структурируя и сохраняя отдельные образы. При этом соотношения предметных образов не должно быть статичным, неподвижным, но должно определяться меняющимися соотношениями, устанавливаемыми в процессе познания. Дальнейшие кспериментальные исследования Вертгеймера позволили установить, что существует множество факторов, от которых зависит устойчивость фигуры и ее совершенство. Сюда можно отнести общность цвета, ритмичность в построении рядов, общность света и многое другое. Действие данные факторов подчиняется главному закону, согласно которому действия интерпретируются в качестве стремления к устойчивым состояниям на уровне электрохимических процессов.

Поскольку перцептивные процессы считаются врожденными, объясняя при этом особенности функционирования коры головного мозга, возникает необходимая объективность, превращающая психологию в объяснительную науку. Анализ проблемных ситуаций, а также способы их решения позволили Вертгеймеру выделить несколько этапов процессов мышления:

    Возникновение направленного чувства напряженности, мобилизирующего творческие силы каждого человека;

    Проведение анализа ситуации и осознания проблемы для создания единого образа сложившейся ситуации;

    Решение сложившейся проблемы;

    Принятие решения;

    Стадия исполнения.

Опыты Вертгеймера раскрыли отрицательное влияние привычных методов восприятия структурных отношений. Публикуемые издания рассматривают анализ творческого мышления (его механизмов) и проблемы творчества в науке.

Билет 25

Основные идеи гуманистической психологии и их влияние на теорию и практику оказания психологической помощи.

Гуманистическая психология-направление психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, способную к самоактуализации, присущей только человеку. (Маслоу, Олпорт, Мюррей)

*Гуманистическая психология-протест бихевиоризму(поведенческая) и психоанализу(бессознательное) Предмет анализа: ценности, творчество, любовь, свобода, ответственность, самоактуализация личности.

Основные идеи : 1) Каждый человек уникален; 2) Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; 3) Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации; 4) Человек обладает определенной степенью свободы от внешнего благодаря смыслам и ценностям; 5) Человек - активное, творческое существо.

*При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать свой потенциал, поэтому работа гуманистического психолога направлена на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических средств. *Лечебными факторами являются поддержка клиента, эмпатия, стимулирование осуществления выбора и принятия решений. *Важнейшим базовым утверждением специалистов-гуманистов является то, что КАЖДЫЙ содержит потенциал выздоровления.; человек уникален.

Билет 26

Психофизиологические основы психической деятельности человека: особенности функционирования нервной системы, типы высшей нервной деятельности и их влияние на психическую деятельность человека.

Психическая деятельность человека - все виды деятельности, осуществляемые с участием различных форм сознания.

Нервные волокна, Нервная система, Нервные клетки (проводники раздражений),(сборный пункт для раздражений) Центральная Периферическая (пучки,нервы), (мозг,продолговатый мозг,спиной мозг); Симпатическая (связь с мозгом с помощью нервов); Половины левая правая (образы,интуиция,чувство),(язык,логика). В основе психической деятельности лежит механизм удовлетворения потребностей разных уровней (физиологических, психологических, социальных, духовных). Типы высшей нервной деятельности - прирожденная, природная особенность нервной системы, представляющая собой «те или другие комплексы основных свойств нервной системы». Павлов, проводя эксперименты с собаками, выявил, что основой индивидуальных различий в нервной деятельности животных является проявление и соотношение двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Так выделили три свойства процессов возбуждения и торможения, которые и стали изучать при определении типа высшей нервной деятельности: 1. Сила процессов возбуждения и торможения. 2. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения. 3. Подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения - способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде.

Типы нервных систем: 1 .Сильный (сильное возбуждение, торможение, подвижность); 2 .Безудержный (сильное возбуждение, подвижность, слабое торможение); 3 .Инетрный(сильное возбуждение, торможение, слабая подвижность); 4 .Слабый (слабое возбуждение, торможение, подвижность).

Способность человека к осуществлению той или иной деятельности зависит от его НС. Сильному типу легче быстро втянуться в работу, чем слабому, а безудержному сложнее переключиться, чем инертному.

Последнее обновление: 04/05/2015

Суть бихевиоризма вряд ли возможно выразить лучше, чем цитатой известного психолога Джона Б. Уотсона, которого часто считают «отцом» бихевиоризма:

«Дайте мне дюжину здоровых детей, физически хорошо развитых, и я гарантирую, что если получу для их воспитания определенные мной внешние условия, то, выбрав наудачу любого из них, я сделаю из него по моему произволу любого специалиста: врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, его склонностей, желаний, способностей, призвания, национальности».

Джон Уотсон, «Бихевиоризм» (1930)

Что именно Уотсон имел в виду?

Термин «бихевиоризм» относится к направлению психологии, основанному Джоном Б. Уотсоном - оно основано на убеждении, что поведение можно измерить и модифицировать. Бихевиоризм появился с публикацией в 1913 году классической работы Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (Psychology as the Behaviorist Views It ). Вплоть до середины 1950-х годов бихевиоризм занимал доминирующее положение в психологии.

Почему же в начале ХХ века это направление стало таким популярным? «Бихевиоризм стал почвой для зарождения американской социальной науки », - в 1998 году пояснил Джон А. Миллс в своей книге «Контроль: история поведенческой психологии» (Control: A History of Behavioral Psychology ). - «Очевидно же, научно-исследовательская деятельность и теоретические взгляды американских бихевиористов до середины 1950-х годов были обусловлены стремлением создать теорию, которая могла бы помочь при составлении общественно полезных прогнозов ».

Основы бихевиоризма

Так в чём же, собственно, заключается суть бихевиоризма? Бихевиоризм представляет собой концепцию научения, основанную на идее о том, что всё поведение приобретается посредством обусловливания, которое происходит через взаимодействие с окружающей средой. Бихевиористы считают, что именно наша реакция на стимулы, предъявляемые окружающей средой, формируют наше поведение.

С точки зрения этого направления, поведение может быть изучено при помощи систематического наблюдения; психическое состояние и психические процессы - эмоции или, например, настроение - при этом учитываться не должны, поскольку они носят слишком субъективный характер.

Уотсон предполагал, что человека можно обучить чему угодно - независимо от таких факторов, как генетический фон, личностные черты, мысли. В пределах его физических возможностей, естественно.

На это и направлено обусловливание:

  • - техника, используемая в поведенческом обучении, при которой ранее нейтральный стимул связывается с и, в конце концов, вызывает ту же реакцию самостоятельно.
  • представляет собой метод научения, который действует посредством серии подкрепляющих желательную реакцию стимулов и наказаний за нежелательную.

Персоналии

Выделяется целый ряд талантливых психологов, которые оставили неизгладимый след в истории бихевиоризма, в том числе:

  • Кларк Халл.

Важные события

1863 - свою работу «Рефлексы головного мозга» опубликовал И.М. Сеченов, также он ввел понятие тормозных процессов в центральной нервной системе;

1900 - Иван Павлов начал изучать рефлексы;

1920 - Уотсон и Розали Рейнер провели знаменитый эксперимент ;

1959 - Ноам Хомский раскритиковал бихевиоризм;

1971 - Беррес Ф. Скиннер выпустил книгу «По ту сторону свободы и достоинства» (Beyond Freedom and Dignity ), в которой он утверждал, что свободная воля не более чем иллюзия.

Критика бихевиоризма

  • Многие критики утверждают, что бихевиоризм весьма однобоко подходит к пониманию человеческого поведения и что поведенческие теории не учитывают свободной воли и внутренних механизмов.
  • Бихевиоризм не учитывает других видов научения, особенно тех, что не подразумевают использования подкрепления и наказания.
  • Люди и животные способны менять свое поведение в соответствии с новой информацией, даже если предыдущая модель поведения была создана путем подкрепления.

Сильные стороны бихевиоризма

  • Бихевиоризм основывается на идее важности наблюдаемого поведения, которое легче поддаются количественной оценке; так, сбор данных при проведении исследований упрощается, результаты таких исследований могут похвастаться объективностью.
  • Эффективные терапевтические методы - интенсивное поведенческое вмешательство, анализ поведения, жетонные системы и обучение методом дискретных проб - корнями уходят в бихевиоризм. Они очень полезны в модификации поведения у детей и взрослых.

Бихевиоризм и другие психологические школы

Многие мыслители считали, что бихевиоризм неоправданно пренебрегает факторами, которые оказывают сильное влияние на поведение. , например, считал, что бихевиористы зря не принимают во внимание подсознание, чувства, желания и т.д. и других гуманисты считали, что бихевиоризм - слишком жёсткая и ограниченная система, не учитывающая такие факторы, как свободная воля.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Бихевиоризм и необихевиоризм являются одними из базовых направлений в практической психологии, наряду с психоанализом, гештальт-психологией и гуманистическим направлением в психологии. Чем же интересны эти два направления и какое место в системе психологических знаний они занимают?

Бихевиоризм – одно из основных направлений в психологии, зародившиеся в 20-х годах ХХ века в США. Это учение настолько обширно и значимо не только для психологии, но и для социологии, политологии, педагогики и прочих областей науки и практики, что бихевиоризм даже называют отдельной наукой – наукой о поведении (с английского языка behavior – поведение).

Основателем бихевиоризма как направления в психологии считается американский психолог (1878-1958), но нельзя не упомянуть, что огромный вклад в развитие этого направления внесли российские ученые И.М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И.П. Павлов и другие, все они работали в конце XIX – начале XX веков.

Позже советская власть и многие отечественные психологи рьяно и далеко не безосновательно критиковали бихевиоризм, отчего он прекратил свое развитие в СССР. Классический бихевиоризм до сих пор критикуется учеными во всем мире в основном из-за вопроса об узости предмета изучения и безнравственности, применяемых в нем методов. Но в СССР он рассматривался еще и как особое «буржуазное извращение».

Несмотря на это, некоторые теории советских ученых близки к американской науке о поведении и сегодня в России бихевиоризм и главным образом необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психология и другие направления, вышедшие их классического бихевиоризма, развиваются, а методы их активно применяются в психотерапии.

Конечно, образованию бихевиоризма поспособствовали не только российские физиологи, психиатры и невропатологи, но и американские ученые. Главным образом коннексионист Э. Торндайк , проводивший эксперименты на голубях и белых крысах, и определивший важную, формирующую поведение роль метода «проб и ошибок».

В те времена поведение человека и животных считалось принципиально одинаковым. Человеческое поведение объявлялось лишь немного более сложным, нежели у животного, так как человек реагирует на большее количество стимулов из внешней среды. И российские и зарубежные ученые проводили опыты и эксперименты над животными с целью понять их поведение и иметь возможность, основываясь на полученных данных, изучить природу человеческого поведения.

Нельзя не сказать, что огромный вклад в бихевиоризм и в целом в понимание того как устроена психика, внесло огромное количество лабораторных собак, обезьян, крыс, голубей и прочих животных, некоторые из них погибали во время опытов.

Именно из-за того, что в ходе экспериментов живым существам наносился порой непоправимый вред, эксперименты бихевиористов считаются аморальными , хотя, конечно, далеко не все эксперименты, проводившиеся в позапрошлом и прошлом столетиях, были жестокими.

Самое страшное, что было в истории бихевиоризма это эксперименты над людьми . Многие из них покрыты тайной до сих пор и больше походят на детективную историю, о некоторых даже сняты художественные фильмы.

В наши дни никто не разрешил бы многие из проведенных в ХХ веке экспериментов как на людьми, так и над животными.

Как бы цинично это не звучало, но бихевиоризм оказался кстати в очень жестоком, но в тоже время самом прогрессивном из всех предыдущих, ХХ веке. Если бы не бихевиоризм с его прагматизмом и беспристрастностью, не было бы сделано огромное количество открытий, обусловивших лучшее понимание принципов работы психики.

Бихевиористы в 20-е годы прошлого столетия смело и резко «отмели» весь внутренний мир человека, его сознание, волю, смыслы, мотивы и остальные процессы, не поддающиеся объективному изучению, и приравняли психику к поведению .

Именно поведение индивида (человека и животного) от рождения и до смерти стало определяться как предмет психологии в бихевиоризме. Сам этот факт стал революционным для науки и до сих пор рождает множество споров.

Почему только поведение может быть проявлением психики, а как же мышление, эмоции, воля? Бихевиористы считают, что поведение – единственное проявление внутреннего мира человека, которое можно не только наблюдать и фиксировать, но объективно оценивать.

Изучая поведение, можно проводить научные опыты и эксперименты , то есть вмешиваться в личность испытуемого с целью проследить изменения в психике, вызванные этим вмешательством и быть уверенным, что полученные данные достоверны.

Изучая человека, бихевиористы стремятся снизить вероятность ошибки в результатах из-за «человеческого фактора» до минимума.

Бихевиоризм с его предметом (поведение) и методом (объективное наблюдение и эксперимент) возник как протестная реакция на существовавшую в то время психологию с очень субъективным методом интроспекции (самонаблюдение, наблюдением человеком своих же психических процессов) и сознанием как предметом изучения.

В то время, когда З. Фрейд говорил о глубине бессознательного, либидо и мортидо, Эдиповом комплексе и прочем, толковал сновидения и применял метод свободных ассоциаций для того, что бы понять, чем обусловлено сложное и противоречивое поведение человека, основатель бихевиоризма Дж. Уотсон провозгласили, что поведение может быть обусловлено только одним фактором – стимулом (внешним, физическим либо же внутренним, физиологическим воздействием на организм) и, по сути, оно – всего лишь реакция на этот стимул. А сознание и психические явления Уотсон объявил в принципе непознаваемыми естественнонаучными методами.

Поведение в бихевиоризме понимается как совокупность внешне наблюдаемых реакций организма на воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо же специальным прибором.

Формула поведения , предложенная Дж. Уотсоном:

Поведение = Стимул (S ) –> Реакция (R ) (за стимулом следует реакция).

Исследуя связи S –> R можно предсказать поступки любого человека, а также научиться управлять, то есть контролировать и формировать определенным образом поведением людей! Ведь если реакция человека определяется только стимулом, то, чтобы получить нужное поведение, потребуется лишь подобрать правильный стимул.

Нетрудно догадаться, почему многочисленные оппоненты бихевиоризма обрушили на это направление шквал критики, ведь от управления во благо до манипуляций и причинения вреда один шаг. Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». Но у него также появилось и немало последователей и продолжателей, которые развивали эту науку не во вред, а во благо людям.

Безусловно, начавшаяся объективизация науки психологии была положительным явлением. Психология как наука о поведение была намного «солиднее», чем наука о душе, оторванная от реальных жизненных проблем и потребностей общества.

Все человеческие реакции, из которых и складывается поведение и, в конечном итоге, жизнь человека, делятся на два вида :

  1. Наследственные (безусловные рефлексы, физиологические реакции, три врожденные, базовые эмоции – любовь, гнев, страх).
  2. Приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение).

Приобретенные реакции являются результатом того, что немногочисленные наследственные реакции связываются друг с другом и переплетаются. Иными словами поведение человека развивается за счет того, что приобретаются новые обусловленные стимулами реакции на внешние раздражители. Но в их основе всегда лежат врожденные реакции на безусловные стимулы.

Наследственных реакций так мало, что рождаясь, человек начинает жизнь «с чистого листа». Он всему учится, все познает на собственном опыте. Философской основой бихевиоризма не зря послужила идея, которой руководствовались многие ученые (Аристотель, Авиценна, Дж. Локк) о том, что психика человека при рождении это tabula rasa (чистая доска), а потом в ней появляются «записи» – опыт и знания о жизни и о себе.

Ни один человек не стал бы человеком в полном смысле этого слова, если бы его не воспитывали определенным образом, если бы его личная история не складывалась из проб, ошибок и успехов, если б он не приобщался к культуре, не усваивал нормы морали, не слышал родной речи и так далее.

Ведь известны случаи, когда дети воспитывались животными вне человеческого общества (так называемые дети-маугли). Они вырастали скорее животными, нежели людьми. Когда их находили, то пытались приобщить к культуре, но ничего не получалось.

Человеком человека делает социум , а не его биологическая природа. Именно общество превращает индивида в личность. Та самая часть психики и отделы головного мозга, которые делают человека разумным и творческим существом, развиваются в процессе социализации .

Психическое развитие есть не что иное, как научение , то есть постоянное приобретение знаний, умений и навыков! Только так человек становится человеком – он учится им быть.

Понятие «научение» шире «обучения», так как включает не только преднамеренные действия учителя, направленные на передачу знаний ученику, но и стихийно возникающие обучающие ситуации . Сама жизнь учит человека, он сам себя учит, контактируя с окружающим миром и другими людьми.

Итак, ведущий фактор формирования и развития личности – социальная среда , но чтобы выжить в ней, нужно уметь приспосабливаться.

Социальная адаптация – главная детерминанта психического развития, определяющая его направление. Адаптироваться можно к чему угодно, человек привыкает ко всему. Но для личности имеет огромное значение то, чему будет учиться и к чему адаптируется человек.

Если индивид растет среди туземцев, привыкших ходить без одежды и не знающих, что такое наука, ему никогда не стать новым Эйнштейном. Стимулы не те, которые бы могли привести к нужным реакциям и к формированию соответствующего поведения. И сам А. Эйнштейн не был великим ученым, если бы не родился и не вырос там, где он родился и вырос.

Бихевиористы не просто строили догадки и умозрительные выводы, они доказывали свои гипотезы экспериментальным и опытным путем, поэтому их выводы, даже превращая порой личность в «собаку Павлова», стройны и объясняют многие явления психики.

Эксперимент «Маленький Альберт»

Большинство своих экспериментов бихевиористы проводили на животных, но не все.

Одним из самых показательных, выдающихся и в то же время страшных экспериментов, был эксперимент «Маленький Альберт» , проведенный Дж. Уотсоном с девятимесячным малышом в 1920 году. Сегодня подобные эксперименты запрещены.

Этот эксперимент, также как и другие эксперименты, проводимые на младенцах, не приемлем с точки зрения морали , но у ученого была цель – понять природу страха и механизм возникновения фобий и он ее достиг.

Уотсон установил, что любая фобия и страх возникает как реакция только на два стимула из всех возможных. Первый стимул – потеря опоры , второй – резкий громкий звук .

Если сочетать эти безусловные стимулы с любыми иными, то вскоре реакцию страха будут вызвать и эти, первоначально нейтральные или даже положительные, стимулы. Это и есть процесс обуславливания.

Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом и образуют более сложные реакции, их сочетание и обуславливает определенное поведение.

Альберту сначала показывали различные вещи и животных, среди которых была и белая крыса. Малыш абсолютно ничего и никого из них не боялся. Но вот когда ему в очередной раз показали белую крысу, экспериментатор ударил молотком по металлической трубе. Малыш испугался сильного звука и расплакался.

После того, как показ крысы несколько раз повторялся наряду с громким звуком, Альберт стал бояться уже просто саму белую крысу, даже если ее показ не сопровождался громким звуком.

Так малыш стал бояться белых крыс, но не только. После эксперимента ребенок стал пугаться всего белого и пушистого – маминой шубы, бороды Деда Мороза и так далее. Дж. Уотсон так и не смог помочь малышу после избавиться от страха. Что случилось с ребенком дальше, после эксперимента, никто не знал.

Только в 2005 году по инициативе психолога П. Бека начались поиски Альберта. В итоге в 2012 году обнаружилось, что мальчика звали вовсе не Альберт, он болел гидроцефалией (водянка головного мозга) и умер в возрасте пяти лет в 1925 году.

Не исключено, что результат этих поисков еще не конец истории о мальчике, благодаря которому позже ученые все-таки научились избавлять людей от фобий .

Позже проводились и другие эксперименты над детьми, во время которых дети получали легкие разряды электрического тока, пугались и начинали плакать, когда держали в руках белого кролика. Так Уотсон обучал детей бояться кролика, но после у него получалось и устранять этот страх.

Через какое-то время детям во время еды вновь показывали кролика (которого они уже очень боялись). Поначалу малыши прекращали кушать и начинали плакать, но потом желание съесть шоколадку или мороженное брало верх. Так постепенно, подвигая кролика все ближе к малышу и сочетая это действие с приемом сладостей, Уотсон возвращал любовь к этому животному. В конце эксперимента дети уже снова брали кролика на руки и даже пытались его кормить вкусностями.

Так было доказано, что поведение управляемо и даже сильная эмоция всего лишь ответная реакция на стимул, который может быть устранен.

Бихевиоризм подчеркивает ограниченность человеческих возможностей, он отказывается от рассмотрения внутреннего мира человека. Если любой поступок человека это всего лишь ответная реакция на определенный стимул, то нет никаких внутренних мотивов, желаний, устремлений, целей, мечтаний, то есть они есть, но это не выбор человека.

Людям только кажется, что они принимают решения, воля – иллюзия! Одни из самых главных человеческих ценностей – свобода и любовь – самообман! Также как и индивидуальность, самостоятельность, независимость и смысл жизни.

Не удивительно, что совершенно отвергать все эти ценности и то, что называют сознанием, ученые, взявшиеся изучать поведение, долго не могли, поэтому уже в 30-е годы ХХ века , спустя примерно 15 лет после появления бихевиоризма, появился и необихевиоризм .

Необихевиористы (в начале ХХ века это были психологи Э. Толмен, К. Халл, а во второй половине века Б. Скиннер и А. Бандура, провозгласившие социальный бихевиоризм) внесли в формулу Уотсона новую переменную, которую назвали «черный ящик» или «промежуточная переменная».

Если классический бихевиоризм утверждал, что поведение представляет собой совокупность цепочек S –> R, каждая из которых формируется в результате положительного или отрицательного подкрепления, то необихевиоризм говорит о том, что между стимулом и реакцией есть еще что-то, что усиливает, замедляет или вовсе препятствует подкреплению, то есть образованию обусловленной связи.

Это «что-то» может быть: цель, образ, потребность, намерение, ожидание, знание, знак, гипотеза и прочие сознательные психические феномены. Необихевиористы говорят о целесообразности, целенаправленности и разумности поведения человека, не отрицая значения стимулов и реакций. Поведение человека целевое и когнитивное.

Связь между стимулом и реакцией опосредуется промежуточной переменной: S –>РР(промежуточная переменная) –> R .

Необихевиористами было доказано , что реакция (поведение):

  • может возникать без внешних стимулов,
  • может продлеваться без видимых стимулов,
  • изменяется без внешних стимулов, которые могли бы это обусловить,
  • прекращается в условиях, когда стимулы продолжают действовать,
  • изменяется до того, как стимулы начинают действовать (способность к предвидению),
  • совершенствуется, даже если повторяется в одних и тех же условиях.

До 60-х ХХ века бихевиоризм и необихевиоризм практически безгранично господствовал среди психологических направлений и оказал влияние на формирование бихевиоральной психотерапии, методов обучения животных и людей, на психологию рекламы и иные отрасли науки и сферы жизнедеятельности.

В новейшее время бихевиористские идеи не пользуются особой популярностью, но популярны те теории и направления, которые вышли из бихевиоризма и необихевиоризма, к примеру, когнитивная психология.

Если Вы хотите глубже изучить необихевиоризм, рекомендуем книги:

3. Г. Салливан, Дж. Роттер и У. Мишел


Как вы считаете, в чем выражается сущность человека? Думаем, вы согласитесь, что наиболее ярко личность проявляется именно в поступках и действиях. Все люди по-разному начинают свой день и проводят его, по-разному общаются с окружающими, по-разному выполняют работу и проводят досуг, по-разному реагируют на жизненные обстоятельства и действия других людей. Так вот, все, что относится к области человеческого поведения, уже десятки лет является предметом изучения разных научных направлений, одним из самых популярных среди которых еще не так давно был бихевиоризм.

Бихевиоризм: кратко о самом главном

Итак, что же такое бихевиоризм? Понятие «бихевиоризм» происходит от английского слова «behavior», означающего «поведение», и представляет собой систематический подход к изучению поведения людей (и, конечно же, других животных). Он основан на предположении, что поведение человека составляют рефлексы и реакции на какие-либо стимулы окружающего мира, а также последствия личной истории человека.

Таковыми последствиями являются подкрепление и наказание, и они действуют вместе с состоянием человека в текущий момент времени и стимулами, контролирующими его поведение. Несмотря на то, что бихевиористы осознавали серьезную роль наследственности в поведении людей, основной интерес для них представляли факторы окружающей среды.

Сознание же как самостоятельное явление представители бихевиоризма полностью отрицали. Для них оно было не более чем поведенческими реакциями на внешние стимулы. Мысли и чувства они сводили к двигательным рефлексам, которые вырабатываются у человека по мере получения жизненного опыта.

Идеи бихевиоризма, возникшие не фоне критического отношения к главному методу изучения человеческой психики в конце 19 века – интроспекции, оказались революционными на момент их появления (первая половина 20 столетия) и на многие годы определили облик американской психологии. Все научные представления о психике в одночасье преобразовались, и ученые начали изучать не сознание, а именно поведение человека.

Недоверие к интроспекции было обусловлено недостатком объективных измерений и разноплановостью получаемых данных. Объективным же феноменом психики для психологического бихевиоризма стало поведение.

Философской базой для нового направления послужили идеи английского педагога и философа Джона Локка, настаивавшего на том, что человек появляется на свет, являясь «чистым листом», а также идеи английского философа Томаса Гоббса, отрицавшего в человеке мыслящую субстанцию как таковую.

Однако основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон, предложивший схему для разъяснения поведения любого животного на нашей планете, включая человека. Схема эта выглядела достаточно просто: стимул вызывает реакцию. А учитывая то, что оба этих понятия можно измерить, воззрения Уотсона быстро нашли сторонников.

По мнению Уотсона, если применить к изучению поведения правильный подход, можно будет полностью это поведение предсказывать, формировать и даже управлять им посредством продуцирования изменений в окружающей действительности. А сам механизм такого воздействия основывался на обучении через классическое обуславливание, во всех подробностях изученное русским и советским ученым Иваном Петровичем Павловым.

О теории Павлова нам тоже следует сказать несколько слов, но прежде позвольте предложить вам к просмотру видеоролик о бихевиоризме и его основателе Джоне Уотсоне. Беря во внимание то, что в статье мы рассматриваем бихевиоризм кратко, это видео послужит для нашего материала прекрасным дополнением.

Вклад Павлова и Торндайка

Бихевиоризм в зиждется на научных изысканиях известного большинству (как минимум со школы) академика Ивана Петровича Павлова. В процессе своих исследований он установил, что безусловные рефлексы определяют соответствующее им реактивное поведение у животных. Но посредством внешнего влияния вполне реально выработать у них условные – приобретенные рефлексы, а это значит, что будут сформированы и новые поведенческие модели.

Академик Павлов, как вы помните, проводил эксперименты над животными, а Джон Уотсон пошел дальше и начал экспериментировать над людьми. Работая с младенцами, он смог выявить у них три основополагающих реакции на основе инстинктов. Этими реакциями стали любовь, гнев и страх.

В итоге Уотсон пришел к выводу, что любые другие отклики в поведении наслаиваются на первые три. Но механизм формирования сложных форм поведения им, к сожалению, раскрыт не был. К тому же эксперименты, проводимые ученым, воспринимались обществом очень спорно с моральной точки зрения, и подвергались критике.

Но вслед за Уотсоном появилось немалое число людей, внесших в развитие идей бихевиоризма немалый вклад. Один из самых ярких представителей – американский психолог и педагог Эдвард Торндайк, который ввел в психологию термин «оперантное поведение», формирующееся на основе проб и ошибок.

О том, что природу интеллекта составляют ассоциативные реакции, заявлял еще Томас Гоббс. На то, что приспосабливаться к условиям окружающей среды животному позволяет умственное развитие, указывал другой философ Герберт Спенсер. Но только Торндайк смог установить, что сущность интеллекта можно выявить, не обращаясь к сознанию.

В противовес Уотсону, Торндайк считал исходным моментом не внешний импульс, заставляющий индивида двигаться, а проблемную ситуацию, требующую приспособиться к условиям внешней среды и выстраивать поведение соответствующим образом.

Согласно воззрениям Торндайка, концепция «стимул – реакция» характеризуется следующими признаками:

  • исходная точка (ей служит проблемная ситуация);
  • противодействие организма проблемной ситуации (организм действует как единое целое);
  • поиск организмом подходящей модели поведения;
  • научение организмом новым приемам (посредством «упражнений»).

Развитие бихевиоризма многим обязано теории Торндайка. Но все же в своей работе этот ученый оперировал понятиями, впоследствии исключенными из бихевиоризма. В то время как Торндайк указывал на формирование поведения организма за счет чувства дискомфорта или чувства удовольствия и вводил «закон готовности», изменяющий импульсы реагирования, представители «чистого» бихевиоризма не допускали, чтобы специалист принимал во внимание внутренние ощущения и физиологические особенности изучаемого субъекта.

Так или иначе, благодаря влиянию упомянутых ученых сформировались основные идеи бихевиоризма, а также разные его направления. О направлениях мы поговорим чуть позже, а пока давайте кратко обобщим сказанное.

Основные положения и особенности бихевиоризма

Рассматривая бихевиоризм в психологии в качестве фундаментального научного направления, мы можем выделить целый комплекс его основных положений. Представим их в тезисной форме (чтобы понять эту тему лучше, конечно, стоит почитать тематические книги – работы Торндайка, Уотсона и других авторов):

  • предмет изучения бихевиоризма – поведение и поведенческие реакции человека и других животных;
  • поведение и поведенческие реакции поддаются изучению посредством метода наблюдения;
  • все психические и физиологические аспекты существования человека определяются поведением;
  • поведение человека и животных – это совокупность двигательных реакций на стимулы (внешние раздражители);
  • если знать характер стимула, можно спрогнозировать и ответную реакцию;
  • предсказание действий индивида – главная задача бихевиоризма;
  • поведение людей и животных поддается контролю и формированию;
  • все реакции индивида либо передаются ему по наследству (безусловные рефлексы), либо приобретаются (условные рефлексы);
  • поведение человека является результатом обучения (благодаря многократному повторению успешные реакции закрепляются в памяти и становятся автоматическими и воспроизводимыми);
  • навыки формируются через выработку условных рефлексов;
  • мышление и речь – это навыки;
  • память – это механизм удержания приобретенных навыков;
  • психические реакции развиваются всю жизнь;
  • на развитие психических реакций влияют условия жизни, окружение и т.д.;
  • эмоции – это реакции на положительные и отрицательные стимулы извне.

Не сложно понять, почему идеи бихевиоризма оказали на общественность и научное сообщество такое влияние. И поначалу вокруг этого направления царил неподдельный энтузиазм. Но у любого направления в науке есть и преимущества, и недостатки. И вот, что мы имеем в случае с бихевиоризмом:

  • Для эпохи, в которую появился бихевиоризм, он был достаточно прогрессивным подходом к изучению поведения и поведенческих реакций. Беря во внимание то, что до этого ученые изучали лишь сознание человека, отделенное от объективной действительности, это вовсе не удивительно. Но представители бихевиоризма применили к расширению понимания предмета психологии однобокий подход, ведь сознание человека они не учитывали вовсе.
  • Вопрос изучения поведения бихевиористы поставили очень остро, но поведение индивида (не только человека, но и других животных) они рассматривали лишь во внешних проявлениях. Точно так же, как и сознание, они полностью игнорировали психические и физиологические процессы, которые не поддавались наблюдениям.
  • Теория бихевиоризма указывала на то, что исследователь может управлять поведением объекта, исходя из своих нужд и задач. Но подход к изучению предмета оказался механическим, а потому поведение индивида сводилось к комплексу самых простых реакций. Активная деятельная сущность человека не имела для ученых никакого значения.
  • Базой психологических исследований для бихевиористов послужил метод лабораторного эксперимента. Также они начали практиковать опыты над живыми существами (в том числе и над людьми). Но в то же время исследователи не видели особых различий между поведением людей, зверей и птиц.
  • Устанавливая механизм выработки навыков у человека, представители бихевиоризма отбросили серьезнейшие его компоненты: и психический образ действия, служивший основой его осуществления. Кроме того, они абсолютно игнорировали еще и социальный фактор.

Наличие таких существенных с современной точки зрения недостатков привело к тому, что со временем некогда прогрессивнейшее научное направление перестало выдерживать какую бы то ни было критику. Однако итог мы пока не подводим, т.к. для полноты картины есть смысл кратко рассмотреть направления, появившиеся на основе классических бихевиористских воззрений, а также наиболее ярких их представителей.

Направления бихевиоризма и их представители

Лидером движения бихевиористов был Джон Уотсон, но идеи бихевиоризма активно поддерживались и другими учеными. Среди особо выдающихся можно выделить Уильяма Хантера, создавшего в 1914 году так называемую отсроченную схему изучения реакции в поведении.

Известность ему принесли эксперименты с обезьянами: ученый показывал животному два ящика, в одном из которых лежал банан. После этого он закрывал ящики ширмой, а спустя несколько секунд убирал ее. Обезьяна же сразу находила банан, и это стало доказательством того, что животные имеют как непосредственную (сиюминутную) реакцию, так и отсроченную.

Другой исследователь – Карл Лешли решил пойти дальше. Посредством экспериментов он помогал какому-нибудь животному выработать навык, после чего удалял ту или иную часть его мозга, стараясь понять, зависит ли от удаленной части выработанный рефлекс. И наблюдал, как определенные функции перебирает на себя другая часть.

Внимания достойны и идеи Берреса Фредерика Скиннера. Как и идеи предыдущих представителей, они были подтверждены экспериментально, а методом исследований послужил функциональный анализ. Именно Скиннер глубоко разделял идею об изучении, прогнозировании и контроле поведения через управление средой.

Однако этими тремя учеными список выдающихся бихевиористов далеко не исчерпывается. Вот лишь небольшой перечень известных представителей этого направления: Д. М. Байер, А. Бандура, С. Хайес, С. Бижу, В. Бехтерев, Р. Эпштейн, К. Халл, Д. Леви, Ф. Келлер, Н. Миллер, У. Баум, Ч. Осгуд, К. Спенс, Ж. Фреско, М. Вулф и другие.

Большинство исследователей пропагандировали идеи бихевиоризма Джона Уотсона, но все же их старания привести сознание к единому знаменателю – комплексу стандартных поведенческих реакций успехом не увенчались. Бихевиоризм нуждался в расширении понимания психологии, и требовал включения в него новых понятий, например, мотива.

Это привело к тому, что во второй половине 20 века стали появляться новые направления бихевиоризма. Одним из таковых стал когнитивный бихевиоризм, основанный американским психологом Эдвардом Чейзом Толменом. Толмен предложил не ограничиваться при изучении психических процессов концепцией «стимул – реакция», а использовать еще и промежуточную фазу между двумя данными событиями. Эта фаза – когнитивное представление.

Так появилась новая схема, объясняющая суть человеческого поведения: стимул – когнитивная деятельность – реакция. Средний элемент включает в себя знаки-гештальты, состоящие из когнитивных карт – образов изученной местности, хранящихся в уме, возможных ожиданий и некоторых других элементов.

Свои доводы Толмен подкреплял результатами экспериментов. К примеру, животным нужно было найти корм в лабиринте, и они всегда его находили, двигаясь по разным путям, и не имело никакого значения, к какому пути изначально их приучали. Здесь можно сказать о том, что цель действий гораздо важнее поведенческой модели. Кстати, по этой причине Толмен дал своей систем название «целевой бихевиоризм».

Следующим направлением стал социальный бихевиоризм. Его сторонники полагали, что, определяя стимулы, воздействующие на поведение индивида, необходимо брать во внимание его индивидуальные особенности и социальный опыт. Пожалуй, более остальных тут выделился канадский психолог Альберт Бандура. Он проводил эксперименты с участием детей: их делили на три группы и показывали им фильм, где мальчик избивает тряпичную куклу.

Для каждой группы детей была своя концовка: положительное отношение к избиению куклы, наказание за избиение куклы и безразличие к этому процессу. После этого детей приводили в комнату с такой же куклой и смотрели, что они будут с ней делать.

Дети, увидевшие в фильме, что за избиение куклы наказывают, не трогали ее. А дети из оставшихся двух групп проявляли агрессию к кукле. Это и послужило доказательством того, что человек попадает под воздействия общества, которое его окружает, т.е. социальный фактор имеет значение.

И, наконец, третье направление бихевиоризма – это необихевиоризм, ставший альтернативой классическому бихевиоризму, не способному дать целостное объяснение поведению людей и животных. Ключевые представители необихевиоризма – Беррес Фредерик Скиннер и Кларк Леонард Халл.

Необихевиористы также расширили модель «стимул – реакция», внеся в нее некоторые промежуточные переменные, каждая из которых влияет на процесс формирования навыков и , т.е. ускоряет подкрепление, замедляет его или же препятствует ему. Впоследствии данное направление потеряло свои позиции, уступив место когнитивному психологическому подходу. Так что эту веху в истории бихевиоризма можно считать началом его заката. На смену пришли новые направления, концепции и теории, оказавшиеся более подходящими для реалий современности и позволяющие более объективно, адекватно и полноценно трактовать человеческое поведение, действия и поступки. При этои даже сегодня некоторые идеи и положения бихевиоризма активно применяются в практической психологии и психотерапии.

Заключение

Человек – это очень сложное и многогранное существо, и для изучения его и его жизни требуется предпринять еще много усилий. Идеи бихевиоризма стали попыткой дать всему этому объяснение, но получилось это лишь отчасти.

Итогом бихевиористских исследований стала выработка частичного понимания человеком своего и чужого поведения, открытие возможности создания обстоятельств, побуждающих к совершению определенных действий. В то же время и поведение самого человека является стимулом, вызывающим у окружающих конкретные реакции.

Копая глубже, мы можем заключить, что если поступки другого человека нам не нравятся, в первую очередь мы должны пересмотреть собственное поведение. Следует отдать теории бихевиоризма должное, ведь она указала, что иногда нужно руководствоваться не понятием о правильности или не правильности наших поступков, а тем, как другие люди могут их расценить и интерпретировать.

И в завершение. Если вас заинтересовала тема, советуем обратиться к специализированной литературе. Кроме работ таких выдающихся ученых как Уотсон, Торндайк, Павлов, Скиннер и других представителей направления, обратите внимание на следующие книги:

  • Карен Прайор «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя»;
  • Гилберт Райл «Понятие сознания»;
  • Юджин Линден «Обезьяны, человек и язык»;
  • Чарлз Дахигг «Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе»;
  • Эрих Фромм «Анатомия человеческой деструктивности»;
  • Гарри К. Уэллс «Павлов и Фрейд»;
  • В. А. Руженков «Основа бихевиоральной психотерапии»;
  • В. Г. Ромек «Поведенческая психотерапия».

Бихевиоризм – это направление в психологии и философии, основанное на понятии, что сознание не является отдельной психологической структурой, его приравнивают к реакциям на различные раздражители. Если объяснить суть понятия бихевиоризм кратко, то теория сводится к тому, что все чувства, эмоции и мыслительные процессы человека – не что иное, как двигательные рефлексы, которые продолжают вырабатываться на протяжении всей жизни. Теория о поведении произвела фурор в психологии с самого ее зарождения, но в последнее время российские ученые не очень часто применяют ее в своей практике.

Что такое бихевиоризм и как произошло данное понятие? Происходит оно от слова behavior, что переводится как поведение, именно на основе поведенческих реакций основатели течения строят все свои теории. Американская психология претерпела значительные изменения благодаря открытию бихевиористского подхода, поскольку он преобразовал все существующие до этого понятия о том, как устроена психика человека.

Основоположник бихевиоризма – Джон Уотсон, американский ученый, который занимался рассмотрением поведенческих реакций и пришел к выводу, что все поступки и двигательные действия человека совершаются в результате определенного стимула. Уотсон склонялся к мнению, что человек поступает так или иначе под влиянием определенных раздражителей, при этом эмоциональная сфера и сознание не играют никакой роли.

Бихевиористская теория зародилась как противоположность интроспекции – методу изучения психики человека. Критики выразили мнение, что интроспективный метод не позволяет проводить объективные измерения, вследствие чего результаты исследований нелогичны и неправильны.

С философской точки зрения основатель бихевиоризма – это Джон Локк, он считал, что сразу после рождения и до смерти у человека вырабатываются стимулы и рефлексы, сформированные внешней средой. Джон Уотсон же полагал, что поведение человека и животного имеет одну и ту же структуру – внешний стимул вызывает реакцию, а вслед за ней идет определенный поступок. Цепочка событий была сформирована им в виде формулы S R (стимул – реакция). Социальные психологи-бихевиористы стали считать, что с помощью данной теории им удастся не только контролировать поведение человека, но даже предугадывать и формировать его.

Теории ученых

Основная теория бихевиоризма по Уотсону нашла свое подтверждение в экспериментах над животными, которые проводил советский ученый-физиолог Иван Павлов. Он доказал, что формирование рефлексов напрямую зависит от внешних стимулов (знаменитая «собака Павлова»). Исходя из материалов его работ, следовало, что нужное поведение животного и человека можно формировать, вырабатывая условные рефлексы.

Бихевиористический подход Уотсона основывался на результатах исследований, проводимых над младенцами. Им было установлено, что у младенцев есть только три основных вида инстинктов – это страх, гнев и любовь, а остальные рефлексы и стимулы являются вторичными. Основные сложные поведенческие конфигурации Уотсоном детально описаны не были, но его идеи получили широкое распространение в социологии, так же как и на сегодняшний день их используют в практических занятиях.

Джон Уотсон свою теорию бихевиоризма строил на следующих постулатах:

  • бихевиоризм в психологии – это изучение поведения живых существ;
  • психофизиология человека зависит от его поведенческих реакций;
  • проводимые исследования поведения основываются на реакции организма на внешние раздражители;
  • если известен характер внешнего раздражителя – можно предугадать реакцию в поведении и контролировать его в дальнейшем;
  • психология должна брать за основу условные и безусловные рефлексы человека;
  • теория личности – это комплекс реакций на различные виды раздражителей;
  • речь и способность логически мыслить должны восприниматься как навыки;
  • для удержания навыков существует память;
  • психика человека подвергается изменениям в течение жизни, поэтому и отношение к ситуации может прямо влиять на поступки;
  • социальная психология больше ориентирована на эмоциональную сферу, где положительные и отрицательные эмоции есть не что иное, как разные реакции на внешние раздражители.

Помимо этих представителей бихевиоризма, немаловажный вклад в данную теорию внес Э.Торндайк. Эксперименты он проводил над поведенческими реакциями птиц и грызунов, в результате чего он пришел к выводу, что изменения поступков заключаются в процессе проб и ошибок, причем связь между поведением и разными ситуациями была подробно прослежена исследователем. Теория Торндайка гласила, что исходный момент для двигательной активности любого существа – это проблемная ситуация, она заставляет приспособиться к ней и начать поиск выхода. О психологии человека он говорил, что она формируется в результате дискомфорта или удовольствия.

Бихевиорист – это продолжатель теории поведенческих реакций, который проводит дополнительные исследования и создает труды, основанные на их результатах. Таким бихевиористом был Беррес Ф. Скиннер. Он отвергал наличие мыслительных механизмов и считал, что все формы поведения и поступков человека можно объяснить выработкой условных рефлексов, связанных с наличием поощрения или наказания. Такая теория бихевиоризма Скиннера применялась им для объяснения разнообразных сложных поведенческих форм, начиная с обучения и вплоть до социального поведения.

Что говорят критики

Многие критики говорят, что бихевиористский подход достаточно однобок, поскольку человеческое поведение истолковывается без учета свободной воли и внутренних эмоций живого существа. Других видов научения данная теория не рассматривает, особенно таких, которые не предлагают использовать подкрепление и наказание в обучающем процессе. Критики уверены, что, несмотря на искусственно созданные рефлексы, полученные методом подкрепления, получение новой информации способно изменить поведение человека.

Сильными сторонами теории являются:

  • объективность собранных в ходе испытаний данных, поскольку поведенческие проявления легче оценить количественно;
  • многие терапевтические методы уходят корнями в бихевиористскую теорию – это анализ поведения, обучение способом дискретных проб, интенсивное поведенческое вмешательство и прочие;
  • основанные на бихевиористском подходе методики полезны в модификации поведения у пациентов всех возрастных групп.

В ходе исследований основатели теории пользовались двумя методами – это наблюдение за живыми существами в лабораторных и естественных условиях. Большинство экспериментов они проводили на животных, а затем переносили на человека установленные закономерности. Опыты над животными позволяли тщательно контролировать связь существа с внешней средой и поведенческую реакцию на эту связь, но чистоту эксперимента в ходе испытания людей теоретики обеспечить не могли. Позже критики активно выступали против такой исследовательской методики, в частности, по этическим и гуманистическим причинам.

Позже, во времена существования СССР, поведенческая теория была активно раскритикована А. Леонтьевым, который утверждал, что при таком подходе роль целей, мотивов, предубеждений и смысловых реакций человека просто сводится к нулю. Бихевиоризм называли буржуазным извращением психологической науки.

Разнообразие течений

В 60-е годы прошлого столетия теория подверглась распаду на несколько течений, наиболее популярным из них стал когнитивный бихевиоризм. Что это такое и кто разработал данную концепцию? Основоположником течения стал Э. Толмен, который отвергал теорию Уотсона о том, что поведение человека основывается на такой короткой цепочке как S-R. Он считал, что посередине этих процессов обязательно должен существовать еще один, промежуточный, который он назвал когнитивным представлением, или знаком гештальт. Исходя из теории Толмена, человек не может реагировать на стимул без определенной меры осознания и вспоминания своей предыдущей реакции на него.

Необихевиоризм – течение, возникшее после того, когда ученые и исследователи задумались о неоправданной простоте цепочки R-S, они ввели в обиход понятие «черного ящика», который играл роль явления, тормозящего или ускоряющего реакцию индивида на раздражитель. Необихевиористы утверждали, что поведение человека обусловлено стимулами, но, все же, оно является осознанным и целенаправленным.

Сторонники радикального бихевиоризма считали, что человек – не что иное, как биологическая машина, лишенная всяких чувств и эмоций, а поведение его можно запрограммировать на то, которое нужно исследователю или обществу в целом. То есть, психические реакции, сознание, цели и стремления – все эти аспекты не играют роли в формировании поведения, а оно является лишь реакцией на внешний стимул.

В итоге бихевиористский подход все же был признан несостоятельным, поскольку личность человека в нем рассматривалась лишь как биологический образец и инструмент для различных, порой неэтичных, экспериментов. Тщательное продуманные исследования так увлекали ученых, что они отождествляли человека с голубями и грызунами, забывая о первоначальной цели экспериментов. При этом результаты просто переносились на людей, без учета того, что в отличие от остальных живых существ, человек обладает тонкой и совершенной психикой и сознанием – а это гораздо большее, чем искусственно созданный у животного условный рефлекс. Основоположники теории считали, что проведение подобных экспериментов позволит осуществлять контроль и управление поведением человека, и это мнение имеет право существовать, но вот отождествление человека с животными вряд ли докажет состоятельность подобного подхода.