Аналитическая справка о результатах тематической проверки «Выполнение программных требований по разделу «Речевое развитие. Отчет средней группы по познавательно-речевому развитию

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи дошкольников при помощи пальчиковых игр», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Определила цель своей работы:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в условиях введения ФГОС. Повышение эффективности использования современных технологий для достижения детьми целевых ориентиров по образовательной области «Речевое развитие». Создание условий для успешного развития речи и обогащения словарного запаса детей при помощи пальчиковых игр.

И для достижения этой цели определила следующие задачи:

Повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук; Повысить уровень речевой компетентности детей; Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития речи при помощи пальчиковых игр; Формирование правильной устной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность; Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

Разобрала план мероприятий. Для реализации поставленной цели и задач большое внимание уделяю предметно-развивающей среде. Благоприятное воздействие на речевое развитие и на развитие мелкой моторики пальцев рук оказывают игры с предметами, такие как мозаика, домино, крупные и мелкие пазлы, пальчиковый театр, театр би-ба-бо.

Работу по развитию движений пальцев кисти рук я провожу во время утрен-ней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каж-дый ребенок занимается по 7-10 минут в день. В своей работе я широко ис-пользую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Создала картотеку для пальчиковых упражнений: «Чтобы чисто говорит, надо с ручками дружить».

Для родителей своей группы были представлены письменные консультации:

Для чего нужны пальчиковые игры? Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей. Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Ум на кончиках пальцев.

Также были проведены индивидуальные беседы с родителями.

Изготовила буклеты для родителей:

Советы родителям. «Пальчиковая гимнастика дома» Пальчиковая гимнастика для детей.

Я буду продолжать работать в этом направлении: пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой, что укрепляет здоровье ребенка – а это одна из задач детского сада.

Отчёт по образовательным областям в соответствии с ФГОС.

В 2014-2015 учебном году я работала в старшей группе №2.
К началу учебного года была подготовлена развивающая среда, которая играет особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей.
Развитие ребенка в дошкольный период - это сложный и многогранный процесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые границы окружающего мира. Огромная жажда познания заставляет ребенка всем интересоваться и во всем принимать активное участие, пропуская через себя – давать свою оценку понятого, изобретать, творить, а главное развиваться дальше, поднимаясь, каждый день на новую ступень развития.
И рядом с ребенком, конечно, находится взрослый, который выступает для ребенка предметом подражания, взрослый для ребенка – это помощник, защитник, источник знаний. Поэтому совместная деятельность взрослого и ребенка дает свои плоды. А именно - ребенок получая новые знания, учится их анализировать, систематизировать, планировать свои дальнейшие действия, прогнозировать события, контролировать себя и управлять своим поведение и т.д. главным условием развития дошкольника является включение его в целесообразно организованный образовательный процесс. Перед мной были поставлены следующие задачи.
1. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие детей»:
- формировать доброжелательные отношения к людям, уважение к старшим, развитие добрых чувств, отзывчивость, воспитание культуры поведения в общественных местах;
- закрепить знания детей о профессиях, роли труда в жизни каждого человека;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в трудовой деятельности, самообслуживании, конструировании;
- формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения, о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода.
В результате работы на протяжении учебного года большинство детей справились с поставленными задачами: они приветливы к окружающим, проявляют интерес к словам и действиям взрослых, охотно откликаются на просьбу помочь, научить другого, проявляют осторожность при встрече с незнакомыми людьми, животными, ориентируются на известные общепринятые нормы и правила поведения. Хорошо знакомы с профессиями своих родителей и близких родственников, знают цену чужого труда. С некоторыми детьми проводится индивидуальная работа по освоению поставленных задач.

2. Образовательная область «Познавательное развитие детей»:
-развивать у детей интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира, аналитическое восприятие обследовать объекты по свойствам и признакам, умение отражать результаты познания в речи;
-классифицировать предметы;
-обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, правилах взаимоотношения между взрослыми и детьми, о себе, своём организме, о своих умениях;
-формировать представления о родном городе, стране, гражданско- патриотических чувствах.
Большинство детей справились с поставленными задачами. Они активны в разных видах познавательной деятельности: по собственной инициативе наблюдают, экспериментируют, рассуждают, выдвигают проблемы, проявляют догадку и сообразительность в процессе их решения; овладели умениями пользоваться числами и цифрами в пределах первого десятка, освоили измерения длины, ширины, высоты мерками разного размера, фиксация результата числом и цифрой; проявляют умение устанавливать простейшие зависимости между объектами.
С некоторыми детьми предстоит ещё дополнительная работа.
В апреле был проведён открытый просмотр ОД «Дорожки к познанию»(РМО).

3. Образовательная область «Речевое развитие детей»:
-развивать монологическую и диалогическую речь, умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
-обогащать представления о правилах речевого этикета;
-самостоятельно пересказывать знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого;
-составлять описательные рассказы, проявлять интерес к языку;
-слышать слова с заданным первым звуком;
-поддерживать интерес к литературе, обогащать опыт детей за счёт произведений более сложных жанров фольклора, литературной прозы, поэзии;
-воспитывать литературно-художественный вкус, способствовать пониманию настроения произведения, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов.
В результате работы многие дети имеют богатый словарный запас, пользуются обобщающими словами и понятиями, владеют средствами звукового анализа слов, определяют основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове; самостоятельно пересказывают небольшие рассказы и сказки, проявляют избирательные отношения к произведениям, определяют жанр произведения. Но некоторые дети затрудняются в аргументировании суждений, не пользуются речью-доказательством; допускают ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие детей»:
-аргументировать проявление эстетического отношения к окружающему миру;
-развивать художественно-эстетическое восприятие красоты окружающего мира в произведениях искусства и собственных работах, представления о различных жанрах искусства, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность;
-обучать детей анализу средств музыкальной выразительности, развивать певческие умения, стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр;
-развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.
В результате диагностики мы отметили, что в основном дети самостоятельно определяют замысел будущей работы, могут её конкретизировать, используют освоенные приёмы, создают образы, проявляют себя в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, имеют представления о жанрах музыки. Но некоторым детям требуется помощь при работе с ножницами; испытывают трудности в создании сложных декоративных композиций. В октябре был проведён открытый просмотр литературно-музыкального развлечения «Осенний калейдоскоп»(РМО).
5. Образовательная область «Физическое развитие детей»:
-развивать умение осознанного выполнения всех видов упражнений, умение контролировать и оценивать свои действия и движения товарищей, физические качества: координацию, гибкость, выносливость, быстроту реакции, силу; самостоятельность детей в выполнении кгн и жизненно важных привычек ЗОЖ;
-формировать представления о спорте, спортивных играх и упражнениях;
-воспитывать стремление самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры.
Очень приятно нам наблюдать, что в основном все дети умеют практически решать некоторые задачи ЗОЖ и безопасного поведения в двигательной деятельности, проявляют хорошую выносливость, быстроту, силу, гибкость, координацию движений, умеют метать предметы в цель. Мотивированны на сбережение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей, имеют представления о некоторых видах спорта.
В ноябре было проведено совместно с родителями спортивное развлечение:

В течении учебного года дети совместно с воспитателями и родителями приняли участие в конкурсах: акция: «Белый цветок», городской конкурс рисунков: «Спасибо, мама!»(2место), районный конкурс: «Зимний букет» (2место), городской конкурс по дорожной безопасности: «Зелёная улица», выставка поделок «Осеняя фантазия».
На протяжении всего учебного года тесно взаимодействовала с семьями воспитанников, так как это одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.
Все цели и задачи, поставленные на этот год выполнялись. Для решения этих задач проводилась систематическая планомерная работа.
В следующем учебном году планирую:
1. Направить все усилия на создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе.
2. Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
3. Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка 6-7 лет, умением применять их в общении.
4. Находить и применять инновационные методы и подходы по своему приоритетному направлению, продолжать работу по внедрению здорового образа жизни среди детей и родителей.

МБДОУ №4 «Росинка»

Творческий отчет

по теме «Развитие связной речи дошкольников как одно из условий

подготовки их к школе »

Педагог

I квалифицированной категории

Баташева Надежда Николаевна

г. Шарыпово

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Но в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. Поэтому уровень речевого развития у большинства детей ниже положенной нормы.

Особенностью современной ситуации является и более раннее овладение детьми письменной формой речи. В основном это касается такого навыка, как чтение. При этом часто речевое развитие подменяется прямым, специальным обучением чтению и письму, а задачи формирования устной речи уходят из-под контроля и внимания взрослых. Письменная речь в этом случае ложится на неподготовленную речевую почву и в последующем часто приводит к расстройствам чтения и письма (дислексии и дисграфии).

Поэтому сейчас в поле зрения постоянно находятся вопросы формирования речи детей, являющиеся важнейшей составной частью воспитания.

Своевременное овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.

Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

Ведущим принципом системы развития связной речи считаю взаимосвязь разных речевых задач - обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи.

Чтобы осуществить решение этих задач, достичь положительных результатов в развитии творческого потенциала личности ребенка, с младших групп начала углубленно работать над темой «Развитие связной речи как одно из важнейших условий подготовки детей к школе».

Путь формирования у малышей способности строить связное и развернутое высказывание ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка.

На первых порах многие дети не всегда даже называли слова, обозначающие предметы, не могли самостоятельно называть какие-либо качества, действия. С этой целью часто ставила вопросы: какой? что можно делать? что делают? Широко использовала наглядность (игрушки, картины), побуждала детей к повторению.

Например, в игровой ситуации, где дети рассматривали куклу, рассказывали, что они делали: собирали Катю на прогулку, надевали на нее теплое пальто, шапочку и др. В заключение спрашивала: «Какую одежду мы на нее надели?» Дети повторяли уже сказанное самостоятельно.

Сначала малыши повторяли рассказы, с небольшим сюжетом подражая слово в слово. Позже меняла героев, обстоятельства, тем самым побуждая их к самостоятельному рассказыванию.

Для обеспечения осознанного усвоения детьми речевых умений и навыков проводила различные игры: «Кто это?», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Кто у кого?», «Кто поет?», «Почтальон принес открытки»; проводила наблюдения за животными; чтение рассказов; пересказ картинок.

При пересказе использовала только хорошо знакомые литературные произведения (сказки, рассказы). Для того, чтобы восприятие детьми сказки было более эмоциональным, использовала фланеграф, настольный театр. Часто к детям приходили в гости их любимые герои (Чебурашка, Петрушка, куклы, зайка и т.д.), с которыми малыши делились всем увиденным и пережитым. Очень эффективным был такой прием, как поход в гости в другую группу, где речевая активность развивалась в реальных жизненных ситуациях общения (расспрашивали, рассказывали друг другу об игрушках, книгах, происходило естественное общение, совместная игра).

Работу по развитию связной речи осуществляла также и в повседневном общении ребенка с окружающими (наиболее свойственная речи форма – диалог, ответы на вопросы); разучивали с детьми стишки, потешки. При этом обращала внимание на громкость, четкость произношения слов и фраз, на правильное использование темпа речи, интонационных средств выразительности.

Учитывая разный речевой уровень детей, проводила большую индивидуальную работу с целью развития речевых способностей каждого ребенка.

В индивидуальном общении легче было обучать детей рассказыванию на темы из личного опыта (о любой игре, о членах семьи) при описании игрушек, картинок. После того как у детей речь становилась более связной и последовательной, тематика индивидуальных бесед расширялась: что ребенок видел по дороге в детский сад, чем занимался дома; что задумал нарисовать; во что и с кем любит играть и т.п. Особое внимание уделяла молчаливым детям, которые мало высказывались на занятиях. Также постепенно усложнялись виды занятий по формированию навыков речи. Для пересказывания литературных произведений брала не только знакомые сказки, но и новые, впервые прочитанные на занятиях. Дети пересказывали содержание, выразительно передавали диалоги действующих лиц (что особенно нравилось им).

На занятиях, где дети рассказывали по картине, подводила к тому, чтобы дети сочиняли небольшой рассказ на темы из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Вначале дети придумывали минимальную историю с помощью взрослого, затем предлагалось придумать рассказ с опорой на план (из 2-3 предложений). В конце года большинство детей составляли небольшие рассказы самостоятельно.

Также рассказывали и об игрушках. Сначала с помощью вопросов описывали игрушку, называли наиболее характерные ее признаки, затем я давала задания на описание предметов в форме дидактических игр, например: «Петрушка, угадай мою игрушку». В дальнейшем дети описывали, сравнивали кукол, называя их характерные признаки. На этой основе дети начинали составлять описания внешности друг друга, одежды. При составлении описательных результатов использовала план-схемы, которые помогали детям учитывать последовательность составления рассказа (начальное определение предмета, описание его свойств и качеств, конечная оценка, отношение к предмету), учиться самостоятельно рассказывать в дальнейшем.

Использовала и такую форму, как коллективное составление связного высказывания, где каждый ребенок мог продолжить предложение, начатое взрослым или сверстником. Эта форма работы помогала подвести детей к рассказыванию по серии картинок, когда один рассказывал начало, другой продолжал развивать сюжет, третий заканчивал. При переходе от одной картинке к другой помогала им словами-связками («и вот тогда…»; «вдруг…»; «в это время…»).

Кроме всего этого, часто организовывала с детьми игры-драматизации по русским народным сказкам, привлекала ребят к отгадыванию и загадыванию загадок, побуждала к рассказыванию сказок по их выбору.

В старшей группе круг учебных задач тот же, что и в предыдущих группах, но каждая задача усложнялась как в содержании, так и в методике.

В процессе перессказывания сказок, рассказов почти все дети научились связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого. Использовали при этом интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей, синонимические выражения (дети говорили точно по содержанию, но другими словами). Кроме того, при организации пересказа включала коллективные формы общения детей между собой, работу в микрогруппах.

Совместные рассказы заинтересовывали детей, но нужно было уметь договориться, кто первым начнет, кто продолжит, а кто закончит, или выбрать другую форму рассказывания у себя в компании (все вместе или кто-то один). В начале при этом были и конфликты, но впоследствии дети научились договариваться, решать проблемы совместно, при необходимости помогать товарищу, уступать ему.

В рассказывании по картинке в целях формирования связной речи проводила различные виды занятий с картинным материалом:

    составление рассказов по сюжетным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц; например: «Семья», «Игры на детской площадке»; «Зимние развлечения»;

    составление небольших рассказов описаний по сюжетным картинкам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, событий, определяющих общую тематику;

    по отдельной сюжетной картинке с придумыванием предшествующих событий (что было раньше, что будет потом);

    описание пейзажной картины.

При разборе картин дети усваивали примерную схему последовательного описания: называли время года; перечисляли предметы ландшафта, их пространственное расположение; описывали изображенные объекты по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг?), вопросам-указаниям (а теперь расскажите о березках. Какие они?), работали по опорным картинкам.

В обучении рассказыванию по картине использовала игры «Кто больше назовет живых (не живых) предметов?», «Кто больше увидит?», «Кто самый внимательный?».

В игре «Кто лучше запомнил?» ребенок должен был вспомнить, какие действия выполняли различные персонажи. Спрашивала о том, что не изображено на картине, например: «Как заботится медведица о медвежатах?» «Почему белым медведям не холодно во льдах?».

Пробовала представлять с детьми, что попали в картинку. Предлагала также задания, как: «Что ты слышишь?», дотронься до предметов, которые изображены. Что ты почувствовал? Какие запахи ты почувствовал? и др. Такой прием активизировал познавательную активность детей.

Рассказывая по сериям сюжетных картинок, формировала умение развивать сюжетную линию, придумывать название к рассказу, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Также дети описывали игрушки, составляли рассказы и сказки об игрушках, давали их описание и характеристику.

Со старшими дошкольниками также продолжала использовать план-схемы, которые давали возможность систематизировать полученные знания, спланировать высказывание, установить последовательность содержания рассказа. Чтобы добиваться положительных результатов, использовала многократное составление рассказов-описаний: составить рассказ, загадку-описание; дети описывали, а потом рисовали этот предмет или игрушку.

Мотивационную деятельность детей обеспечивала созданием проблемных ситуаций: «Угадай предмет», «Загадай-ка», «Уговори маму купить котенка, расскажи какой он», «Расскажи другу о своей новой (забавной) игрушке по телефону, чтобы он представил ее себе»

Еще составляли письмо Деду Морозу (дети диктовали, а я записывала), поздравление другу на день рожденье. В этом случае речевую деятельность активизирует ситуация письменной речи (дети учились строить правильное предложение).

Вела работу и над другими видами рассказывания: на темы из личного опыта, творческими, где дети придумывали сказку или рассказ по образцу воспитателя: завершали рассказ, не повторяя концовки, придуманной товарищем, или по теме, которую выбрали сами.

Большую плодотворную работу провела по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина. В течение длительного времени знакомила с небольшими событиям его жизни, учили стихи, рассказывали сказки, слушали профессиональных чтецов на магнитофонной записи; драматизировали, рассматривали иллюстрации, открытки; выясняли, почему старуха в сказке «О рыбаке и рыбке» была такой злой. На эту тему разработала конспект итогового занятия «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина».

Еще дети любят самостоятельное творчество: сочинять рассказы, истории различного характера: веселые, грустные, страшные. А также многие дети связно, живо и интересно рассказывают о том, что с ним или кем-нибудь случилось, передают свои впечатления об увиденном, услышанном.

Считаю, что это достаточно высокий показатель самостоятельности детей в овладении связной речью.

Усложнялась тематика поручений, разговоров, бесед в свободное время. Больше внимания уделяла воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению правил речевого поведения в общественных местах.

В беседах с детьми решали различные воспитательно-образовательные задачи. В основном ставила вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений в связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похож? Как узнать? Каким образом? Для чего? А также вопросы, стимулирующие обобщение: «Про каких ребят можно сказать – это друзья?» «Какие удобства созданы для жителей города в нашем микрорайоне?» (в беседе «Мой город»).

В любых видах деятельности поддерживала у детей интерес, желание говорить, предоставляла возможность свободно высказываться, старалась не подавлять их речевую активность, а наоборот поощрять, поддерживать, тактично исправлять неточность.

Для поощрения использовала различные знаки: фишки, звездочки, флажки, жетоны.

Учитывая то, что старшая группа была логопедической, (у многих детей серьезные нарушения речи) работу вела в тесной взаимосвязи с учителем-логопедом. Задачи по развитию связной речью осуществляла в сочетании с грамматической и словарной работой. Специально организованные занятия проводила как коллективно, так и индивидуально (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения). А также осуществляла регулярное повторение усвоенного речевого материала, вводя новые элементы, костюмы, игрушки, что способствовало хорошему запоминанию текста.

В своей работе опиралась на основополагающие идеи методики О.С. Ушаковой, А.К. Бондаренко, А.Г. Арушановой, подбирала конкретный языковой материал, игровые занятия, проблемные ситуации, чтобы активизировать речевое общение между детьми.

Вовлекала в воспитательно-образовательный процесс и родителей. Многие игровые упражнения, задания, педагогические ситуации проигрывали на родительских собраниях, давали задания на дом, родители совместно с детьми готовились к выставкам поделок, рисунков, подбирали художественную литературу, иллюстрации к отдельным занятиям; создавали предметно-развивающую среду в группе. Проводила индивидуальные и групповые консультации. Тем самым выстраивала систему работы с родителями на основе сотрудничества, единства требований.

Ежегодно провожу педагогическую диагностику (в начале года и конце). На основе ее результатов определяю оценку усвоения детьми программных задач, планирую индивидуальную работу, способствующую повышению качества обученности воспитанников.

В результате целенаправленной работы по развитию связной речи большинство детей овладели умениями связно рассказывать, анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями; подбирать наиболее подходящие для выражения определенной мысли слова, строить простые и сложные предложения.

Это все является хорошим стержнем для полноценного формирования готовности детей к школе.

Цель моей работы:

формирование речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога.

Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:

Исполнение воспитателем главной роли;

Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;

Внесение образных игрушек;

Прием параллельной игры;

Прием ролевой игры с продолжением;

Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;

Работу я начала по следующим направлениям:

Изучение литературы,

Работа над созданием развивающей среды,

Занятия с детьми,

Взаимодействие с родителями.

В заключение хочу сказать, что в процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка-дошкольника, в том числе и речевого развития. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основанием коррекционной и развивающей деятельности ребенка в этом возрасте

www.maam.ru

Отчет по самообразованию «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи дошкольников»

МБОУ «Сахзаводская СОШ»

Дошкольные группы

Отчет по самообразованию

«Влияние сюжетно – ролевых игр

на развитие речи дошкольников»

Жиронкина Елена Васильевна

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через сюжетно – ролевую игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей.

Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей.

Сюжетно – ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.

Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно – ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.

Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.

Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности при косвенном и прямом участии педагога.

Исходя из цели, определяются задачи, которые решались в процессе формирования положительных взаимоотношений, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста:

Развитие связной диалогической речи;

Развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;

Расширение и активизация словарного запаса;

Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр.

Исполнение воспитателем главной роли.

Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль.

Внесение образных игрушек.

Прием ролевой игры с продолжением

Игра в телефон.

Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду.

Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Участие воспитателя в игре (главная роль) .

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.

Изменение игровой среды.

Стимулирую детей комментировать (сопровождать речью свои действия) .

Внимательно и тактично наблюдаю за игрой детей.

Создаю условия для реализации различных видов игровой деятельности.

Поощряю проявление детского словотворчества.

Предоставляю детям право выбора средств для импровизации и самовыражения.

Создаю условия для самостоятельной деятельности детей.

Прежде всего, я создала эмоционально – благоприятную атмосферу для детей: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Поезд», «Путешествие», «Детский сад» и т. д.

Основной компонент сюжетно - ролевой игры - это сюжет. Сюжет игры – это та сфера, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

Бытовые (игры в семью, детский сад) ;

Производственные и общественные отражающие профессиональный труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, автобус, поезд, полиция, пожарные, цирк и т. п.) .

Игры на героико – патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

Игры на темы литературных произведений, кино, теле – и радио передач: (по содержанию мультфильмов, кинофильмов и др.) . В этих играх ребята отражают целые эпизоды, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активный и пассивный словарь, закрепляют знания, полученные во время наблюдений, экскурсий.

Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.

Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, НОД с детьми, взаимодействие с родителями.

В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме:

1. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Москва, 2011.

2. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1996.

4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1983. (стр. 3-8) .

В течение года мною были подготовлены и проведены:

Беседы о профессиях.

Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Театр, Супермаркет, Салон красоты, Ногтевая студия, Школа и мн. др.) .

Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Моя мама (папа) врач») и т. п.

Настольно-печатные игры («Кому, что нужно для работы», «Профессии») .

Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей».

Консультации для родителей («Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»). Было предложено родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) .

В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка – дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.

www.maam.ru

Отчет по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников»

В 2013- 2014 учебном году я работала над темой самообразования «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников».

Работая с детьми я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольного возраста.

Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога.

Исходя из цели, определяются задачи, которые решались в процессе формирования положительных взаимоотношений:

Воспитание желания и умения совместно играть;

Воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища) ;

Воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть, совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.

Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр.

Исполнение воспитателем главной роли;

Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;

Внесение образных игрушек;

Прием параллельной игры;

Прием ролевой игры с продолжением;

Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;

Игра в телефон;

Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы:

Участие воспитателя в игре (главная роль) ;

Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера) ;

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей) ;

Изменение игровой среды;

Наблюдение;

Создание воображаемой ситуации: объявление по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

Прежде всего, я создала эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" я включила: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей.

В процессе своей работы, я большое внимание уделяю формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

Беседы с детьми, в которых использую создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.

Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.

Изучая роль речи в регуляции поведения, А. Р. Лурия отмечал, что посредством слов создается «умственный» путь, по которому ребенку надо идти: на основе речи может быть заранее построен образ действия или ситуации. Как указывает В. С. Мухина, в дошкольном возрасте в процессе сюжетно-ролевой игре происходит практическое овладение языком, речь становится осмысленной. Развитие речи идет в нескольких направлениях: осуществляется ее практическое совершенствование в общении с другими людьми в процессе игры, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При условии включения ребенка в сюжетно-ролевую игру ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

Виды сюжетно-ролевых игр:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семь», «праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия) .

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.) .

Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями.

В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме

Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Москва, 2011.

Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для дете дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013.

Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Издательский дом «Грааль», 2001.

Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.

Швайко Г. С. «Игры и игровых упражнения для развития речи», Москва, 1983 г. (стр. 3-8)

В течении года мною были подготовлены и проведены:

Ряд занятий с элементами сюжетно – ролевой игры («Моя семья», «Ателье», «Профессия – моряк», «Магазин».

Беседы («Беседа о профессиях», «Беседа о труде учителя», «Беседа о труде инспектора ГИБДД», «Мастера своего дела») .

Занятия по рисованию («Кем я буду», «Мама (папа) на работе»; рисование иллюстраций к любимым рассказам) .

Организация самостоятельных сюжетно – ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Театр, Супермаркет, Салон красоты, Ногтевая студия, Школа) .

Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Защитник Отечества», «Стать космонавтами хотим», «Я хочу быть врачом», «Моя мама (папа) врач») .

Настольно-печатные игры («Кому что нужно для работы», «Профессии»)

Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей»

Консультации для родителей («Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»). Было предложить родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) .

В заключение хочу сказать, что в процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка-дошкольника, в том числе и речевого развития. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основанием коррекционной и развивающей деятельности ребенка в этом возрасте.

www.maam.ru

Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью рассказывание сказки»

Творческий отчет по самообразованию

«Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хороши, либо целиком плохи. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем».

(Л. Ф. Обухова) .

ФИО педагога: Паршикова Галина Владимировна

Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, через рассказывание сказки»

Цель: - повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: - развитие свободного общения со взрослыми;

Совершенствовать и развивать монологическую и диалогическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы, развивать умение составлять свои сказки.

Актуальность:

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Над данной темой работаю второй год.

Моя работа была ориентирована на формирование образности речи детей старшей группы в процессе ознакомления с русской народной сказкой. В связи с этим мы слушали и рассказывали сказки, ставили инсценировки. С помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал. Русские народные сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу я строила на следующих основных принципах:

На тщательном отборе материала;

Интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

Активном включения детей в игровые действия;

Использование развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды.

Овладеть искусством использования разных форм работы со сказкой – мне помогло пособие автора Л. В. Рыжовой «Методика работы со сказкой». Изучив, это пособие, я узнала, какое место в педагогическом процессе отведено сказке, и какими средствами она преподносится детям, а также помогло мне овладеть основными формами работы со сказками. В основе пособия лежат обобщенные и систематизированные материалы ученых-исследователей Венгера, Ткаченко, Коротковой. Очень хорошо показано, что особое внимание в методическом пособии обращается на такой нестандартный метод, как проведение опытов в процессе знакомства со сказкой. Методическое пособие «Развитие творческого мышления» в процессе работы по сказке автора Ольги Александровны Шиян, представлена методика развития творческого мышления дошкольника в процессе работы по русским народным и авторским сказкам. Мне в работе с этим пособием было интересно работать, т. к. оно раскрывает: как можно развивать творческое мышление ребенка, читая и рассказывая ему сказки.

В течение года сделала и играла с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье, совместно с родителями придумывали загадки.

Для родителей в течение года провела консультации: «Сказка ложь - да в ней намёк», «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». В «День открытых дверей» для родителей и педагогов был открытый показ инсценировки русской народной сказки «Репка». Совместно с детьми родители поучаствовали на мастер-классе изготовление кукол для театра.

Мною много времени уделялось заучиванию стихотворений. Для детей и родителей, организовала «Сундучок со стихами», где в течение всего года пополняла его интересными стихотворениями, которые можно выучить с детьми.

Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.

На 2015 – 2016 учебный год поставила определенную цель и задачи для развития связной речи, которые предполагают использование модельных схем: составления творческих рассказов, сочинения сказок, для заучивания стихотворений, пересказа литературных произведений. Используя принцип от простого к сложному.

www.maam.ru

Отчет по самообразованию «Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики»

воспитателя Мельниковой И. Е.

Моя тема по самообразованию «Развитие речи у дошкольников через мелкую моторику»

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ручные навыки использовала в своей работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор всемирно известной методики Мария Монтессори. Всем давно известно насколько важно развивать мелкую моторику детей начиная с раннего возраста. Поэтому свою тему по самообразования считаю актуальной и значимой во все времена.

Приёмов для развития детского ума существует множество. Это и разнообразные пальчиковые игры, и упражнения с различными предметами (карандашами, камешками, шишками, счётными палочками и т. п., и всевозможные игры - шнуровки, массаж и самомассаж рук).

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка.

В соответствии с целью самообразования я начала работу по изучению влияния развития мелкой моторики на воспитанниках своей группы детей раннего возраста. С самого начала учебного года систематизировала имеющиеся игры и упражнения для режимных моментов на развитие мелкой моторики. Общеобразовательная программа позволяет мне как педагогу расширять и добавлять словарный запас воспитанников, во всех образовательных областях. Участие моих воспитанников почти во всех мероприятиях МАДОУ,

а также в запланируемых групповых мероприятиях учебного года способствовало напрямую развитию речи. Например, праздник Осени, Колядки, Рождественская сказка, Масленица, День Смеха, День рождения детского сада и т. д.

Продолжаю работу по пополнению предметно-развивающей среды группы и для развития мелкой моторики в том числе. Приобретены игры с упражнениями для пальчиковой разминки, приобретены детские простейшие конструкторы, рисование проводим не только классическим методом, но и используем метод оттиска. Лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким на праздник.

Работу с родителями для развития речи через мелкую моторику в учебном году считаю конструктивной, а именно, родителями были приобретены игровые предметы для внеурочной и учебной деятельности. Активно сотрудничали родители многих воспитанников со мною, как воспитателем, неукоснительно выполняя педагогические рекомендации и задания. Для родителей были предложены консультации, беседы, круглый стол, мастер – класс нетрадиционные рисование (ватными палочками) .

На второй учебный год работы по теме самообразования планирую обязательное использование развивающего характера обучения, придерживаясь систематичности и последовательности при подборе игровых упражнений на развитие мелкой моторики с сопутствующим развитием речи, ведя обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей моих воспитанников уже Средней группы.

Мельникова И. Е.

www.maam.ru

Аналитический отчет по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»

Аналитический отчет по самообразованию

«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них cловаря. Это – основное условие успешного обучения ребенка, в дальнейшем. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли.

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно?

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.

Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря у детей, начиная с раннего возраста.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослым. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».

Задачи обогащения словарного запаса у младших дошкольников заключается в следующем: 1. расширить круг знаний дошкольника; 2. дать детям точные представления и понятия за каждым словом; 3. необходимо упорядочить и систематизировать словарный запас дошкольника, дети должны видеть сходства и различия между словами; 4. активизировать словарь дошкольников; 5. обогащать словарный запас детей новыми, яркими и выразительными словами, 6. необходимо помочь детям более широко использовать словарный запас в письменной речи; 7. раскрыть значение новых, незнакомых ребенку слов.

Одной из главных задач словарной работы с младшими дошкольниками является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Занятия по формированию словаря с младшими дошкольниками подразумевают занятия, на которых используются следующие методы: наблюдения, разговор с детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение художественной литературы, дидактические игры, лексические упражнения, подвижные игры, фольклор, театрализованная деятельность и т. д.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения.

Прежде всего дети усваивают

Бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

Природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.) ;

Эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный, качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный, слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок, образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали) ; с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову) ; слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый) (См. : Шмелев Д. И. Очерки по семасиологии русского языка. – М., 1964.) ;

Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус, свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов, родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.) . Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Одним из таких видов деятельности, как указывают психологи-исследователи, является игра. Игра - особый вид деятельности человека, которая возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Важно, чтобы задачи овладения речью решались в единстве с задачами всестороннего развития ребенка.

Игра имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, т. к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра оказывает также специфическое воздействие на становление речи. Она способствует общению детей друг с другом, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка. Кроме того, в театрализованных играх (игра-инсценировка игра-драматизация, развивается эмоциональная выразительность речи. В конкретном предмете или ситуации. Игра - эффективное средство словарной работы.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В процессе театрализованных игр: 1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. 2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. 3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного. 4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи. 5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. 6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. 7. Происходит коррекция поведения. 8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения. 9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. 10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста Цели: развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности; обогащение словаря детей, активизация его; совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй; способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками. Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка: - от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; - от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; - от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой.

При ознакомлении с природой дети усваивают природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных. Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, экологического воспитания.

Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих объекты и явления природы, части объектов, действия с ними.

С детьми младшего возраста проводятся целевые прогулки как подготовка к будущим экскурсиям. Объектами наблюдения являются доступный пониманию малышей парк, огород на участке детского сада, лес, поле, луг. Эти наблюдения проводятся неоднократно в разное время года, в разную погоду. Дети учатся называть словом предметы, явления неживой и живой природы, доступные непосредственному восприятию признаки предметов, правильно употреблять слова, обозначающие пространство, время. Дети учатся отвечать на вопросы «что это? », «кто это? », «какой? », «что делает? », «что с ним можно делать? ».

Обогащение и активизация словаря происходят в процессе общения ребенка со взрослыми в течение всего пребывания в детском саду, в совместной со взрослыми деятельности. Наиболее благоприятные условия для словарной работы со всеми детьми создаются на специальных занятиях, обогащающих чувственный опыт ребенка. Это объясняется малым количеством занятий и малым удельным весом собственной речи каждого ребенка. Практика обучения только на занятиях не обеспечивает должного языкового развития детей. Занятия с одним и тем же материалом могут повторяться несколько раз в том же виде и с усложнением.

В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей, побуждает к речевым высказываниям. Поэтому широко используется непосредственное наблюдение предметов и явлений, а также изобразительная наглядность – игрушки и картины.

Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Правильно ли говорит ваш ребенок? », «Использование дидактических игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста». Организуется и наглядная агитация - в специальные папки помещается материал по вопросам речевого развития детей.

Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.

www.maam.ru

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Слепить из него могу кошку,

Слоненка слепить или мишку,

Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что - не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку!

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развивая мелкую моторику рук у дошкольников – мы развиваем и языковой аппарат.

Мелкую моторику руки можно развивать через различные виды деятельности как в детском саду так и дома.

Мною был выбран раздел Художественно эстетическое развитие.

Программа по художественно-эстетическому развитию предусматривает: развитие интереса к различным видам искусства формирование художественно-образных представлений развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности; развитие сенсорных способностей приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства

Цель моей работы: Влияние мелкой моторики на творческие способности дошкольников с использованием тестопластики.

Изучение учебной и научно-методической литературы;

Повышение общекультурного уровня среди родителей

Разработать перспективный план работы с детьми по тестопластике. - Развитие творчества и фантазии, образного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения у детей.

Для решения поставленных задач мы используем методику Тамары Семеновны Комаровой, в которой не предусмотрены занятия по лепке из соленого теста. Лепить можно из пластилина и глины, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

В своей работе по развитию мелкой моторике с детьми, я предпочла использовать нетрадиционную технику изобразительной деятельности-тестопластику.

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

Легко отмывается и не оставляет следов.

Безопасно при попадании в рот.

Не липнет к рукам при лепке.

Можно сушить на воздухе.

Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

Повышает сенсорную чувствительность;

Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;

Синхронизирует работу обеих рук;

Формирует умение планировать работу, вносить изменения;

Развивает творчество ребенка.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, при этом продукт создается руками ребенка, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом, ножницами или кисточкой. Лепка снимает излишнее эмоциональное напряжение, помогает ребенку расслабиться.

В процессе лепки из теста можно использовать разнообразные виды материалов:

бусинки, косточки от фруктов, семена и сухоцветы, чеснокодавилку, расческа, колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины, пуговиц, зубочистка, колпачок от шариковой ручки, старый стержень от шариковой ручки, формочки для выпечки печенья, насадки для кулинарного шприца, красивые пуговицы, бисер, цепочки, нитки, создавать оттиски своих ладошек, а также различных предметов. При этом у детей улучшается координация и точность движений, разрабатываются кисти рук, кончики пальцев становятся более чувствительными.

Для раскрашивания поделок можно используем гуашь, акриловые краски. Можно добавить краситель в воду при замешивании теста, как подскажет фантазия исходя из замысла. Процесс этот тоже творческий, не бывает двух одинаковых поделок, произведений.

Замешивание соленого теста, добавление цвета – это практически экспериментальная деятельность. Что с чем смешивается? Что растворяется?

Почему, если соль крупная, видны ее кристаллики? Развивается познавательный интерес, желание принимать в этом процессе активное участие.

Разработанная мною система занятий по тестопластике предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста

План мероприятий

10. Музыкальные игры.

11. Использование фольклорных произведений.

В своей работе я использовала все перечисленные приемы развития речи, но более всего использовались приемы фольклорных произведений. Так как этот прием позволял мне развивать речь детей в доступной и интересной форме.

Использование игровых песенок, потешек доставляло малышам огромную радость. Дети научились играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливать специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность.

Дети легко запоминали потешки. Они начали вводить слова потешек в свои игры. Применение приема ролевых игр, развивало двигательную активность малышей, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

Чтение художественной литературы и приготовление этих произведений инсценирование сказок обеспечило понимание содержания, восстановило речевое взаимодействие с ребенком, заложило развитие образного восприятия и наглядно образного мышления.

Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывали у детей удовольствие и радость.

Благодаря фольклору дети легко адаптировались в детском саду, речь начинает развиваться т.к ребенок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая все пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук идет и развитие речи.

Благодаря использованию устного народного творчества с необыкновенной быстротой идет физическое и психическое развитие ребенка, развитие речи, присущее этому возрасту.

Анна Малева
Отчет о работе по развитию речи детей в 1 младшей группе

Начиная работу в первой младшей группе я поставила перед собой такие задачи :

Задачи :

Целенаправленно обогащать словарь детей ;

-развитие активной речи ;

формировать :

Потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи ;

Понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;

Способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает) ;

Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

Формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Для реализации данных задач в своей работе мы используем :

Дидактические игры :

д/и : «Семья» , «Расскажи об игрушке» , «Собери картинку» , «Кто где?»

«Большой – маленький» , «Кто с кем живет?» , «Чего не стало?» и т. д.

Игры на умение согласовывать прилагательные с существительными. Упражнение : Жёлтое …. (солнце) Пушистые (облака) Машина …какая?

Научить употреблять существительные с предлогами. Упражнение : Зайчик (под столом, над столом, на столе) Ворона (над крышей, на крыши) Мячик (под столом) .

В играх с дидактическим материалом у детей закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов, развились память , внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

Игры с пуговицами Цель этих игр развивать воображение , внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

2. игровые ситуации : «Мама кормит Куклю» , «Покатаем собачку на машине» , «Готовим обед для Медвежонка» , «Зайка заболел» , «Завяжем котику бантик» , «Угощение для собачки» и т. д.

3. Подвижные игры, музыкальные игры :

«Кот и мыши» или «Мыши водят хоровод» , «Лошадки» ,«Курочка хохлатка»

«Птички в гнездышках» , «Лохматый пес» , «Зайка беленький сидит»

«Зайцы и лисичка» и т. д.

4. Театрализованная деятельность

Настольный театр, пальчиковый театр.

Инсценировка русских народных сказки :

Театрализованное представление сказок :

«Колобок» , «Курочка ряба» и т. д.

5. Художественная литература

Чтение и разучивание потешек : «Тили – бом» , «Пошел котик на торжок»

«Киска» , В. Берестова «Котенок» , «Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А. Барто :

«Лошадка» , «Бычок» , «Мишка» , «Зайка»

Чтение р. н. сказки : «Заюшкина избушка» , «Теремок» ,«Репка» , «Волк и козлята»

6. Большое внимание уделяется развитию диалогической речи . Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

7. Звуковая культура речи Задачи :Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные звуки (а,у,и,о,э,ы) через игровые ситуации «Кукла плачет» «Кукла поет»

8. Учим детей самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно : поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы : 1. Что это? или кто это? 2. Какого цвета? 3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки) Как можно назвать зайку?

9. Используем артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, самомассаж в стихотворной форме. Через эти формы работы развиваем речь , внимание, память и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение.

10. Игра с крупой. Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики . Д/и «Золушка» , «Сухой бассейн»

11. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений в природе. На прогулке ведется большая работа по развитию речи детей через наблюдение , беседы. .

Выводы :

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи

Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды .

Создаем условия для проведения дидактических игр

В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей . Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития , мелкой моторики, воображения, активной речи .

Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме , дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты , активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.

В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить , общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи , функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Как обезьянка зиме удивилась» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»: развитие речи во второй младшей группе Тема. Как обезьянка зиме удивилась Цель:.

Конспект НОД во второй младшей группе «Развитие речи детей на основе русского народного творчества» Задачи: Формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него. Развивать умение читать наизусть.

Развитие речи детей второй младшей группы с помощью нетрадиционных пальчиковых игр Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 19 города Крымска Муниципального образования.

Возраст от 2 до 3 лет – важный в развитии психики ребенка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований,.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей» Уважаемые родители! 1) Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая.