Американские беспилотники дроны. Рейтинг самых смертоносных беспилотников. Blackstart, Blue Bear System, Объединенное Королевство

Боевые роботы интенсивно внедряются как в воздушные, морские и наземные виды вооруженных сил. Наибольшее распространение получили беспилотные летательные средства (БПЛА), или дроны, управление которых производится дистанционно, или автономно.

Описание российских беспилотников

Российские беспилотники по своему виду напоминают самолет, либо вертолет. Имеют различные размеры — от десятков метров, до нескольких сантиметров. Беспилотная авиация способна выполнять всевозможные военные и гражданские задачи.

Военные дроны применяются для ведения разведки.

Существует также беспилотные самолеты-истребители для нанесения воздушных ударов.

Беспилотники могут работать на авиационном топливе, и на электрической батарее. Созданные по принципу вертолета, называются коптеры, мультикоптеры, или квадрокоптеры, в зависимости от количества винтов.

История развития военных дронов

Первый военный беспилотник появился в Америке в 1910 году. Под управлением часового механизма, самолет с боезарядом падал на объект. Но идея не нашла применения.

1933 год считается годом рождения БПЛА, первые образцы которого изготовила Великобритания. Боевые беспилотники были многоразового использования, радиоуправляемыми и служили до 1943 года. Применялись как мишени для зенитчиков и истребителей.

в этом году в Америке появился первый беспилотник

Во 2-й мировой войне Германия успешно применяла управляемые ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2.

В США тогда же был разработан свой вариант БПЛА. Это был легкий двухмоторный военный бомбардировщик Interstate TDR-1, изготовленный из фанеры и велосипедных труб. Самолет имел слабые летные характеристики. Управление велось по радио с борта летящего рядом самолета, через телекамеру, расположенную в носовой части фюзеляжа беспилотника. Выпущено было более 180 шт.


В 1960 году, после опыта вьетнамской, и других локальных войн, Пентагон начал интенсивно развивать программу беспилотников. Вначале это были легкие разведчики, а после стали разрабатываться ударные варианты, которые применялись во многих локальных конфликтах.

В Советском Союзе также велись разработки аналогичных средств, однако они остались на бумаге. Возобновились они в 1957 году. Первый советский беспилотный ударный комплекс назывался Изделие-С. Идея принадлежала конструктору А.Н.Туполеву.

Уже через год был создан объект, который мог доставить ядерный заряд на расстояние до 10000 км. Однако интересы руководства страны были направлены на создание ракетной техники. По этой, и еще ряду причин, это перспективное направление было заморожено на несколько лет.

Характеристики летательных аппаратов России

Необходимо отметить, что российские военные беспилотники создаются в первую очередь для самообороны и только потом для нанесения ответного удара. Зарубежные аналоги имеют другие приоритеты — подавляющее большинство дронов ударные.

И123К (Ту-123)

В 1964 году был создан сверхзвуковой комплекс ЯСТРЕБ, который осуществлял дальнюю разведку. Он получил название И123К (Ту-123).

ТТХ


С 1964 по 1972 г. изготовлено 52 БПЛА. Военные беспилотники России были неуязвимы для средств обнаружения со стороны потенциального противника. Авиационный комплекс разведки с аналогичными параметрами США создало через 10 лет. Но американский беспилотный самолет-разведчик был пилотируемым.

Русский беспилотник ТУ-143 РЕЙС

В 1973 году этот русский беспилотник был принят на вооружение.


Самолеты-беспилотники Туполева были уникальны тем, что благодаря применению композиционных материалов, они почти незаметны на радиолокаторах.

Ту-141 Стриж

Следующей разработкой стал комплекс Ту-141 СТРИЖ.


На его борту находился большой арсенал аппаратуры, который позволял вести 5 видов разведки. По своим характеристикам он превосходил предыдущий аналог «Рейс».

  • скорость — 1100 км/ч;
  • дальность — 500 км;
  • высота — 50-6000 м.

С 1982 года началось изготовление дистанционно-управляемых беспилотных средств. Необходимость была вызвана эффективной работой израильских аналогов в конфликте с арабами. Преимущество управляемых БПЛА — наличие возможности оперативной смены программы полета и выполнения поставленных задач.

Пчела-1T

Одним из первых в 1997 году принят на вооружение комплекс ПЧЕЛА-1Т. Он состоял из самоходной установки, пункта управления и летательного аппарата.


БПЛА СКАТ


Новый беспилотник разработан в 2007 году. Это довольно мощный аппарат с размахом крыльев 11,5 м и взлетной массой 20000 кг.

ТТХ беспилотника-дрона

Беспилотник-дрон не принят на вооружение из-за отсутствия финансирования. Однако работы по его внедрению продолжаются.

Беспилотная боевая авиация на вооружении России

В настоящее время российские БПЛА на вооружении армейских подразделений используются весьма эффективно. Новые беспилотники России осуществляют как разведывательные, так и ударные функции.

Комплекс ОРИОН

Разработка началась в 2011 году. Военный дрон предназначен для разведки и информирования подразделений с целью анализа результатов наносимых ударов.


Многоцелевой комплекс

Год поступления в войска — 2010. Военные беспилотники предназначены для контроля за труднодоступными участками местности, проведения спасательных работ. С командного пункта возможно управление одновременно 4-мя аппаратами.


Комплексы Элерон-3 и Элерон-10

Беспилотные летательные аппараты России разработаны предприятием ЭНИКС. Комплексы Эелерон-3 и Элерон-10 предназначены для ведения различных видов скрытой разведки. Бспилотные аппараты применялись на практике и хорошо себя зарекомендовали.


Беспилотники США и других стран

Из множества зарубежных самолетов-дронов перечислим некоторые, самые известные и распространенные тяжелые разведывательно-ударные варианты. Характеристики беспилотников США считаются лучшими в мире.


Производство США. Является самым большим летательным аппаратом этого класса. Первый экземпляр появился в 2004 году. Имеет множество модификаций. В 2003 году Пентагон профинансировал программу по модернизации аппарата по увеличению времени полета до нескольких месяцев.


Разработка США. Состоит на вооружении Великобритании, Италии и Турции. Первый полет состоялся в 2001 году. Использовался в Афганистане с целью нанесения ракетных ударов.


Производство Израиль. Первое изделие появилось 18 октября 1994 года. Может осуществлять разведку местности и воздушных целей. Сопровождает одновременно до 6 объектов. Состоит на вооружении у 13 стран.


Производство Израиль. В декабре 2009 года состоялся первый вылет аппарата многоцелевого использования. Имеет спутниковую навигацию. Может оснащаться различными боезарядами. На вооружении у 7-ми стран.


Производство Италия. Изделие совершило свой первый полет 2013 году. На сегодняшний день считается самым крупным этого вида изделием Европы.


Производство Франция. Выпускается с 2009 года. Предназначен для армейских, военно-морских и гражданских целей. Беспилотные самолеты-разведчики оснащены многофункциональным высокоинтеллектуальным оборудованием.

Anka


Anka

Производство Турция. Дроны-беспилотники выпускаются с 2010 года. Имеют разведывательную и ударную модификации.


Беспилотный истребитель разработан в Индии. Первый образец был выпущен в 2010 году. Способен выполнять полет по заданному маршруту самостоятельно.

Преимущества и недостатки беспилотников

Кратко определим преимущества и недостатки беспилотных летательных аппаратов по отношению к пилотируемой авиации.

Преимущества:

  • низкая стоимость при условии равной эффективности выполняемых задач;
  • отсутствие пилотов, что снижает риск гибели личного состава, и средства на обучение;
  • экономия топлива;
  • малый вес, позволяющий использовать электрические двигатели;
  • существенное уменьшение взлетно-посадочного пространства;
  • высокая оперативность применения;
  • скрытность применения по причине малых размеров и использования синтетических материалов при изготовлении корпуса.

Недостатки:

  • тихоходность;
  • несовершенство радиоуправления;
  • уязвимость при постановке помех;
  • риск поражения мирных жителей;
  • высокая вероятность уничтожения средствами ПВО;
  • аварийность при посадке.

Неспособность человека выдерживать большие длительные нагрузки, вызывает необходимость дальнейшего распространения беспилотных средств.

В настоящее время идет разработка аппаратов с атомными и водородными топливными элементами, которые смогут находиться в полете до нескольких месяцев.

Американские аналитики дали неоднозначную оценку новейшим российским военным наземным и летательным беспилотникам. Некоторые изделия, отмечают эксперты, практически зарубежных аналогов, а другие клонами иностранных разработок. Эксперты сходятся в одном: война будущего невозможна без роботов, и России придется соответствовать современным реалиям.

Друзья рядом

Беспилотник «Орион» (дальность полета - 250 километров, продолжительность - до суток) подозрительно похож на иранский Shahed. Оригинальное изделие использовалось Ираном в Сирии, видели его и в Ливане.

Основной российский беспилотник «Форпост» заимствован у Израиля, где под названием Searcher производится концерном IAI (Israel Aerospace Industries). Бендетт иронически отмечает, что Израилю удается получать многомиллиардную военную помощь от США и одновременно продавать оборонные технологии России.

Связи нет

Согласно Бендетту, разработка первого российского тяжелого беспилотника «Альтаир» отстает от графика и не укладывается в бюджет, в результате его создание отложено на неопределенный срок.

Российские разработчики заявляют, что аппарат массой три тонны с размахом крыла 28,5 метра способен нести нагрузку до двух тонн, преодолевать расстояние в десять тысяч километров, подниматься на высоту до 12 километров и находиться в автономном полете до двух суток. Прототип аппарата совершил первый полет в августе 2016 года, его серийное производство запланировано на 2018 год.

В своем докладе Бендетт отметил, что директора казанского ОКБ имени Симонова, создающего боевой беспилотник, на днях сняли с занимаемой должности (на самом деле в бюро произошла выемка документов, а с его руководителем беседовали следователи).

Бендетт заключает, что беспилотники, разрабатываемые непосредственно в России, как правило, меньше по размерам и ограничены в дальности полета по сравнению с иностранными, однако эксперт признает, что в последнее время российские власти уделяют большое внимание разработке беспилотных систем - в частности, инновациям и финансированию.

Российские военные получают большой практический опыт работы с беспилотниками, а одно из основных назначений аппарата «Орлан-10» заключается в содействии радиоподавлению. Три летательных изделия, способные нести по шесть килограммов нагрузки, управляются из одного «КамАЗ-5350»: один беспилотник выступает в качестве ретранслятора, а два других участвуют в создании радиопомех.

В разработке комплексов подавления GSM-связи (в конкретном случае РБ-341В «Леер-3») Россия является лидером и опережает США. Именно в создании радиопомех, а не для нанесения прямого удара, в США видят главную опасность создаваемых в России летательных беспилотников. В этом контексте эксперт, разумеется, не забыл упомянуть о возможной атаке российских военных на мобильные телефоны солдат .

Сильное место

Вне контекста радиоэлектронной борьбы США пока не воспринимают всерьез российские военные дроны, зато наземные беспилотники, разрабатывающиеся в России, вызывают у американских экспертов большую озабоченность.

«Россия создает целый зверинец вооруженных наземных роботов - вплоть до размеров бронетранспортеров», - сказал директор по технологиям и безопасности Центра новой американской безопасности Пол Шарр . Он отметил 11-тонный «Уран-9», 16-тонный «Вихрь» и 50-тонный Т-14 («Армата» с необитаемой башней).

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

«Многие из этих тяжелых машин сильно вооружены, и русские часто демонстрируют эти прототипы на выставках», - соглашается с экспертом Бендетт, посетивший недавно завершившуюся ежегодную конференцию-выставку Ассоциации армии США.

С другой стороны, по мнению аналитиков, многие российские роботы больше похожи на рекламные трюки, чем на реальные боевые машины. К таковым, в частности, эксперты отнесли антропоморфного робота Федора (FEDOR - Final Experimental Demonstration Object Research), способного стрелять из пистолета. Создатели Федора хвалились тем, что робот может садиться на шпагат и освоил работу кладовщика.

Большинство роботов, как справедливо отмечают эксперты, не создаются с нуля, а по сути являются обычными бронемашинами, переоборудованными для дистанционного управления. Их нельзя считать по-настоящему автономными изделиями, поскольку управление ими требует присутствия человека, пусть и вне машины.

У автоматической турели, созданной в России, по мнению Шарра, есть «проблемы с различением союзника и врага в автономном режиме работы». Однако он признает, что с развитием систем искусственного интеллекта агрегат справится с этой задачей.

Бендетт отметил, что большинство американских военных наземных беспилотников дистанционно управляемы (это упрощает противнику радиолокационное подавление), слишком легки и практически не оснащены вооружением, то есть фактически не являются полноценными боевыми роботами. В настоящее время американские наземные беспилотники столь же бесполезны в военном отношении, как и российские дроны.

В конечном итоге эксперты затруднились назвать лидера в разработке беспилотников. Шерр предположил, что США отстают от России в разработке крупных наземных боевых роботов из-за затруднений этического характера, предполагающих обоснование возможности уничтожения человека машиной, а также «отсутствия идей». Бендетт, напротив, считает, что Россия сейчас в роли догоняющего, но активно работает над преодолением отставания в сфере разработок летательных беспилотников.

Просто бизнес

Нельзя не признать, что в военных конфликтах будущего беспилотные системы будут играть одну из ключевых ролей. Данный компонент вооружений прописан в американской «третьей компенсационной стратегии», предусматривающей применение новейших технологий и методов управления для достижения преимущества над противником. В настоящее время практически все страны мира, располагающие сколь-нибудь заметным вооружением, ведут разработки перспективных беспилотников.

«Приоритеты в основном даны не столько на модернизацию прежних образцов вооружений, сколько на создание новых. Это перспективные авиационные комплексы, в том числе военно-транспортный и дальней авиации, это беспилотные комплексы, робототехника, то есть все, что связано с возможностью и необходимостью вывода человека из зоны поражения», - объяснил вице-премьер концепцию готовящегося проекта российской государственной программы вооружений на 2018-2025 годы.

С другой стороны, любые обсуждения проблемы отставания в вооружении сводятся к вопросу финансирования. В такой ситуации интересна конверсионная составляющая новых технологий. Целесообразность создания в России гиперзвуковых ракет и электромагнитного оружия в условиях экономической стагнации вызывает сомнения, тогда как в области разработки беспилотных систем их гораздо меньше.

В последнем варианте отечественного бюджета на 2018 год предусмотрено увеличение доли военных расходов на 179,6 миллиарда рублей, тогда как расходы на социальную политику, образование и здравоохранение предлагается сократить на 54 миллиарда рублей. Таким образом в 2018 году доля военных расходов может составить 3,3 процента ВВП страны.

Возможность сохранить наиболее ценный ресурс – бойцов на поле боя с начала первых войн являлось наиболее важным и перспективным. Современные технологии позволяют использовать боевые машины дистанционно, что исключает потерю оператора даже при уничтожении единицы. Одним из наиболее актуальных в наши дни является создание беспилотных летательных аппаратов.

Что такое БПЛА (беспилотный летательный аппарат)

БПЛА называют любой летательный аппарат, в котором в воздухе нет пилота. Автономность устройств различная: есть простейшие варианты с дистанционным управлением, либо полностью автоматизированные машины. Первый вариант еще называют дистанционно-пилотируемым ЛА (ДПЛА), они отличаются непрерывной подачей команд от оператора. Более совершенные системы требуют лишь эпизодической подачи команд, между которыми устройство работает автономно.

Основное преимущество таких машин перед пилотируемыми истребителями и разведчиками в том, что они до 20-ти раз дешевле своих аналогов при сопоставимых возможностях.

Недостаток устройств в уязвимости каналов связи, которые легко нарушить и вывести машину из строя.

История создания и развития БПЛА

История беспилотников началась в Великобритании в 1933 году, когда на базе биплана Fairy Queen был собран самолет, управляющийся по радио. До начала Второй мировой войны и в первые годы было собрано более 400 таких машин, которые использовались в качестве мишеней при Королевском ВМФ.

Первой боевой машиной этого класса стали знаменитые немецкие Фау-1, оснащенные пульсирующим реактивным двигателем. Примечательно, что запускать самолеты-боеголовки можно было как с земли, так и с воздушных носителей.

Управлялась ракета следующими средствами:

  • автопилотом, которому задавались параметры высоты и курса перед запуском;
  • дальность отсчитывалась механическим счетчиком, который приводился в действие за счет вращения лопастей в носовой части (последние запускались от набегающего воздушного потока);
  • по достижении установленной дистанции (разброс — 6 км) взводились взрыватели, и снаряд автоматически переходил в режим пикирования.

Соединенные Штаты в годы войны выпускали мишени для тренировки зенитчиков - Radioplane OQ-2. Ближе к концу противостояния появились первые ударные беспилотники многократного действия - Interstate TDR. Самолет оказался малоэффективным из-за низкой скорости и дальности, которые были обусловлены дешевизной производства. Кроме того, технические средства того времени не позволили вести прицельный огонь, вести бой на большой дистанции без следования самолета-управления. Тем не менее успехи в применении машин были.

В послевоенные годы БПЛА расценивались исключительно в роли мишеней, но ситуация изменилась после появления в войсках зенитных ракетных комплексов. С этого момента беспилотники стали разведчиками, ложными целями для вражеских «зениток». Практика показала, что их использование сокращает потери пилотируемых ЛА.

В Советском Союзе до 70-х годов активно выпускались тяжелые разведывательные самолеты в качестве беспилотных:

  1. Ту-123 «Ястреб»;
  2. Ту-141 «Стриж»;
  3. Ту-143 «Рейс».

Значительные потери авиации во Вьетнаме для армии Соединенных Штатов обернулись возрождением интереса к БПЛА.

Здесь появляются средства для выполнения различных задач;

  • фоторазведка;
  • радиотехническая разведка;
  • цели радиоэлектронной борьбы.

В этом виде использовались 147E, которые собирали разведданные так эффективно, что многократно окупили стоимость всей программы по их же разработке.

Практика применения БПЛА показала значительно больший потенциал в качестве полноценных боевых машин. Поэтому после начала 80-х в Соединенных Штатах начинают разработку тактических и оперативно-стратегических беспилотников.

В развитии БПЛА 80-90-х годов поучаствовали израильские специалисты. Изначально закупались устройства США, но быстро была сформирована собственная научно-техническая база для разработки. Лучше всех зарекомендовала себя фирма «Тадиран». Израильская армия тоже продемонстрировала эффективность использования БПЛА, осуществляя операции против сирийских войск в 1982.

В 80-90-е очевидные успехи ЛА без экипажа на борту спровоцировали начало разработок у многих компаний по всему миру.

В начале 2000-х появился первый ударный аппарат – американский MQ-1 Predator . На борту устанавливались ракеты AGM-114C Hellfire. В начале века беспилотники в основном использовались на Ближнем Востоке.

До сих пор практически все страны активно разрабатывают и внедряют БПЛА. Например, в 2013 в ВС РФ поступили разведывательные комплексы с малой дальностью действия - «Орлан-10».

Также ведется разработка в КБ Сухого и МиГ новой тяжелой машины – ударного самолета со взлетной массой до 20 тонн.

Предназначение беспилотника

Беспилотные летательные аппараты в основном задействуются для решения следующих задач:

  • мишени, в том числе для отвлечения вражеских средств ПВО;
  • разведка;
  • нанесение ударов по различным подвижным и неподвижным целям;
  • радиоэлектронная борьба и прочие.

Эффективность аппарата при выполнении задач определяется качеством следующих средств: разведка, связь, автоматизированные системы управления, вооружение.

Сейчас подобные ЛА успешно снижают потери личного состава, доставляют информацию, которую невозможно получить на дистанции прямой видимости.

Разновидности БПЛА

Боевые дроны обычно классифицируются по типу управления на дистанционные, автоматические и неуправляемые.

Кроме того, в ходу классификация по массе и ТТХ:

  • Ультралегкие. Это самые легкие БПЛА, вес которых не превышает 10 кг. В воздухе они могут провести в среднем час, практический потолок составляет 1000 метров;
  • Легкие. Масса таких машин достигает 50 кг, подняться они способны на 3-5 км и провести в работе 2-3 часа;
  • Средние. Это серьезные устройства массой до тонны, их потолок составляет 10 км, и в воздухе они могут без приземления провести до 12 часов;
  • Тяжелые. Крупные летательные аппараты весом более тонны, способны подняться на высоту 20 км и без приземления отработать более суток.

В этих группах есть и гражданские устройства, разумеется, они легче и проще. Полноценные боевые машины зачастую не меньше пилотируемых самолетов по габаритам.

Неуправляемые

Неуправляемые системы – это простейшая форма БПЛА. У них управление происходит за счет бортовой механики, установленных характеристик полета. В такой форме можно использовать мишени, разведчики или снаряды.

Дистанционного управления

Дистанционное управление обычно происходит за счет радиосвязи, что ограничивает радиус действия машины. Например, гражданские ЛА могут действовать в пределах 7-8 км.

Автоматические

В основном это боевые машины, способные самостоятельно выполнять сложные задачи в воздухе. Этот класс машин самый многофункциональный.

Принцип работы

Принцип работы БПЛА зависит от его конструктивных особенностей. Существует несколько компоновочных схем, которым соответствует большинство современных ЛА:

  • Фиксированное крыло. В этом случае устройства близки к самолетной компоновке, имеют роторные или реактивные двигатели. Такой вариант наиболее экономичен по топливу и имеет большой радиус действия;
  • Мультикоптеры. Это винтовые машины, оснащенные не менее двумя моторами, способны осуществлять вертикальный взлет/посадку, зависать в воздухе, поэтому особенно хороши для разведки, в том числе в городской среде;
  • Вертолетный тип. Компоновка вертолетная, системы винтов могут быть разными, например, российские разработки часто оснащаются соосными винтами, что роднит модели с такими машинами, как «Черная акула» ;
  • Конвертопланы. Это комбинация вертолетной и самолетной схемы. Для экономии пространства поднимаются в воздух такие машины вертикально, в полете меняется конфигурация крыла, и становится возможным самолетный метод передвижения;
  • Планеры. В основном это устройства без двигателей, которые сбрасываются с более тяжелой машины и двигаются по заданной траектории. Этот тип подходит для разведывательных целей.

В зависимости от типа двигателя, меняется и используемое топливо. Электромоторы питает аккумулятор, ДВС – бензин, реактивные двигатели – соответствующее топливо.

Силовая установка крепится в корпусе, здесь же размещается управляющая электроника, средства управления и связи. Корпус представляет собой обтекаемый объем для придания конструкции аэродинамической формы. Основой же прочностных характеристик является рама, которая обычно собирается из металла или полимеров.

Простейший набор управляющих систем следующий:

  • процессор;
  • барометр для определения высоты;
  • акселерометр;
  • гироскоп;
  • навигатор;
  • оперативное запоминающее устройство;
  • приемник сигнала.

Военные устройства управляются при помощи пульта (если дальность действия небольшая) либо по спутникам.

Сбор информации для оператора и программного обеспечения самой машины поступает из датчиков различных типов. Используются лазерные, звуковые, инфракрасные и прочие типы.

Навигация проводится за счет GPS и электронных карт.

Поступающие сигналы трансформируются контроллером в команды, которые передаются уже на исполняющие устройства, например, рули высоты.

Преимущества и недостатки БПЛА

По сравнению с пилотируемой техникой, БПЛА имеют серьезные преимущества:

  1. Массогабаритные характеристики улучшаются, растет живучесть единицы, снижается заметность для радаров;
  2. Беспилотники дешевле пилотируемых самолетов и вертолетов в десятки раз, при этом узкоспециализированные модели могут решать на поле боя сложные задачи;
  3. Разведывательные данные при использовании БПЛА передаются в режиме реального времени;
  4. На пилотируемую технику распространяются ограничения на применение в условиях боя, когда риск гибели слишком высок. Подобных проблем у автоматизированных машин нет. Учитывая экономические факторы, пожертвовать несколькими будет значительно выгоднее, чем потерять подготовленного летчика;
  5. Боеготовность и мобильность максимальна;
  6. Несколько единиц можно объединять в целые комплексы для решения ряда сложных задач.

Недостатки любой летающий дрон тоже имеет:

  • пилотируемые устройства имеют значительно большую гибкость на практике;
  • до сих пор не удается прийти к единому решению вопросов спасения аппарата в случае падения, посадки на подготовленных площадках, осуществления надежной связи на больших дистанциях;
  • надежность автоматических устройств до сих пор значительно ниже пилотируемых аналогов;
  • по различным причинам в мирное время полеты беспилотных ЛА серьезно ограничиваются.

Тем не менее продолжаются работы по усовершенствованию техники, в том числе повлиять на будущее БПЛА могут нейросети.

Беспилотные аппараты России

Як-133

Это дрон разработки компании «Иркут» - малозаметный аппарат, способный вести разведку и при необходимости уничтожать боевые единицы противника. Предполагается оснащение управляемыми ракетами, бомбами.

А-175 «Акула»

Комплекс, способный вести всепогодный мониторинг климата, в том числе на сложном рельефе. Изначально модель разрабатывалась ООО «АэроРоботикс» для мирных целей, но производители не исключают выпуск военных модификаций.

«Альтаир»

Разведывательно-ударный аппарат, способный продержаться в воздухе до двух суток. Практический потолок – 12 км, скорость в пределах 150-250 км/ч. На взлете масса достигает 5 тонн, из них 1 т – это полезная нагрузка.

БАС-62

Гражданская разработка «ОКБ Сухого». В разведывательной модификации способен собирать разносторонние данные об объектах на воде и суше. Допускается применение для контроля линий электропередач, картографирования, мониторинга метеорологической обстановки.

Беспилотные аппараты США

EQ-4

Разработка компании Northrop Grumman. В 2017 год в армию Соединенных Штатов поступило три машины. Они были направлены в ОАЭ.

«Fury»

Беспилотник компании Lockheed Martin, предназначенный не только для наблюдения и рекогносцировки, но и для радиоэлектронной борьбы. Способен продолжать полет до 15 часов.

«LightingStrike»

Детище компании Aurora Flight Sciences, которое разрабатывается как боевая машина с вертикальным взлетом. Развивает скорость более 700 км/ч, может нести до 1800 кг полезной нагрузки.

MQ-1B «Predator»

Разработка General Atomics – средневысотная машина, которая изначально создавалась как разведывательная. Позже ее модифицировали в многоцелевую технику.

Беспилотные аппараты Израиля

«Mastiff»

Первым созданным израильтянами БПЛА стал «Мастиф», совершивший полет в 1975 году. Целью этой машины была разведка на поле боя. Простоял на вооружении до начала 90-х.

«Shadmit»

Эти устройства использовались для разведки в начале 80-х, когда шла первая Ливанская война. Часть использованных систем передавало в режиме реального времени разведданные, часть имитировала вторжение авиации. Благодаря им, успешно велась борьба с ЗРК.

IAI «Scout»

«Скаут» был создан в качестве тактической разведывательной машины, для чего оснащался телевизионной камерой и системой транслирования собранной информации в реальном времени.

I-View MK150

Другое название - «Наблюдатель». Аппараты разработаны израильской компанией IAI. Это тактическая машина, оснащенная инфракрасной системой наблюдения и комбинированной оптико-электронной начинкой.

Беспилотные аппараты Европы

MALE RPAS

Одна из недавних разработок – перспективная разведывательно-ударная машина, которая создается совместно итальянскими, испанскими, немецкими и французскими компаниями. Первая демонстрация прошла в 2018 году.

«Sagem Sperwer»

Одна из французских разработок, которая успела проявить себя на Балканах в конце прошлого века (1990-е). Создание велось с опорой на национальные и общеевропейские программы.

«Eagle 1»

Еще одна французская машина, которая предназначена для ведения разведывательных операций. Предполагается, что аппарат будет работать на высотах в 7-8 тысяч метров.

HALE

Высотный БПЛА, который может подниматься до 18 километров. В воздухе аппарат может продержаться до трех суток.

В целом в Европе ведущую роль в разработке беспилотных ЛА занимает Франция. Постоянно появляются новинки по всему миру, в том числе модульные многофункциональные модели, на базе которых можно собрать различные боевые и гражданские машины.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Всего 15 лет назад к беспилотникам относились как к научной фантастике. В 2005 году Израиль запустил пробный шар и послал несколько почти игрушечных самолетиков с камерами на сторону Сирии. Самолетики вернулись с разведданными и через несколько часов на их место вернулись F-16. С тех пор боевые дроны стали гораздо круче: сегодня им уже не нужны истребители.

  • Triton MQ-4C

    Настоящий великан среди беспилотных аппаратов. Triton MQ-4C разрабатывался Northrop Grumman по заказу Пентагона. Размах крыльев этого гиганта сравним с размахом крыльев «Боинга-747», но пока точной информации о сфере применения беспилотника-гиганта не имеется.


  • WU-14

    Китайский экспериментальный гиперзвуковой беспилотник, созданный для доставки ракет через континент. Вообще-то, Министерство обороны КНР в свое время декларировали WU-14 как «научный летательный аппарат», но впоследствии признали его военное предназначение. WU-14 - это самый мощный беспилотник в нашем списке, поскольку предназначен для доставки к цели ядерного оружия.


    CH-5

    Китайская разработка, которую вполне можно назвать модифицированным клоном американского «Жнеца смерти». БПЛА создан военной корпорацией China Aerospace Science and Technology и уже испытан в боевых условиях. Беспилотник оснащен двумя боеприпасами нового типа (какими именно пока не известно) и лазерной системой наведения.


    Taranis

    До настоящего момента почти вся информация о британском проекте межконтинентального БПЛА засекречена. Известны лишь основные параметры Taranis (масса - три тонны, длина - 11 метров, размах крыльев - 10 метров) и то, что беспилотник оснащается стелс-технологией.


    Northrop Grumman X-47BС

    Детище американских гениев из знаменитой Northrop Grumman. Боевой БПЛА второго поколения способен совершать взлет и посадку вообще без оператора, только при помощи бортового компьютера. Крылья оснащены ракетными установками, которыми управляет уже человек с земли.



    MQ-9 Reaper

    Пожалуй, один из самых известных и самых смертоносных беспилотников мира. «Жнец» пришел на замену беспилотному разведкомплексу MQ-1 Predator. Reaper способен взлетать на высоту тринадцать километров, поднимать весь в 4,7 тонны и находиться в воздухе целые сутки. Ускользнуть от такого стального хищника будет очень и очень сложно.


    Форпост

    По сути, российский «Форпост» является чуть доработанной версией проверенного в боях израильского Searcher 2. На данный момент эти комплексы только начинают поступать в Армию России, но уже используются в боевых действиях в Сирии.

В современных армиях мира применяют БПЛА - беспилотные летательные аппараты. Используют их в двух направлениях - для разведки и непосредственной атаки объектов противника. До сих пор остаётся актуальным вопрос этичности ведения войны с участием таких машин, но в реальности дроны пока что используются без ограничений.

История военных беспилотников

Летательные аппараты для ведения боевых действий начали использовать ещё в XIX веке. Первым прародителем современных боевых дронов принято считать аэростаты для сброса авиабомб. Разработки беспилотных аппаратов начались в 30-х годах в США, а новый толчок к развитию технологии дала Вторая Мировая Война.

В те времена у американцев появился проект по переоборудованию бомбардировщиков В-17, которое бы позволило управлять ими дистанционно через радиосигнал. Взлететь самостоятельно самолёт не мог - для этого требовался бортмеханик и пилот, которые после катапультировались с борта.

За беспилотным В-17 следовал самолёт сопровождения, с борта которого управлялся беспилотник через теле- и радиосвязь. Было переоборудовано 17 машин, из которых только одна выполнила задачу. После этого проект закрыли и не возвращались к нему вплоть до середины 60-х годов.

Британцы во время Второй Мировой тоже пытались использовать беспилотники. Они создали торпедоносец Interstate TDR-1, предназначенный для поражения судов противника. В 1942 году прошли испытания и было поручено создать 18 ударных эскадрилий из 1000 машин. Однако вскоре флот противника был уничтожен обычными ЛА, а потому необходимость в подобных разработках отпала.

Преимущества и недостатки боевых дронов

Преимущества:

  • небольшие размеры, снижение стоимости аппаратов;
  • нет жертв среди личного состава;
  • сложность в обнаружении и уничтожении;
  • передача информации в режиме реального времени;
  • выполнение разведывательных, корректировочных и боевых задач;
  • быстрое обучение операторов управления;
  • высокая мобильность и боеготовность.

Недостатки:

  • «сырость» технологии - до конца не решены проблемы посадки, управления, спасения техники;
  • небольшой радиус действия и малая автономность;
  • гибкость и надёжность ниже (по сравнению с обычными летательными аппаратами);
  • в мирное время во многих регионах полёт такой авиации запрещён.

История применения

Первым удачным применением военных дронов считают 1983 год. Тогда в ходе Ливанской войны армия Израиля при помощи БПЛА уничтожила 86 самолётов армии Сирии и 18 батарей ПВО. После этой демонстрации государства по-новому взглянули на возможности беспилотной авиатехники.

Начиная с 90-х годов лидерство в производстве квадракоптеров военного назначения перешло к американцам. Такие аппараты активно использовались во время операции «Буря в пустыне» и при бомбардировках Югославии. В 2002 году американцы при помощи штурмового беспилотника уничтожили авто, в котором ехал один из лидеров Аль-Каиды - после этого армия США стала активно применять дроны именно для уничтожения боевиков, их баз и опорных пунктов.

Что касается использования таких машин Россией, то серьёзно решать проблему стали только после восьмидневной войны с Грузией в августе 2008 года. Армией РФ используется два беспилотника - «Орлан» и «Форпост», прошедшие боевое крещение в Сирии.

Возможности применения

В зависимости от типа аппарата, он может выполнять следующие задачи:

  • Разведка. Основное назначение БПЛА.
  • Передача данных в пункт управления в режиме онлайн.
  • Наведение ракет и артиллерии на позиции противника.
  • РЭБ - постановка помех на канал связи противника.
  • Ретрансляция. При помощи нескольких дронов можно создать цепочку, по которой будет передаваться шифрованный сигнал.
  • Сброс бом и запуск ракет с борта.
  • Как мишень во время учений по отражению атаки средствами ПВО.

Проблемы боевого применения БПЛА

Наиболее активный пользователь боевых дронов - США, в основном аппараты применяются в ходе боевых действий и антитеррористических операций на Ближнем Востоке. Например, в 2011 году военные дроны обнаружили убежище Бен Ладена в Пакистане. С началом войны в Сирии такие же аппараты помогли в обнаружении и уничтожения Джихади Джона, который прославился тем, что выкладывал в сеть видео с обезглавливанием людей. Сколько именно человек погибло от действий дронов - неизвестно. Например, по данным ЦРУ, за 2004-2016 годы от действий американских беспилотников в Пакистане погибло до 4 тыс. человек, из них 1 тыс. - мирные жители.

В мире обсуждается проблематика ведения войны с использованием БПЛА. Главная причина - большое количество жертв среди местного населения. К другим проблемам относятся:

  • «Иллюзия вседозволенности». Есть ли у командования моральное право использовать дронов для уничтожения людей?
  • Большая текучка среди операторов управления, главная причина - муки совести из-за убийства людей.
  • Для управления и распознавания целей используется искусственный интеллект (нейросеть), некоторые боятся «восстания машин».
  • ИИ зачастую не может отличить комбатанта от мирного жителя. Например, боевые дроны уничтожают детей, которые играют с игрушечными автоматами.
  • Нейросеть не в состоянии отличить комбатанта от военнопленного, который уже не оказывает сопротивления и хочет сдаться.
  • Доступность технологии. Террористы могут купить квадрокоптер на чёрном рынке и использовать его в своих целей. Из последних примеров - массированные атаки дронов ИГИЛ на военные базы и аэродромы в Сирии.
  • Террористы могут использовать гражданские модели беспилотников для проведения актов в городах Европы и США. Например - распылить отравляющие или радиоактивные вещества над массовыми скоплениями людей.
  • Правовые аспекты применения таких машин пока не решены. Соответственно, операторы могут быть осуждены.

Самые опасные военные дроны

WU-14. Китайская машина, которая изначально позиционировалась как «научный аппарат», но позже была признанна военным дроном. Предназначен для сверхдальних перелётов, может доставить ядерный боезапас на другой континент.

Taranis. Засекреченная разработка британского ВПК. Известно, что аппарат оснащён системой «стелс», применим для межконтинентальных перелётов.

X-47 B С. Американская разработка. Автономная влёт-посадка, под крыльями установлены ракеты, которые запускаются оператором из штаба.