А вы знаете, зачем православные христиане освящают веточки вербы? Тропарь: Общее воскресение. Вход Господень в Иерусалим

Неделя Ваий, она же 6 седмица Великого Поста, в песнопениях и чтениях Постной Триоди раскрывает две темы, одна из которых ослабевает и прекращается к утрени четверга, а вторая звучит дальше и переходит в тему Входа Господня в Иерусалим.

Первая тема – это притча о богаче и Лазаре. Причем в песнопениях Триоди человек (Триодь почти всегда говорит или от первого лица, или же безлично в повелительном наклонении) сравнивается с богачом, по причине окутавших его греховных страстей.

Например:

Ч уден Спасов нас ради человеколюбивый нрав, хотящих убо быти разум, яко настоящих стяжав, Лазарево и богатаго житие обличи. Обою конец смотряюще: оваго убо бежим немилосердия и безчеловечия, оваго же поревнуим терпению и веледушию, во еже с ним во Авраамлих недрах греемым вопити: правосуде Господи, слава Тебе. (Триодь, стихира на стиховне в неделю 5-ю вечера)

Н емилостиваго поревновавша богатаго нравом, Щедре Человеколюбче молю Тя, сочини мя Лазарю убогому, избавляя мя пламене, и негасимаго огня. (Триодь, тропарь 1 песни трипеснца утрени понедельника)

П резрев Лазарева исправления, немилостиваго богатаго нравом позавидех: благоутробне Боже, обратив мя ущедри, да Тя славлю во веки вся. (тропарь 8 песни трипеснца утрени вторника)

Тема богача и Лазаря завершается на вечерне среды стихирой Триоди:

Б огатый в страстех сый, прелестною лицемерия обложен есмь одеждою, веселяся в злых невоздержания, и безмерное немилосердие показую, презирая мой ум, пред дверьми поверженный покаяния, алчущий всякаго блага, и болящий невниманием моим: но Ты Господи Лазаря мя сотвори, нищаго грехами, да не како требуяй, не получу перста орошающа, болезнующу моему языку в негасимом огни: в недрех же патриарха Авраама всели мене, яко Человеколюбец. (стихира 5 гласа на Господи, воззвах)

Параллельно песнописцы Триоди развивают тему болезни и смерти Лазаря, брата Марфы и Марии из Вифании. По Евангелию, Иисус услышал о болезни Лазаря, находясь далеко от этого селения, и отправился туда, чтобы воскресить его, зная, что болезнь Лазаря – смертельна. Триодь поэтически раскрывает эти события в своих канонах и песнопениях, причем каждый день посвящен одному событию из этой истории:

В понедельник:

Д несь Христу является, об ону страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева, и яко проведец глаголет: болезнь сия несть ныне к смерти. (тропарь 9 песни второго трипеснца утрени)

Во вторник:

В чера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы. Радостию Вифание уготовися, Жизнодавца угостити и Царя, с нами вопиющи: Господи слава Тебе (седален по 3 стихословии на утрени вторника, глас 5).

Р ыданием обложившеся Лазаревы сестры, страсть Тебе ведетелю всех являют: но пребываеши мало, да воздвигнеши чудо, и покажеши учеником Твоим страшная (ин трипеснец, песнь 2).

И самое поразительное по поэзии:

Н ыне мертвогробная готови Лазаре мудре, скончаешися бо от жизни, утро умрети имый, гроб узри, воньже вселишися: но тебе Христос паки оживит, воздвиг четверодневна (ин трипеснец, песнь 9)

Среда. В этот день Лазарь умер.

Д несь издше Лазарь, и рыдает сего Вифаниа, егоже Спасе наш воздвизаеши от мертвых и предуверяеши другом Твоим, Воскресения Твоего страшное, адово умерщвление, и Адамово оживление: сего ради поем Тя (Стихира на Господи, воззвах, во вторник вечера, глас 3)

Д несь Лазарь умерый погребается, и рыдание поют сего сродницы, якоже провидец и Бог, страсть предрекл еси: Лазарь успе, учеником провещая, но ныне иду воскресити егоже создах. Сего ради Тебе вси вопием: слава державе крепости Твоея.(седален утрени среды, по 3 стихословии)

Д несь Лазарь умерый, не утаися всевидящаго ока Иисусова. Темже сказует сие учеником, вопия: Лазарь друг наш успе, воскресити его иду.(ин трипеснец среды, песнь 3, глас 3)

Л азарь днесь умерый износится, друг Христов, и рыдают сущии с Мариею и Марфою вси: Христос же радостию приходит к нему, показати людем, яко Той есть живот всех.(там же, 8 песнь)

Н адгробныя слезы изливают Лазаревы сестры, зрящия сродника днесь под каменем горьким: Христос же мой издалеча сие сказуя, глаголаше апостолом Своим, радуюся вас ради, не бех бо плотию тамо.(там же, 9 песнь)

Четверг посвящен воспоминанию нахождения Лазаря во гробе второй день:

Д воеденствует Лазарь во гробе, сущия от века видит умершия, тамо зрит страхи странныя, множество неисчетное адовыми держимое узами: темже сродницы рыдают горько, предвидяще гроб его. Христос же идет оживити друга Своего, едино от всех совершити согласие: благословен еси Спасе, помилуй нас.(стихира на Господи, воззвах, в среду вечера, глас 6)

Д воеденствует днесь Лазарь умерый, и о сем проливают печали слезы сродницы, Мариа с Марфою, камень предвидящи гробный. Предста Зиждитель с Своими ученики, смерть пленити, даруяй живот. Темже вопием Ему: Господи слава Тебе. (седален по 3 стихословии утрени четвертка)

П огребается Лазарь, и на гробе яже о Марфе ныне рыдают и плачут, предстати Тебе Животодавцу, желающия.(ин трипеснец четвертка, песнь 4, глас 6)

С мерть начинает трепетати, еже к ней снития Твоего Христе ощущающи: яко жизнь бо, тщетну сию показал еси концем. (там же)

И дем, Твоим провозглашал еси другом, друг Мой Лазарь уже успе: сего воздвизая, усплю смерти всепагубную злобу во веки.(трипеснец, песнь 8, глас 5)

М ариа же и Марфа ныне рыдают, во гробе лежаща видяще Лазаря, и болезненно вопиют: аще бы был Христос зде, сродник наш не бы умерл. (ин трипеснец, песнь 8)

А д да чает погубитися, ибо Жизнь приходит Лазаря воздвигнути вопиюща: благословите, пойте, и превозносите во вся веки (там же).

В гробе Лазарь двоеденствует днесь, и над ним проливаете слезы Мариа же и Марфа, яко сестры родныя: Христос же грядет к нему с божественными апостолы, показати велие чудо (ин трипеснец, песнь 9).

Четверг – своеобразный контрапункт. В пятницу в ткань повествования о болезни и смерти Лазаря вводится тема шествия Христа во Иерусалим.

А постольская двоица священнейшая, единаго Тя от Троицы ведущи Христе, ныне Тобою посылается, привести жребя подъяремнича сына, якоже писано есть: на немже смиряяся всядеши Благоутробне, в вышних волею, седалище всем любящим Тя уготовляя, и в безсловесныя проникшия, умовредно Слове страсти, словесныя содеваеши, осанна Тебе взывающия.(Стихира на Господи, воззвах, глас 4, в четверток вечера)

Н а серафимех страшных, в вышних Христе носимый, яко Бог же, и всех Творец, Сам на жребя на земли всести идеши, яко сый по нам человечески. Вифаниа веселится, приимши Тя Спасе: Иерусалим радуется, яко чаяй Тя прияти: смерть умертвися, предощутивши Лазаря, приити из мертвых: и мы с ваиами сретение совершающе в радости, воспеваим державу благости Твоея Господи.(Там же, глас 8)

Д воица ученик посылается днесь, жребя привести Владыце всех: грядет всести, носимый серафимскими множествы. Начинает боятися Лазарем, миродержица всеядица смерть, первее пленившая род человеческий.(седален по 3 стихословии, утреня пятницы)

Н а Кресте Господи Твоем уснув, преложил еси на сон Владыко смерть. Вопил бо еси: друг Лазарь успе, но пойдем возбудити его ныне. (трипеснец пятницы, песнь 5, глас 4)

С нидеся иудеов от Иерусалима в Вифанию множество, и с сродницами Лазаревыми днесь страждут: наутрие же разумевше сего из гроба скачуща, движутся на убиение Христово. (ин трипеснец, 5 песнь, глас 8)

С е уготовася Христос предстати Иерусалиму, иже в горах вси и пустынях, соберитеся монаси, Того радостию усрести, со всею поднебесною. (там же)

Здесь достаточно много образов и событий – и трепещущей смерти, и грядущего Распятия, изображается и собрание иудеев, идущих посмотреть на чудо воскрешения Лазаря, наконец, Спаситель предстает перед Иерусалимом как Жених из притчи о десяти девах.

Паремия на 6 часе этого дня – Ис. 66, 10-24, пророчество о пришествии Христа в Иерусалим.

Ну и, соответственно, вечерня, совершаемая в пятницу – это уже вечерня субботы Лазаревой, события которой нам хорошо известны. В этот же день оканчивается Святая Четыредесятница, о чем на вечерне сообщает Триодь:

Д ушеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе.(Стихира на Господи, воззвах глас 8, вечерня в Лазареву Субботу)

Общеизвестно, что в этом году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Лазаревой Субботой. Поскольку праздник этот переходящий, то в тему песнопений Триоди будет входить и Минея с песнопениями, характерными для Благовещения. Интересно, что на утрени вторника седмицы ваий Богородичен после первой кафизмы звучит в тему этого праздника:

Н ачало спасения, Гавриилово провещание к Деве бысть: слыша бо, еже радуйся, не отбеже целования: не усумнеся яко Сарра в сени, но сице глаголаше: се Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему. (Вторник, седален на «И ныне» по 2-м стихословии)

Конечно же, все песнопения Триоди, которые несут в себе воспоминание тех или иных евангельских событий, неизбежно сопрягаются и с покаянной тематикой, которой проникнуты все богослужения Великого Поста. Однако, с течением недели эти песнопения все больше отступают перед праздничным настроением, которым проникнуты песни праздника Лазаревой субботы:

Г осподи, Лазарев хотя гроб видети, волею хотяй во гроб вселитися вопрошал еси: где положисте его? Уведев же, еже не неведал еси, и возглашал, егоже любил еси: Лазаре гряди вон. И послуша бездыханный, дыхание дающаго ему, Тебе Спаса душам нашим.

Г осподи, уверити хотя учеником Твоим из мертвых Твое Воскресение, на гроб Лазарев пришел еси: и возгласившу Ти сего, ад пленися, и отпусти четверодневна, вопиюща Тебе: благословенный Господи слава Тебе.

Д ушеполезную совершивше Четыредесятницу, возопиим: радуйся граде Вифание, отечество Лазарево. Радуйтеся Марфа и Мариа, того сестры, заутра бо Христос приходит, оживити глаголом умершаго брата: Егоже глас услышав, горький и несытый ад, страхом вострепетав, и вельми возстенав, отпустит Лазаря укройми обязана: Егоже чудеси собор еврейский удивився, с ваием и ветвьми Того срящут, и явятся похваляющии дети, Емуже завидят отцы. Благословен грядый во имя Господне Царь Израилев. (Стихиры на Господи, воззвах вечерни Лазаревой субботы)

Итак, последняя неделя Святой Четыредесятницы представляется достаточно насыщенной аллюзиями на евангельские темы. Так, она начинается с темы двух Лазарей: одного из притчи о богаче и нищем, другого – брата Марфы и Марии из Вифании. Эти две темы идут вместе с традиционными покаянными песнопениями Триоди, иногда соприкасаясь. С вечера среды тема болезни и смерти Лазаря из Вифании выходит на первый план. Каждый день реконструирует события из жизни вифанского семейства – болезнь (понедельник и вторник), смерть и погребение (среда и четверг), нахождение Лазаря в гробу и шествие Христа в Вифанию, чтобы воскресить его. С усилением темы приближения Христа к Вифании постепенно умолкают покаянные песнопения, и на передний план выходят праздничные молитвословия, ведь Христу надлежит скоро прийти в Иерусалим, пострадать, умереть и воскреснуть.

Седмица ваий – последняя седмица Великого Поста, которая остается «для нас», то есть время, которое нам дано для покаяния. Мы вступаем в Страстную седмицу, песнопения которой, скорее являют собой первые три дня строгий суд над человеком и постепенно обращают его внимание к Тайной Вечери, Кресту и Животворящему Гробу. Седмица ваий постепенно вводит нас в круг этих событий, предлагая через образы богача и Лазаря, а также Лазаря Четверодневного, обратиться к Богу с молитвой о воскресении наших душ и провести оставшееся нам недолгое время в покаянии.

Вербное воскресенье. В 2012 году этот ключевой праздник постного календаря попадает на 8 апреля. Что это за день? Какие события мы вспоминаем? В очередной раз "Нескучный сад" попытался разобраться в этом вопросе.

Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент резьбы по мрамору на саркофаге Юния Басса. Рим. Середина IV века

Вербы воскресенья

Словосочетания «вербное воскресенье» вы не найдете ни в Постной триоди, на в Типиконе. В русской традиции этот день принято называть «Неделя ваий». Вайа - молодая ветвь финиковой пальмы. Чтение, разъясняющие смысл праздника, санаксарий из Триоди на этот день говорит, что «Вайа бо у евреев ветвь мягкая глаголется». По понятным причинам в наших широтах место финиковых ветвей заняли вербы - наши русские вестники весны и нового пробуждения мира от зимнего оцепенения. Так, что там, где написано «Неделя ваий», смело можем говорить «Вербное воскресенье». В Богослужении Вербного воскресенья вайи-вербы упоминаются многократно, практически во всех песнопениях. Во время утреннего богослужения Вербного воскресения, после чтения Евангелия, ветви кадятся, над ними читается молитва на освящение ваий, а затем раздаются верующим. Эти трогательные атрибуты и символически, и осязательно позволяют верующим проникнуть сквозь тысячелетия к событию, полному трепетного торжества и кажущейся нелогичности. Поэтому ветви верб - участники именно утренней части богослужения Вербного воскресенья, а не весеннее украшение квартир. Вне храма, вне нашего участия в богослужении они теряют свой символический смысл…


Вход Господень в Иерусалим. Страница кодекса из Россано (Италия). Середина VI века. Под изображением Входа в Иерусалим размещены полуфигуры четырех ветхозаветных пророков, указывающих на предсказанное ими событие. Россанский кодекс - это пергаментный манускрипт на греческом языке, содержащий текст Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка

Торжество и печаль Вербного воскресенья

Тот же санаксарий начинается словами, способными вызвать священный трепет верующего и недоумение для стороннего наблюдателя: «Простерший небо словом, возсел на осленка, стремясь освободить смертных от безсловесия». То есть Тот, кто одним только словом Своим растянул для нас шатер небес, едет на ослике, животном отнюдь не торжественного вида. И Едущий в Вербное воскресенье на таком, по видимости невзрачном, существе, стремится освободить смертных от бессилия перед смертью.

Канва праздничного события Вербного воскресенья объясняется следующим образом. Многим стало известно о воскресении Лазаря. Одни, уверовали во Христа, другие - «иудейская сонмица» - решают Его непременно убить в праздник Пасхи. «И вот Тот, Кто небо имеет престолом, восседши на осленка, входит в Иерусалим. Отроки евреев, да и сами они постилали Ему одежды и срезанные ветви фиников, иные же, неся ветви в руках, провожали Его, восклицая: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Ветви финиковых пальм знаменовали победу Христа над смертью. Победителей в бою или на войне встречали с ветвями вечнозеленых растений. С одной стороны как победитель смерти Христос явился, когда воскресил Лазаря, с другой - Ему предстоит страдать, умереть и окончательно победить господствовавший над людьми закон смерти.

Уже с вайями - вербами Вербного воскресенья верующие поют на службе тропарь, песнопение, в котором сопрягаются торжество и печаль этого праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». В Вербное воскресенье мы, словно те еврейские дети, встречавшие Христа в Иерусалиме, встречаем Его «победы знамения носящее», то есть с вербами, знаменами христовой победы над смертью, помня о воскресении Лазаря, которое уверяет нас в общем воскресении мертвых. Но все это - «прежде Твоея страсти». Христос едет на страдание и смерть. Вербное воскресенье - время, где одними дорогами ходят Божественная сила Христа и человеческое несовершенство, которое уже замыслило предать своего Бога. Из канона Вербного воскресенья мы слышим как Бог, сидящий в вышних на херувимах, грядет со славою, в то время, когда фарисеи («писменницы и священницы» иудеев) на уровне обыденного сознания («тщетным поучистеся») удивляются, кто это такой, кому дети воспевают Осанну. Другое песнопение Вербного воскресенья еще более подчеркивает невероятность происходящего: «На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати». Иисус Христос одновременно на Небесном Престоле и на осленке, Его воспевают ангелы и земные дети. И хотя, как говориться в каноне, ноги непокорных (иудеев) скоры на пролитие Владычней крови, но Он воскреснет.


Вход Господень в Иерусалим. Резная икона на слоновой кости. Константинополь. X век

Вербное воскресенье в Священном Писании

Пророк Захария за шестьсот лет до славного входа Христа в Иерусалим (Вербного воскресенья), предрек: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захария 9:9). Что исполнилось по евангелисту Матфею с мельчайшими подробностями:

«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21. 2-9).


Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент эпистилия темплона с изображениями праздников из монастыря св. Екатерины на Синае. XII век

Вербное воскресение - история праздника

О Неделе ваий (нашем Вербном воскресенье) вполне определенно известно с конца 4 века. Паломница Эгерия описывает торжество, происходящее на ландшафтах новозаветной истории, в Иерусалиме. Верующие молятся на Елеонской горе, после чего все идут пешком в храм Воскресения. И все дети (у них особая роль в этом празднике, ведь именно они «неискусозлобны», то есть не испорчены опытом мертвой и политизированной книжности), держат в руках пальмовые или масличные ветви. Народ - и простые люди и знать - сопровождают епископа, который является образом Христа, грядущего во славе и на Страсть. При этом все поют песнопения, рефреном которых служит «Благословен грядый во имя Господне». Так что уже около полутора тысячи лет в Вербное воскресенье (Неделя ваий) празднуются торжество и печаль предпасхальных ожиданий.

В Русской Православной Церкви с XVI века Вербное воскресенье праздновалось еще более торжественно. Патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле, а царь или кто-то из знатных горожан вел этого осла под уздцы. Вербное дерево, украшенное и обвешанное сладостями, везли перед ослом. Шествие сопровождал хор. Со времен Петра I праздновать Вербное воскресенье подобным образом перестали.


Вход Господень в Иерусалим. Мозаика Палатинской капеллы. Палермо (Сицилия). Середина XII века

Вербное воскресенье и аскетика

Образ Вербного воскресенья связан у нас прежде всего с весенним солнцем, пучками верб, рыбными блюдами, которые не вкушались весь пост? и предвкушением пасхальных торжеств. Отчего же тогда духовный писатель IX века прп. Феодр Студит произносит именно в неделю Ваий (Вербное воскресенье) свое поучение «О том, что мы не должны унывать, но быть мужественными в деле, к которому призвал нас Бог»?

Святитель Григорий Палама вот что пишет об этом дне: «..так как приближается память спасительных Страстей Христовых, приближается и новая, и великая и духовная Пасха, пальма (победная награда) за бесстрастие, начало будущего века». Пост закончен, но впереди нас ждет Страстная седмица, неделя воспоминания того, чего стоила наша Пасха: «Пусть же уклонится каждый от таковых зол и да сотворит благо. А что есть благо? - Это - воздержание, пост, целомудрие и праведность, милосердие и великодушие, любовь и смирение, лишь при наличии коих мы сможем достойно соучаствовать закланному за нас Агнцу Божиему и тем приять залог бессмертия, который да сохраним с твердой надеждой на обещанное нам на небе наследие». Соучастие «закланному за нас Агнцу Божию» - вот что предстоит верующим после торжества Вербного воскресенья. Впереди - последний, самый трудный шаг. Это особо продолжительные богослужения, максимальное воздержание в пище и отказ от суеты в повседневной жизни. Вербное воскресенье - последняя передышка перед Страстной неделей.


Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент «Маэсты» собора в Сиене (Италия) Дуччо ди Буонисенья. 1308-11 гг.


Вход Господень в Иерусалим. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века


Вход Господень в Иерусалим. Икона из праздничного ряда Покровской церкви села Чернокулово. XV век.


Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Вход Господень в Иерусалим. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г.И. Семирадский, 1876 год


Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. В.Г. Шварц, 1865 год


Вход Господень в Иерусалим. Современная фреска


Вход Господень в Иерусалим. М.В. Нестеров


Вход Господень в Иерусалим. Современная греческая икона

; ; Этот празд-ник на-зы-ва-ет-ся Неде-лей ва-ий (вет-вей), Неде-лей цве-то-нос-ной, а в про-сто-ре-чии у рус-ских так-же Верб-ным вос-кре-се-ньем от обы-чая освя-щать в этот день паль-мо-вые вет-ви, за-ме-ня-е-мые у нас вер-ба-ми.

На-ча-ло празд-ни-ка вос-хо-дит к глу-бо-кой древ-но-сти. Пер-вое ука-за-ние на празд-ник - в III ве-ке при-над-ле-жит свя-то-му , епи-ско-пу Па-тар-ско-му († 312), оста-вив-ше-му по-уче-ние на этот день. В IV ве-ке празд-ник, как сви-де-тель-ству-ет свя-той , со-вер-шал-ся весь-ма тор-же-ствен-но. Мно-гие из свя-тых от-цов IV в. оста-ви-ли свои по-уче-ния на этот празд-ник. В VII-IX вв. свя-тые , и Иосиф Сту-ди-ты, а так-же им-пе-ра-тор ви-зан-тий-ский Лев Фило-соф, Фе-о-фан и Ни-ки-фор Ксан-фо-пул про-сла-ви-ли празд-ник пес-но-пе-ни-я-ми, ко-то-рые и ныне по-ет Пра-во-слав-ная Цер-ковь.

В суб-бо-ту сед-ми-цы Ва-ий Цер-ковь вос-по-ми-на-ет чу-до вос-кре-ше-ния Ла-за-ря, по-это-му суб-бо-та на-зы-ва-ет-ся Ла-зо-ре-вой. Вос-кре-ше-ние Ла-за-ря Цер-ковь про-слав-ля-ет как до-ка-за-тель-ство Бо-же-ствен-ной си-лы Иису-са Хри-ста и как удо-сто-ве-ре-ние в вос-кре-се-нии Хри-ста и в об-щем вос-кре-се-нии всех умер-ших, что и вы-ра-жа-ет-ся в тро-па-ре празд-ни-ка (глас 1-й): «Об-щее вос-кре-се-ние преж-де Тво-ея стра-сти уве-ряя, (т.е. удо-сто-ве-ряя), из мерт-вых воз-двигл еси Ла-за-ря, Хри-сте Бо-же. Тем-же и мы, яко от-ро-цы (ев-рей-ские) по-бе-ды зна-ме-ния но-ся-ще. Те-бе по-бе-ди-те-лю смер-ти во-пи-ем: осан-на в выш-них, бла-го-сло-вен гря-дый во имя Гос-подне».

Ла-за-ре-ва суб-бо-та и Верб-ное вос-кре-се-нье слу-жат пе-ре-хо-дом от Че-ты-ре-де-сят-ни-цы к .


Ла-за-ре-ва Суб-бо-та. Неде-ля Ва-ий

Ма-рия Сер-ге-ев-на Кра-со-виц-кая

Страст-ная и Пас-халь-ная сед-ми-цы об-ра-зу-ют центр бо-го-слу-жеб-но-го го-да. Они яв-ля-ют-ся тем вре-ме-нем в жиз-ни Церк-ви, ко-то-рое пред-ва-ря-ет-ся дол-гой и се-рьез-ной под-го-тов-кой - Ве-ли-ким по-стом. По-след-няя, 6 сед-ми-ца Ве-ли-ко-го по-ста име-ет осо-бое на-зва-ние - «сед-ми-ца ва-ий». Все дни ее от по-не-дель-ни-ка до пят-ни-цы име-ют та-кое опре-де-ле-ние: «по-не-дель-ник ва-ий», «втор-ник ва-ий» и т.д. Эта сед-ми-ца по сво-е-му устро-е-нию, по со-дер-жа-нию бо-го-слу-же-ния ока-зы-ва-ет-ся устрем-лен-ной к Неде-ле ва-ий, или к то-му празд-ни-ку, ко-то-рый мы при-выч-но на-зы-ва-ем «Вхо-дом Гос-под-ним в Иеру-са-лим».

Бо-го-слу-же-ние этих дней от-кры-ва-ет пе-ред на-ми важ-ный прин-цип цер-ков-но-го Уста-ва. Уча-стие в цер-ков-ном бо-го-слу-же-нии не яв-ля-ет-ся про-сто вос-по-ми-на-ни-ем про-шед-ших со-бы-тий или со-зер-ца-ни-ем бо-го-слов-ских идей - все в устро-е-нии бо-го-слу-же-ния на-прав-ле-но на то, чтобы со-бы-тия, вос-по-ми-на-е-мые и празд-ну-е-мые Цер-ко-вью, бы-ли на-ми пе-ре-жи-ты по су-ще-ству, ста-ли фак-том на-шей жиз-ни, чтобы мы во-шли в ту ре-аль-ность, в ко-то-рую Цер-ковь нас стре-мит-ся вве-сти. До-сти-га-ет-ся это раз-ны-ми спо-со-ба-ми, а в сед-ми-цу ва-ий в те-че-ние 5 дней зву-чат пес-но-пе-ния, ко-то-рые за-став-ля-ют нас на-пря-жен-но ждать со-бы-тий кон-ца сед-ми-цы.

Эта сед-ми-ца долж-на при-ве-сти нас к двум осо-бен-ным празд-ни-кам - суб-бо-те Ла-за-ре-вой и Неде-ле ва-ий. В суб-бо-ту Ла-за-ре-ву празд-ну-ет-ся вос-кре-ше-ние пра-вед-но-го Ла-за-ря. Мы пом-ним, что Гос-подь вос-кре-сил че-ты-рех-днев-но-го мерт-ве-ца (). Он знал, что Ла-зарь бо-лел и умер, и, тем не ме-нее, слов-но на-роч-но мед-лил и не при-хо-дил в Вифа-нию, хо-тя дом пра-вед-ных Мар-фы и Ма-рии и их бра-та Ла-за-ря был тем до-мом, ко-то-рый, по-ви-ди-мо-му, Гос-подь ча-сто по-се-щал. И вот, зная о бо-лез-ни Ла-за-ря, его смер-ти и по-гре-бе-нии, Гос-подь при-шел, ко-гда тот уже 4 дня ле-жал во гро-бе. Все это пе-ре-жи-ва-ет-ся и яв-ля-ет-ся в бо-го-слу-же-нии. Упо-ми-на-ния об этом есть в бо-го-слу-жеб-ных текстах уже с пер-вых дней сед-ми-цы: «Вче-ра и днесь бо-лезнь Ла-за-ре-ва, сию бо Хри-сту яв-ля-ют срод-ни-цы…» - вче-ра и се-го-дня уже бо-ле-ет Ла-зарь, и Хри-стос об этом зна-ет, по-то-му что ему со-об-щи-ли род-ствен-ни-ки. Та-ким об-ра-зом, нас не про-сто ин-фор-ми-ру-ют, а во-вле-ка-ют в ход со-бы-тий. В сре-ду мы слы-шим: «Днесь изд-ше Ла-зарь», - се-го-дня умер Ла-зарь. И на-ко-нец: «Днесь Ла-зарь уме-рый по-гре-ба-ет-ся…» - вот уже по-ла-га-ет-ся во гроб. Та-ким об-ра-зом, про-сле-жи-ва-ют-ся все эта-пы, пред-ше-ству-ю-щее это-му ве-ли-ко-му чу-ду. А мы вме-сте с сест-ра-ми Ла-за-ря на-хо-дим-ся в ожи-да-нии Гос-по-да и недо-уме-ва-ем, по-че-му же Он не при-хо-дит. Эта сед-ми-ца ста-но-вит-ся пу-тем, ве-ду-щим к дню вос-кре-ше-ния Ла-за-ря.

Страст-ную сед-ми-цу и пред-ше-ству-ю-щие ей празд-ни-ки - Неде-лю ва-ий и суб-бо-ту Ла-за-ре-ву - нуж-но от-ли-чать от Ве-ли-ко-го по-ста. Свя-тая Че-ты-ре-де-сят-ни-ца - это вре-мя под-го-тов-ки, а Страст-ная - это уже не пост, а цель по-ста, то, к че-му мы го-то-ви-лись, и в чем мы долж-ны, под-го-то-вив-шись и по-тру-див-шись в ме-ру сво-их сил, участ-во-вать. В пя-ток ва-ий несколь-ко раз по-ет-ся та-кой текст: «Ду-ше-по-лез-ную со-вер-шив-ше че-ты-ре-де-сят-ни-цу…» т.е. уже окон-чив вре-мя св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы, ко-то-рая долж-на бы-ла при-не-сти поль-зу ду-ше, «… и Свя-тую сед-ми-цу стра-сти Тво-ея про-сим ви-де-ти, Че-ло-ве-ко-люб-че». В пят-ни-цу на сед-ми-це ва-ий св. Че-ты-ре-де-сят-ни-ца кон-ча-ет-ся; мы уже сто-им в пред-две-рии Страст-ной сед-ми-цы.

В Ве-ли-ком По-сту 6 сед-миц, но суб-бо-ты и вос-кре-се-нья не яв-ля-ют-ся пост-ны-ми дня-ми - не в том смыс-ле, что от-ме-ня-ет-ся те-лес-ное воз-дер-жа-ние, а в том, что устро-е-ние бо-го-слу-же-ния со-всем дру-гое: в суб-бо-ту и вос-кре-се-нье со-вер-ша-ет-ся пол-ная ли-тур-гия, со-вер-ша-ет-ся Та-ин-ство Ев-ха-ри-стии. Что ка-са-ет-ся еды, то в суб-бо-ту и вос-кре-се-нье все-гда ослаб-ле-ние по-ста на елей, и та-ким об-ра-зом суб-бо-та и вос-кре-се-нье не вхо-дят в чис-ло дней св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы. Итак, 6 сед-миц и в каж-дой по 5 дней, все-го по-лу-ча-ет-ся 30 пост-ных дней, а ведь мы го-во-рим о св. Че-ты-ре-де-сят-ни-це. Здесь на-до ска-зать, что идея пред-пас-халь-но-го по-ста су-ще-ству-ет с древ-ней-ших вре-мен и яв-ля-ет-ся апо-столь-ским уста-нов-ле-ни-ем, од-на-ко ис-чис-ле-ние дней св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы пре-тер-пе-ло очень зна-чи-тель-ные из-ме-не-ния. Так, на Пра-во-слав-ном Во-сто-ке до IX ве-ка не бы-ло един-ства в опре-де-ле-нии пе-ри-о-да св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы. По-нят-но, по-че-му Че-ты-ре-де-сят-ни-ца но-сит та-кое на-зва-ние - ведь свв. От-цы по-ста-но-ви-ли упо-до-бить свой пост по-сту Гос-по-да, Ко-то-рый 40 дней пре-бы-вал в пу-стыне, но вот устро-е-ние это-го по-ста ока-за-лось до-воль-но труд-ным. Пред-пас-халь-ный пе-ри-од мог со-сто-ять как из 7, так и из 8 сед-миц: от на-ча-ла По-ста до дня Пас-хи мог-ло быть как семь, так и во-семь недель. На-ша сыр-ная сед-ми-ца (как мы зна-ем, за-го-ве-нье на мя-со про-ис-хо-дит уже за неде-лю до по-ста) от-ме-че-на мно-ги-ми чер-та-ми ве-ли-ко-пост-но-го бо-го-слу-же-ния и яв-ля-ет-ся по-лу-пост-ной сед-ми-цей. Это и есть оста-ток то-го вось-ми-не-дель-но-го пред-пас-халь-но-го по-ста, ко-то-рый су-ще-ство-вал на Во-сто-ке. Про-дол-жи-тель-ность его ва-рьи-ро-ва-лась по-то-му, что по-сто-ян-но стре-ми-лись при-ве-сти чис-ло дней по-ста к 40 дням. Но осу-ще-ствить это в пол-ной ме-ре так и не уда-лось: несмот-ря на все по-пыт-ки при-ве-сти чис-ло пост-ных дней к 40, это уда-ет-ся лишь це-ной неко-то-рых на-тя-жек и вы-гля-дит несколь-ко на-ду-ман-но.

Суб-бо-та Ла-за-ре-ва по сво-е-му бо-го-слу-жеб-но-му устро-е-нию яв-ля-ет-ся со-вер-шен-но осо-бен-ным, ни на что не по-хо-жим днем. На-ка-нуне в пят-ни-цу, как и во все пят-ни-цы Ве-ли-ко-го по-ста, со-вер-ша-ет-ся ли-тур-гия Пре-ждео-свя-щен-ных Да-ров. По-сколь-ку эта ли-тур-гия все-гда слу-жит-ся на ве-черне, на-чи-на-ет-ся ве-чер-ней, суб-бо-та Ла-за-ре-ва на-чи-на-ет-ся уже в пя-ток ве-че-ра. На при-хо-дах Пре-ждео-свя-щен-ную слу-жат в пят-ни-цу с утра, и это уже яв-ля-ет-ся на-ча-лом бо-го-слу-жеб-но-го дня Ла-за-ре-вой суб-бо-ты. С это-го дня от-ла-га-ет-ся бо-го-слу-же-ние по Ми-нее до по-не-дель-ни-ка Фо-ми-ной сед-ми-цы. Лег-ко по-нять, что это не яв-ля-ет-ся ка-ким-то фор-маль-ным уста-нов-ле-ни-ем, а в этом за-клю-че-но ука-за-ние на то, что ни-ка-кое про-слав-ле-ние свя-тых сей-час уже неумест-но - на-сту-пил та-кой пе-ри-од, ко-гда все со-сре-до-то-че-но на од-ном, по-это-му все бо-го-слу-же-ние в этот пе-ри-од осу-ществ-ля-ет-ся толь-ко по Три-о-ди. Ис-клю-че-ние со-став-ля-ет празд-ник Бла-го-ве-ще-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, ко-то-рый обя-за-тель-но празд-ну-ет-ся, на ка-кой бы день Страст-ной или Свет-лой сед-ми-цы он ни при-шел-ся в этом го-ду.

Суб-бо-та Ла-за-ре-ва и сле-ду-ю-щая за ней Неде-ля ва-ий до неко-то-рой сте-пе-ни яв-ля-ют-ся еди-ным празд-ни-ком: они име-ют об-щий тро-парь, по-свя-щен-ный со-бы-ти-ям этих двух дней. Кро-ме то-го, неко-то-рые ча-сти вос-крес-но-го бо-го-слу-же-ния, ко-то-рое невоз-мож-но со-вер-шать в Неде-лю ва-ий, т.к. это Гос-под-ский дву-на-де-ся-тый празд-ник, пе-ре-не-се-ны на суб-бо-ту.

Итак, утре-ня, со-вер-ша-е-мая в суб-бо-ту Ла-за-ре-ву, со-дер-жит несколь-ко вос-крес-ных тек-стов - тех, ко-то-рые при обыч-ном по-ряд-ке бо-го-слу-же-ния по-ют-ся толь-ко в вос-крес-ный день и яв-ля-ют-ся непре-мен-ной ча-стью вос-крес-но-го все-нощ-но-го бде-ния. Так, по-сле 17 ка-физ-мы по-ют-ся зна-ко-мые вос-крес-ные тро-па-ри по Непо-роч-нех Ан-гель-ский со-бор уди-ви-ся . Но что еще бо-лее уди-ви-тель-но - в Ла-за-ре-ву суб-бо-ту по-ет-ся Вос-кре-се-ние Хри-сто-во ви-дев-ше - тот текст, ко-то-рый мы по-ем толь-ко по вос-крес-ным дням и в пе-ри-од празд-но-ва-ния Пас-хи. Суб-бо-та Ла-за-ре-ва - это день, ко-гда мы уве-ря-ем-ся во все-об-щем вос-кре-се-нии «преж-де стра-стей» Хри-сто-вых, и еще преж-де Его вос-ста-ния ви-дим Вос-кре-се-ние Хри-сто-во в вос-кре-ше-нии Ла-за-ря. По-сле пе-ния ка-но-на воз-гла-ша-ют-ся сти-хи «Свят Гос-подь Бог наш» - это текст вос-крес-ной служ-бы. Хва-лит-ные сти-хи-ры по-ют-ся на 8, как в неде-лю, а их Бо-го-ро-ди-чен «Пре-бла-го-сло-вен-на еси, Бо-го-ро-ди-це Де-во…» взят из вос-крес-ной служ-бы. За пред-пи-са-ни-я-ми Уста-ва сто-ит стрем-ле-ние явить нам со-дер-жа-ние со-бы-тия и его ис-тин-ный смысл. Служ-ба яв-ля-ет-ся по су-ти вос-крес-ной, и Ла-за-ре-ва суб-бо-та пред-вос-хи-ща-ет ра-дость Пас-хи. Бо-го-слу-жеб-ные тек-сты недву-смыс-лен-но сви-де-тель-ству-ют о вос-крес-ном ха-рак-те-ре бо-го-слу-же-ния это-го дня.

В ек-са-по-сти-ла-рии это-го дня, чи-та-е-мом на Сла-ву, и ныне зву-чат сло-ва ап. Пав-ла (), ко-то-рые мы ско-ро услы-шим в ли-ку-ю-щем Пас-халь-ном сло-ве Иоан-на Зла-то-уста: «Ла-за-рем тя Хри-стос уже раз-ру-ша-ет, смер-те, и где твоя, аде, по-бе-да? Вифа-нии плач ныне на те-бе про-став-ля-ет-ся; вси вет-ви по-бе-ды То-му при-не-сем». Этот текст яв-ля-ет нам един-ство Ла-за-ре-вой суб-бо-ты и Пас-хи, Ла-за-ре-вой суб-бо-ты и Неде-ли ва-ий.

На-по-ми-ная нам внеш-нюю кан-ву со-бы-тий, бо-го-слу-жеб-ные тек-сты вскры-ва-ют их глу-бин-ный бо-го-слов-ский смысл. Неко-то-рые оста-нав-ли-ва-ют-ся на сви-де-тель-стве о двух при-ро-дах Хри-ста - че-ло-ве-че-ской и Бо-же-ствен-ной. Так, си-нак-сарь пред-ва-ря-ет-ся та-ки-ми сти-ха-ми: «Ры-да-е-ши, Иису-се, сие смерт-на-го су-ще-ства; ожив-ля-е-ши дру-га Тво-е-го, сие бо-же-ствен-ныя кре-по-сти». То, что Ты, Гос-по-ди, опла-ки-ва-ешь Ла-за-ря, про-яв-ле-ние «смерт-но-го су-ще-ства», вос-кре-ше-ние дру-га - сви-де-тель-ство Бо-же-ствен-ной си-лы.

В день Ла-за-ре-вой суб-бо-ты со-вер-ша-ет-ся ли-тур-гия Иоан-на Зла-то-уста сво-им обыч-ным по-ряд-ком, но по-ет-ся не Три-свя-тое, а Ели-цы во Хри-ста кре-сти-сте-ся . По воз-гла-се Из-ряд-но о Пре-свя-тей… по-ет-ся за-до-стой-ник, хо-тя Ти-пи-кон о нем умал-чи-ва-ет.

Неде-ля Ва-ий, неде-ля цве-то-нос-ная, празд-ник Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим, а на Ру-си еще и Верб-ное вос-кре-се-нье - так на-зы-ва-ет-ся сле-ду-ю-щий день. В этот день не по-ем вос-крес-ных пес-но-пе-ний, не празд-ну-ем Вос-кре-се-ние Хри-сто-во, и на-до ска-зать, что та-кое по-стро-е-ние бо-го-слу-же-ния под-чи-ня-ет-ся об-щим пра-ви-лам: ес-ли дву-на-де-ся-тый Гос-под-ский празд-ник по-па-да-ет на вос-кре-се-нье, «вос-кре-се-но ни-что-же по-ем», т.е. вос-кре-се-нье не празд-ну-ет-ся, а толь-ко Гос-под-ский празд-ник. В ка-ком-то смыс-ле мож-но ска-зать, что вос-кре-се-нье пе-ре-не-се-но на суб-бо-ту Ла-за-ре-ву. Тро-парь празд-ни-ка об-щий с Ла-за-ре-вой суб-бо-той, од-на-ко, есть и вто-рой тро-парь Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим; это един-ствен-ный Гос-под-ский празд-ник, име-ю-щий два тро-па-ря. Этот вто-рой тро-парь по-ка-зы-ва-ет нам осо-бен-ную чер-ту это-го со-бы-тия, зву-чит он так:

«Спо-греб-ше-ся Те-бе кре-ще-ни-ем, Хри-сте Бо-же наш, без-смерт-ныя жиз-ни спо-до-би-хом-ся Вос-кре-се-ни-ем Тво-им, и вос-пе-ва-ю-ще зо-вем: осан-на в выш-них, бла-го-сло-вен гря-дый во Имя Гос-подне».

Здесь го-во-рит-ся от ли-ца всех, кто со-брал-ся в хра-ме: «Спо-греб-ше-ся Те-бе кре-ще-ни-ем, Хри-сте Бо-же наш», - вот мы кре-сти-лись и кре-ще-ни-ем сво-им мы Те-бе спо-греб-лись, мы умер-ли вме-сте с То-бой, Гос-по-ди, и бес-смерт-ной жиз-ни «спо-до-би-хом-ся Вос-кре-се-ни-ем Тво-им». Очень ин-те-рес-но, что здесь го-во-рит-ся не о празд-ну-е-мом со-бы-тии, а о та-ин-ствен-ном смыс-ле хри-сти-ан-ской жиз-ни. С этой же те-мой в Неде-лю ва-ий свя-за-на од-на сти-хи-ра; она по-вто-ря-ет-ся за служ-бу 7 раз, с уди-ви-тель-ным по-сто-ян-ством:

«Днесь бла-го-дать Свя-та-го Ду-ха нас собра, и вси, взем-ше Крест Твой, гла-го-лем: бла-го-сло-вен Гря-дый во Имя Гос-подне, осан-на в выш-них».

По-вто-ря-ет-ся этот текст, ко-неч-но, не по-то-му, что на про-тя-же-нии столь-ких ве-ков не на-шлось че-ло-ве-ка, ко-то-рый бы со-чи-нил еще шесть сти-хир, чтобы вос-пол-нить бо-го-слу-же-ние, а по-то-му что текст этой сти-хи-ры очень ва-жен. Зна-е-те, как ро-ди-те-ли вос-пи-ты-ва-ют ре-бен-ка: я же те-бе го-во-рил, и вче-ра го-во-рил, и се-го-дня опять го-во-рю; по-вто-ря-ет-ся то, что важ-но. На Гос-по-ди, воз-звах эта сти-хи-ра зву-чит под-ряд два ра-за, в этом же цик-ле она зву-чит на Сла-ву и на И ныне , на сти-ховне она по-ет-ся два ра-за и на утре-ни по 50 псал-ме. На-вер-но, имен-но на этот текст и сле-ду-ет об-ра-тить осо-бое вни-ма-ние. Здесь го-во-рит-ся о том, что Гос-подь со-брал нас в Церк-ви и объ-еди-нил бла-го-да-тью Свя-то-го Ду-ха. А даль-ше та-ин-ствен-ные сло-ва: «И вси, взем-ше Крест Твой, гла-го-лем». Обыч-но ведь го-во-рят о несе-нии сво-е-го Кре-ста, а как нам взять Крест Хри-стов? Долж-но быть, здесь го-во-рит-ся о го-ря-чем сер-деч-ном стрем-ле-нии все раз-де-лить с Гос-по-дом. Здесь го-во-рит-ся, что мы встре-ча-ем Его всем су-ще-ством: Гос-подь гря-дет на воль-ную страсть, и мы идем вме-сте с Ним, Этот текст очень лич-ный, он от-но-сит-ся лич-но к каж-до-му и в то же вре-мя объ-еди-ня-ет всех, ко-го «бла-го-дать Свя-та-го Ду-ха собра».

Служ-ба Неде-ли ва-ий - бден-ная, на ве-ли-кой ве-черне па-ри-мии и ли-тия, на утре-ни - по-ли-е-лей и празд-нич-ное окон-ча-ние, это по-ря-док обыч-но-го бде-ния. Неде-ля ва-ий при-ме-ча-тель-на так-же тем, что в этот день мы несем в храм рас-пус-ка-ю-щи-е-ся вет-ки вер-бы. В Ти-пи-коне не упо-ми-на-ют-ся ни ел-ки на Рож-де-ство, ни бе-рез-ки на Тро-и-цу, а вот в Неде-лю ва-ий по-ла-га-ет-ся освя-ще-ние ва-ий, и в очень важ-ном ме-сте служ-бы - по-сле Еван-ге-лия, по 50 псал-ме. Во вре-мя чте-ния 50 псал-ма со-вер-ша-ет-ся каж-де-ние огром-но-го пуч-ка ве-ток, ко-то-рые за-тем долж-ны раз-да-вать-ся бра-тии, но пе-ред этим про-из-но-сит-ся спе-ци-аль-ная мо-лит-ва на освя-ще-ние ва-ий и они окроп-ля-ют-ся свя-той во-дой (в Ти-пи-коне об окроп-ле-нии не го-во-рит-ся). И ко-гда бра-тия под-хо-дит це-ло-вать Еван-ге-лие, игу-мен каж-до-му да-ет эти вет-ки. Ко-неч-но, это долж-ны быть вет-ки фини-ко-вой паль-мы, но у нас паль-мы не рас-тут. В это вре-мя на Ру-си обыч-но толь-ко-толь-ко за-цве-та-ет вер-ба, по-это-му у нас это вос-кре-се-нье и по-лу-чи-лось Верб-ным. До-стой-но вни-ма-ния, что освя-ще-ние этих ве-то-чек со-вер-ша-ет-ся не пе-ред служ-бой и не по-сле служ-бы (где-то там, на за-двор-ках, ко-гда все уже рас-хо-дят-ся), оно со-вер-ша-ет-ся в са-мом цен-тре служ-бы, в са-мом ее серд-це. И игу-мен раз-да-ет бра-тии эти ве-точ-ки, чтобы сей-час, во вре-мя чте-ния ка-но-на каж-дый ося-зал их так, как ося-зал их на-род, от-ро-ки, встре-чав-шие Хри-ста. Этот мо-мент сви-де-тель-ству-ет от-нюдь не о «те-ат-раль-ной пыш-но-сти» бо-го-слу-же-ния, а о том, что празд-ник дол-жен вой-ти во все на-ше су-ще-ство - через зре-ние, слух, обо-ня-ние (ко-гда мы чув-ству-ем бла-го-уха-ние ка-диль-но-го ды-ма) и да-же ося-за-ние. Все на-ши те-лес-ные чув-ства, от-кры-тые для вос-при-я-тия этой выс-шей, ду-хов-ной ре-аль-но-сти, по-мо-га-ют нам при-бли-зить-ся к ней.

По де-вя-той пес-ни ка-но-на нет све-тиль-на. «Све-тиль-на не гла-го-лем, но абие: Свят Гос-подь Бог наш», - го-во-рит-ся в бо-го-слу-жеб-ных кни-гах.

Бо-же-ствен-ная ли-тур-гия в этот день со-вер-ша-ет-ся по чи-ну Иоан-на Зла-то-уста, на ней по-ют-ся празд-нич-ные ан-ти-фо-ны и воз-гла-ша-ет-ся вход-ный стих. Осо-бен-ность ее так-же в том, что по-ет-ся за-до-стой-ник, про-из-но-сит-ся празд-нич-ный от-пуст.

Великий пост. Неделя Ваий

Великий Пост.
Воскрешение Лазаря и вход Господень в Иерусалим

Шестая неделя Великого поста называется седмицей Вайи, то есть веток. Она заканчивается Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем. После этого собственно Великий пост закончится и начнется Страстная седмица.

Важный момент: воскрешение Лазаря по вполне понятным причинам сразу стало «скандалом». Именно этим объясняется торжественая встреча Христа в Иерусалиме, в котором у Него почти не было учеников.

Воскрешение было доказательством мессианского достоинтсва Иисуса, поэтому Его встречают как Царя. Казалось бы, на этом - всё. Но как мы знаем, это было только началом. А концом и целью стал Крест.

Интересно, что Господь воскресил «всего лишь» трех людей: сына вдовы, дочь Иаира и Лазаря. Двух детей и друга…

Иисус - человек

Православие по Феодору Студиту сводится к формуле: «три в Боге и два во Христе». Один из Троицы стал человеком. Но верим ли мы на самом деле , что Иисус был человеком? Иисус плачет, узнав что Его друг, Лазарь, умер. Всезнающее и Всеблаженное Божество плачет, когда умер близкий. «Смотри, как Он любил его »…

Смысл страдания

«Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой ». Это первый шаг к вопросам теодицеи: «Почему Бог допускает зло?», «в чем смысл страданий»? Ответ Христа: «это болезнь не к смерти, но к славе Божьей ».

Также и со слепорожденным: Господи, какой смысл в его слепоте? У грешных людей возникает ложная идея справедливого наказания. Но Господь отвергает этот морок: не согрешил ни он (слепой), ни родители его. Зачем же ? «Чтобы явились дела Божьи ».

Аналогичным образом решена проблема в книге Иова. «Слава Божья» и «дела Божьи» - вот конечная цель всего.

Второй вопрос, на который мы находим ответ в истории воскрешения Лазаря: как Господь «реагирует» на нашу боль? Как Космический Палач? Нет: как сочувствующий друг - слезами. Теодицея не утешает (если только это не вера святых в Промысел) - утешают слёзы Господа.

Вера и догмат

В рассказе о воскрешении Лазаря есть интересное противопоставление факта воскрешения и догмы воскресения.

Первое. Марфа на слова Иисуса: «воскреснет брат твой », отвечает - «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день ». Марфа исповедует догмат о воскресении мертвых в последний день вне связи с «реальной жизнью». Но Христос - это про реальную жизнь, и Лазарь воскреснет сейчас и здесь .

Второе. Фарисеи были той религиозной группой, которая верила в воскресение мертвых (в Торе в явном виде это учение не содержится, и воскресение было предметом религиозных споров). Как отреагировали фарисеи, увидев воплощение своей веры? Они решили убить Христа. В этом есть какая-то жестокая правда о религии: верящие в воскресение убили Воскресившего.

Чудо в XXI веке

Благочестие и правоверие - одно. Реальность и чудо - другое. Не обязательно как у фарисеев - может быть как у Марфы…

В XXI веке более значим другой конфликт: вера и чудо. Наша эпоха не верит в чудеса. Но даже если из Писания и Предания можно вычеркнуть отдельные сверхъестественные вещи как легендарные, с чудом как таковым так не получится. «Если не воскрес Христос, вера наша тщетна, мы самые несчастные из людей » - говорит апостол Павел. Если Бог есть, то чудо существует - не как фокус и магия, но как реальное присутствие Реального здесь . Быть христианином - значит верить, что Ииусус воскрес. На самом ли деле мы верим в это?

Победа над смертью

«Лазарем тя Христос уже разрушает, Смерте, и где твоя, аде, победа » - поет Церковь в эти дни. Лазарева суббота - это предвосхищение Пасхи, а триумф Входа Господа в Иерусалим - это предвосхищение подлинного триумфа - триумфа Креста.
Вход Господень в Иерусалим. Толпа, которая встречала Господа восторженными криками, быстро забыла Его.

Победа над смертью и адом - вот что совершил Христос. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века » - вот наша надежда и цель. (Совсем не «боюсь в ужасе пришествия антихриста», как это часто сейчас бывает. Тот факт, что ликование и надежда сменились страхом, сигнализирует о чем-то очень плохом в истории христианства).

Не явным образом страх антихриста коррелирует с фантазмом живых мертвецов - одним из главных символических фигур современности. Наша эпоха (если судить по медия, во всяком случае) в принципе не воспринимает христианскую надежу на воскресение мертвых. На что она способна так это на возрождение архаического страха перед мертвецами.

Победа над смертью, надежда на воскресение мертвых - вот центральное в христианстве. Посмотрим, что на этот счет писали Отцы и богословы.

Святые Отцы о воскресении мёртвых

Кажется, что вера в бессмертие души неотъемлема от христианства. Но это не так.

Бессмертие души - это платоническое (шире - античное) верование, т. е. корни у него языческие. Разница принципиальна: христиане верят в воскресение тел, а язычники (не все) - в бессмертие души.

Первое. Бессмертие - свойство Божества. Творение смертно просто в силу своей тварности: оно сотворено из ничего и возвращаемо в ничто. Люди не умирают только в силу приобщенности к Бессмертному - они становятся богами по благодати. Грех - отсоединненость от Бога, отрыв от Источника бытия. Поэтому грех ведет к смерти.

Второе. Принято считать, что язычники - веселые защитники плоти, а христиане - грустные защитники духа. Все наоборот. Высвободить бессмертную душу из плена плоти - мечта платонизма и гностицизма. Воскресить плоть - мечта христиан.

Бог воплот ился, чтобы спасти человека. Человек - не чистый дух внутри грязного животного, а единство духа и тела. Смерть - рассоединение тела и души, а воскресение - их воссоединение. Христианская борьба идет не между плотью и духом, как кажется спиритуалистам всех мастей, а между Жизнью и Смертью («есть только два пути - путь жизни и путь смерти » учит ). Грешит душа, а никак не плоть, обреченная на тление из-за грехов души.

Все это ясно видно у Святых Отцов, особенно первых веков.

«Если вы встретитесь с такими людьми, которые называются христианам, а этого [воскрсение мертвых] не признают, и даже осмеливаются хулить Бога Авраамова, Бога Исаакова и Бога Иаковлева, не признают воскресения мертвых и думают, что души их тотчас по смерти берутся на небо, то не считайте их христианами » - ясно учит св. Иустин Мученик в «Диалоге ». «Не следует называть ее [душу] бессмертною , ибо если она бессмертна, то и безначальная » - призывает он, ибо если душа - бессмертна, то безначальна, т. е. не сотворена, и тогда она - Бог.

«Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна . Впрочем она может и не умирать. Душа, не знающая истины умирает и разрушается вместе с телом, и получает смерть через нескончаемые наказания. Но если она просвещена познанием Бога, то не умирает, хотя и разрушается на время » - учит Татиан в «Речи против эллинов »

«Существо же, получившее ум и рассудок, есть человек, а - не душа сама по себе; следовательно, человеку должно оставаться всегда и состоять из души и тела ; а таким пребывать ему невозможно, если не воскреснет. Ибо если нет воскресения, то не останется природа человеков, как человеков » - учит о телесно-душевном единстве человека Афинагор в сочинении «О Воскресении мертвых » - одном из лучших и первых текстов на эту тему.

«Преступление заповеди заставило их обратиться обратно к своей природе, и как в начале они пришли из небытия, так и теперь они на пути возвращения через тление снова к небытию. Существование и любовь Слова дали им бытие, а значит неизбежно, что когда они потеряли знание Бога, то они потеряли и жизнь с ним. Ибо только Бог один сущий, а злое не есть бытие, но отрицание и антитеза добра. По природе, конечно, человек смертен, так как он был сотворен из ничего ; но он носит также подобие Того, Кто есть Сущий, и если человек сохраняет это подобие через постоянное взирание на Него, то тогда его природа освободится от власти смерти и он останется нетленным » - учит Афанасий Великий в одной из главных святоотеческих книг «О воплощении Логоса ». Человек, как и всякая тварь, смертен по природе, но не умрет, если будет с Жизнью.

Толкование 11 и 12 членов Символа веры - «чаю воскрсения мертвых и жизни будущего века » - можно найти в «Толковании Символа веры » Владимира Лосского, выдающегося православного богослова XX века.

Философский разбор понятий «перевоплощение», «бессмертие» и «воскресение» читатайте у Вышеславцева .

Одна из самых удивительных - или бессмысленных? - идей о воскресении мертвых принадлежит Федорову. Он то ли мыслитель, то ли мифотворец, то ли безумец. Воскресение отцов силами техники - вот его мечта и его миф. Странным образом христиаснкая эсхатология переплетается у него с философией науки и фантастической утопией. Сергей Булгаков не только критиковал его учение, но и выделял те мотивы, которые могут быть полезны для христианской мысли.

Боль и чудо

Лазараева суббота объединяет в себе две сложных богословских темы: страдание и чудо. Интересно, как здесь меняются наши «претензии» к Богу. Когда мы думаем о страдании (включая атеистов-обывателей), то обвиняем Бога в жестокости, т. е. все стихийно верим в Него. Когда же мы думаем о чуде (включая и христиан-обывателей) - обвиняем Его в несуществовании, т. е. все становимся атеистами.

Недавно мы выложили две новых аудиокниги К. С. Льюиса: «Чудо » и «Боль ». Они написаны с присущим Льюису талантом - рационально, здраво и «удопопонятно». Льюис не решает проблему чуда и проблему страдания (они рационально не решаемы), но дает прекрасно продуманный вариант христианского учения о страдании и чуде.

Вход Господень в Иерусалим одновременно и радостный и печальный, даже трагический праздник. Радостный потому, что в этот день Христос несомненно явил Себя людям как Мессия, Спаситель мира, многие века ожидаемый человечеством. Торжественным входом в Святой Град Иерусалим Он возвестил действительное наступление Царствия Божия на земле, Царствия, которое открывается в Христовой Церкви. Грустный этот праздник потому, что это событие стало началом крестного пути Христа, израильский народ не принял своего истинного Царя и большинство тех, кто восторженно приветствовал Спасителя: «Осанна!», через несколько дней в остервенении будут вопить: «Распни Его, распни!»

При входе Господнем в Иерусалим исполнились многие ветхозаветные пророчества о Мессии, так что ни у кого уже не могло оставаться сомнений в том, Кто в этот день пришел в Священный город. Подойдя к Иерусалиму, Христос послал учеников в ближайшее селение и приказал им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их (Мф. 21, 2-3). Все именно так и произошло. Случилось еще одно явное чудо: ослица и осленок оказались именно там, где указал Христос, и их хозяева, возможно, и не знакомые с Иисусом, безропотно отдали свою скотину. Так исполнилось пророчество Захарии: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9). Само появление Мессии, Царя Израильского в столице Своего царства не на пышно убранном коне в окружении многочисленной свиты, как подобает приличным царям, а на самом скромном вьючном животном было неожиданным, едва ли не скандальным, особенно в глазах иудеев, надеявшихся, что Христос освободит их от власти римлян и добьется для Иудеи мирового господства. Войдя в Иерусалим, сидя на осленке, Христос показал, что Его царство не такое, какое ожидал от Него еврейский народ: это не могущественное земное царство, а смиренное духовное царство любви.

Тем не менее, при входе Господа в Иерусалим множество народа, уже знавшего о недавнем воскрешении Лазаря, что не могло не поразить их и не уверить в миссианском достоинстве Христа, постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 8-9). Причем по указанию евангелий, «осанна», т.е. по-еврейски «Спасай нас!», - возглас, которым приветствовали царей, Спасителю возгласили и младенцы, и даже совсем маленькие грудные дети, которые по возрасту просто не могли еще говорить, - хвала Спасителю стала первым словом, сошедшим из их уст (Мф. 21, 16). Так сбылось еще одно пророчество Ветхого Завета, переданное устами псалмопевца Давида: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Пс. 8, 3).

Книжники и первосвященники, даже став свидетелями столь очевидного чуда, не преминули тут же поставить его в вину Спасителю: дескать, зачем неразумные дети шумят и нарушают порядок в Храме (а народ продолжал приветствовать Христа и тогда, когда Он вошел в Храм), заставь их замолчать. На это Спаситель ответил: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19, 40). Однако каменные сердца начальников иудейского народа не отозвались на приход Мессии в Свой город и оказались жестче природных камней Палестины. Уже тогда книжники и первосвященники задумали убить Христа, хотя они, будучи знатоками Священного Писания, как никто, должны были увидеть признаки исполнения пророчеств и узнать в Иисусе обещанного Спасителя человечества. Что самое ужасное, в глубине сердца они, конечно же, знали о мессианском достоинстве Христа, но уж очень боялись потерять собственную власть и из-за этого решились на вполне осознанное Богоборчество.

Ненависть к Иисусу со стороны первосвященников усилил еще один поступок Спасителя. Войдя в Иерусалимский храм, Он, как и в начале своего служения (Ин. 2, 13-17), выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21, 13). И меновщики, обменивавшие на иудейские деньги римские монеты с изображениями обожествляемых императоров, которые нельзя было, поэтому, вносить в Храм, и продающие голубей для установленных Законом жертвоприношений были необходимы для проведения Богослужений, но для корыстолюбивых священников торговля стала самоценностью и заслонила собой собственно служение Богу. Да и время ветхозаветного храма подошло к концу: Христос основал новую Церковь, новое Царство, распространившееся уже не только на евреев, но и на все народы. Вход Господень в Иерусалим стал символом наступления этого Царства. Так почему же израильский народ так восторженно приветствовавший Христа, уже через несколько дней отверг своего Спасителя?

Об этом прекрасно сказал в одной из проповедей митрополит Антоний Сурожский: «Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ от врагов, что кончена будет оккупация, что побеждены будут противники, отмщено будет всем... А вместо этого Христос вступает в Священный Град тихо, восходя к Своей смерти... Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него; Он их во всем разочаровал: Он не ожидаемый, Он не тот, на которого надеялись. И Христос идет к смерти...» В праздник Входа Господня в Иерусалим верующие тоже, подобно евангельским иудеям, приветствуют Спасителя вайями, пальмовыми ветвями (на Руси вместо них веточки вербы), но каждый, взявший их в руки, должен честно спросить себя, готов ли он принять Христа как Царя, но не могущественного земного царства, а небесного, Царства жертвенной любви и служения. К этому и призывает Церковь в радостный праздник Вербного воскресенья.