11 сентября церковный праздник усекновение главы. Двунадесятые переходящие праздники. Преподобномученица Анастасия Римлянка

Опубликовано 11.09.18 08:29

Сегодня, 11 сентября 2018, отмечается церковный праздник усекновение главы Иоанна Предтечи. Что нельзя делать, приметы и традиции праздника - читайте в материале Topnews.

Сегодня, 11 сентября, какой православный праздник: Иван Постный (день усекновения главы Иоанна Предтечи)

vid_roll_width="300px" vid_roll_height="150px">

День посвящен памяти об усекновении главы Иоанна Крестителя, предтечи Иисуса Христа, предсказателя, рассказавшего миру, что скоро придет Спаситель. Он также и крестил его в реке Иордане.

О гибели Иоанна Крестителя говорится в Евангелиях от Матфея и Марка. Когда скончался Ирод Великий, Палестина была поделена на четыре государства, каждому из которых от римлян был назначен правитель. Иоанн происходил из Галилеи, которая досталась в правление Ироду Антипе, имевшему, кроме жены, еще и любовницу, супругу родного инткббэч брата - Иродиаду.

За указание на этот грех Иродиада возненавидела Иоанна. Коварной мести помогла ее дочь - прекрасная Саломея. Соблазняя Ирода искусным танцем, он пожелала в награду не драгоценности, не милости, но голову Иоанна. Отсеченная голова Предтечи, однако, не умолкла и вновь говорила о грехах правителя. Убийцы святого не прожили долго - правитель и его любовница пали в разверзшуюся землю, а Саломея лишилась головы от острой льдины.

На день Иоанна приходится особый пост, в который на стол не положено подавать блюда из овощей и фруктов, имеющих округлую форму. нельзя есть ничего, что имеет круглую форму - яблоки и клубни картофеля, щи из капусты, даже нельзя срезать маковые головки.

На полях уже пусто, но продолжаются хлопоты с приготовлением зимних запасов. Народ собирался на ярмарках да торгах, обычных для осени, и получалось все так, что на Иоаннов день - особенно много соблазнов, а нужно было держать себя в строгости, о чем говорили: "Иванов пост не велик, а перед ним и Филиппов пост кулик".

Природа поворачивает от летней теплой неги к осенним утреннему холоду и близкой зиме, вот наши предки и говаривали: "Иван Постный пришел, лето красное увел", "Иван Постный - осени отец крестный", "С Ивана мужик осень встречает, баба бабье лето начинает".

О стаях же перелетных пернатых говаривали так: "Иван Предтеча гонит птиц далече". Пернатые путешественники предсказывали, какой будет погода. Коли на Иоанна прощально курлыкали журавли, значит, ждать краткую осень и ранние снега. Коли еще задерживались скворушки, значит, еще постоит тепло. Коли полетели грачи вечерами - то еще постоят погожие деньки. В отличие от них, гуси пророчили дождь, а лебеди - снег.

Вместе с уборкой репы негромко справляли ее праздник "Репный" - сами не веселились, не пировали, но щедро одаряли постными блюдами голодных нищих людей.

Традиции на Усекновение главы Иоанна Предтечи

Одна из традиций праздника - приготовление угощений для нуждающихся. Также в это день верующие идут на литургию, чтобы почтить память мученика Иоанна. На утренней молитве просят прощения за все грехи.

Считается, что у человека, который постится в этот день, исполнится самое сокровенное желание.

Это день строгого поста, поэтому запрещено есть не только мясное и молочное, а даже рыбу. Считается, что, проведя этот день на хлебе и воде, можно просить Бога об исцелении.

Приметы на Усекновение

В народе верят, что встретить 11 сентября, то есть на Усекновение, белую собаку - это хороший знак, ведь это животное предвещает вам достаток и благополучие.

Считается, что если на Усекновение за вами увязалась белая собака, это сам Иоанн Креститель благословляет на удачу. При этом четвероногого обязательно нужно угостить чем-либо.

Если в этот день слышен гром - это предвещает долгую и теплую осень.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: что нельзя делать в этот день:

Это день строгого поста, поэтому запрещено есть не только мясное и молочное, а даже рыбу. Считается, что, проведя этот день на хлебе и воде, можно просить Бога об исцелении болезней;

Держать в руках что-либо острое, в этот праздник верующие даже не нарезают хлеб, а ломают его. В народе говорят: "Кто на Усекновение ножом пользуется, сам без головы останется";

Есть что-либо, напоминающее голову, например, капусту, яблоки, арбузы (круглое ассоциируется с отрубленной головой Крестителя);

Особый запрет касается капусты - нельзя срезать кочаны и шинковать ее;

Под запрет попадает в этот день и красная еда, которая ассоциируется с кровью

Не принято пить любые напитки красного цвета;

Петь и танцевать: связано это с танцем Саломеи, падчерицы Ирода, по просьбе которой и был обезглавлен Иоанн Креститель;

Работать, а также заниматься домашними делами;

Ссориться, поскольку именно гнев и злоба стали причиной смерти Иоанна;

В этот день священники не проводят обряд венчания.

Согласно канонам Святой Русской Православной Церкви, 11 сентября верующие отдают дань мученической смерти святого Иоанна Предтечи и придерживаются строгого поста. Иоанн Предтеча чтится Святой Церковью в наибольшей мере, по сравнению со всеми святыми, исключением является лишь Богоматерь.

Какой православный праздник 11 сентября?

Среди всех церковных праздников одним из самых великих является праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, отмечаемый 11 сентября или 29 августа согласно старому стилю. Трагическое событие подробно описано евангелистами Марком и Матфеем. Народное название православного праздника – Иван Постный, ибо церковный устав требует соблюдения в этот день строгого поста (нельзя употреблять в пищу продуктов животного происхождения).

Протоиерей Фомин Игорь объясняет, каким смыслом обладает праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи. Несмотря на то, что святой расстался с этим миром по вине человеческой жестокости, а виновники злодеяния остались живы, мученическая смерть не отменяет того добра, которое нес Иоанн при жизни. Отдавая жизнь во имя истины, мы приносим величайшую жертву, с помощью которой человек доносит до народа собственные идеалы и веру в истину. Жертва не напрасна, как для Иоанна, так и для каждого из нас.

История православного праздника

Благие проповеди пророка Иоанна после крещения Иисуса Христа не были продолжительными, поскольку вскоре он принял мученическую смерть. В годы правления Ирода Антипа Галилеей Иоанн обличал царя в прелюбодеянии с женой брата Ирода Филиппа при его жизни. Иродиада же, законная жена Филиппа, обозлилась на Иоанна и всячески подстрекала царя убить его, однако тот слишком боялся народного гнева. Тем не менее в темницу Иоанна Крестителя посадили.

С тех прошло около года, и на пиру в честь дня рождения Ирода царю и его гостям угодила своими танцами его падчерица – дочь Иродиады, Саломея. Тот пообещал ей все что угодно за подобное удовольствие, и она решила взять совет у матери. Будучи обозленной на Крестителя, который был до сих пор заточен в темнице, Иродиада велела своей дочери просить голову Иоанна. Разумеется, Саломея так и поступила, а отказать ей Ирод уже не мог, ибо обещание было дано привселюдно, и опозориться перед своим народом было не в его планах.

В темницу был отослан воин (спекулатор) для отсечения главы Иоанна, после чего Саломея получила ее на блюде и понесла голову Иоанна Крестителя своей матери. В 32 году тело святого Крестителя было захоронено его учениками, а мощи, за исключением правой руки и головы сожгли в 362 году вместе с Севастийским храмом по указу императора Юлиана-Отступника. Часть останков мученика христиане успели приобрести и переправить в Александрию, где они по сей день оберегаются, как величайшая святыня.


Промысел Божий над грешными душами Саломеи, ее матери и Ирода свершился, однако источники расходятся в фактах.

  1. Согласно первой версии, царь Ирод был лишен собственной власти по велению римского императора и был сослан вместе с Иродиадой и ее дочерью в заточенье, где они и встретили закат жизни.
  2. Согласно другой версии Иродиада вместе с Иродом была поглощена землей заживо, но дочь ее погибла первой. Зимой она держала путь через реку по льду, как вдруг он раскололся, и девушка провалилась под воду. Ее тело тут же было сковано так, что она повисла в воде в танцующем образе, как некогда плясала на земле. Вскоре острие льда поразило ее шею, и вода унесла ее труп. Голову же унесло течением прямо в руки ее матери.

День мученической смерти и Усекновения главы Иоанна Крестителя отмечать начали еще его ученики. Церковью день 11 сентября был установлен как великий православный праздник, как демонстрация безграничной скорби христиан о мученической погибели великого Пророка.

Традиции и обычаи

Среди других народных названий данного православного праздника – Иван-пост, Головосек, Репный праздник, Иван-пролеток или Полетовщик. Бытовые суеверия и языческие верования существенно отобразились на традициях празднования. Многочисленные христианские символы со временем в сознании народа исказились, и их значение стало гротескным.

Например, круглые овощи и плоды в этот день есть запрещено, ибо они визуально могут напоминать голову Иоанна. Любые острые предметы могли напомнить народу о мече, которым голова была отсечена, поэтому они также были под запретом. Хлеб можно только ломать руками, но он не должен быть круглым. В некоторых регионах ранее отказывались от красного вина и плодов красного цвета, ибо они ассоциировались с кровью.

Среди народных традиций были также и те, которые с языческим веяниям не были связаны, а скорее с календарным циклом и погодой. 11 сентября отождествлялось с приходом осени, но песни петь и хороводы водить было запрещено. Странники и бедняки обязательно приглашались к обеденному столу. В праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи христиане не только скорбят о Крестителе, но также поминают усопших воинов.

Что нельзя делать в день Усекновения главы Иоанна Предтечи

Под запретом в этот день любые острые предметы, продукты круглой формы или красного цвета. Запрещено накрывать пышный стол, вести активный образ жизни и радоваться, поскольку именно эти действия привели к трагедии. Нельзя совершать любые действия, которые могут спровоцировать даже малейшие ассоциации с мученической кончиной Пророка. Еда в этот праздник должна быть без излишеств, исключительно постная.

Церковные праздники в Сентябре

Усекновение главы Иоанна Предтечи

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи, ибо осуждал Ирода за то, что тот, оставив законную жену, беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность он поклялся дать ей все, чего она ни попросит. По совету матери Саломия просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод велел отрубить голову Иоанну и отдать Саломии. Та взяла блюдо с головой и отнесла матери. Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но жена домоправителя Ирода погребла голову в глиняном сосуде на горе Елеонской (обретение ее празднуется 9 марта). Над Иродом же, Иродиадой и Саломией Суд Божий совершился еще при их земной жизни. Все они погибли жалкой и позорной смертью.

11 сентября 2014 года православная Церковь совершает поминовение воинов, на поле брани убиенных. Смотрите также все и удобный календарь, где все церковные праздники распределены по месяцам. Удобно смотреть Сентября и что нельзя делать в этот день.

Что надо делать в день Усекновение главы Иоанна Предтечи:

  • Начинать сбор урожая корнеплодов: свеклы, репы
  • Собирать целебные коренья

Что нельзя делать в этот день:

  • Бурно праздновать, петь и танцевать
  • Есть разнообразные овощи, фрукты и другую пищу, имеющую круглую форму
  • Резать что-либо ножом

Приметы на 11 сентября 2014 года, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Церковный праздник:

  • Иван постный пришел, лето красное увел.
  • Иван постный – осени отец крестный.
  • С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.
  • Иван Предтеча гонит птицу за море далече.
  • На Ивана Крестителя журавли пошли на юг – к ранней зиме.
  • С Ивана постного убирали репу.
  • “Репный” праздник отмечался без песен, но обильной едой и угощением нищих, бедных странников.
  • Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана постного – коренья.
  • С этим днем связан запрет есть все круглое, петь и плясать.
  • Соблюдается строгий пост, нельзя употреблять в пищу яблоки, картофель, капусту, арбузы, лук, то есть то, что напоминает голову; считается грехом брать в руки нож и резать что бы то ни было. Запрет на песни и пляски связан с тем, что Саломия ими выпросила у Ирода голову Иоанна Крестителя.

11 сентября отмечается 1 православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 11 сентября

Усекновение главы Иоанна Предтечи

О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14:1-12) и Марка (Мк. 6:14-29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.

После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк. 3, 19-20).

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери - жены Ирода четверовластника - двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.

Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.).

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810 – 820 гг.), - в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847 – 857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня (25 мая ст. ст.).

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Приметы и традиции

На Руси история Иоанна Предтечи была хорошо известна. Она горячо переживалась нашими предками и породила много апокрифических пересказов. Имена Саломии и Иродиады обозначали женское злодейство и коварство. Иродиадами или дочерями Ирода были названы 12 лихорадок.

С этим днем связано немало примет и запретов. Считается, что в этот церковный праздник нельзя петь и плясать, рубить капусту, срезать мак, копать картофель, рвать яблоки, брать в руки косарь, топор, заступу или нож. Даже хлеб ломали руками. Ещё не употребляли борщ или щи (блюда из свежей белокочанной капусты).

В народе говорили, что если на Усекновение главы Иоанна Предтечи резать капусту, то из неё непременно потечет кровь. А у человека, который нарушит запрет и съест что-то круглое, весь год будет болеть голова.

Существует легенда о женщине, срубившей в этот великий церковный праздник капусту, когда же она внесла в дом кочан, то увидела вместо него голову своего ребенка.

11 сентября необходимо соблюдать строгий пост, нельзя есть скоромную пищу. Отсюда и название «Иван постный». Считается, что тот, кто нарушит запрет, в рай не попадет. В народе также эта дата получила название «полетний». Это связано с тем, что наши предки считали, что с этого дня начинается осень.

11 сентября совершали поминовение всех православных воинов, погибших на поле брани. Установлено это поминовение в Русской Православной Церкви ещё при императрице Екатерине II в 1769 году во время войны с турками.

До XIX века в этот день соблюдался торжественный обряд: со всего села к околице собиралась молодежь; туда несли глиняную куклу без головы, одетую в холщовый саван; эту куклу две девушки поднимали и несли к реке, где клали на землю на самом крутом берегу. Толпа, пришедшая с ними, начинала причитать над куклой, как над покойником. После этого двое парней поднимали куклу и бросали в воду.

Наши предки наблюдали за полетом журавлей. Если птицы полетели к югу, то скоро похолодает. Знахари отправлялись в лес собирать коренья. Крестьяне приступали к уборке репы. В некоторых местах устраивали своеобразный «репной праздник», во время которого потчевали бедных и обездоленных.

В этот день угощали родных и близких, а также нищих и странников. Женщины пекли «кулагу», которую готовили из ржаного солода, гречневой или ржаной муки. По внешнему виду она напоминала кашу, но была настолько густой, что её резали ножом. Цвет блюда – от золотисто-розоватого до тёмно-коричневого. На вкус оно кисло-сладкое, с медовым ароматом.

Кулагу варили или заваривали кипятком, ели пресной или закашивали. Блюдо, приготовленное из солода, само по себе имело сладковатый вкус, а кулагу из муки немного подслащивали медом. Обязательно добавляли ягоды, чаще всего калину, аромат которой отлично сочетается с ржаным солодом.


Что нельзя делать в этот день

Также сообщаем важную информацию о том, что нельзя делать на Усекновение. В церкви этот день – строгого поста, нельзя есть мясо, молочные продукты, рыбу. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания (мысль о прелюбодеянии Ирода). Распространены также суеверия о том, что в день Усекновения главы Предтечи нельзя есть пищу круглой формы и использовать рубящие и режущие предметы. На Усекновение не советовали есть круглые фрукты и овощи: яблоки, капусту, картофель, а также красные помидоры, арбузы, потому что они напоминают кровь святого. Это касается и подачи еды. В этот день нельзя есть что-либо, лежащее на блюде — на нем лежала голова Иоанна Предтечи. Запрещалось также петь и танцевать.

* Преподобномученицы Анастасии Римлянки (ок. 249-259). * Преподобного Авраамия Затворника и блаженной Марии, племянницы его (ок. 360). ** Преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского (ок. 1073-1077).
Мучеников Кирилла, Мины и Минея (ок. 249-259); Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Преподобных Анны (Евфимиана) Вифинской (826); Серапиона Зарзмели, Грузинского (900); Аврамия Затворника, в Ближних пещерах почивающего (XII-XIII). Преподобномученика Афанасия Мунтанского (1653). Преподобного Феодосия Сийского (1687). Преподобномученика Тимофея Есфигменского, Афонского (1820). Священномученика Николая (Пробатова) пресвитера и с ним мучеников Космы, Виктора (Краснова), Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мученицы Агафии, Рязанских (1918). Священномучеников Иоанна (Рудинского) пресвитера (1930); Евгения (Ивашко) пресвитера, Тверского (1937); мученицы Анастасии (после 1937); священномученика Леонида пресвитера (1941).

Преподобномученица Анастасия Римлянка

Преподобномученица Анастасия Римлянка с трех лет жила в монастыре близ Рима, у своей воспитательницы игуменьи Софии, которая отличалась святостью жизни. Так как Анастасия была очень красива, то многие из богатых и знатных граждан предлагали ей оставить монастырь и вступить в брак. Искушал ее выйти в мир и злой дух. Но святая, несмотря ни на что, решила посвятить себя Богу. Скоро св. Анастасии пришлось принять мученическую кончину. Император Декий воздвиг гонение на христиан, и начальник Пров потребовал к себе святую мученицу. София убеждала ее не слушать мучителей и оставаться верной Христу. Правитель удивился красоте св. Анастасии и стал стараться отвлечь ее от Христа. «Поклонись богам нашим; они даровали тебе жизнь на веселье, а ты хочешь принять страдание во имя какого-то Распятого; выбери себе жениха богатого и знатного, и наслаждайся жизнью», - говорил Анастасии Пров. Но она отвечала: «Жених мой, богатство и счастье мои - Христос, Господь мой; я желала бы принять смерть за Христа не один раз, а сто, если бы это было возможно». Правитель приказал мучить святую, но она вместо того, чтобы стенать, пела псалмы Давидовы. Мучения стали столь жестоки, что даже народ, привыкший к подобным зрелищам, стал укорять правителя, и тогда он велел отсечь голову святой мученице.

Преподобный Аврамий Затворник

Преподобный Аврамий Затворник с малых лет любил чтение священных книг и, придя в возраст, хотел удалиться в монастырь; но родители настаивали на том, чтобы он женился. Не желая ослушаться родителей, св. Аврамий женился, но через неделю после брака тайно ушел из дому и поселился в одной пустынной хижине. Родители скоро нашли его и удивились. «Оставьте меня здесь, -говорил он родителям, - прославляйте Бога, что Он избавил меня от суетного мира, и молитесь, чтобы дал мне силы подвизаться для спасения». Родители вынуждены были оставить его, и он затворился в своей келье и через небольшое отверстие принимал пищу от родителей. Епископ города, узнав о святом, вызвал его к себе с тем, чтобы отправить его для обращения язычников в один из городов, где никто из посылаемых епископом пресвитеров или диаконов не мог обратить ни одного человека. Аврамию не хотелось оставлять свое уединение, и он долго отказывался; но когда епископ сказал ему: «Живя в уединении, ты заботишься о спасении только себя одного, а в городе можешь спасти многих», - решился идти. Язычники долго не хотели слушать проповеди Аврамия, несколько раз били его; но святой не переставал проповедовать и молиться за них. Тогда язычники уразумели в нем человека Божия и сами пришли и просили его научить их вере в проповедуемого им Бога, и скоро весь город стал христианским. После того Аврамий снова удалился в свою келью. Сюда привели к нему его семилетнюю племянницу, сироту Марию. Он поселил ее во внешней своей келье и учил Псалтири и прочим книгам, и при этом посту, молитве и другим иноческим подвигам. Когда Мария достигла совершеннолетия, то некто, ходивший к Аврамию за советом, обольстил ее. Марии показалось стыдно после того оставаться в келье дяди, и она скрылась от него.
Придя в отдаленный город, она предалась худой жизни и поселилась в гостинице. Узнав об этом, св. Аврамий оделся в одежду воина и отправился в город для спасения своей племянницы. Найдя Марию в гостинице, он приказал приготовить обед. За обедом, сняв воинскую шапку, открылся ей и склонил ее к раскаянию. Мария воротилась в келью, каялась в своих грехах и проводила время в посте, молитве и трудах, так что Господь удостоил ее дара исцелять болезни. Аврамий скоро умер; недолго жила после него и Мария. Жили они в IV в.

Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский

Преподобный Аврамий был архимандритом построенного им в Ростове Богоявленского монастыря. Жил в XI в. В молодых летах он оставил родительский дом и постригся в иноки. В Ростове, у озера Неро, Аврамий поставил себе хижину и проводил время в труде, посте и молитве. Преподобный много трудился в сокрушении идолопоклонничества и водворении христианства в Ростове, так как в то время там было еще много язычников. При помощи святого Иоанна Богослова, который, явившись, дал ему трость, он сокрушил каменного идола Велеса и на месте, где стоял идол, основал монастырь. Язычники не раз пытались сжечь монастырь, но сила Божия и терпение святого сокрушили злобу их. По убеждению святого Аврамия крестилось много язычников. Аврамий особенно действовал на детей: уча их грамоте, крестил и постригал в иноки. Он подавал инокам пример истинного благочестия. Скончался в глубокой старости. Мощи св. Аврамия открыты в начале XVIII в. и почивают в обители.